Содержание
Как ремонтировать автомобиль по ОСАГО
С 2017 года действует новый порядок компенсации ущерба. Теперь вместо выплат обычно выполняется ремонт. Поправки начали действовать ещё 28 апреля 2017 года, они распространяются на все договоры, заключённые после той даты. Сейчас эти требования распространяются на все действующие полисы.
Раньше собственник автомобиля мог выбирать – получить денежную компенсацию либо воспользоваться ремонтом. Сейчас клиент не может выбирать. Денежные выплаты производятся в редких случаях и то лишь в качестве исключения. На сегодняшний день прямое возмещение распространяется даже на ДТП, в которых пострадало два и больше транспортных средств.
Как компенсировался ущерб третьим лицам по ОСАГО раньше
До 2017 года собственник автомобиля мог воспользоваться двумя вариантами компенсации:
- Пострадавший владелец автомобиля получает денежные средства, которые использует для проведения ремонтных работ.
- Денежные средства переводятся автосервису, разницу за ремонт собственник авто компенсирует за собственный счёт.
В прошлом пострадавшая сторона могла получить денежные средства и отказаться от восстановительных работ. Многие юристы использовали данную лазейку, чтобы помочь пострадавшим в ДТП отсудить нужную сумму и даже заработать. Такая схема зачастую приводила к мошенническим действиям: некоторые автомобилисты специально подставляли на автодорогах свои транспортные средства, чтобы получить финансовое возмещение при аварии.
Новое законодательство значительно уменьшило возможности для выбора: собственникам автотранспорта приходится восстанавливать машину на автосервисе.
Как выполняется ремонт по ОСАГО по новому закону
По последним правилам при наступлении страхового случая происходит следующее:
- Авария на дороге.
- Автомобиль пострадавшего направляется в автосервис.
- Проводится экспертная оценка причинённого ущерба.
- Страховщик перечисляет нужную сумму автосервису.
- Станция техобслуживания автомобилей выполняет ремонтные работы.
Выплаты в финансовом выражении отменены только для собственников легковых авто, зарегистрированных в России и принадлежащих гражданам страны.
Основные особенности нового законодательства об ОСАГО
Как рассчитывается сумма выплаты по ОСАГО?
Методику определения затрат на ремонт разработал Центробанк РФ, она предполагает учёт различных параметров. Далеко не в каждом случае в общую сумму включают расходы на окрашивание деталей, иногда предполагается их частичная окраска.
Платёж за установленные запасные части осуществляется не по чеку из автомагазина, а на основе средней цены из специального справочника. Данный приём используется при расчёте стоимости услуг автосервиса. Когда выплаченной страховой суммы недостаточно, разницу придётся компенсировать за свой счёт. В некоторых случаях можно попробовать обязать компенсировать перерасход денежных средств виновника аварии. Нередко суды принимают положительное решение по таким искам.
Кто осуществляет страховые выплаты?
При аварии на дороге представитель страховщика производит осмотр автомобиля и направляет его на ремонт. Обычно устанавливаются только новые запасные части, а компенсируемая сумма рассчитывается с учётом износа. Здесь и возникает момент переплаты. При наличии у СТО договора со страховщиком она может установить вторичные детали. Страховщики не всегда идут на такую просьбу.
Предоставляется ли гарантия на восстановленное транспортное средство?
На установленные запчасти гарантия не предоставляется. А вот на ремонтные работы кузова она достигает 12 месяцев, на другие виды восстановления – полгода.
Сколько времени отводится на ремонт автомобиля по ОСАГО?
Направление на восстановление автотранспортного средства должно быть выдано на протяжении 20 дней после подачи соответствующего заявления страховщику. Если ремонт будет выполняться сторонним автосервисом, не входящим в перечень страховой, тогда срок выдачи направления на ремонт увеличивается до 1 месяца.
СТО должна провести восстановление автомобиля за 30 рабочих дней. Отсчёт времени начинается со дня, когда автомобиль быль принят автосервисом. В случае выполнения более сложных работ и по согласию пострадавшей стороны срок ремонта может быть увеличен. Нарушение сроков восстановления авто может привести к необходимости уплаты неустойки.
Ремонт автомобилей по ОСАГО
По законодательству страховщик обязан направить ТС в тот сервис, который уполномочен производить ремонт авто соответствующей марки (у СТО должен быть договор с изготовителем либо дилером марки). Если такой ремонтной организации в списке не будет, тогда автомобиль будет направлен в любой другой сервис, который предлагает страховая организация. При отказе от предложенного варианта пострадавший может получить денежное возмещение.
Всё перечисленное выше справедливо лишь к тем ТС, возраст которых не превышает двух лет. Это явный недостаток, поскольку на многие транспортные средства предоставляется гарантия на 3-5 лет. При отсутствии в списке страховщика подходящего варианта пострадавший может направить автомобиль на любую СТО. При этом финансовая компенсация не предоставляется.
В каком сервисе страховой будет выполняться ремонт авто по ОСАГО?
Страховщик определит компанию, которая будет выполнять ремонт автомобиля. Каждая страховая имеет подписанные договорённости с СТО. Возможно огромное количество вариантов, однако в каждом конкретном случае решение принимается персонально. В соответствии с действующим законодательством, расстояние до сервиса не должно быть больше 50 км от места ДТП либо проживания пострадавшего.
Если страховщик оплачивает услуги эвакуации авто до сервиса, тогда можно соглашаться на любой вариант. Так, при аварии на расстоянии 300 км от места жительства владельца транспортного средства страховщик может выслать эвакуатор. Машина в этом случае может быть отправлена на любой автосервис. В обязанности организации входит доставка авто в ремонтную мастерскую, но и на предыдущее место.
Какой автосервис для ремонта по ОСАГО выбрать?
При заключении страхового договора собственник авто имеет право указать определённый автосервис, в который он будет направлен при прямом возмещении полученного вреда. Обычно приходится выбирать из списка страховщиков, однако по соглашению может использовать иной автосервис, который не обязательно присутствует в списке.
Все достигнутые со страховщиком договорённости должны быть отражены в заявлении. Компания должна оформить своё согласие в письменном виде. Если организация не имеет возможности произвести оплату за восстановление авто на оговорённой СТО, собственник имеет право потребовать денежную компенсацию.
Что делать при некачественном ремонте по ОСАГО?
Действующее законодательство предоставляет возможность подать претензию страховщику с требованием исправил недочёты, если автосервис ненадлежащим образом выполнил поставленную задачу. Если это не помогло, тогда можно потребовать денежную компенсацию. При отказе можно подать судебный иск.
В каких случаях производится денежная компенсация
Денежные выплаты осуществляются в таких ситуациях:
- Автомобиль не подлежит ремонту на автосервисе.
- Пострадавший имеет инвалидность, он перемещается на специальном автомобиле.
- Страховая организация и страхователь договорились о компенсации ущерба путём денежной выплаты.
- Пострадавший в ДТП погиб, а его родные против ремонта транспортного средства.
- Страховой выплаты не хватит, чтобы оплатить нужные ремонтные работы.
- Наличие доказательств обоюдной ответственности сторон.
- Пострадавший получил среднюю либо тяжкую степень вреда. Собственник автомобиля при этом предпочёл денежную компенсацию.
- Пострадавший отказался производить восстановление автомобиля на автосервисе, который не имеет договорённостей с дилером либо изготовителем.
Существует ли возможность получить денежные средства при самостоятельном ремонте?
Ряд собственников авто принимают решение самостоятельно выполнить ремонт транспортного средства. Денежные средства по желанию не выплачиваются. Наиболее простой способ – договориться со страховой компании о финансовом возмещении. При отказе рычагов воздействия на организацию не существует. Автомобиль придётся отдать для проведения восстановительных работ, компенсируя часть расходов на детали за свой счёт.
Почему собственник автомобиля должен доплачивать за ремонт, если он не виноват?
Величина выплаты рассчитывается по методологии Центробанка РФ, которая принимает во внимание большое количество параметров, в том числе площадь повреждений, объём утечки расходных материалов при выполнении ремонтных работ и т.д. Собственник автомобиля не имеет права потребовать залить определённую марку моторного масла либо тормозную жидкость конкретного изготовителя. Страховая компания принимает в расчёт информацию из особого справочника и экспертную оценку повреждений. Как видно, правила ремонта по ОСАГО не учитывают множество моментов, в том числе расценки определённого автосервиса, реальную стоимость деталей и т.д.
Разницу в расходах приходится компенсировать владельцу пострадавшего автомобиля либо виновнику аварии. Разберёмся подробнее в сложившейся ситуации.
Парадоксы в страховом законодательстве
Проблема кроется в сути единой методики, которая применяется для расчёта страхового возмещения. В соответствии с ней принимается во внимание износ деталей и узлов. Чем старше автомобиль, тем меньше выплата при одинаковых повреждениях. Такой подход объясняется тем, что при ДТП выходят из строя не новые элементы, а изношенные, причём некоторые достаточно сильно.
В сложившихся обстоятельствах одна из сторон будет находиться в неудобном положении:
- Виновник. Даже при наличии автогражданки ему придется оплачивать ремонт авто по ОСАГО (разницу между реальной стоимостью и рассчитанной по единой методике).
- Страховая компания. Если будет обязана производить выплату с учётом полной стоимости деталей без учета износа.
- Пострадавший. Если разницу между услугами СТО и выплатой страховщика нужно будет покрыть за свой счёт.
В 2017 году Конституционный суд РФ принял решение против виновного в ДТП. Объяснение: пострадавшему будет практически невозможно на вторичном рынке приобрести качественные детали, которые были повреждены. В итоге он вынужден покупать новые запчасти, разницу в стоимости придётся компенсировать виновнику инцидента.
Почему даже при учёте износа виновнику выгодно иметь ОСАГО?
В жизни страховые выплаты зачастую находятся на одном уровне с учетом ущерба для многих запчастей: пострадавшему не потребуется восстанавливать все поврежденные элементы, при необходимости он может использовать неоригинальные запчасти и приобретённые на вторичном рынке.
Что нужно знать о взыскании износа с виноватого в инциденте:
- При использовании европротокола виноватому в ДТП не придётся ничего доплачивать.
- Законодательство предоставляет возможность возместить разницу между рассчитанными и реальными расходами с виноватого в инциденте.
- Чтобы получить требуемую сумму, следует предоставить доказательства реальных расходов на ремонтные работы.
- Виновный водитель может снизить величину выплат.
Когда предпочтительно оформлять европротокол, а когда — нет
При подписании европротокола пострадавшим он соглашается только на получение возмещения от страховой компании и ничего больше. Это установлено ППВС №2 от 25.01.15. Документ устанавливает:
- Европротокол – это упрощённая форма получения компенсации по автогражданке.
- После получения пострадавшим выплаты прекращаются все права по требованию к страховой компании и виновнику дорожно-транспортного происшествия по отношению к износу.
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что европротокол выполняет функцию расписки, которую пострадавший получает от виноватого. После получения выплаты от страховщика его обязанности считаются выполненными надлежаще и в полной мере.
Что делать, чтобы взыскать износ с виновника ДТП и компенсировать расходы на ремонт по ОСАГО
Для получения возмещения от страховой компании требуется выполнить следующие действия:
- Подача страховщику заявления о возмещении по ОСАГО.
- После предоставления полного пакета документов страховой компании отводится 20 дней для выдачи направления на ремонт либо произведения выплаты.
- Когда полученная сумма является недостаточной или СТО требует доплаты, тогда может быть 2 варианта действий, чтобы взыскать необходимую денежную сумму.
- Получите от страховой компании акт, в котором указан износ и сумма без него.
- Предложите виноватому добровольно покрыть разницу.
- При отказе подайте досудебную претензию с расчётами, копией акта определения суммы страховщиком и предложите в срок 10-20 дней произвести оплату указанной суммы.
- При отказе подайте судебный иск в мировой суд (износ до 50 000 рублей) или районный суд по месту прописки виноватого водителя (износ свыше 50 000 рублей).
Рассмотрев, как ремонтировать автомобиль по ОСАГО, вы знаете о правах и обязанностях каждой стороны. Помните о них и используйте все предоставляемые законодательством возможности, чтобы избежать необоснованных требований и расходов.
Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и подводные камни
Выплаты по ОСАГО с 2017 года заменили ремонтом — такое правило вступило в силу после подписания Президентом РФ изменений в действующий ранее закон по ОСАГО. Новые поправки работают с 28.04.2017 года и относятся только к тем полисам обязательного страхования, которые были оформлены после этой даты.
До вступления закона в силу у владельцев машин был выбор — получать возмещение или делать ремонт. Теперь его нет. Если виновник в аварии оформил договор ОСАГО после 28 апреля, о денежной выплате в большинстве случаев придется забыть. Еще через шесть месяцев прямое возмещение будет актуальным даже при аварии с участием от 2-х и более авто.
Как работали старые правила?
До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:
- Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
- Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.
Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.
С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.
Изменения в законе об ОСАГО
С вступлением в силу новых поправок алгоритм действий имеет следующий вид:
- Автовладелец попадает в ДТП.
- Машина потерпевшего направляется на СТО.
- Страховая компания оплачивает счет за ремонт и запчасти.
Денежные выплаты отменены не для всех, а лишь для владельцев легковых машин, прошедших регистрацию в РФ и находящихся во владении граждан страны.
Главные особенности нового закона
- Кто производит выплаты?
В случае ДТП представитель страховой компании осматривает машину и оформляет направление на ремонт. В процессе восстановления авто применяются только новые детали. Установка запчастей, которые были в употреблении, возможно при заключении договора со страховой компанией. К слову, страховщик может не дать своего одобрения.
- Как производится расчет выплат?
Расходы на ремонт вычисляются по методу ЦБ, в котором учитываются разные показатели. В случае применения такого способа затраты на покраску деталей не всегда включаются в общую суммуили выкрашиваются частично.
Оплата за установленные детали производится не по квитанции из магазина, а с учетом среднестатистической информации, приведенной в специальном справочнике. Этот же подход применяется при определении расходов на услуги СТО. Если денег, выделенных страховщиком, недостаточно на ремонт, разницу придется возмещать за счет своих денег.
- Какие сроки ремонта установлены законом?
Направление на восстановление ТС выдается в течение 20 суток со дня принятия заявления страховщиком. Если работы планируется производить на сторонней СТО, которая не входит в перечень страховой компании, возможна задержка в выдаче направления — до месяца.
На выполнение ремонтных работ отводится 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента, когда транспортное средство принято СТО. Увеличение установленного срока возможно для проведения более сложного ремонта и при согласии потерпевшей стороны. В случае затягивания с ремонтом страховая компания платит неустойку.
- Дается ли гарантия?
Многие интересуются, предоставляет ли СТО гарантию. Если речь идет о работах по восстановлению кузова, она составляет 1 год, а на остальные виды ремонта — 6 месяцев.
- Куда направляется машина для ремонта?
Место восстановления автомобиля зависит от страховой компании. У каждого страховщика имеется свой перечень СТО, с которыми оформлены договора. Вариантов может быть много, но каждый раз решение принимается индивидуально. По законодательству автосервис должен находиться на расстоянии не более 50 км от места аварии или места проживания потерпевшей стороны.
Если страховая компания оплачивает эвакуатор для доставки машины до СТО, можно выбрать любой вариант из перечня. Что это значит? Если авария произошла на расстоянии 200 км от дома хозяина авто, страховщик вправе прислать эвакуатор. При этом транспорт отводитавто для ремонта на ближайший сервис или в любую другую СТО. Стоит знать, что в задачу страховой компании входит доставка авто не только до СТО, но и на прежнее место.
- Как поступить, если авто на гарантии?
По закону страховая компания обязана направить авто в сервис, имеющий право обслуживать машины определенной марки (это должно подтверждаться наличием соглашения с дилером или производителем). При отсутствии такой СТО в перечне авто направляется на ремонт на любом другом сервисе, предложенном страховщиком, но при условии согласия автовладельца. Если хозяин отказывается от предложенного варианта, разрешается забрать деньги.
Указанное условие работает в случае, если машина имеет возраст до 2-х лет. Это большой минус, ведь многие производители дают гарантию на 3-5 лет. Если у страховщика в перечне нет подходящих вариантов, он вправе отправить машину на любой сервис. При этом компенсация выдаваться не будет.
- Как определиться с СТО?
При оформлении полиса обязательного страхования автовладелец вправе указать определенный сервис, в который страховщик должен выдать направление при прямом возмещении ущерба. Чаще всего выбирать приходится из перечня страховой компании, но по договоренности допускается указание другой СТО (даже при отсутствии ее в перечне).
В случае достижения любых договоренностей последние должны фиксироваться в заявлении. При этом согласие страховой компании должно быть оформлено в письменной форме. В случае если страховщик не может оплатить работу за ремонт на оговоренном сервисе, владелец вправе требовать денежную компенсацию.
- Как быть в ситуации, если ремонт сделан некачественно?
Если машина была передана на СТО, которая задержало с выдачей машины или плохо выполнила поставленную задачу, владелец оформляет претензию в страховой компании с просьбой убрать имеющиеся недоделки. Если проблемы не были устранены, можно требовать компенсацию, а в случае отказа идти в суд.
- Когда можно получить денежную компенсацию?
Выплаты деньгами производятся в следующих случаях:
- Автомобиль нельзя восстановить на СТО.
- Потерпевшее лицо погибло, а родственники не хотят восстанавливать ТС.
- Имеет место обоюдная ответственность сторон (этот факт должен быть доказан).
- Потерпевший является инвалидом и ездит на специальном авто.
- Страховой выплаты недостаточно для оплаты необходимого ремонта.
- Потерпевшая в аварии сторона получила тяжкий или средний вред. При этом автовладелец отдал предпочтение денежной компенсации.
- ЦБ не разрешил покрывать ущерб путем оплаты ремонта.
- Страховщик и страхователь договорились, что возмещение будет выплачено в денежной форме.
- Потерпевшее лицо отказалось от ремонта авто на СТО, у которой нет соглашении с дилером или производителем.
Можно ли получить деньги при самостоятельном ремонте?
Некоторые автовладельцы решают самостоятельно ремонтировать авто. Здесь стоит учесть, что получение денег по желанию уже невозможно. Компенсация выплачивается только в одном из перечисленных выше случаев. Самый простой путь — попробовать договориться со страховщиком о денежном возмещении. В случае отказа как-то воздействовать на страховую компанию не получится. Авто придется отдавать на ремонт и, возможно, выкладывать часть средств на запчасти.
Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.
Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?
В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.
Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.
В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.
Как быть, если вы собираетесь купить авто?
Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром. В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.
Если вы покупаете подержаное авто, просите у продавца бумаги на запчасти, которые недавно им покупались. В случае приобретения дорогой машины подумайте, сможете ли вы самостоятельно доплатить разницу при ремонте авто по ОСАГО. Получить выплату, после чего сделать ремонт у друга в гараже уже не выйдет.
Законно ли требование доплаты за ремонт по ОСАГО
🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.
Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
С апреля 2017 года законодательство об ОСАГО изменилось. Если раньше страхователь мог самостоятельно выбирать ремонт или оплату, то с поправками в закон выбор остается за страховщиком. Восстановительный ремонт выгоден, если повреждения небольшие и потерпевший в ДТП согласен взаимодействовать с автосервисом-партнером и доплачивать, либо не против использования аналогов оригинальным или восстановленных запчастей. Но ФЗ об ОСАГО предусматривает запрет на использование б/у запчастей при отсутствии согласия автовладельца.
Если машина новая, а повреждения серьезные, то страховой организации выгодно заплатить. Расчеты производятся по каталогам запчастей РСА. Стоимость деталей в нем зависит от региона и часто занижена. Независимо от способа возмещения вреда – восстановительный ремонт или выплата, страховая компания и сервис-партнер должны уложиться в предусмотренные законом сроки и отремонтировать машину своевременно.
Юридическое и фактическое содержание направления на восстановительный ремонт
Такой документ представляет собой бланк, где указано, в каком СТОА будет ремонтироваться автомобиль. Обозначаются сроки выдачи документа, расчет ремонта и возможный размер доплаты. В направлении должны быть указаны конкретные сроки ремонта машины с учетом ее износа – для машин старше 5 лет он составляет 50%, на работы не насчитывается. Направление заменяет страховую выплату, позволяет восстановить машину, не обращаясь к сторонним посредникам. Но на практике возможны сложности с реализацией права на восстановительный ремонт. Они заключаются в том, что:
- Для получения документа понадобится обращаться в страховую компанию. Направление – документ, который подтверждает право на ремонт, но не предусматривает, что автосервис сразу примется за работу. Возможны многочисленные фактические затруднения.
- Страховая сама решает, в какой сервис направить машину. ФЗ об ОСАГО предусматривает право собственника машины выбрать сервис самостоятельно, но для этого нужно согласие страховой компании, давать которое они не заинтересованы.
- От направления автосервису нет выгоды. Часто страховая компания рассчитывает стоимость ремонта по заниженным расценкам, что невыгодно мастерам. Они либо тянут время согласования, направляют машину на дефектовку или отказываются чинить транспортное средство, ссылаясь на недостаточность средств.
Для автомобиля возрастом не старше двух лет ремонт должен выполняться у официального дилера. Если в регионе, где произошла авария, такого дилера нет, то владелец получает выплату или ремонтирует машину на стороннем СТО (с согласия страховой компании).
Как получить направление на восстановительный ремонт
Для этого необходимо:
- собрать документы и обратиться в страховую организацию. Нужно подробно зафиксировать факт ДТП. Если оно оформлялось без сотрудников ГИБДД, следует удостовериться в том, что схема аварии составлена верно, зафиксированы все ее нюансы;
- обратиться в страховую компанию в течение 5 рабочих дней с момента ДТП. Можно прийти в офис организации лично или направить уведомление на сайте организации. Способы извещения страховщика обычно указаны в договоре ОСАГО и правилах страхования, принятых в конкретной СК;
- ожидать решения страховой организации. Она решает, произвести выплату или выдать направление. Выбрать СТОА можно по договоренности со страховщиком.
- если разногласий с автосервисом нет, то мастера ремонтируют машину. У собственника транспортного средства есть выбор: забрать авто или оспорить качество ремонта, в том числе в течение гарантийного срока. СТОА может отказать в переделке, не признавая свою вину в допущенных ошибках при восстановительных технических манипуляциях. Тогда дело может затянуться, возможно, потребуется экспертиза и судебное разбирательство со страховой организацией.
Никто не может заставить собственника автомобиля заплатить за ремонт из своего кармана или согласиться на установку контрактных запчастей. Сделать это можно исключительно по договоренности со страховой организацией или автосервисом.
Какие действия страховщика нежелательны при получении направления
Не исключено, что при выдаче направления страховая компания, помимо заявления на возмещение, предложит подписать дополнительные документы. Делать это нежелательно, так как страховая компания старается заплатить как можно меньше и часто пытается любыми способами снизить стоимость и издержки восстановительного ремонта. Нужно подписать только заявление о возмещении вреда и извещение о ДТП.
Пользуясь неосведомленностью заявителя, страховщики могут навязывать ему на подпись дополнительные соглашения, которые предусматривают:
- согласие доплатить автосервису непосредственно на месте ремонта. При этом сумма доплаты может быть не указана в направления и озвучена устно в процессе приемки машины;
- отказ от ремонта машины в дилерском автосервисе, если такое право у страхователя есть в силу возраста машины. Страховая стремится снизить расходы и может настаивать на подписи соглашения о ремонте машины возрастом младше двух лет не в дилерском центре, что сказывается на качестве технических работ и запчастей;
- разрешение на использование запчастей, бывших в употреблении или восстановленных. ОСАГО предусматривает ремонт только новыми запчастями, даже если после их установки рыночная цена машины станет выше.
При наличии подозрений на злоупотребление страховой организацией своими правами и полномочиями, нужно не заполнять подозрительные поля в заявлении, не ставить подписи в сомнительных соглашениях. Сложности могут возникнуть непосредственно в автосервисе, так как ФЗ об ОСАГО с принятием изменений, Постановление Пленума ВС РФ от 26.12.2017 № 58 по-прежнему не регулируют досконально порядок взаимодействия страховщика с автосервисом на местах. Мастера могут не принимать автомобиль, отказываться его ремонтировать до тех пор, пока собственник ТС не доплатит.
Также возможны случаи, когда автосервис требует подписать документы непосредственно в СТОА. Не следует подписывать документ о цессии, так как он позволит автосервису требовать от СТО сумму, затраченную на ремонт. Одновременно сам ремонт может выполняться некачественно, использованными запчастями. Получив соглашение о цессии, автосервис может не позаботиться о покраске машины, сделать ремонт не полностью и занизить смету. Сам же страхователь лишится права предъявлять требования страховой и может получить неисправленный автомобиль. Чтобы не допускать подобное, нужно настаивать на том, чтобы автосервис принял машину без дополнительных условий и начал ремонт.
Не следует соглашаться на дополнительные доплаты. Документы, которые нужно обязательно подписать – заявление о возмещении и извещение о ДТП. В то же время страховая компания должна починить машину и устранить все повреждения, полученные от аварии.
Сроки выдачи направления на ремонт, документы
На основании п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО срок составляет 20 дней с момента получения документов от страхователя. Время одинаковое – независимо от способа возмещения: деньгами или восстановительным ремонтом. Время отсчета – с момента предоставления полного перечня документов для восстановления авто. Исчисления производится в календарных днях, за исключением нерабочих и праздничных. Выходные, на которые приходятся дни официальных праздников РФ, не учитываются.
Для того чтобы начать ремонт машины, понадобятся документы:
- Заявление о возмещении последствий ДТП – подается в письменном или электронном виде.
- Извещение о ДТП, где указываются обстоятельства аварии, время и место происшествия, сведения о сторонах.
- Паспорт собственника автомобиля или человека, на которого оформлен полис ОСАГО.
- Документы на машину – ПТС, свидетельство о регистрации, диагностическая карта (при наличии), страховой полис.
- Документы из ГИБДД, органов следствия, суда – включая постановления, протоколы.
Сроки начинаются независимо от даты осмотра автомобиля или его независимой экспертизы. Даже при осмотре в предпоследний, девятнадцатый, день, срок не должен превышать 20 календарных дней. Административной ответственности для страховой компании за несоблюдение сроков не предусмотрено.
Но возможны гражданско-правовые последствия в виде неустойки в пользу страхователя. Она составляет 1% от суммы ущерба транспортному средству. Ущерб рассчитывается и в случае, когда машина направляется на восстановительный ремонт. Неустойку не предоставляют по умолчанию. Для ее получения понадобится оформить претензию. Страховая компания, вероятнее, ответит на нее отрицательным решением или проигнорирует. У заявителя есть возможность обратиться в суд и взыскать неустойку принудительно. Сама претензия составляется в свободной форме. Иск – по правилам ГПК или АПК РФ.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Взыскано в суде
Взыскано в суде
СК Опора
СК Ангара
Взыскано в суде
Взыскано в суде
Что делать после получения направления на восстановительный ремонт
Понадобится предоставить автомобиль непосредственно на станцию технического обслуживания, которая указана в направлении. По закону мастера должны принять машину в день обращения. На практике возможен устный отказ в принятии транспортного средства. Причины следующие:
- Специалисты станции техобслуживания посчитали, что стоимость ремонта недостаточна для полного восстановления машины. Необходимо дополнительное согласование со страховой компанией. В свою очередь специалисты СК могут тянуть с согласованием, проводить дополнительные осмотры транспортного средства и ограничиться повторной выдачей направления.
- Собственник машины упорно отказывается доплачивать. ТС принято, но ремонтные мероприятия по нему не проводятся из-за недостаточности денег. Мастера желают заработать дополнительно и могут потребовать оплату работы отдельно.
- Отказ от продления сроков ремонта. Он не должен составлять более 30 дней с момента приема автомобиля. Именно поэтому часто специалисты СТО не торопятся принимать транспортное средство. Техники автосервиса могут предложить подписать дополнительное соглашение о продление сроков, так как нужно ожидать запчасти, осмотреть автомобиль.
У владельца ТС есть право не подписывать документы и требовать ремонта машины в отведенный законом об ОСАГО 30-дневный срок, за исключением выходных и праздничных дней.
Что делать, если автосервис требует доплату
Запрета доплаты в ФЗ об ОСАГО и других законах нет. Но она не может формулироваться именно как требование и обязанность собственника автомобиля соглашаться на расходы из своего кармана. Специалисты сервисного центра вправе предложить доплатить за отдельные запчасти или ремонт – в пользу разумности и качества. Но при ее отсутствии машину все равно нужно отремонтировать с гарантией на все работы. Страховая компания не вправе требовать доплату. Отказ в ремонте по причине отсутствия доплаты незаконен. Но идти на конфликт с автосервисом не стоит, так как это, прежде всего, проблема страховой. Она должна оценить ущерб и восстановить машину.
Одновременно изменения в правоприменительную практику предусматривают возможность отказа страховой в ремонте по причине нехватки средств. Это возможно в случае, когда у СК нет сервиса партнера в месте восстановления транспортного средства.
Также сервис может настаивать на дополнительном осмотре, что необходимо для калькуляции скрытых повреждений. Такое возможно, когда страховая компания не включила в смету подобные повреждения. Не запрещено дать разрешение на такой осмотр, но не за счет продления сроков ремонта. Также можно отказаться составлять дополнительную смету. Задача собственника машины – предоставить машину и получить ее из СТО уже восстановленную.
Возражения СТО по поводу сложности ремонта, покупки запчастей можно не учитывать. Споры следует решать со страховой компанией. Двоякая правоприменительная практика существует по поводу спора относительно доставки машины. Закон об ОСАГО предусматривает, что если автомобиль не на ходу, то доставкой ТС до СТО и места осмотра должна заниматься страховая организация. Но на практике это не выполняется, и суды не учитывают расходы автовладельца на эвакуатор.
Следует руководствоваться принципом разумности. Если сумма доплаты небольшая и сроки приемлемые, то можно пойти на такие уступки. Но СТО склонны к злоупотреблению, так как ремонтируют сразу большое количество машин, и могут настаивать на продлении сроков на неопределенное время. На такое соглашаться не нужно.
Предусмотрена возможность взыскать стоимость доплаты за ремонт непосредственно с виновника ДТП, даже если у него есть действующий полис ОСАГО. Подобное предусмотрено позицией Верховного Суда РФ и Конституционного Суда. По Единой методике максимальная сумма выплаты, отведенная на ремонт, может быть ниже предусмотренного лимита в 400 тысяч рублей. Тогда доплату можно взыскать с виновника, что не исключает процессуальные и фактические сложности. У виновника может не быть денег на погашения долга по исполнительным листам. Необходимо учитывать конкретную ситуацию.
Так, если СТО отказывается принимать машину, идет на конфликт, так как на практике иногда они «слабо» связаны со страховой компанией и навязывают отдельно свои условия ремонта. Для фиксации факта отказа можно вызвать полицию, которая вероятно откажет в возбуждении уголовного дела, но в своем постановлении зафиксирует обстоятельства спорной ситуации.
Тем самым собственник получит доказательства, что была попытка сдать транспортное средство в ремонт. Это нужно для того, чтобы взыскать со страховой компании неустойку за несвоевременный ремонт машины. Она составляет 0.5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки, и ее размер не может превышать сумму возмещения по ОСАГО. Сумма неустойки может быть снижена судом на основании статей 333 и 999 ГК РФ – из-за несоразмерности неустойки последствиям правонарушения или подозрения на необоснованного обогащение взыскателя.
Споры со страховой организацией желательно начинать решать в претензионном порядке. В нем можно сформулировать требование о ремонте машины в сроки, предусмотренные законом, и согласно смете. Если досудебная попытка урегулирования спора оказалась безуспешной, то необходимо подготовить исковое заявление и обращаться с иском о защите прав потребителей – требования, которые можно предъявить в рамках правоотношений со страховой компанией. При обращении с претензией или в суд желательна постоянная поддержка юриста.
Источник https://instore.market/wiki/osago/kak-remontirovat-avtomobil-po-osago/
Источник https://law03.ru/avto/article/remont-po-osago
Источник https://www.avtojurist.su/zakonno-li-trebovanie-doplaty-za-remont-po-osago/