Основы управления транспортным средством и безопасность движения

Основы управления транспортным средством и безопасность движения

В теории безопасности движения особое значение имеют понятия «остановочный путь», «время реакции водителя» и «тормозной путь».

Основы безопасности дорожного движения

Остановочный путь — путь, пройденный транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

Время реакции водителя — время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию.

Тормозной путь — путь, пройденный транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.

Остановочный путь включает в себя путь, пройденный за время реакции водителя, и тормозной путь. Следовательно, на величину остановочного пути влияют и действия водителя, и поведение транспортного средства.

Если водитель заметил опасность на своем пути заранее и затормозил вовремя, то ему всегда хватит остановочного пути, чтобы избежать ДТП.

Но когда остановочный путь превышает расстояние до препятствия, избежать аварии за счет торможения становится невозможно.

Поэтому очень важно так наблюдать за дорогой, чтобы все опасности находились под контролем, и ни одна из них не застала водителя врасплох.

Однако добиться этого удается не всегда. В темное время суток, в условиях недостаточной видимости опасные объекты могут появиться в поле зрения слишком поздно.

Бывает и так, что водителя подводит собственное зрение — при определенных условиях глаза человека ошибочно оценивают расстояние до объектов или скорость их перемещения.

Такой обман зрения называется оптической иллюзией. Вы должны знать, в каких случаях зрение предоставляет водителю неверную информацию.

Условия Проблема Опасность Совет
Движение в поле, степи, пустыне Искажается восприятие собственной скорости Реальная скорость вашего автомобиля значительно выше, чем вам кажется Чаще сверяться со спидометром и принудительно снижать скорость
Недостаточная видимость
(воздух непрозрачен)
Искажаются расстояния до предметов Любые предметы и объекты находятся ближе, чем вам кажется Дополнительно увеличить дистанцию, начинать торможение раньше, чем обычно
Недостаточная освещенность(сумерки, ночь, пасмурная погода) Искажается восприятие скорости встречного автомобиля Встречный автомобиль приближается быстрее, чем вы ожидаете Соблюдать осторожность при обгоне, оставлять запас расстояния при выезде на встречную полосу

Время реакции водителя

Считается, что у среднестатистического водителя время реакции находится в диапазоне от 0,5 до 1,5 секунды. Это время увеличивается, если водитель находится в состоянии опьянения, утомления или болезни, отвлекается от управления, разговаривает по мобильному телефону и т.д.

Вместе с замедлением реакции происходит увеличение остановочного пути и повышается риск совершения ДТП.

Так, замедление реакции водителя на 1 секунду приведет к тому, что автомобиль, движущийся со скоростью 90 км/ч, при возникновении опасности проедет лишние 25 метров, прежде чем водитель нажмет на педаль тормоза.

Впоследствии этих метров может не хватить для предотвращения ДТП.

Особую опасность представляет утомление водителя. Оно наступает незаметно и зачастую заканчивается тем, что водитель засыпает за рулем. В дальних поездках при первых признаках сонливости нужно остановиться и найти возможность поспать как минимум 30-40 минут.

Тормозной путь автомобиля

Величина тормозного пути зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:

  • Скорость движения;
  • Техническое состояние тормозной системы;
  • Состояние проезжей части дороги;
  • Масса транспортного средства.

Основные правила выбора безопасной скорости мы рассматривали в 10-м разделе нашего курса. Если вы затрудняетесь с ее определением, можно ориентироваться на среднюю скорость транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение значительно быстрее или значительно медленнее транспортного потока создает серьезные опасности на дороге.

Большое влияние на величину тормозного пути оказывает состояние проезжей части. Если на скользкой дороге нажать на тормозную педаль слишком сильно, то может возникнуть ситуация, когда вращающиеся колеса остановились, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.

Такое движение, при котором ТС не катится, а скользит, называется юзом. Движение юзом приводит не к уменьшению, а к возрастанию тормозного пути, поэтому его нужно избегать.

Важно знать!
Наиболее эффективным является торможение на грани блокировки колес. Оно требует умелого пользования педалью тормоза. На скользкой дороге, чтобы не допустить юза, нужно многократно и очень часто нажимать и отпускать тормозную педаль, не давая колесам заблокироваться.

Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС), то она сама выполняет эту работу за водителя. В таком случае, ему остаётся только держать тормозную педаль в нажатом положении до полной остановки автомобиля.

Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращения ДТП при неосторожных действиях водителя. То же самое можно сказать об использовании качественных зимних шин в холодное время года.

Тормозной путь связан с массой автомобиля следующим образом. Независимо от загрузки, торможение обеспечивают четыре колесных тормозных механизма. При увеличении массы нагрузка на них возрастает, тормоза быстро нагреваются, отчего сила трения уменьшается, а тормозной путь — увеличивается.

Особенно заметно это бывает на крутых или затяжных спусках. Во избежание отказа тормозов при длительном движении под уклон, нельзя постоянно использовать педаль тормоза для снижения скорости.

Чтобы скорость на спуске оставалась стабильной, каждый водитель должен владеть приемом, который называется «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, отпустить педаль газа, то двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разгоняться.

Если на крутом спуске этого оказалось недостаточно, то нужно перевести рычаг коробки передач на пониженную передачу — скорость автомобиля снизится и в дальнейшем будет поддерживаться постоянной.

Когда автомобиль находится не на спуске, а на подъеме, у начинающего водителя могут возникнуть трудности при трогании с места. Поскольку тормозная педаль в этот момент не нажата, автомобиль может покатиться назад.

Чтобы не допустить отката, вы можете заранее задействовать рычаг стояночного тормоза, а в момент начала движения отпустить его свободной рукой.

Помимо нагрева, тормозная система не любит сырости. Если при проезде через глубокую лужу в тормозные механизмы попала вода, нужно просушить их, несколько раз активно притормозив на свободном участке дороги. Тепло, которое выделится при торможении, будет способствовать испарению влаги.

Важно знать!
В процессе движения водитель должен стараться избегать резких торможений, поскольку они могут привести к наезду сзади. Перед любым торможением нужно знать, что происходит позади вашего автомобиля. Для этого существуют зеркала заднего вида. Если позади идущее транспортное средство находится на близком расстоянии, чтобы не спровоцировать ДТП, нужно начинать торможение раньше,чем вы привыкли, и нажимать на педаль тормоза более плавно. Если впереди есть свободное пространство, в такой ситуации лучше всего воспользоваться торможением двигателем, вообще не прикасаясь к тормозной педали.

Дорожные условия и движение автомобиля

Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.

Тормозной путь легкового автомобиля
на асфальте на льду
30 км/ч 6 метров 17 метров
60 км/ч 23 метра 69 метров
90 км/ч 52 метра 156 метров

Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.

При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.

Важно знать!
При наезде на скользкую поверхность только одной стороной автомобиля (например, правыми колесами) любое торможение и резкий поворот руля может привести к заносу.

В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь. Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу.

Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.

Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.

Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.

Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.

Вывод автомобиля из заноса

Занос — это процесс, при котором задняя часть автомобиля отклоняется от основной траектории вправо или влево. При сильном заносе не исключено вращение автомобиля на проезжей части и выбрасывание его за пределы дороги.

Занос автомобиля на скользкой дороге может быть вызван одной из трех причин:

  • Резким торможением;
  • Резким разгоном с пробуксовкой колес;
  • Резким поворотом руля на слишком большой скорости, которая не соответствует состоянию дороги.

Важно знать!
Для выхода из заноса необходимо в первую очередь устранить причину, по которой он возник — прекратить торможение, ослабить нажатие на педаль газа, либо повернуть руль в обратную сторону.

После того как причина заноса устранена, водителю остаётся только восстановить правильную траекторию. На разных типах автомобилей это делается по-разному.

Однако в любом случае основным действием является поворот руля в сторону заноса. Чтобы быстро повернуть руль на достаточный угол, держать его нужно немного выше середины рулевого колеса.

Важно знать!
Во время заноса можно пользоваться только рулем и педалью газа. Ни в коем случае не следует нажимать педали тормоза и сцепления.

На заднеприводных автомобилях (грузовики, а также легковые автомобили Mercedes, BMW) необходимо плавно сбросить газ и как следует повернуть руль в сторону заноса. Когда траектория начнет восстанавливаться — повернуть руль обратно на меньший угол.

На переднеприводных автомобилях (большинство моделей легковых автомобилей) нужно задать рулем нужное вам направление движения передних колес и плавно прибавить газ, чтобы отклонившаяся в сторону задняя ось не пыталась «обогнать» передние колеса.

На полноприводных автомобилях (джипы, внедорожники) нужно поворачивать руль, как на переднеприводном автомобиле, и пытаться найти такое промежуточное положение педали газа, при котором траектория начнет восстанавливаться.

Опрокидывание автомобиля

Как правило, автомобиль опрокидывается при движении по дуге. В это время на него действует центробежная сила, величина которой зависит от скорости движения и радиуса поворота.

Необходимо знать, что величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости. Это значит, что с увеличением скорости движения в два раза центробежная сила возрастает в четыре раза.

По этой причине автомобиль не опрокидывается при поворотах на малой скорости, когда центробежная сила не играет существенной роли — на перекрестках, во дворах и т.д.

Но там, где дорога описывает плавную дугу, водители продолжают двигаться достаточно быстро, из-за чего центробежная сила существенно возрастает и становится опасной.

Поэтому вы должны выбирать и поддерживать на закруглении дороги такую скорость, которая не приведет к опрокидыванию. В этом вам помогают дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» 3.24.

Важно знать!
Проходить закругление дороги нужно с постоянной скоростью или с небольшим ускорением. Торможение на повороте, когда автомобиль движется с повернутыми колесами, создает условия для возникновения заноса. Поэтому каждый раз водитель должен снижать скорость до безопасной величины в конце прямолинейного участка перед поворотом.

Риск опрокидывания зависит также от того, какую траекторию поворота выберет водитель при проезде закругления. Чем более плавной является дуга, по которой он движется, тем меньше величина центробежной силы.

В пределах полосы движения или своей половины проезжей части всегда можно сместиться немного влево или немного вправо. Чтобы не опрокинуться на критической скорости нужно еще до начала поворота направить свой автомобиль к внешнему краю закругления дороги.

Иначе говоря, если дорога уходит вправо, отклоняться нужно влево, и наоборот.

Существует и третья причина, от которой зависит вероятность опрокидывания при прочих равных условиях.

Дело в том, что любые предметы с высоко расположенным центром тяжести падают очень легко, а предметы, у которых центр тяжести смещен вниз, отличаются хорошей устойчивостью.

В этом отношении порожний автомобиль всегда устойчивее, чем груженый или перевозящий пассажиров, потому что и груз, и пассажиры размещаются выше уровня колес, а значит, общий центр тяжести у такого автомобиля поднимается вверх.

Поэтому для снижения риска опрокидывания важно соблюдать два правила:

  • При загрузке автомобиля тяжелый багаж следует размещать как можно ниже;
  • На груженом автомобиле нужно проходить закругления дороги с большей осторожностью и сильнее снижать скорость перед поворотом.

Экономия топлива

При движении по одному и тому же маршруту на двух одинаковых автомобилях разные водители израсходуют разное количество топлива. Искусство экономичной езды состоит из множества секретов. Вот несколько простых правил:

  • Поддерживайте свой автомобиль в исправном состоянии;
  • Заправляйтесь качественным топливом;
  • Используйте первую передачу только при трогании с места и на очень крутых подъемах;
  • Не затягивайте переключение передач при разгоне. Последняя по счету передача — самая экономичная;
  • Для плавного снижения скорости не пользуйтесь педалью тормоза, применяйте торможение двигателем;
  • Старайтесь избегать лишних торможений и остановок.

Важно знать!
Резкое нажатие на педаль газа всегда приводит к излишнему расходу топлива и приносит вред вашему автомобилю.
Любое торможение превращает полезную энергию, предназначенную для движения автомобиля, в бесполезную энергию, которая препятствует этому движению. Особенно много энергии теряется при резком торможении.

Посадка водителя за рулем. Приемы действий органами управления

Рабочее место водителя. Быстрота и точность рабочих движений водителя современного автомобиля необходимы для успешного выполнения поставленной задачи.

Удобство пользования органами управления, хороший обзор дороги, наименьшая утомляемость водителя обеспечиваются его правильной посадкой.

Посадка водителя определяется положением его тела, рук и ног относительно органов управления. Спина должна полностью прилегать к спинке сиденья, ноги свободно доставать до педалей, а руки — до рулевого колеса и других органов управления. Такая посадка у водителей считается основной. Основная посадка обеспечивается регулировкой сиденья (спинки сиденья) и определяется рядом показателей (рис. 1.1,а): углом отклонения корпуса от вертикали (А,=20-25 о), углом между корпусом и бедром (А2=85-95°), углом между бедром и голенью (А3= 110-120°), углом между голенью и стопой (А4=90-95°), углом между корпусом и плечом (А5=20- 40°), углом между плечом и предплечьем (А =110-120°), углом между предплечьем и кистью (А7= 130-150°).

У водителей легковых автомобилей значения указанных параметров несколько отличны от приведенных (рис. 1.1,б).

Чтобы занять правильное положение за рулем необходимо переместить сиденье вперед (назад) при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в ко-ленном суставе. Освободив фиксатор, перевести спинку сиденья так, чтобы она плотно контактировала с почти вертикально расположенной спиной и не требовалось изменять для этого положение корпуса (рис. 1.2).

Рис. 1.1. Основная посадка водителя: а — грузового автомобиля; б — легкового автомобиля.

При движении задним ходом, особенно на легковых автомобилях приходится использовать обратную посадку. При обратной посадке водителю необходимо левую руку положить на верхнюю дугу рулевого колеса, что позволяет более точно вести автомобиль задним ходом.

При этом левая нога постоянно находится на педали сцепления, правая — на педали подачи топлива. Корпус тела необходимо повернуть в правую сторону, положив правую руку на спинку сиденья, и наблюдать за дорогой через заднее окно.

Рис. 1.2. Регулировка сиденья водителя

Если сиденье расположено слишком далеко от органон управления, водитель вынужден подтягиваться вперед, держась за рулевое колесо. При этом спина eго отрывается от опоры, и мышцы ее все время напряжены. Если сиденье слишком далеко выдвинуто вперед, то водитель сильно сгибает руки и ноги. Это мешает свободно пользоваться органами управления. Стремление водителя принять удобную позу, не прибегая к регулировке сиденья, ведет к преждевременному утомлению.

Приняв правильное положение за рулем, водитель регулирует ремни безопасности таким образом, чтобы под пристегнутый ремень на уровне груди входила ладонь. Отрегулировав ремни, нужно проверить, насколько удобно пользоваться переключателями на приборном щитке и рычагом переключения передач.

Для хорошего обзора дороги позади автомобиля нужно отрегулировать положение зеркал заднего вида (рис. 1.3, а, б). Внутреннее зеркало устанавливают так, чтобы в его правой части и был виден правый край заднего окна. В правой части внешнею зеркала должен быть видна часть ручки задней дверцы легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового автомобиля. При движении автомобиля можно проверить правильность регулировки, наблюдая за опережающим слева автомобилем: как только его отражение начнет исчезать из внутреннего зеркала, оно тут же должно появиться на внешнем.

Положение рук води теля на органах управления автомобилем, в первую очередь на рулевом колесе, в значительной степени формирует посадку водителя и определяет возможность управления рулевым колесом.

В реальных усложни положение рук водителя может быть различным Оптимальное положение рук на рулевом колесе для левой руки — в секторе 9-10 часов (по аналогии с часовым циферблатом), для правой руки и секторе 2-3 ч (рис. 1.4). Оптимальное положение рук на рулевом колесе обеспечивает максимальный, в любую сторону, угол поворота рулевого колеса при управлении как двумя руками, так и одной рукой в случае манипулирования другой иными органами управления автомобилем.

Рис. 1.3. Регулировка зеркала заднего вида: а — легковой автомобиль; б — грузовой автомобиль.

При управлении автомобилем водитель чаще всего работает с рулевым колесом, рычагом коробки передач, педалью сцепления, педалью подачи топлива и с педалью рабочего тормоза. Существуют определенные правила, которые водитель должен выполнять.

Как при работе с педалью подачи топлива, так и с другими педалями стопа ноги водителя может быть условно разделена на три части (рис. 1.5):

Рис. 1.4. Положение рук водителя на рулевом колесе

I часть стопы — передняя

— гибкая и чувствительная, но не сильная, поэтому ей нажимают на педаль газа, но обязательно при этом, опираясь на каблук, чтобы нога меньше уставала;

II часть стопы — средняя

  • — сильная и гибкая, ею нажимают педали сцепления и тормоза, требующие значительного усилия для их нажатия;
  • Ш часть стопы — пятка наиболее сильная, но не чувствительная. Она обычно служит опорой для ноги. Нажимать на педали ею неудобно. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой — на педаль газа и тормоза.

Рис. 1.5. Схема стопы водителя и положений ног на педалях сцепления и тормоза

Рис. 1.6. Положение правой ноги на педали газа

Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта с педалью газа (рис. 6). При торможении стопа почти без смещения за счет поворота мыска нажимает на педаль тормоза. Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления (рис. 1.7) или на полу перед ней.

С помощью педали подачи топлива регулируется подача горючей смеси в цилиндры двигателя. При нажатии частота вращения двигателя увеличивается, а при отпускании — уменьшается. Соответственно изменяется и скорость движения автомобиля. Води гель в зависимости от условий движения все время то нажимает, то отпускает эту педаль или держит ее в нажатом положении. Нажимать па педаль подачи топлива рекомендуется плавно, передней частью стопы с упором на каблук (рис. 1.6).

Рис. 1.7. Варианты свободного положения левой ноги водителя

Нажимая на педаль сцепления, водитель разобщает двигатель с коробкой передач, а плавно отпуская ее при трогании с места или переключении передач, соединяет двигатель и коробку передач. Включать и переключать передачи следует при полностью выжатой педали сцепления. Попытки включить передачу при включенном сцеплении приводят обычно к поломкам в узлах и агрегатах трансмиссии. При включенной передаче в коробке передач педаль сцепления необходимо отпускать (включать сцепление) всегда плавно, но быстро. При этом, чем ниже передача, включенная в коробке, тем плавнее отпускать педаль сцепления. При резком включении сцепления на трансмиссию передается ударная нагрузка, ускорение придается автомобилю рывками.

При работе с рычагом переключения передач необходимо сохранять правильное положение правой кисти на рычаге, держа ее в обхват рукоятки, и полностью включать передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Положение кисти рук при переключении передач

Стояночный тормоз необходимо включать правой рукой, держа большой палец на кнопке (рычаге) фиксатора, другие пальцы — на рукоятке тормоза. Для включения стояночного тормоза, не нажимая на кнопку фиксатора, потянуть рычаг вверх к себе до ограничения хода (при этом слышен характерный щелчок фиксатора). Для выключения стояночного тормоза потянуть дополнительно рычаг на себя, нажать кнопку фиксатора и опустить рычаг от себя до упора (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Положение правой руки на стояночном тормозе

Эксплуатационные показатели транспортных средств.

Просмотр содержимого документа
«Основы безопасности дорожного движения»

по разделу: «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»

ТЕМА 5. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Основные элементы теории движения автомобиля. Схема сил, действующих на автомобиль. Расположение центра тяжести автомобиля. Сцепление колес автомобиля с дорогой. разгон автомобиля. Понятие об ускорении. Средняя скорость движения.

Дать систематизированные основы теории движения автомобиля. Концентрировать внимание обучаемых на связях сил, действующих на автомобиль с безопасностью движения.

Способствовать формированию творческого мышления по принятию правильного решения при возникновении заноса, потере управления.

Количество часов занятия – 2 часа.

  1. Место проведения – кабинет теоретической подготовки водителей.
    Учебно-материальное обеспечение занятия

Илларионов А.И., Мишурин В.М. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Транспорт, 1995.

Коноплянко В.И., Рыжков С.В., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: ДОСААФ, 1989.

Наглядные пособия, ТСО:

1.Видеофильм 2. Телевизор. 3.Видеомагнитофон. 4.Плакат. 5.Мультимедийная установка. 6.Ноутбук

  1. Задание студентам для подготовки к занятию

1. Коноплянко В.И., Рыжков С.В., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: ДОСААФ, 1989, стр. 23-30, 107-109.

Проверяется состав группы;

доводится номер и наименование изучаемой темы;

формулируется цель и содержание вопросов;

приводится перечень литературы для самостоятельного изучения;

5.1.Схема сил, действующих на автомобиль.

5.1.1.Силы, действующие на автомобиль при криволинейном движении.

5.2.Величины тормозных сил на колёсах.

5.2.1.Остановочный и тормозной путь, замедление.

5.3. Устойчивость и управляемость автомобиля.

5.4. Понятие о проходимости автомобиля.

При раскрытии первого вопроса акцентировать внимание студентов на силы, действующие на автомобиль при различных условиях движения, скорости и состоянии дорожного покрытия.

Во втором вопросе довести до обучаемых понятие о коэффициенте сцепления и коэффициенте сопротивления качению, их влияния на безопасность движения.

В заключении занятия подвести её итоги. Указать изучаемые на занятии вопросы, степень достижения учебных целей, довести оценки полученные курсантами в ходе работы. Задание на самостоятельную подготовку записать на доске.

  1. Организация и формы текущего контроля

Текущий контроль целесообразно проводить в форме опроса отдельных обучающихся с целью проверки готовности их к занятию степени усвоения материала, а также для стимулирования и активизации работы обучающихся.

  1. Методические рекомендации по подготовке к занятию

При подготовке к занятию преподаватель углубленно изучает (повторяет) материал, настоящую разработку, подбирает требуемые примеры, разрабатывает план чтения занятия. Занятие проводится в специализированной аудитории.

  1. Задание студентам для самостоятельной работы

Рекомендовать обучающимся на самоподготовке повторить и углубить изученный материал, пользуясь учебником:

1. Коноплянко В.И., Рыжков С.В., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: ДОСААФ, 1989.

Методическую разработку составил преподаватель:

Методическая разработка обсуждена

Протокол « __ » от ________200__г.

ТЕМА 5. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Вы за рулём автомобиля, перед глазами набегающая со скоростью 10-20 м/с дорога. Здесь водителю некогда вспоминать, как устроены и работают механизмы автомобиля, какие из них необходимо задействовать в той или иной обстановке. Но в одной из ячеек памяти должны храниться эти знания- целый банк знаний.

Движение автомобиля возникает и законы движения вступают в силу только после того или иного действия водителя. Эти механические законы принято подразделять на относящиеся:

к динамичности двигателя, т.е. скоростными свойствами автомобиля;

к его проходимости и манёвренности, т.е. способности преодолевать или обходить препятствия;

к устойчивости и управляемости, т.е. способность автомобиля послушно следовать заданным водителем курсом;

к плавности хода, т.е. к обеспечению благоприятной характеристики колебаний автомобиля;

к экономичности, т.е. способности автомобиля совершать полезную транспортную работу при минимальном расходе топлива и других материалов;

к безопасности, т.е. к способности выполнять все перечисленные задачи, не ставя под угрозу здоровье и жизнь людей, сохранность участвующих в движении транспортных средств, окружающие строения и природу.

Если водитель получает достаточную информацию, и ничто не мешает ему быстро, точно обрабатывать ее и принимать верные решения, то каждый закон поведения автомобиля рассматривается по схеме:

автомобиль движется в таких-то условиях;

в местах контакта шин с дорогой и поверхности автомобиля с воздухом происходят такие-то явления.

Водитель действует, чтобы сохранить или изменить данный характер движения:

— действия водителя становятся «командами», которые передаются через органы управления механизмам, а от них колёсам.

В местах контакта происходят новые явления, характер движения автомобиля сохраняется или изменяется. Заканчивается цикл новой информацией — будь то показания приборов, изменение положения автомобиля по отношению к дороге, скрип тормозов и т.д. и начинается новый цикл.

25.1. Схема сил, действующих на автомобиль

При прямолинейном движении на автомобиль действует несколько сил.

Где: G — сила тяжести, приложена в центре масс автомобиля (в килограммах-силах она численно равна полной массе автомобиля).

РТ — сила тяги, приложенная к ведущим колесам и равна величине крутящего момента, подведенного к ведущим колесам от двигателя, поделенной на радиус колеса.

Рс — суммарная сила сопротивления качению, приложена к колесам автомобиля, зависит от состояния дорожного покрытия и массы автомобиля.

где: a — угол, характеризующий крутизну подъема дороги.

f – коэффициент сопротивления качению, характеризующий состояние дорожного покрытия или грунта, в таблице.

Значение коэффициента сопротивления качению для колес с пневматическими шинами

Вид и состояние дорожного покрытия

для шин низкого давления

для шин сверхнизкого давления

Грунтовая дорога, сухая

Грунтовая дорога, мокрая

Рw – сила сопротивления воздуха, приложена к лобовой поверхности и зависит от скорости движения и величины лобовой площади.

ри скорости движения менее 60 км/ч она незначительна, при большой скорости её значение возрастает в квадратной зависимости от скорости.

Р
j – сила инерции, приложенная в центре масс автомобиля. Зависит от массы автомобиля. Возникает при трогании автомобиля с места, при изменении скорости и направления движения, при торможении. При трогании и разгоне направлена назад, при торможении вперед, при повороте – в сторону обратную поворота.

Р — сила сопротивления подъему (проекции, параллельная дороге), приложена в центре масс автомобиля, при движении автомобиля на подъем (на спуске), эта сила направлена в сторону уклона и называется скатывающей силой.

Z – нормальные реакции дороги на колеса, приложены к колесам перпендикулярно дороге. Сумма всех сил реакции дороги равна нормальной нагрузке автомобиля на дорогу – проекции, перпендикулярной дороге.

Для обеспечения равномерного движения автомобиля сила тяги на ведущих колесах должна быть равна сумме всех сопротивлений:

Водитель может регулировать силу тяги на ведущих колесах изменением частоты вращения коленчатого вала и включением различных передач в коробке передач и в раздаточной коробке.

Наибольшая сила тяги развивается при наибольшем крутящем моменте двигателя и при включении низших передач. С переходом на более высокие передачи сила тяги уменьшается. Для реализации силы тяги на ведущих колесах и обеспечение движения автомобиля должна быть создана сила сцепления Рсц, равная силе тяги или больше её.

Если это условие не выдержано и сила тяги превысит силу сцепления, колеса начинают буксовать и движение становится невозможным. Сила сцепления создается при взаимодействии ведущих колес с дорогой (грунтом). Она зависит в основном от массы автомобиля, приходящейся на ведушие колеса (сцепного веса), и от состояния дороги или грунта, которое характеризуется коэффициентом сцепления шин с дорогой

Отношение величины усилия, необходимого для перемещения автомобиля с заторможенными колесами к его весу называется коэффициентом сцепления.

Значения коэффициентов сцепления для колес с пневматическими шинами указаны в таблице №1.

Вид дорожного покрытия

Снежная укатанная дорога

На дорогах с твердым покрытием, когда начинается дождь, коэффициент сцепления резко падает до 0,2-0,3. Это объясняется тем, что первые капли дождя, смешиваясь с поверхностной пылью, и остатками нефтепродуктов, создает масляную пленку, которая некоторое время держится на дороге. В дальнейшем, когда эта пленка будет смыта дождем с дороги, коэффициент сцепления вновь возрастает до 0,5 – 0,7. На влажной брусчатке коэффициент сцепления снижается до 0,2 – 0,25.

На дороге, покрытой опавшими листьями, особенно в сырую погоду, коэффициент сцепления может снижаться до 0,15 – 0,2. Свежевыпавший и тут же укатанный снег имеет очень низкий коэффициент сцепления 0,1 – 0,2 (при температуре 0 0 С).

При трогании автомобиля с места создается опрокидывающий момент М, вызываемый силой инерции Р. Он направлен вдоль продольной оси автомобиля и вызывает перераспределении массы по осям, равен он произведению силы инерции Р, на высоту центра масс.

При этом перегружается задняя ось.

25.1.1. Силы, действующие на автомобиль при криволинейном движении

При криволинейном движении на автомобиль действуют следующие силы:

Боковые силы Р – вызываются силой инерции (центробежной силой). Чем больше скорость движения и чем меньше радиус закругления дороги, тем больше боковые силы.

На повороте центробежная сила создает Мопр., который направлен перпендикулярно оси автомобиля и вызывает перераспределение массы машины по бортам. Колеса с внешней стороны поворота перегружаются, колеса с внутренней стороны разгружаются. При значительном опрокидывающем моменте автомобиль может потерять устойчивость.

25.2. Величины тормозных сил на колесах

Автомобиль предназначен для быстрого движения, но чтобы ездили быстро, надо иметь возможность быстро замедлять ход автомобиля и останавливать его, когда перед ним возникает какое-либо препятствие или поворот дороги, когда ухудшается видимость, наконец, когда автомобиль достигает пункта назначения.

Замедление достигается следующими путями.

1. Движение накатом, без подачи усилия от двигателя к колесам.

2. Более заметного замедления можно достигнуть при неразобщенном от колес двигателе, но с отпущенной педалью подачи топлива. Это уже не накат, а торможение двигателем. Торможение двигателем имеет много достоинств. Использовать двигатель в качестве тормоза особенно необходимо при движении по длинному спуску, чтобы предотвратить нагрев и износ тормозных накладок. Если спуск очень крутой и продолжительный следует включить 2 и даже 1 передачу. Тогда двигатель будет работать с большей частотой вращения вала (без обильной подачи топливной смеси в цилиндры) и его сопротивление возрастает. Но торможение двигателем не приводит к полной остановке автомобиля, так как (при не выключенном зажигании) двигатель все же работает, хотя и не развивает момента и мощности, и автомобиль после известного уменьшения скорости, медленно катится при малой частоте вращения вала двигателя или чаще всего двигается рывками.

Значит, необходимо какое-то сопротивление, на преодоление которого была бы израсходована вся накопленная кинетическая энергия.

Таким сопротивление и является сила трения, возникающая при действии тормозов. Тормозная сила не должна быть больше силы сцепления колес с дорогой, иначе заторможенные колеса начнут скользить по дороге, пойдут, как говорят водители, юзом. Следовательно, торможение более эффективно тогда, когда колеса только начинают скользить, но еще не скользят.

Скорость движения автомобиля приходится непрерывно изменять. Предупреждение ДТП чаще всего связано с необходимостью интенсивного, резкого снижение скорости автомобиля вплоть до его остановки. Поэтому, тормозная система является одной из самых ответственных за безопасность движения частей автомобиля. В качестве измерителей тормозных свойств приняты среднее установившееся замедление автомобиля за период полного торможения и тормозной путь автомобиля, т.е. путь, проходимый автомобилем от начала воздействия водителем на орган управления до остановки.

25.2.1. Остановочный и тормозной путь, замедление

Полный установочный путь автомобиля при экстренном торможении механизмов зависит от состояния тормозов, дороги, скорости движения и степени подготовленности водителя. При внезапном появлении опасности водитель должен оценить ситуацию, принять решение и начать действовать (перенести ногу на педаль рабочего тормоза). Это время принято называть временем реакции водителя. За это время автомобиль пройдет путь Sр. Время с момента нажатия на педаль тормоза до момента, когда тормоза начнут торможение, называется временем срабатывания тормозов, за которое автомобиль пройдет путь Sср. Наконец с момента начала торможения и до полной остановки, автомобиль пройдет путь. Таким образом, полный остановочный путь автомобиля складывается из суммы пути пройденного за время срабатывания тормозов и тормозного пути:

Рассмотрим эти составляющие остановочного пути.

А) время реакции водителя зависит от степени его подготовленности и состояния и колеблется от 0,4 до 1,5 и более. Подготовленный и опытный водитель реагирует на изменение ситуации на дороге и быструю смену событий почти бессознательно и мгновенно. Болезненное или угнетенное состояние, утомление водителя, состояние опьянения значительно увеличивают время реакции. Возраст, сосредоточенность водителя, интенсивность движения, состояние дорожного полотна также оказывают влияние на время реакции водителя.

Принято считать, что у хорошо обученного, неутомленного водителя время реакции в среднем равно 0,8с. Время срабатывания тормозов и их состояния. При гидравлическом приводе оно составляет в среднем 0,2 — 0,3с., при пневматическом — значительно больше 0,6 – 0,8с.

Величину тормозного пути /в метрах/ можно вычислить по формуле:

где: kэ — коэффициент, учитывающий техническое состояние тормозов и массу транспортного средства: 1,44 – легковые

V — скорость движения до начала торможения;

Из формулы видно, что величина тормозного пути прямо пропорционально квадрату скорости, при котором началось торможение.

Увеличение скорости в два раза вызывает увеличение тормозного пути в четыре раза, увеличение скорости в три раза – увеличение тормозного пути в девять раз и т.д. Водитель должен всегда помнить об этом и выбирать такую скорость движения, которая обеспечит уверенную остановку автомобиля в случае аварийной ситуации.

Оказывает большое влияние и коэффициент сцепления колес с дорогой. Например при скорости = 30 км/ч расчеты показывают:

Дорожные условия и безопасность движения

Дорожные условия и безопасность движения

Дорожные условия и безопасность движения — эти понятия не отделимы друг от друга. Сложные дорожные условия — одна из причин напрямую влияющая на безопасность движения.

К дорожным условиям можно отнести как качество самого дорожного покрытия (ямы,неровности,выбоины,разметка), так и погодные условия, а также рельеф местности (например, движение по серпантину в горах).В этой статье мы кратко остановимся на тонкостях управления автомобилем в наиболее сложных дорожных условиях.

Дорожные условия и безопасность движения

Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях так или иначе касается всех водителей. Несмотря на то, что большая часть населения проживает в городах, городская дорожная сеть далека от идеала. Поэтому даже в крупных городах сложные метеорологические условия и традиционно «внезапная» зима каждый год провоцируют массу ДТП.

В соответствии с требованиями ПДД водитель обязан соблюдать необходимые меры безопасности, избегать возникновения аварийных ситуаций вплоть до полной остановки транспортного средства.

В то же время, дорожные службы обязаны вовремя реагировать на изменение погодных условий, на качество дорожного покрытия и предпринимать все меры по обеспечению безаварийного движения транспорта.

Однако на практике картина представляется несколько иной.

При сложных дорожных условиях безопасность движения в первую очередь зависит от мастерства водителя,его внимательности в сочетании с осторожностью.

Соблюдение несложных правил, позволит сократить вероятность ДТП в несколько раз.

Вождение в гололед

Одним из наиболее опасных дорожных условий является гололед. Характеризуется он стекловидным покрытием на дороге, которое состоит из льда, пыли и воды. Ввиду особого состояния воды при минусовых температурах, любой предмет на наледи легко скользит по произвольной траектории. Автомобиль, попадая на обледенелое дорожное покрытие, практически всегда теряет управление из-за недостаточного сцепления. Особо опасны состояния: лёд+свежий снег, лёд+вода. При гололеде несомненными плюсами будут:

— качественные шипы и квалифицированное шипование;

— антиблокировочная система тормозов ABS ;

— небольшая скорость движения;

К гололеду также относится и снежный накат, имеющий сходную структуру и низкий коэффициент сцепления.

Управление автомобилем в условиях гололеда:

— трогание плавное, без рывков в прямом направлении;

— торможение плавное, без выключения сцепления, при необходимости – переход на низшие передачи;

-использование приема прерывистого торможения (Для автомобилей без ABS);

— не раскручивать двигатель, «газовать» плавно и постепенно. Это же касается и переключения передач. Любые рывки и перегазовки практически гарантированно приводят к срыву ведущих колес и заносу автомобиля.

— с механической коробкой, переключение передач должно быть максимально быстрым, с идеально подобранными оборотами двигателя;

— движение в гору следует производить на более повышенных оборотах двигателя, примерно +20% к номиналу. Это позволит переключаться более аккуратно, не допуская срыва колес в пробуксовку.

-если уж забуксовали, следует раскачивать автомобиль. Не в коем случае не «газуйте»! Колесо очень быстро закопается в лед, и тронуться без помощи будет уже невозможно. Критически опасные периоды – весна и осень, время суток – утро и вечер.

Вождение в снегопад

Также довольно частое явление в нашей стране. Влечет за собой две основные опасности – ухудшение видимости и изменение сцепления с дорогой. Первое очень опасно, особенно ночью. Свет фар мгновенно рассеивается падающими снежинками, лучи фар становятся бесформенными и дорожное покрытие практически не освещают. При сильном снегопаде ночью возможен эффект само ослепления – когда световое пятно ухудшает видимость почти до нуля.

Снегопад грозит снижением эффективности сцепления с дорогой. По этой причине стоит снижать скорость до максимально возможной. Заранее, при первых же признаках снегопада проверьте работу дворников и омывателя.

Стиль вождения аналогичен управлению в условиях гололеда. Очень опасны торможения на гладкой и/или неровной поверхности – на булыжных мостовых, трамвайных путях, дорожной разметке и т.д. Почти всегда это чревато потерей управления.

Нужно учесть, что снег почти всегда быстро забивает световую оптику. Неудивительно, что через полчаса езды ваши фары могут перестать освещать путь, а стоп-сигналы и указатели поворотов будут совершенно не видны! Это очень опасно!

Если впереди автомобиль с шипованными шинами – увеличьте дистанцию. Такие автомобили, особенно под управлением новичков, имеют обыкновение внезапно «вставать колом», подставляясь под удар. Ознакомиться с основными правилами вождения в зимний период вы можете почитав статью: «Вождение зимой».

Предельное внимание к разметке, знакам, светофорам, особенно на незнакомой дороге. Их может быстро замести, а вы, невольно, спровоцировать аварийную ситуацию. Почитайте статью: «Действия водителя при ДТП».

Должен быть исправен обогреватель – во время снегопада стекла быстро запотевают и можно почти мгновенно «ослепнуть».

Снежные заносы и даже небольшие сугробы проезжаем медленно, чтобы не получить удар в бампер.

Зимой полезно иметь ремни или цепи противоскольжения – это может выручить в сложной ситуации. Позаботьтесь также о лопате и хорошем тросе.

Управление автомобилем в дождь

Дождь, ливень. Основные опасности также две – снижение видимости и изменение сцепления с дорогой. Дождь переносится несколько легче, чем снегопад, хотя бы, потому что не несет, как правило, резкого изменения температуры воздуха и не «забивает» световые приборы. Однако неприятные «сюрпризы» есть и у дождя. Он имеет обыкновение заливать ямы значительных размеров и глубины, которые становятся неотличимы от обыкновенной лужи. Попасть колесом в такую яму как минимум неприятно, как максимум – грозит вырванной подвеской и опрокидыванием.

На незнакомой дороге следует вести себя крайне осмотрительно, и не превышать скорость. Во-первых, можно попасть в «замаскированную» водой, уже упомянутую яму. Во-вторых, можно «схватить» аквапланирование. Это очень неприятный эффект, который характеризуется полной или частичной потерей контакта колеса с дорогой. Физика явления проста. На определенной скорости колесо уже не может вовремя «выдавить» из-под себя слой воды и начинает в буквальном смысле плыть. Сцепление с дорожным покрытием при этом нулевое и автомобиль почти всегда теряет управление. А это – потенциальная авария.

Ввиду того, что аквапланирование возникает на достаточно высокой скорости, зачастую водители сталкиваются с ней на загородных трассах или городских скоростных магистралях. Что значит потеря управления автомобилем в условием оживленного попутного и встречного движения, объяснять, полагаем, не нужно. Кроме того, то же аквапланирование делает невозможным быстрое и эффективное торможение. А если, к тому же, половина колес катится по твердому асфальту, а половина – «плывет»? Нажатие на педаль тормоза почти гарантирует мгновенный занос автомобиля.

При попадании в лужу не следует менять траекторию движения и резко тормозить. Лучший выход – плавно сбросить газ с одновременным притормаживанием.

Движение в условиях тумана

Туман является промежуточным по сложности явлением между снегопадом и ливнем, имеющий, однако, свои особенности. Туман может сделать видимость нулевой, то есть вы не будете видеть ничего, кроме капота своего автомобиля. Туман часто зовется «обманщиком» или «генератором иллюзий» — он хорошо поглощает свет и звуки. Причем звуки он может искажать, например иллюзорно приближая далекие звуки, а близкие значительно отдаляя. Особенно опасен утренний или внезапный туман, обычно в районах озер и рек. Вхождение в туман может быть внезапным для водителя, что чревато тяжелейшими авариями.

При приближении к туману обязательно снижаем скорость практически до нуля, так как на расстоянии понять и почувствовать плотность тумана невозможно. Обязательно включаем все световые приборы. Некоторые специалисты рекомендуют открыть окна и периодически подавать звуковые сигналы. Если видимость нулевая, лучше не продолжать движение и найти возможность вообще съехать с дороги. Туманы явление не очень продолжительное, однако, крайне опасное. Каждый год мы видим жуткие аварии не только на отечественных трассах, но и на зарубежных автобанах с десятками, а то и сотнями разбитых авто и покалеченных водителей. Хорошим помощником будут качественные и правильно отрегулированные противотуманные фары.

Езда в ночное время

Тяжелый период для вождения. Особенно это касается неосвещенных загородных трасс. Несмотря на то, что интенсивность движения ночью падает в десятки раз, вероятность попасть в аварию, наоборот, значительно возрастает. Внимание ослабевает, нарушается привычный режим бодроствования и сна, естественно снижается время реакции водителя.

Основные опасности ночной езды:

— повышенная утомляемость и усталость,

— опасность засыпания за рулем,

— ослепление встречным и попутным транспортом,

— искажение видимости, необъективная оценка расстояния, цвета и структуры объектов.

Для движения ночью существуют свои правила и ограничения:

— всегда снижайте скорость до минимальной, особенно зимой и на незнакомой дороге.

— никогда не смотрите на встречный свет фар! Если вы случайно «поймали» луч – тут же сбрасывайте скорость и плавно останавливайтесь, не меняя полосы движения.

— внимательно смотрите на обочину. Это позволит не съехать с покрытия (при отсутствии разметки) и вовремя заметить стоящий на обочине автомобиль или идущего пешехода.

— если встречный автомобиль слепит вас – поморгайте ему несколько раз дальним светом. Встречный автомобиль должен поморгать в ответ. Если этого не происходит – водитель встречного авто не понял вас или просто не замечает ваших сигналов. Тут имеется три варианта: остановиться и пропустить, продолжать движение с ближним светом, продолжать движение, но включив дальний. Каждый сценарий имеет своих сторонников и противников, определяйтесь сами. Наша рекомендация – снизить скорость вплоть до остановки.

— повороты проходятся медленно, особенно в незнакомой местности. Ночью без яркой разметки очень трудно оценивать кривизну поворотов, поэтому рисковать не стоит.

— самое опасное время около 4 часов утра. Обязательно попросите кого-то подменить вас, а если вы единственный водитель – стоит поспать. Найдите безопасное местечко и поспите хотя бы полчаса. Обычно этого срока хватает, чтобы восстановить силы.

Напоследок, учитывая начало курортного сезона, небольшие рекомендации по езде в горной местности.

Горные серпантины

Иногда, например, путешествуя на юг, с горными дорогами может столкнуться и неподготовленный водитель. Управление в горах также имеет свои особенности. Главное – соблюдение техники безопасности. Распространенные происшествия на горных дорогах это съезд с дорожного полотна дороги, столкновения при обгоне на подъеме, превышение скорости на спусках и соответствующая потеря управления с «вылетом» с автомагистрали или попутным столкновением.

Главное правило – снижение скорости. Если серпантин достаточно высок, непривычное кислородное голодание может влиять на восприятие скорости и расстояния, провоцировать иллюзии. Если у вас нет опыта вождения в горной местности, лучше исключить обгоны – это довольно опасно. Снижение скорости необходимо еще и потому, что горные повороты, как правило, очень крутые.

При необходимости остановки постарайтесь исключить ее на подъеме. Всегда останавливайтесь на спуске, причем величина подъема или спуска значения не имеет.

Заранее запаситесь противооткатными клиньями или, хотя бы, парой плоских булыжников – это может понадобиться.

Запаситесь тормозной жидкостью и тосолом. На горных дорогах тормоза часто выходят из строя, а автомобили закипают. Особенно это критично в летний зной.

Рекомендации по вождению в условиях горной дороги:

— исключите переключение передач на подъеме.

— если вы заметили впереди медленно движущийся автомобиль – не приближайтесь к нему, продолжая движение на расстоянии. Это необходимо на случай потери тем управления.

— при видимом препятствии на подъеме заранее переключитесь на пониженную передачу, но двигатель не перекручивайте – очень быстро получите перегрев!

— на спуске категорически запрещено глушить двигатель и выключать скорость!

— учитывайте «мертвые зоны», особенно у большегрузов.

Безопасность движения в сложных дорожных условиях зависит в первую очередь от самого водителя,его мастерства, осторожности, внимания и здравого выбора манеры вождения.

В заключении я предлагаю прочесть статью блога: «Культура вождения» ,что напрямую влияет как на безопасность движения,так и на вождение в сложных дорожных условиях.

Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, если есть что добавить или хотите оставить отзыв, в комментариях.

Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством

Влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении. Наиболее опасный период накопления водителем опыта.

Условия безопасного управления транспортным средством. Регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока.

Показатели эффективности управления транспортным средством. Зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности. Снижение эксплуатационного расхода топлива – действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством. Влияние модели управления гонщика в транспортных потоках различной плотности на среднюю скорость транспортного средства и эксплуатационный расход топлива.

Модель безопасного и эффективного управления транспортным средством. Проблема экологической безопасности. Принципы экономичного управления транспортным средством. Факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.

Тема 6. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения

Безопасность пассажиров транспортных средств. Результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности. Опасные последствия срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств. Мифы о ремнях безопасности. Законодательство РФ об использовании ремней безопасности.

Детская пассажирская безопасность. Назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств. Необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста. Законодательство РФ об использовании детских удерживающих устройств.

Безопасность пешеходов и велосипедистов. Подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов. Световозвращающие элементы их типы и эффективность использования.

Особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений. Обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.

Решение ситуационных задач

Моделирование различных ситуаций для выработки алгоритма наблюдения за дорожной обстановкой и ее анализа. Решение ситуационных задач с использованием технических средств обучения. Контроль знаний.

Примерные рабочие программы

Учебных предметов профессионального цикла

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лекция к разделу

Основы безопасности дорожного движения

Принципы экономичного управления автомобилем

Скачать:

Вложение Размер
printsipy_ekonomichnogo_upravleniya_avtomobilem.docx 20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Лекция к разделу

Основы безопасности дорожного движения

Принципы экономичного управления автомобилем

Основные принципы экономичного управления автомобилем:

  • эффективный пуск, прогрев двигателя, трогание автомобиля с места и начало движения;
  • правильное управление дроссельной заслонкой карбюратора, сцеплением, своевременное переключение передач;
  • рациональный выбор соответствующей передачи и скорости движения;
  • рациональное выполнение режимов разгона и замедления;
  • правильный выбор экономичной скорости движения;
  • эффективное использование потенциальных топливно-скоростных характеристик автомобиля.

Общее правило экономичного управления автомобилем – это работа двигателя в области максимального крутящего момента и минимального удельного расхода топлива. Реализация этого правила на практике в полном объеме по ряду причин невозможна, так как во всех случаях главным остается критерий безопасности дорожного движения и принцип неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения.

Пуск автомобиля . Подготовка к пуску и пуск холодного двигателя – организующее начало экономичной и эффективной работы автомобиля в целом.

В зимних условиях эффективность Пуска холодного двигателя снижается. Предельная температура пуска холодного двигателя легковых автомобилей составляет минус 25. 30 °С и зависит прежде всего от технического состояния двигателя и системы зажигания, степени заряженности аккумуляторной батареи, сорта применяемого масла и соответствия применяемого топлива по испаряемости.

Недостаточно интенсивный подогрев впускного трубопровода заметно ухудшает условия испарения в нем топлива, что является одной из основных причин повышенного расхода топлива.

Правильный прогрев холодного двигателя – доступный резерв экономии топлива. После пуска двигатель следует прогреть в течение 4. 5 мин при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала, затем еще в течение 3. 5 мин при повышенной частоте вращения до температуры охлаждающей жидкости 30. 40 °С.

Следует иметь в виду, что в случае повышения частоты вращения коленчатого вала продолжительность прогрева сокращается, но расход топлива увеличивается в 2. 2,5 раза. Так как и содержание СН в выхлопных газах в режимах прогрева возрастает в 1,9. 2,2 раза, то двигатель до рабочих температур целесообразно прогревать во время движения автомобиля.

Трогание автомобиля с места . Неумение водителя выдерживать рациональный режим при пуске, прогреве двигателя, а также в начале движения автомобиля и при непродолжительных его остановках увеличивает долю неэкономичных режимов в общем балансе времени пребывания автомобиля на линии на 10. 20 %.

Прогрев автомобиля при температуре воздуха –18 °С происходит на протяжении первых 10 км или в течение 25 мин. Легковой автомобиль среднего класса, при температуре окружающего воздуха –16. –18 °С расходует на первый километр пути топлива в 2,5 раза больше, чем при нормальном тепловом состоянии. Из этого следует, что короткие выезды автомобиля зимой чрезвычайно невыгодны.

Снижение температуры охлаждающей жидкости с 85 до 45 °С увеличивает расход топлива на 10 % практически у всех автомобильных двигателей, причем снижение температуры на каждые 10 °С приводит к ухудшению топливной экономичности автомобиля на 2,5 %. Приведенные цифры относятся к условиям движения автомобиля на горизонтальной дороге. Поэтому в зимний период эксплуатации для поддержания необходимой температуры охлаждающей жидкости рекомендуется применять утеплитель радиатора.

Разгон автомобиля . Современные легковые автомобили имеют достаточный запас мощности для обеспечения быстрого разгона. Однако, прежде чем полностью использовать этот весьма высокий динамический фактор автомобиля, необходимо решить, нужно ли делать разгон, поскольку он существенно увеличивает расход топлива и в городских условиях составляет 45. 50 %. В напряженные часы «пик» он увеличивается на 10. 20 %.

Экономичными для легковых автомобилей с высокооборотными двигателями следует считать разгоны, совершаемые при открытии дроссельной заслонки на 50 % и переключении передач при частоте вращения коленчатого вала 3000. 3600 об/мин. Разгон автомобиля в случае открытия дроссельной заслонки на 75 % и выше неэффективен, так как не обеспечивает экономичной работы автомобиля.

Движение при постоянной скорости . Продолжительность работы автомобиля на установившихся скоростях в городских условиях относительно невелика, а на трассах имеет большое значение для экономии топлива. С учетом дорожных условий автомобиль должен двигаться на максимальной передаче.

Замедление движения автомобиля . Снижение скорости автомобиля необходимо производить плавно, с максимальным использованием наката. Использование наката наиболее эффективно при движении по дороге с переменным профилем.

В процессе движения водитель должен выбирать такую скорость, которая обеспечивала бы при смене сигнала светофора приближение к перекрестку накатом. Такой режим безопасен, а техника его проста.

Умелое использование наката в зависимости от дорожной обстановки обеспечивает экономию топлива.

Наибольший эффект накат дает на магистралях с длинными пологими спусками, на которых можно сэкономить до 10 % топлива. Однако – следует иметь в виду, что на скользких дорогах использование наката по условиям обеспечения безопасности категорически запрещено.

Преодоление подъемов . Преодоление подъема с точки зрения необходимых затрат энергии аналогично увеличению сопротивления качению. Пологие подъемы крутизной до 0,5 % в равнинной местности и крутизной до 4 % в пересеченной местности целесообразно преодолевать на прямой передаче, короткие подъемы с хорошим дорожным покрытием – с разгона путем предварительного набора соответствующей скорости на прямой передаче.

Движение легковых автомобилей на спуске можно осуществлять накатом или путем торможения двигателем. Но следует помнить, что движение накатом снижает динамическую маневренность автомобиля, так как при необходимости резко увеличить скорость или использовать эффект торможения двигателем потребуется время для включения передачи.

Холостой ход двигателя, при котором автомобиль не выполняет транспортного процесса, должен быть минимальным, так как при этом расходуется топливо. Соблюдение регулировочных параметров системы холостого хода и ее правильная техническая эксплуатация обеспечивают снижение расхода топлива на 1. 1,5 %. Практика показывает, что, если легковой автомобиль останавливается более чем на 3. 4 мин, необходимо останавливать и двигатель. Перед светофорами, работающими в нормальном цикле, во всех случаях останавливать двигатель нежелательно.

Необходимо помнить, что работа двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу ведет к значительному увеличению количества вредных выбросов в связи с неполным сгоранием топлива в цилиндрах двигателя.

Выбор маршрута движения. Хорошее знание Правил дорожного движения, расположения улиц и дорожной сети города в целом, их состояние, а также напряженности дорожного движения в конкретный период – составная часть экономичного управления автомобилем. Все это позволяет водителям быстро и правильно ориентироваться в сложной обстановке и выбирать наиболее целесообразные для данных условий маршруты движения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасная конструкция автомобиля – сложное понятие. Безопасность, заложенную в конструкции автомобиля, для удобства изучения отдельных ее аспектов делят на активную, пассивную, послеаварийную и.

Теоретический анализ эксплуатационных свойств помогает выяснить предельные возможности автомобиля и реализовать в дорожных условиях конструктивные особенности конкретной модели автомобиля.К основным э.

Дорожно-транспортным (ДТП) называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных.

При вождении легкового автомобиля, как и любого транспортного средства, основное внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении безопасности людей. В соответствии со статьей «Основ граждан.

В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению.

Лекция к разделуОсновы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в темное время сутоки в условиях недостаточной видимости.

Лекция к разделуОсновы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в особо опасных условиях.

«Самарский областной Автомотоклуб»

Наименование разделов и тем

1. Дорожное движение

2. Профессиональная надежность водителя

3. Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления

4. Дорожные условия и безопасность движения

5. Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством

6. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения

Тема 1. – 2 часа (90 минут)

Дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели качества функционирования системы ВАД; понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды дорожно- транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России; система водитель-автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях, и при участии в дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества управления транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством; классификация автомобильных дорог; транспортный поток; средняя скорость; интенсивность движения и плотность транспортного потока; пропускная способность дороги; средняя скорость и плотность транспортного потока; соответствующие пропускной способности дороги; причины возникновения заторов.

Тема 2. – 2 часа (90 минут)

Профессиональная надежность водителя

Понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с безопасными значениями; сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания; влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя; зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Тема 3. – 2 часа (90 минут)

Влияние свойств транспортного средства

на эффективность и безопасность управления

Силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; уравнение тягового баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия; условие движения без буксования колес; свойства эластичного колеса; круг силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию; деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода; гидроскольжение и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средства; устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства; условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости транспортного средства; управляемость продольным и боковым движением транспортного средства; влияние технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.

Тема 4. – 4 часа (180 минут)

Дорожные условия и безопасность движения

– 2 часа (90 минут)

Динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре «ведущий – ведомый»; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке.

Решение ситуационных задач– 2 часа (90 минут)

Тема 5. – 2 часа (90 минут)

Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством

Влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного управления транспортным средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока; показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности; снижение эксплуатационного расхода топлива – действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.

Тема 6. – 2 часа (90 минут)

Обеспечение безопасности наиболее уязвимых

участников дорожного движения

Безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для не пристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы их типы и эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.

ИТОГО: 14 часов (630 минут)

«Основы управления транспортными средствами категории «В».

Наименование разделов и тем

1. Приемы управления транспортным средством

2. Управление транспортным средством в штатных ситуациях

3. Управление транспортным средством в нештатных ситуациях

Тема 1. – 2 часа (90 минут)

Приемы управления транспортным средством

Рабочее место водителя; оптимальная рабочая поза водителя; регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; регулировка зеркал заднего вида; техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес; силовой и скоростной способы руления; техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в различных температурных условиях; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности управления транспортным средством при наличии АБС; особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.

Тема 2. – 6часов (270 минут)

Управление транспортным средством

в штатных ситуациях – 4 часа (180 минут)

Маневрирование в ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом; использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при маневрировании задним ходом; способы парковки транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий;условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них; управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); пользование зимними дорогами (зимниками); движение по ледовым переправам; движение по бездорожью; управление транспортным средством при движении с прицепом и при буксировке механических транспортных средств; перевозка пассажиров в легковых и грузовых автомобилях; создание условий для безопасной перевозки детей различного возраста; ограничения по перевозке детей в различных транспортных средствах; приспособления для перевозки животных, перевозка грузов в легковых и грузовых автомобилях; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления транспортным средством в зависимости от характеристик перевозимого груза.

Решение ситуационных задач – 2 часа (90 минут)

Тема 3. – 4часа (180 минут)

Управление транспортным средством

в нештатных ситуациях– 2 часа (90 минут)

Понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций; действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения, объезд препятствия как средство предотвращения наезда; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса переднеприводного, заднеприводного и полноприводного транспортного средства; действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения; действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления; действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.

Источник http://newrefs.ru/osnovy-upravlenija-transportnym-sredstvom-i/

Источник http://wmeste.su/dorozhnye-usloviya-i-bezopasnost-dvizheniya/

Источник http://mvpclub.ru/principy-jeffektivnogo-i-bezopasnogo-upravlenija/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: