Содержание
Виды технического обслуживания автомобиля: как сэкономить на процедуре
Виды технического обслуживания автомобиля отличаются по срокам и содержанию работ и необходимы для безопасной эксплуатации машины. Регулярный контроль за ее состоянием позволит вовремя выявить проблемы и устранить их, пока они не стали более серьезными. В лучшем случае отложенный техосмотр приведет к дополнительным расходам на ремонт, в худшем – к аварии на дороге.
Так, замена моторного масла защитит от поломки мотора, а проверка тормозной жидкости — от неприятностей на дороге. И это лишь малая часть того, что важно контролировать. Купив новое авто, техобслуживание рекомендуется проводить с нуля и далее через определенное количество километров на спидометре. Но есть еще и другие не менее важные виды обслуживания. Они все подробно расписаны ниже в статье.
Суть технического обслуживания автомобилей
Под техническим обслуживанием автомобиля понимают ряд мероприятий, рекомендуемых к выполнению производителями авто и проводимых с целью профилактики. При этом ставится задача поддержания нормального технического состояния машины, при котором все узлы и механизмы (а они рано или поздно изнашиваются и выходят из строя) будут исправно работать. Ведь понятно, что лучше не дожидаться поломок, потому что ремонт в итоге может оказаться сложным и дорогостоящим.
alt=»Суть технического обслуживания автомобилей» width=»100%»/>Фото: Shutterstock
ТО (Техническое Обслуживание), как правило, подразумевает выполнение двух видов операций. Во-первых — обязательных (к примеру, если пробег авто достигает 15 тысяч км, то полагается поменять масло), а во-вторых – действий, необходимость в которых выявлена в процессе диагностики (при визуальном осмотре либо с применением спецоборудования).
В специализированной литературе основные виды технического обслуживания автомобилей называются в соответствии с тем, какие именно проводятся работы в ходе ТО:
- Регулировочные.
- Смазочные.
- Электротехнические.
- Крепёжные.
- Заправочные.
- Контрольно-диагностические.
Виды технического обслуживания автомобилей
Виды и периодичность операций, проводимых в процессе технического обслуживания, могут отличаться для разных авто. Еще имеет значение величина пробега, сезонность использования и долго ли простояла машина вообще без движения.
Фото: Shutterstock
В советские времена, к примеру, ТО проводилось строго по регламенту. Отчасти из-за того, что машины тогда были попроще и в надежности уступали современным. Да и вообще за технической исправностью машин, особенно казенных, принадлежащих организациям, следили строго.
В России действует классификация видов ТО, принятая еще в бытность СССР. Это «Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей», состоящая из следующих основных пунктов:
- Ежедневное ТО.
- ТО-1 (первичное техобслуживание).
- ТО-2 (второе техобслуживание).
- Сезонное ТО.
Сейчас предприятия, выпускающие легковые машины, представляют данный перечень в немного измененном виде:
- В ТО-2 введена сквозная нумерация (от ТО-1 до ТО- 10, либо от ТО-1 до ТО-12), согласно которой техосмотры выполняются через одинаковые отрезки времени.
- Многие производители упразднили проведение ТО-1.
Выходит, что сейчас виды ТО для легковушек существуют такие:
- Ежедневное ТО.
- Нулевое ТО (ТО-0).
- Периодическое, или номерное ТО (с обозначениями ТО-1 – ТО 10 (12)).
- Сезонное ТО.
К примеру, ТО-0 (в общепринятом понимании это ТО-1) положено проводить, когда машина «набегает» 2-2,5 тысяч км (не больше). Далее операции по ТО выполняются после каждых 10-20 тысяч км.
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
В случае с легковыми автомобилями ТО, по сути, представляет собой инспекцию главных значимых узлов и агрегатов транспортного средства в целях обеспечения безопасности поездки.
Фото: Shutterstock
Техническое обслуживание автомобиля — виды, каким оно должно быть
Каждый автомобиль в меру своего использования должен проходить определенные виды технического обслуживания (сервисное, ежедневное, сезонное), а также выполнять график технического обслуживания автомобилей. Их целью является диагностика и устранение мелких неисправностей, связанных с эксплуатацией транспортного средства, а также предотвращение будущих поломок.
Следует уточнить, что техобслуживание является скорее профилактическим мероприятием, а не ремонтом. Не стоит забывать и о том, что есть самые дешевые и самые дорогие автомобили в обслуживании.
В зависимости от частоты выполнения техническое обслуживание разделяют на:
Ежедневный осмотр автомобиля
В задачи такого обслуживания входит поддержка автомобиля в надлежащем внешнем состоянии, контроль заправки топливом и маслами, а также другими расходными материалами. ЕО также обеспечивает контроль над безопасностью движения транспортного средства.
Перед каждой поездкой водитель должен проверить:
— состояние кузова автомобиля;
— его комплектность;
— состояние зеркал;
— исправность дверных замков;
— герметичность привода тормозной системы;
— контроль уровней различных жидкостей (тормозной, гидроусилителя руля, сцепления и т.д.)
— работу всех контрольно-измерительных приборов;
— люфт рулевого колеса;
— читаемость регистрационных номерных знаков.
Безалаберное отношение к ежедневному обслуживанию автомобиля может привести к признанию водителя виновным в совершении ДТП (если оно произойдет).
Первое и второе тех. обслуживание (ТО-1 и ТО-2)
Данные ТО подразумевают выполнение смазочных, крепежных, регулировочных и контрольно-диагностических работ. Они выполняются через определенный пробег автомобиля, который указывается в руководстве по эксплуатации. Кроме того, на частоту проведения обслуживания влияют условия эксплуатации транспортного средства.
Виды работ, которые проводятся во время ТО-1 и ТО-2:
— замена моторного масла (каждые 10 тыс. км);
— проверка толщины тормозных колодок;
— проверка системы омывателей;
— проверка ремней безопасности;
— смазка шарниров и замков;
— контроль диагностической системы и проверка кодов неисправностей;
— контроль состояния всех трубок гидравлической системы тормозов и привода;
— проверка креплений;
— замена воздушного и топливного фильтров;
— проверка защиты днища;
— проверка и регулировка фар;
— замена жидкостей (тормозной, сцепления, трансмиссионной);
— проверка схождения-расхождения колес;
Сезонное обслуживание авто (СО)
Этот вид обслуживания выполняется дважды в год и его целью является подготовка автомобиля к использованию в теплое и холодное время года.
В рамки СО входит смена резины (с летней на зимнюю, и наоборот), замена жидкостей на морозостойкие. Также перед зимой часто проводится антикоррозионная обработка кузова (смесь которую выбрасывают на дороги, негативно влияет на металлические части автомобиля, особенно днище).
Своевременное и ответственное проведение сезонного обслуживания может быть залогом комфортной эксплуатации автомобиля, а также экономии топлива и нервов.
Сервисное обслуживание машин
Не смотря на то, что данный вид обслуживания не является обязательным, обойти его стороной будет неправильным.
Данный вид обслуживания применяется к новым, только купленным автомобилям. Оно содержит в себе элементы ежедневного и технического обслуживания, только с учетом того, что проводится в специализированных дилерских центрах.
Также сервисное обслуживание предусматривает проведение профилактических или ремонтных работ, в условиях, прописанных в гарантии на эксплуатацию автомобиля.
После того как гарантийный срок истек, данный вид обслуживания может проводиться как в «родном» дилерском центре, так и в других технических центрах, которые проводят обслуживание определенной марки авто.
График проведения ТО автомобилей
Своевременное обслуживание позволяет избежать многих неприятных моментов, связанных с эксплуатацией автомобиля. Особенно позитивно это отражается на выявлении скрытых или неявных дефектов, которые могли возникнуть как во время производства автомобиля, так и непосредственно во время его использования.
Для каждой марки и даже модели автомобиля заводом-изготовителем предусмотрены свои нормы пробега, после которого должны проводиться как комплексные работы ТО-1 и ТО-2, так и отдельные виды работ по замене жидкостей и регулировке креплений.
График проведения технического обслуживания своего автомобиля вы сможете узнать из инструкции по эксплуатации авто (идет с новыми транспортными средствами). При отсутствии подобной литературы вы сможете найти информацию на официальных сайтах производителей и их дилеров в вашем регионе.
Самые дешевые в обслуживании автомобили
Несомненно, при покупке автомобилей важно учитывать и фактор стоимости технического обслуживания определенной марки или модели транспортного средства. К радости многих автолюбителей существуют специальные комиссии, которые определяют наиболее и наименее выгодные автомобили в плане их обслуживания.
Одним из авторитетных американских справочников был определено следующие автомобили, пользование которых наиболее экономное, при условии использования 5 лет (следует обратить внимание, что автомобили эксплуатировались в США, поэтому реалии для нашей страны могут незначительно отличаться):
• Самый экономный автомобиль — Kia (модели Soul, Optima и Sportag);
• Самый экономный премиум автомобиль — Audi (A3, A4 и Q5).
К «дешевым» автомобилям для России можно отнести автомобили:
Городской автомобиль:
— Citroen C3;
— Peugeot 206;
— Fiat Grande Punto ;
— Ford Fiesta;
— Skoda Fabia.
Автомобиль гольф класса:
Полноразмерные седаны:
— Peugeot 407;
— Ford Mondeo;
— Skoda Octavia.
Самые дорогие в обслуживании автомобили
Самыми дорогими авто среднего класса по ТО являются:
— Hyundai Gets;
— Toyota Yaris;
— Mitsubishi Colt;
— Chevrolet Aveo;
— Honda Jazz;
— Huindai Accent;
— Mitsubishi Lancer;
— Honda Civic;
— Toyota Corolla;
— Renault Megane;
— Toyota Avensis;
— Hyundai Sonata;
— VW Passat;
— Renaul Laguna;
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: когда нужно проводить
Здравствуйте, уважаемые читатели! Приятно видеть вас на страницах нашего сайта. Если вы зашли сюда, тогда вам интересна такая тема как техническое обслуживание автомобиля и все касающиеся этого вопроса моменты.
На самом деле для меня ремонт легкового автомобиля когда-то был чем-то неизведанным, непонятным и вообще ненужным. Будучи еще мальчиком, я считал, что для нормальной работы машины и двигателя нужен только бензин. Заправил и поехал.
По мере взросления я осознавал, что трудоемкость эксплуатации машины куда выше, чем периодическое посещение автозаправочной станции.
Когда я был студентом, за успешную сдачу курсовой отец пообещал отдать свой старый автомобиль. Это сейчас у меня Ниссан Х-Трейл, а у отца Рено Дастер. Но на тот момент это были старенькие Жигули. Однако это могли стать мои старенькие Жигули.
Утвердив с отцом устный договор, курсовая работа пошла куда лучше, ведь у меня был стимул. Просто скачать готовую курсовую было не вариантом. Я открыл учебник, зашел на сайт Википедия и просматривал буквально все источники, которые бы мне помогли. Электронная книга — это тоже книга. Нет, не закончить учебу, а получить машину. Это было для меня важнее всего на свете.
Параллельно с этим я понимал, что мне предстоит не только ездить, но и полностью обслуживать автомобиль. Такое было условие отца — твой автомобиль твоя ответственность. С того момента я сильно заинтересовался вопросом технического обслуживания, ремонта и эксплуатации автомобиля. Своими наблюдениями теперь, будучи опытным владельцем машины, хочу поделиться с вами.
Зачем это нужно?
Техническое обслуживание или просто ТО требуется для любого автомобиля, будь то Нива Шевроле, Рено Логан, ВАЗ, ГАЗ или огромный КАМАЗ. Как для легковых, так и для грузовых машин есть свои требования по обслуживанию и ремонту.
Эксплуатация машины сопряжена с воздействием элементарных законов физики. Как бы аккуратно ты не водил машину, все равно детали будут изнашиваться. Ведь на машину действует буквально все:
- солнечный свет;
- пыль и грязь;
- влага;
- перегрузки;
- вибрации;
- встречный ветер;
- качество дорожного полотна;
- качество бензина;
- расходные материалы и пр.
Все это в сумме дает нагрузку на машину, ее агрегаты. Каждая система непосредственно связана одна с другой. Если выходит из строя одно устройство, за ним по цепочке последуют другие.
За счет бережной эксплуатации и аккуратного вождения водители могут только оттянуть тот момент, когда техническое обслуживание все равно потребуется.
Не стоит думать, что ежедневное использование машины — это хуже, чем редкие поездки. Когда машина долго стоит в гараже, приходят в негодность всевозможные элементы из резины, пластика, уплотнители, смазки и пр. То есть простой для авто даже хуже, чем частая эксплуатация.
Когда состояние машины ухудшается, ей требуется ТО.
Виды ТО
ТО, то есть техническое обслуживание, бывает трех видов:
- сезонное;
- ежедневное;
- ТО-1;
- ТО-2.
Что входит в тот или иной вид ТО? Давайте разбираться.
- Ежедневное. Такое обслуживание подразумевает обязательный контроль текущего состояния авто. Как гласит руководство, каждый водитель обязан перед выездом проверить, работают ли приборы освещения, указатели, датчики, тормоза, руль. Также нужно убедиться в соответствии нормы по давлению в шинах, уровню масла, жидкости охлаждения и пр.
- Сезонное. Это вид обслуживания, график у которого 2 раза в год. Из названия понятно, что обслуживается машина перед началом летнего и зимнего сезона. Суть состоит в подготовке машины к условиям эксплуатации зимой и летом. Часто сезонное ТО проводят одновременно с ТО-2 и ТО-1, о которых мы расскажем дальше. Самыми важными моментами является замена шин, жидкостей омывателя стекла, а также обработка днища антикоррозийными составами.
- ТО-1. Услуги по ТО-1 предусматривают необходимость предотвращать возможные поломки, которые способны привести к серьезным последствиям. Назвать конкретный перечень того, что входит в ТО1 сложно, поскольку это напрямую зависит от конкретного автомобиля. Так что опираться следует на руководство по эксплуатации именно вашей машины. Основной особенностью является проведение работ без снятия деталей.
- ТО-2. Практически аналогично первому ТО. У него те же цели и задачи, а также обширный перечень работ. Отличие состоит в том, что ТО-2 сложнее и объемнее, поскольку подразумевает снятие деталей для их ремонта или замены. Чтобы провести диагностику, проблемный участок подключается к специальному оборудованию. Организация, которая занимается техобслуживанием, то есть станция ТО, обычно располагает компьютерными устройствами. Специальная программа позволяет оценить текущее состояние систем и работу агрегатов, если речь идет о новых машинах с обильным количеством электроники. Старые машины проверяют в основном дедовским методом, то есть путем демонтажа, проверки и обратной сборки.
С видами ТО мы разобрались. Как видите, здесь нет ничего сложного.
Еще можно добавить послепродажное техническое обслуживание, которое бывает гарантийным и постгарантийным. В первом случае владелец автомобиля получает услуги по ТО бесплатно, поскольку машина находится на гарантии производителя. Устранение всех поломок и дефектов берет на себя компания-изготовитель машины. Но когда гарантия заканчивается или же поломка не распространяется на условия гарантийного обслуживания, расходы берет на себя автовладелец.
Частота ТО
Еще один важный вопрос — какова периодичность проведения технического обслуживания для автомобиля. Во многом это зависит непосредственно от того, в каких условиях эксплуатируется автомобиля.
Понятно, что ежедневное проводится каждый день, а сезонное — дважды в год. Периодичность вполне логичная.
Что касается ТО1,2, то здесь периодичность определяется автопроизводителем. Есть два критерия — пробег и возраст. Если пробег не большой, тогда ТО назначают по мере достижения определенного возраста машины. Когда авто набегает указанный пробег раньше, то опираться нужно на него.
Обычное первое ТО проводят после 3-5 тысяч километров, а второе и все последующие обслуживания осуществляются с периодичностью 10-20 тысяч километров. Чем сложнее условия, при которых эксплуатируется автомобиль, тем чаще ему предстоит проходить ТО, плановый или капитальный ремонт. График плавающий и зависит от ряда факторов.
Ремонт
Ремонт для машины — это неизбежное явление. Разница лишь в том, как скоро он понадобится автомобилю. Старые, плохо собранные или просто эксплуатирующиеся наплевательским образом машины выходят из строя намного быстрее тех, за которыми следят.
Вот с кого я всегда брал пример, так это с отца. Для него машина — это как еще один маленьким ребенок, за которым нужно смотреть, прислушиваться и оперативно реагировать на любые капризы. Потому он всегда тратил минимум денег на ремонт. На моей памяти серьезные поломки у него случались буквально два раза. И то, тут была не его вина.
Что же касается ремонта автомобиля, то он делится на два типа.
- Текущий. Его проводят на СТО или других обслуживающих предприятиях. Суть текущего ремонта в устранении мелких проблем и отказов. Он позволяет автомобилю «дожить» до тех показателей, которые подразумевают проведение обязательного капитального ремонта. Путем диагностики выясняются причины неисправностей, источники проблемы и находятся оптимальные пути их решения. В рамках текущего ремонта заменить агрегат можно в том случае, если время для замены меньше, чем время, необходимое на ремонт детали.
- Капитальный. Для его проведения автомобиль отправляют в специализированные мастерские или предприятия. КР подразумевает восстановление эксплуатационных характеристик автомобиля до проведения следующего планового капитального ремонта (но это бывает редко). В рамках КР авто разбирают, проводят ремонт кузова по мере необходимости, меняют изношенные узлы и агрегаты. Как правило, легковые автомобили проходят не более одного капитального ремонта.
Что лично я понял про ТО? То, что его проводить нужно обязательно и в установленные производителем сроки. Если тянуть с техобслуживанием, будет увеличиваться износ деталей, возрастать риски более серьезных поломок и других неприятностей. От этого растет цена услуг от СТО, которая займется машиной.
Но чем бережнее вы будете эксплуатировать машину, регулярно заниматься ежедневным и сезонным ТО, тем дольше она вам прослужит.
Источник https://media.halvacard.ru/auto/vidy-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-avtomobilya/
Источник https://autovogdenie.ru/texnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya-servisnoe-ezhednevnoe-sezonnoe.html
Источник https://pricep-vlg.ru/instruktsii/tehnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya/