Содержание
Периодичность замены масла в двигателе. Через сколько тысяч км нужно менять масло
Каждый автопроизводитель в мануале к машине указывает подробную информацию о том, когда менять масло в двигателе. Однако дело в том, что эти сведения не всегда корректны. Как правило, в документации стоит значение 10…15 тысяч километров пробега (в каждом отдельном случае количество может отличаться). Но на самом деле на пробег между заменами влияют несколько факторов.
10 показателей влияющих на сроки замены моторного масла
- Вид топлива (газ, бензин, дизель) и его качество
- Объем двигателя
- Марка ранее залитого масла (synthetic, Semy-Synt, mineral oil)
- Классификация и тип применяемых масел (API и система longlife)
- Состояние моторного масла
- Способ замены
- Общий пробег двигателя
- Техническое состояние авто
- Эксплуатационные условия и режимы
- Качество расходных материалов
Предписания производителя в этот список не включен, поскольку для него сервисный интервал – понятие маркетинговое.
Режимы эксплуатации
В первую очередь на сроки замены масла в двигателе влияет эксплуатация автомобиля. Не вникая в суть различных переходных процессов, стоит упомянуть два основных режима — по трассе и в городе. Дело в том, что когда автомобиль едет по трассе, во-первых, километраж набегает гораздо быстрее, а во-вторых, происходит нормальное охлаждение двигателя. Соответственно, нагрузка на мотор и на используемое в нем масло не так высока. Напротив, если машина используется в городе, то пробег у нее будет значительно ниже, а нагрузка на двигатель будет выше в силу того, что она часто стоит на светофорах и пробках с включенным мотором. Охлаждение при этом будет недостаточное.
В связи с этим более грамотно было бы рассчитывать, через сколько нужно менять масло в двигателе, опираясь на моточасы, как это делается в грузовой, сельскохозяйственной и водной технике. Приведем пример. 10 тысяч километров в городских условиях (со средней скоростью 20…25 км/ч) машина проедет за 400…500 моточасов. А те же 10 тысяч по трассе со скоростью 100 км/ч — лишь за 100 моточасов. Тем более, что условия эксплуатации двигателя и масла на трассе гораздо мягче.
Езда в условиях мегаполиса справедливо приравнивается к езде по жесткому бездорожью в вопросе того, как она губит масло. Особенно это актуально в случае, когда его уровень в картере ниже среднего, а еще хуже, когда он меньше минимального уровня. Также помните, что летом в жаркую погоду на масло воздействует гораздо большая нагрузка вследствие высокой температуры, в том числе от раскаленной поверхности дорог в мегаполисах.
Объем и тип двигателя
Что влияет на частоту замены масла
Чем мощнее двигатель, тем легче для него пережить изменение нагрузки, а также трудные условия эксплуатации. Соответственно, и на масло не будет оказываться такое сильное воздействие. Для мощного мотора движение по трассе со скоростью 100…130 км/ч не оказывает существенной нагрузки, она будет ниже средней. При увеличении скорости нагрузка на двигатель, а значит, и на масло, будет изменяться плавно.
Другое дело малолитражки. Как правило, на них установлена “короткая” трансмиссия, то есть, передачи рассчитаны на небольшой скоростной диапазон, и диапазон рабочих оборотов. Соответственно, малолитражные двигатели испытывают большие нагрузки в критических режимах, чем мощные. Когда нагрузка на мотор увеличивается, то растет и температура его поршней, а также увеличивается количество картерных газов. Это приводит к общему повышению температуры, в том числе и температуры масла.
Особенно несладко приходится малолитражным форсированным двигателям (например, 1,2 TSI и другим). В этом случае нагрузка дополняется еще и турбиной.
Дополнительные факторы
Сюда стоит отнести высокую температуру термостатирования (рабочую температуру), плохую вентиляцию картера двигателя (особенно при езде в городских условиях), использование некачественного или неподходящего для данного двигателя масла, наличие грязи в масляных каналах, засоренный масляный фильтр, рабочий температурный диапазон масла.
Считается, что оптимальный интервал замены масла в двигателе составляет от 200 до 400 моточасов при различных режимах эксплуатации за исключением максимальной нагрузки, в том числе, езды на максимальной скорости и максимальных оборотах.
Также большое значение играет тип используемого масла — минеральное, полусинтетическое или полностью синтетическое. О каждом из упомянутых видов вы можете почитать отдельно по приведенным ссылкам.
Последствия несвоевременной замены моторного масла
Что будет, если не вовремя менять масло в двигателе?
- Сильный перегрев мотора. Это происходит из-за того, что старое масло плохо отводит тепло от деталей двигателя.
- Отложение продуктов износа на картере двигателя. Это приводит к уменьшению мощности движка, выхлопные газы становятся токсичнее и темнее.
- Ухудшение моющих и антикоррозийных свойств масла.
- Масляные каналы забиваются, возникает перегрев и проворот шатунных вкладышей. Это частое последствие при несвоевременной замене масла.
Последствия проворота шатунных вкладышей - Сильный износ деталей из-за повышенного трения. При хорошем раскладе это приведёт к быстрому износу ДВС и потреблению топлива, а при худшем – потребуется дорогостоящий капитальный ремонт.
- Заклинивание и износ турбокомпрессора.
- Масло густеет. Это приводит к быстрому износу деталей, возникают проблемы с запуском двигателя в морозы, вплоть до полной поломки.
Отвечу на главный вопрос — с каким интервалом надо обязательно менять смазку в двигателе?
Как часто надо менять масло в машине?
Многие производители моторных масел и самих автомобилей указывают, когда следует менять автомасло. Это значение может быть указано как по пробегу, так и по времени. Но все эти значения средние, а сам изготовитель авто не заинтересован, чтобы машина исправно работала очень долгий срок. Для них важно, чтобы авто работала в течение всей гарантии, ну и сколько-то времени после неё. Поэтому особой заинтересованности у изготовителя нет, в том, чтобы снизить износ ДВС. Им нужно, чтобы после гарантии клиент пришёл и купил новое авто, а не бегал по автомастерским.
Рекомендации завода-производителя по замене моторной смазки годятся только для оптимальных условий: средняя скорость и обороты двигателя, езда только по на трассе, чистый ДВС.
В авто также есть электронный блок управления, который высчитывает, когда требуется замена моторной смазки. Для расчётов электроника берёт такие данные, как количество холодных пусков двигателя, скорость, средние обороты мотора, температурный режим двигателя и масла. Компьютер показывает только примерные значения и не надо слепо полагаться, пока на приборной панели загорится соответствующий индикатор. Также сервисный интервал по обслуживанию бывает очень сильно увеличен для привлечения внимания к своей марке.
Открою вам неприятную тайну. У нас в России продаётся большое количество некачественных, а также поддельных масел. Также качество заливаемого топлива тоже оставляет желать лучшего. Поэтому все рекомендации производителей надо снижать как минимум на 30%. Например, при предписании замены каждые 15 тыс. км на практике менять надо уже через 10000 км пробега. И это без учёта других факторов, о которых я расскажу ниже.
Как часто менять масло в двигателе по времени? Менять масло надо не менее 1 раза в год, даже если на ней мало ездишь или вообще не пользуешься, лучше всего перед зимним периодом.
Видео: замена масла по регламенту, или как умирает двигатель от регламентного обслуживания
Расскажу про небольшой лайфхак — как без поездки в автосервис выявить, требуется ли замена масла.
О замене в цифрах
Теперь поговорим про конкретные цифры. Они все равно универсальными и одинаковыми для всех не будут, но их можно брать в качестве основы для собственных расчетов.
Менять масло нужно всегда и везде, будь то:
- Хендай Солярис;
- ВАЗ 2114;
- Рено Логан;
- ВАЗ 2106;
- ВАЗ 2107;
- Рено Дастер;
- ВАЗ 2109;
- Митсубиси Лансер;
- Шевроле Лачетти;
- Мерседес Е класс;
- ВАЗ 2110;
- Ниссан Кашкай;
- Форд Мустанг;
- Шкода Октавия и пр.
Чтобы определить максимально правильный интервал замены, обратите внимание на особенности и режим эксплуатации, а также на базу используемого масла.
Для стран СНГ, где качество дорог оставляет желать лучшего, а климат достаточно суровый зимой, при заливке синтетического или полусинтетического масла рекомендуемый производителем интервал нужно сократить на 50-70%. Если в мануале сказано менять смазку через 15 тысяч километров, в действительности это лучше сделать через 5-8 тысяч км. Либо же раз в 6 месяцев, а не каждый год.
У синтетических и гидрокрекинговых масел срок службы несколько больше. Потому в случае их применения реальный интервал сокращается на 30-50% в сравнении с рекомендациями.
Периодичность замены масла — система оповещения
Исправный электронный блок управления самостоятельно отслеживает состояние масла. Расчеты, заложенные в программу, рассчитаны эмпирически, за основу берутся следующие усредненные данные:
- обороты “движка”;
- температураДВС и масла;
- число “холодных” запусков;
- средняя скорость и пр.
ЭБУ также берет во внимание техдопуски и погрешности. В результате система выдает приблизительное время замены.
Регламент замены масла зависит не только от того, какой пробег у авто. Существенную роль играет качество материала. Приятно не задумываясь покупать первое подходящее по параметрам средство. Но достаточно часто на полках магазинов можно встретить контрафактную продукцию. Если такая неприятность случилась с вами, срок замены жидкости необходимо пересмотреть. Опытные автовладельцы советуют сократить рекомендуемый временной промежуток на треть.
Почему важно регулярно менять масло
Застой масла в двигателе вызывает массу проблем: со временем оно разлагается, сгущается и разрушается. Если осадок не обработать, он может привести к заеданию. Регулярные замены масла предотвращают образование нагара, способствуют удалению осадка.
К тому же со временем расходник загрязняется, теряет свои смазочные свойства, что увеличивает износ мотора. Регулярное его обновление гарантирует, что трение будет сведено к минимуму, в результате чего рабочая температура двигателя не превысит уровня рекомендуемой.
Независимо от того, где эксплуатируется автомобиль – в экстремальных температурах Сибири или в мягких климатических условиях Минска, необходимо регулярное его обслуживание.
Срок замены масла — как оценить состояние
Щуп покажет уровень в бачке, а цвет, консистенция и состав — пригодность жидкости.
Проверить уровень жидкости можно щупом. Открываете капот, вынимаете щуп и протираете его чистой безворсовой ветошью. Вставляете измеритель обратно. Вынимаете вновь и оцениваете расположение “мокрой” границы относительно меток Min и Max. Расположение посередине между ними говорит о норме, а вот выход за обозначенные границы — признак необходимости принятия срочных мер.
Помимо уровня, рекомендованная замена масла проводится, когда средство потеряло “кондицию”:
- потемнело или помутнело;
- обнаружены “чужеродные” следы (металлическая стружка, нагар, капли воды);
- увеличилась вязкость (сравнивайте с первоначальным состоянием).
Чем грозит несоблюдение необходимого интервала замены масла в двигателе
Приведим список основных неприятных последствий:
- происходит существенный износ “сердца” автомобиля (присадки теряют свои свойства);
- формируются отложения (продукты сгорания, осадок в результате распада химический составляющих);
- шатунные вкладыши проворачиваются (канал засоряется, в результате закупорки наступает перегрев);
- повышается вязкость средства (ведет к различным нарушениям, вплоть до отказа “движка”);
- сильно изнашивается турбокомпрессор (в этом случае может пострадать ротор из-за механического повреждения подшипников и компрессора, который может заклинить).
Как заменить масло в двигателе? Правила и ошибки
Порядок проведения процедуры следующий.
- Запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут
- Поместите под сливную пробку емкость для слива жидкости
- Отверните заливную горловину
- Слейте масло, после его полного вытекания установите пробку на место
- Замените масляный фильтр
- Смажьте резиновую прокладку
- Залейте свежее масло через воронку
- Закройте горловину крышкой и запустите двигатель на несколько минут
- Примерно через 10 минут измеряйте щупом уровень масла и про необходимости долейте его
- Если моторное масло всегда менялось вовремя, а топливо использовалось качественное, то промывка системы не потребуется
При замене масла старайтесь не допускать распространенных ошибок.
Не смешивайте масла c разными свойствами: перед заливкой новой жидкости слейте отработанную во избежание негативной химической реакции присадок.
Правильно проводите замеры уровня масла: не ориентируйтесь на первые показатели, так как они неточные, проверьте уровень после нескольких километров пробега.
Хорошо затягивайте фильтр, заливную горловину и сливную пробку, так как через эти элементы масло может вытекать.
Не высасывайте старое масло через отверстие щупа, чтобы в поддоне картера не оставался осадок.
Качество топлива
Оказывается, даже качество заливаемого топлива оказывает прямое влияние на сроки замены моторной смазки. Здесь решающее значение играет содержание серы в бензине.
При показателе более 50 ppm, такой бензин не рекомендуется применять для обычного легкового авто. При сгорании топлива сера преобразуется в серную кислоту, которая попадает в топливо и окисляет моторное масло. Смазка становится похожей на дёготь.
Теперь перейдём к существующим типам масел для двигателя.
Как часто менять масло в дизельном двигателе
Что касается дизельных двигателей, то здесь действует такая же логика расчета, как и для бензиновых агрегатов. Необходимо лишь учитывать, что рабочая жидкость в них подвергается большему внешнему воздействию. Вследствие этого менять масло в дизеле необходимо немного чаще. Кроме этого, отечественное дизельное топливо отличается большим содержанием серы, которая пагубно влияет на двигатель автомобиля.
Относительно показаний, приведенных производителем автомобиля (особенно это касается западных производителей) их, аналогично бензиновым двигателям, необходимо делить в 1,5…2 раза. Это касается легковых автомобилей, а также фургонов и малых грузовиков.
Как правило, большинство отечественных автовладельцев машин с дизельными двигателями меняют масло через каждые 7…10 тысяч километров пробега в зависимости от машины и используемого масла.
Теоретически выбор масла основывается на значении общего щелочного числа (TBN). Оно измеряет количество активных антикоррозионных присадок в масле и говорит о склонности их составов к образованию отложений. Чем больше число — тем больше способность масла нейтрализовать кислотные и агрессивные продукты, образующиеся при окислении. Для дизельных двигателей TBN находится в пределах 11…14 единиц.
Второе немаловажное число, характеризующее масло, — это общее кислотное число (TAN). Оно характеризует наличие в масле продуктов, провоцирующих увеличение коррозии и интенсивности изнашивания различных пар трения в двигателе автомобиля.
Однако перед тем как определиться, через сколько моточасов менять масло в двигателе, работающем на дизельном топливе, необходимо разобраться с одним нюансом. В частности, можно ли использовать моторные масла, имеющие низкое щелочное число (TBN), в странах с некачественным горючим (в частности, российским, в котором содержится большое количество серы)? В процессе эксплуатации двигателя, и соответственно, масла, щелочное число падает, а кислотное растет. Поэтому логично предположить. что пересечение их графиков при определенном пробеге автомобиля говорит нам о том, что масло полностью отработало свой ресурс, и далее его эксплуатация только губит двигатель. Представляем вашему вниманию графики испытаний четырех типов масел с различными показателями кислотных и щелочных чисел. Для эксперимента брались четыре типа масел с условными названиями букв английского алфавита:
- масло A — 5W30 (TBN 6,5);
- масло B — 5W30 (TBN 9,3);
- масло С — 10W30 (TBN 12);
- масло D — 5W30 (TBN 9,2).
Как видно из графика, результаты испытаний оказались следующими:
- масло A — 5W30 (TBN 6,5) — полностью было отработано через 7000 км;
- масло B — 5W30 (TBN 9,3) — полностью было отработано через 11500 км;
- масло С — 10W30 (TBN 12) — полностью было отработано через 18 000 км;
- масло D — 5W30 (TBN 9,2) — полностью было отработано через 11500 км.
То есть, самым стойким оказалось масло для тяжело нагруженных дизельных двигателей. Какие выводы можно сделать на основании приведенной информации:
- Высокое значение щелочного числа (TBN) критично для тех регионов, где реализуется дизельное топливо плохого качества (в частности, с большими примесями S). Использование такого масла обеспечит вам более длительную и безопасную эксплуатацию двигателя.
- Если вы уверены в качестве используемого вами топлива, то вам будет достаточно использовать масла со значением TBN в районе 11…12.
- Подобные рассуждения справедливы и для бензиновых двигателей. Лучше заливать масла с TBN = 8…10. Это даст вам возможность не так часто менять масло. Если же вы используете масло с TBN = 6…7, то в этом случае будьте готовы к более частой замене жидкости.
Из общих соображений стоит добавить, что в дизельных двигателях менять масло необходимо немного чаще, чем в бензиновых. А выбирать его стоит в том числе и по значению общих кислотного и щелочного чисел.
Выводы
Таким образом, каждый автовладелец должен сам для себя решить, через сколько менять масло в двигателе. Это необходимо делать с учетом индивидуальных обстоятельств. Рекомендуем вам пользоваться методиками расчета по моточасам и расходу бензина, приведенным выше (в том числе, калькуляторами). Кроме этого, всегда визуально оценивайте состояние масла в картере двигателя. Так вы значительно снизите износ мотора вашей машины, что избавит вас от необходимости проводить дорогостоящие ремонты. Также при замене покупайте качественные масла, рекомендованные производителем.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Виды моторного масла
Все базовые моторные смазки делятся на следующие виды:
- Минеральные. Создаётся из нефти. Считается классической моторной смазкой. Менять надо в 2 раза чаще, чем синтетику. Стоит дёшево.
- Синтетические. По свойствам оно гораздо лучше, чем минеральное. Цена выше, чем у минерального.
- Полусинтетические. Содержит 2 части минералки и одну часть синтетики. Это смесь, которая имеет среднюю цену. Менять такое масло придётся почаще (не более 10-15 тыс. км побега), также оно быстро наполняется продуктами износа мотора. Существует аналог полусинтетики – гидрокрекинговое масло, которая работает гораздо дольше (вплоть до 30 тыс. км пробега в зависимости от мотора и топлива).
- С отметкой Longlife. Это масла, которые можно менять реже по сравнению с обычными. Но автомобиль и условия эксплуатации при применении таких масел должны строго соответствовать предписанию изготовителя. Это такие критерии, как применение качественного топлива и расходных материалов, средняя нагрузка на ДВС и езда на трассе.
- Масла на основе полиальфаолефинов. Их применяют для гоночных автомобилей. Эти масла обладают высокой вязкостью и выдерживают очень низкие температуры, продукты распада чистые, уровень угара низкий, а интервал замены более 400 моточасов. Из минусов – нестойкая масляная плёнка и пониженный показатель трения. Цена на такие смазки достаточно высока.
- Эстеровые. Стоят дорого, но зато считаются самыми лучшими по ряду параметров. Например, оно имеет невысокий коэффициент трения, высокие моющие свойства, качественную масляную плёнку. По отзывам специалистов, оно может не справиться со стандартными 15000 км пробега из-за небольшого количества присадок. Рекомендуется использовать эту смазку после долгого применения минерального и полусинтетического масла, чтобы как следует «промыть» грязный мотор.
- Полигликолевые. Считаются самыми лучшими. Найти их довольно сложно, соответственно цена тоже довольно высокая. Обладают малым коэффициентом трения, присадки долго сохраняются свои свойства. Срок замены масла тут выше обычных показателей. Самое известное масло называется Kroon Oil Poly tech.
Теперь подробно отвечу на самые популярные вопросы, которые задают о смене масла в двигателе.
Через сколько менять масло в двигателе на новом автомобиле?
Многие спрашивают, через сколько км нужно менять масло в двигателе первый раз?
Как правило, производители автомобилей пишут в сервисной книжке, когда надо первый раз менять масло. Двигатели у современных авто проходят так называемую холодную обкатку уже на заводе, а стружка и другие продукты вымываются из мотора при помощи обкаточного масла.
Я рекомендую менять масло у нового авто уже через 2-3 тыс. км. Именно тогда происходит максимальный износ деталей, и лучше продукты износа как можно быстрее вымыть из движка. Большой интервал замены масла – это маркетинговые уловки.
Главное пройти первое техобслуживание у официального дилера, чтобы не лишиться гарантии.
Через сколько менять масло в двигателе
Замена моторного масла – осознанная необходимость, так как от этого вопроса во многом зависит сколько времени верой и правдой отслужит силовой агрегат. И если проходить техобслуживание официально, то на весь период действия гарантии на транспортное средство о нем можно забыть. Но что же делать после истечения гарантийного срока, как определить, когда менять масло в двигателе?
Советов по этому поводу масса: одни утверждают, что делать это следует после каждых 10-15 тыс. км пробега, вторые – раз в год, а третьи – когда активируется предупреждающий светодиод на приборной панели. Однако встречаются и такие автовладельцы, которые проводят данную процедуру совсем уже поздно, и следствием этого становится капремонт мотора.
Между тем, чтобы понять, как часто менять масло в машине, нужно учитывать много факторов – качество топлива, характеристики двигателя, виды использующихся смазывающих жидкостей и т. д. Попробуем разобраться в этом деле с учетом того, что официальный регламент, предписывающий замену масла примерно через вышеупомянутые 10-15 тыс. км, очень редко соответствует действительности. Эти цифры – не более чем фикция, так как они абсолютно не учитывают внутренних и внешних факторов, существенно влияющих на эксплуатацию силового агрегата.
Причины замены моторной смазки
Даже в абсолютно новом двигателе со свежезалитым маслом оно сразу начинает окисляться и стареть. Под старением понимается впитывание серы, пыли и других продуктов, всегда сопутствующих работе агрегата. И постепенно смазка все более густеет и темнеет, что приводит к забиванию масляных каналов и фильтров. Это провоцирует повышенное трение движущихся деталей мотора и перегрев. И если неправильно определить, через сколько менять масло в двигателе, «сердце» машины начинает испытывать повышенные нагрузки, следствием которых становится снижение рабочего ресурса, а то и поломка. Однако в данном случае это просто общие слова, в то время как на практике старение смазывающей жидкости приводит еще и к появлению отложений на картере из-за износа трущихся элементов. Причем этот процесс идет независимо от того, используется автомобиль или нет – в любом случае негативный процесс идет.
И нельзя не отметить еще один неприятный факт: продукты износа деталей не только способствуют снижению ресурса двигателя, но и падению мощности. Кроме того, в разы увеличивается токсичность мотора, то есть количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. А при таком раскладе успешно пройти техосмотр машины стопроцентно не получится даже при относительно мягких российских требованиях.
Почему не нужно менять масло по регламенту автопроизводителей
Давно не секрет, что сегодня новые модели легковых автомобилей создают не конструкторы, а менеджеры, главный интерес которых – увеличение количества проданных машин и в целом прибыли. Так появились «одноразовые» двигатели, бюджетные комплектации с неокрашенными дверными ручками и пр. Аналогичное правило действует и в отношении моторных масел: их производители, как и лидеры мирового автопрома, указывают средние значения, когда менять масло в машине по времени или пробегу. Делается это для того, чтобы транспортное средство исправно отходило гарантийный срок плюс какой-то дополнительный временной период. Затем предполагается покупка нового автомобиля и получение компанией дополнительного дохода. Одним словом, чем больше объем продаж – тем лучше, никакой заинтересованности в снижении износа мотора нет и в помине.
ВЫВОД . Рекомендации автопроизводителей по поводу замены моторного масла рассчитываются, исходя из оптимальных условий эксплуатации двигателя – езде по весьма качественному покрытию на средних оборотах и «незабитости» мотора продуктами окисления и истирания деталей.
Кроме того, есть и другой вопрос: можно ли верить, что при загорании соответствующего индикатора на панели следует сразу же менять смазывающую жидкость? Здесь все не так просто, но разобраться можно. «Виновником» активации светодиода является ЭБУ – электронный блок управления, который самостоятельно высчитывает, когда менять масло в двигателе. Для этого берется масса показателей: температурный режим мотора, количество холодных пусков, средние обороты и т. д. Однако электроника выдает лишь примерные показатели, и когда компьютер предупреждает владельца автомобиля о необходимости замены, может быть поздно – смазка «состарилась», масляные каналы забились, детали истерлись, и через пару сотен километров двигатель может и отказать.
Причина №3 не верить автопроизводителям . Далеко не тайна, что в РФ продается немало поддельных или просто некачественных моторных масел. Впрочем, и качество заливаемого топлива тоже часто вызывает сомнение – слишком много примесей. Поэтому закономерно, что рекомендации заводов-производителей нужно снижать на 30%, а то и более: если регламент предписывает замену смазки через каждые 15 тыс. км, проводить ее лучше уже через 10 тыс. км. И это без учета дополнительных факторов!
Поэтому у автовладельцев выход остается только один – самостоятельно определять, через сколько менять масло в машине. Для этого существует два способа. Первый, довольно примерный, заключается в замере оставшейся смазки и ее цвете. Второй предполагает сложные арифметические подсчеты, которые позволяют достаточно точно высчитать периодичность замены по моточасам.
Замена исходя из визуального осмотра
Инструкция в данном случае нехитрая, она требует лишь наличия щупа для определения уровня смазки и немного внимательности. Щуп следует вытащить из непрогретого мотора и протереть тряпкой насухо, затем снова вставить в паз, повторно извлечь и тщательно изучить его окончание. Уровень масла должен располагаться посередине, а еще лучше – ближе к максимальной отметке. Если смазка находится ближе к нижней границе, ее нужно долить или заменить.
Как определить, что масло состарилось и уже плохо выполняет функцию? Если оно свободно стекает со щупа, имеет жидкую консистенцию – значит, полезных присадок в нем стало меньше. А если смазка напоминает мазут, то есть цвет у нее ближе к черному, то в ней слишком много продуктов работы мотора. В двух этих случаях масло подлежит замене. И, напротив, желтовато-коричневый оттенок свидетельствует об отсутствии нагара и прочих вредных фракций.
Подсчет периодичности замены по моточасам
По сравнению с километражем моточасы более точно показывают автовладельцу, как часто менять масло в двигателе. Однако для замера данного показателя требуется счетчик. Он может быть электромеханическим либо электронным, но в любом случае это устройство устанавливается достаточно просто. Кроме того, расчет можно производить, исходя из показаний ЭБУ – он фиксирует расход топлива и среднюю скорость. Для определения периодичности замены смазки допускается использование двух методов.
По количеству горючего. Этот способ позволяет определять реальное потребление топлива, которое всегда отличается от указанного автопроизводителем. Например, последний заявил 10 л/100 км, а фактический показатель составляет 11 л/100 км. При этом по регламенту смазку следует менять раз в 10 000 км. Решается данная простая задача через пропорцию: 10 000 км х 10 л/100 л = 1 000 л – столько топлива должен потратить автомобиль, чтобы проехать до первой регламентной замены. Реальный же показатель высчитывается аналогично: 10 000 л х 11 л/100 км = 1 100 л. Как видим, разница составляет 100 л топлива. Наконец, определим реальный пробег: 1 000 л х 10 000 км/1 100 л = 9 090, 9 км. То есть, замена масла должна проводиться почти на 1 000 км раньше заявленных производителем 10 000 км пробега.
По средней скорости движения. В данном методе следует знать среднюю скорость движения машины на протяжении пары-тройки тысяч километров. Допустим, данный показатель составляет 40 км/ч, а регламентная замена моторной смазки должна проводиться через все те же 10 000 км. Делим пробег на скорость 10 000/40 = 250 ч – это и есть количество моточасов, через которые в двигатель следует заливать новое масло с примерно таким же ресурсом. В данном случае идеально подойдет полусинтетический продукт с показателем в 250. Чтобы узнать максимальный пробег до замены, умножаем 250 моточасов на среднюю скорость в 40 км ч и получаем все те же заявленные 10 000 км. Однако, если залить в маслоприемную горловину минеральное масло, рекомендованное автопроизводителем и имеющее рабочий ресурс в 150 моточасов, мы получим всего лишь 6 000 км! Это уж не говоря о возможности купить подделку, которая и вовсе снижает максимальный километраж до минимума.
Экспертное мнение. Оно гласит, что идеальный интервал смены смазки для двигателя находится в пределах 200-400 моточасов. Однако эти цифры не учитывают условий эксплуатации автомобиля, которые могут быть самыми разными. Кроме того, периодичность технического обслуживания во многом зависит от характеристик самого мотора.
Зависимость периодичности ТО от типа и объема двигателя
Автомобиль, у которого под капотом есть табун «лошадей», куда более просто справляется с повышенными нагрузками. Именно поэтому масло в двигателе стареет куда медленнее по сравнению с маломощными агрегатами. Достаточно сказать, что движение даже со скоростью 120 км/ч по хорошей трассе для премиальных машин, джипов и отдельных моделей кроссоверов – лишь легкая прогулка. И, напротив, для слабых силовых агрегатов, особенно форсированных, рекомендован более частый интервал замены моторного масла – процедура должна проводиться через 7-8, и очень редко 10 тысяч километров.
В отношении грузового и пассажирского транспорта эти цифры куда выше – вплоть до 40 000 км пробега. Однако и бюджетным легковушкам путь в элитную лигу тоже не заказан: иногда заливка высококачественной смазки существенно повышает не только характеристики двигателя, но и его «живучесть».
В отдельном ряду стоят турбированные либо экстремально нагружающиеся автовладельцем бензиновые моторы, менять масло в которых весьма допустимо после каждых 5 000 км. Что касается дизельных силовых агрегатов с турбиной, то интервал замены для них рекомендован еще более частый – буквально через 2-3 тыс. км. Это объясняется тем, что смазка в них очень быстро впитывает много серы.
Что влияет на сроки замены масла?
Сэкономить деньги на техобслуживании машины можно, если покупать исключительно сертифицированную продукцию. Помимо этого, есть ряд других факторов, оказывающих влияние на периодичность замены смазывающего материала. В первую очередь это интенсивность нагрузок, то есть режим эксплуатации автомобиля.
Если машина часто перемещается на незначительные расстояния или используется редко, то двигатель не успевает прогреваться до оптимальной температуры. Результатом становится появление конденсата, который смешивается с топливом и способствует появлению кислоты, разъедающей детали силового агрегата.
Еще одна причина преждевременной замены масла – частое стояние в автомобильных пробках. Причем мощность двигателя, как и его конструкционные особенности, не имеют никакого значения: двигатель чрезмерно нагружается из-за постоянного цикла запуск/остановка, старта автомобиля и его разгона. В такие моменты моторное масло нагревается до высоких температур и быстро теряет свои качества. То же самое происходит, когда агрегат слишком часто работает на холостых оборотах.
Есть еще один фактор, очень редко учитывающийся при эксплуатации автомобиля – концентрация пыли на автодороге. Достаточно сказать, что европейские автопроизводители периодичность замены масла и фильтров указывают на основании своих нормативов, которые существенно отличаются от условий, характерных для России. Например, если машина «намотала» 30 000 км по автобанам Франции или Германии и нуждается в замене расходников, то у нас данный пробег сравним как минимум с 40 000 км. Соответственно, замена масла должна производиться ранее критического рубежа в 30 00 км.
Наконец, слишком частая замена смазки тоже негативно влияет на двигатель, поскольку экспресс-процедура становится причиной быстрого появления отработанных веществ на его деталях.
Что имеем в сухом остатке?
Как видим, скорость старения моторного масла зависит от большого количества объективных данных. Правда, в статье мы почти не упомянули о том, как влияет на периодичность замены смазки субъективные факторы эксплуатации автомобиля – стиль вождения водителя, время нахождения в пробках, скоростной режим, качество топлива, особенности климата и пр. Ведь это – тема для отдельного разговора. К тому же интуитивно понятно, что любое отклонение от средних показателей эксплуатации оказывает негативное влияние как на двигатель, так и автомобиль в целом.
Тем не менее, доказательная база того, что доверять расчет периодичности замены масла в моторе автопроизводителям нельзя, была приведена обширная. Соответственно, водителям следует пользоваться визуальным осмотром смазки или определением максимального пробега исходя из моточасов. А если кому-то из автовладельцев не хочется заморачиваться и с тем, и с другим, то для них тоже есть универсальная рекомендация.
Меняйте моторное масло хотя бы раз в году вне независимости от количества поездок – и двигатель будет в полном порядке! Причем проводить эту процедуру лучше всего перед зимним периодом.
Источник http://maslo-5w30.ru/avto/periodichnost-zameny-masla-v-dvigatele-cherez-skolko-tysyach-km-nuzhno-menyat-maslo
Источник http://avtoinstruktor199.ru/news/cherez-skolko-menyat-maslo-v-dvigatele/
Источник