Коробка отбора мощности КОМ-68Б. Назначение, общее устройство, принцип действия, кинематическая схема.

Содержание

Коробки отбора мощности ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ

Коробка отбора мощности (КОМ) предназначена для привода всевозможных рабочих органов оборудования, установленного на автомобильном шасси, посредством карданного вала или гидравлического насоса.

Коробка отбора мощности представляет собой механическую коробку передач, тип и характеристика которой зависят от назначения того оборудования, которое она приводит в действие. В соответствии с количеством дополнительного оборудования на одном ТС может быть установлено от одной до трех коробок отбора мощности.

Коробки отбора мощности различаются по:

  • числу ступеней и значению передаточных чисел;
  • числу и взаимному расположению валов;
  • наличию или отсутствию реверса;
  • типу привода управления.

В зависимости от нагрузки на дополнительное оборудование коробки отбора мощности передают до 40 % максимальной мощности силовой установки. Стандартами определены основные размеры мест крепления и модули зубчатых колес коробок отбора мощности.

Рис. Схема реверсивной коробки отбора мощности с редуктором: 1 — рычаг включения коробки отбора мощности; 2 — шток вилки переключения; 3 — вилка переключения; 4 — шариковый фиксатор; 5 — каретка с зубчатым колесом; 6 — шарикоподшипник; 7 — ведомый вал; 8 — ось промежуточной шестерни; 9 — промежуточная шестерня; 10 — ось блока шестерен; 11 — блок шестерен; 12 — фланец ведомого вала

Коробки отбора мощности, как правило, монтируют сбоку или с торца на картерах КП или раздаточных коробок в верхней или нижней их частях. Ведущие звенья коробки отбора мощности через люки агрегатов трансмиссии соединяются с деталями этих агрегатов, от которых и происходит отбор мощности.

Передача мощности может осуществляться от шестерни агрегата трансмиссии на ведущую шестерню коробки отбора мощности. Обе шестерни находятся в постоянном зацеплении друг с другом, и включение отбора мощности производится подвижной кареткой, которая вводит в зацепление зубья шестерен в коробке отбора мощности. Мощность может отбираться и от вала агрегата трансмиссии. В этом случае коробка отбора мощности крепится на торце картера агрегата трансмиссии, а ее ведущий вал располагается соосно с валом, от которого отбирается мощность.

Включение коробки отбора мощности осуществляется зубчатой муфтой, соединяющей оба вала, при отсутствии нагрузки на коробке. Коробкой отбора мощности управляют из кабины ТС. Привод управления может быть механическим, пневматическим, электропневматическим и т.д.

Способ смазывания деталей коробки отбора мощности определяется местом ее крепления к агрегату трансмиссии. При боковом креплении смазка разбрызгивается на детали коробки из картера основного агрегата или собственного картера. При верхнем креплении в конструкции коробки отбора мощности предусмотрен насос, который забирает смазку из картера агрегата трансмиссии и подает ее к деталям коробки.

Реверсивная коробка отбора мощности с редуктором и продольным расположением валов

Реверсивная коробка отбора мощности с редуктором и продольным расположением валов устанавливается на нижней боковой части картера КП. Отбор мощности осуществляется от шестерни промежуточного вала КП, с которой постоянно сцеплена одна из шестерен блока 11. Другая шестерня этого блока находится в зацеплении с промежуточной шестерней. Блок шестерен и промежуточная шестерня 9 установлены на осях, закрепленных на картере.

Ведомый вал 7 коробки отбора мощности вращается на двух шарикоподшипниках 6. По шлицам этого вала с помощью вилки переключения перемещается каретка 5 с зубчатым колесом. Вилка 3 переключения закреплена на подвижном штоке 2, связанном с рычагом 1 включения коробки отбора мощности, установленным в кабине ТС. Рычаг имеет три фиксированных положения. Фиксация штока осуществляется шариковым фиксатором 4 с пружиной. В правом положении штока каретка с зубчатым колесом находится в зацеплении с промежуточной шестерней, что обеспечивает передачу прямого хода. В левом положении штока зубчатое колесо сцеплено с большей шестерней блока 11, что обеспечивает передачу обратного хода. В среднем положении штока коробка отбора мощности выключена, и ведомый вал не вращается. На конце ведомого вала имеется фланец 12 для крепления вала привода дополнительного оборудования.

Рис. Коробка отбора мощности без редуктора: 1 — первичный вал раздаточной коробки; 2 — вал коробки отбора мощности; 3 — каретка; 4 — вилка включения; 5 — фиксатор с пружиной; 6 — шток вилки включения; 7 — фланец; 8 — эксцентрик; 9 — плунжер; 10 — нагнетательный клапан; 11 — обратный клапан; 12 — всасывающий клапан; 13 — крышка коробки отбора мощности; 14 — магистраль подачи масла к насосу

Коробка отбора мощности КОМ

Реверсивная коробка

КОМ, изображенная на рисунке ниже, предназначена для установки в боковой части картера коробки скоростей. Отбор полезной мощности происходит с промежуточного вала кпп. Шестеренки находятся в непрерывном зацеплении.


Реверсивная коробка

Будет полезно: Как отключить сигнализацию на ваз 2112

Рычаг управления имеет 3 фиксированных положения выбора режима работы коробки отбора мощности. В правом положении осуществляется прямая передача. При этом каретка с зубчатым колесом постоянно находится в зацеплении с промежуточным валом КПП. При переводе в крайнее левое положении включается реверс. Для обеспечения обратного хода зубчатое колесо соединяется с шестерней, установленной внутри редуктора КОМ. При переходе в среднее положение ведомый вал перестает вращаться и коробка дополнительного отбора мощности переходит в выключенное положение.

Коробка отбора мощности без редуктора

Кроме рассмотренной коробки отбора мощности с редуктором применяются и более простые по конструкции коробки без редуктора, обеспечивающие одну ступень с передаточным числом 1,0. Отбор мощности осуществляется от первичного вала 7 раздаточной коробки, имеющего на конце шлицы. Коробка отбора мощности крепится к торцу картера раздаточной коробки в верхней ее части. Вал 2 коробки отбора мощности на одном конце имеет такие же шлицы, как и у вала 7, а на другой его конец устанавливается фланец 7 крепления вала привода дополнительного оборудования. Включение коробки отбора мощности осуществляется блокировкой валов 1 и 2 с помощью каретки 3, Каретка перемещается вилкой включения 4, закрепленной на штоке, имеющем два фиксированных положения: в левом положении штока коробка отбора мощности включена, а в правом выключена. Изменение направления вращения вала коробки отбора мощности осуществляется при включении передачи ЗХ в коробке передач.

Особенностью конструкции данной коробки отбора мощности является наличие плунжерного насоса, который служит для смазывания деталей коробки отбора мощности и раздаточной коробки неподвижного ТС при работающем дополнительном оборудовании. Насос расположен в корпусе, установленном в приливе крышки 13 коробки отбора мощности, и состоит из плунжера Я нагнетательного 10, всасывающего 12 и обратного 11 клапанов. Привод насоса осуществляется от эксцентрика расположенного на валу коробки отбора мощности. Масло поступает в насос по магистрали 14 из картера раздаточной коробки и под давлением подается к деталям коробки отбора мощности и первичного вала раздаточной коробки.

Управление данной коробкой осуществляется рычагом, связанным со штоком 6 и установленным в кабине ТС.

Включение КОМ

1. Нажать на педаль сцепления до упора. 2. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение. 3. Нажать и повернуть ручку переключателя КОМ, расположенную на дополнительной панели (см. рис. Переключатели КОМ). При этом загорится сигнальная лампа, встроенная в ручку переключателя. Дополнительно в комбинации приборов загорится контрольная лампа, сигнализирующая о включении КОМ

. 4. Плавно отпустить педаль сцепления.

При необходимости возможно трогание, движение автомобиля и переключение передач в коробке передач с работающей КОМ.

Схемы коробок отбора мощности различных автомобилей

Рис. Схема коробки отбора мощности МАЗ 5334 АЦ-8: 1 — резиновая диафрагма; 2 — пружина; 3 — шток; 4 — корпус; 5 — вилка переключения; 6 — манжета; 7 — шлицевой вал; 8 — фланец; 9 — штифт; 10 — шестерня; 11 — паразитная шестерня; 12 — первичный преобразователь тахометра; а — камера

Рис. Схема коробки отбора мощности КСМ-68Б: 1 — шток переключения передач; 2 — корпус; 3 — рычаг переключения передач; 4 — вилка включения КОМ; 5 — шестерня (Z = 17); 6, 7, 10, 20 — подшипник; 8 — муфта; 9 — вал вторичный; 11 — крышка; 12 — сальник; 13 — муфта фланца; 14 — рукоятка; 15 — вилка переключения передач; 16 — шестерня (Z = 41); 17 — роликоподшипник; 18 — стержень включения КОМ; 19 — ось шестерни; 21 — вал первичный; 22 — шестерня первичного вала коробки передач; I — боковой зазор в зацеплении

Рис. Коробка отбора мощности крана CMK-10 (a) и ее кинематическая схема (б): 1, 5 — фланцы, 2 — подшипник; 3, 4 — входной и выходной валы; 6 — корпус; 7 — венец; 8 — муфта переключения; 9 — зубчатый венец; 10 — ступица; 11 — шкив; 12 — пальцы

Рис. Коробка отбора мощности РК-5: 1 — блок шестерен PK-5-11A; 2 — ось РК—5-13; 3 — корпус коробки PK-5-01; 4 — насос НШ10; 5 — вал насоса РК-5-16Б; 6 — вилка РК-5-26А; 7 — валик переключении РК-5-21; 8 — валик переключения РК-5-26; 9 — вилка РК-5-27А; 10 — шестерня РК-5-14А; 11 — вал отбора РК-5-31А; 12 — шестерня РК-5-15А

Рис. Коробка отбора мощности ЗИЛ-131: 1 — шток вилки включения передач; 2 и 23 — манжеты: 3 — уплотнительное кольцо; 4 — вилка включения; 5 — шариковый фиксатор; 6 — заглушка штока; 7 — крышка заднего подшипника; 8 — шариковый подшипник; 9 — зубчатое колесо включения передач; 10 — главный вал; 11 — ось зубчатого колеса постоянного зацепления; 12 — опорная шайба; 13 — промежуточное зубчатое колесо постоянного зацепления; 14 — ось блока зубчатых колес; 15 — картер коробки передач; 16 — блок зубчатых колес; 17 — роликовый подшипник; 18 — опорная шайба; 19 — распорное кольцо; 20 — прокладка крышки подшипника; 21 — крышка переднего подшипника; 22 — фланец; 24 — опорная шайба фланца; 25 — заливная пробка; 26 — рычаг включения коробки отбора мощности; 27 — сливная пробка; 28 — гайка; 29 — контргайка; 30 — кронштейн рычага; 31 — прокладка

Рис. Коробка отбора мощности МАЗ: 1 — шестерня промежуточная; 2 — корпус; 3 — шестерня ведомая; 4 — вилка; 5 — болт стопорный; 6 — шайба замковая; 7 — ось; 8 — подшипник шариковый; 9 — подшипник роликовый; 10, 14 — крышки; 11 — стакан; 12 — пружина; 15 — гайка; 15 — пневмокамера; 16 — диафрагма; 17 — шайба; 18 — шайба упорная; 19, 23, 25 — прокладки; 20 — винт; 21 — кольцо уплотнительное; 22 — шток; 24 — вал

Рис. Коробка отбора мощности от раздаточной коробки (КОМ-1) (для спецтехники): 1 — картер; 2 — распорная втулка; 3 и 20 — гайки; 4 и 18 — крышки подшипника; 5 — вал; 6 и 23 — шариковые подшипники; 7 — каретка; 8 — заглушка; 9 — крышка люка; 10 — щиток; 11 — выключатель; 12 — камера включения; 13 — мембрана; 14 — пружина; 15 — шток; 16 — прокладка; 17 — регулировочная шайба; 19 — фланец; 21 — пружинная шайба; 22 и 28 — опорные шайбы; 24 — стопорное кольцо; 25 — зубчатое кольцо постоянного зацепления; 26 — пробка; 27 — ось; 29 — роликовый подшипник; 30 — распорное кольцо; 31 — вилки; 32 — предохраните клапан; 33 — стопорный болт; 34 — стопорная пластина

Рис. Схема электрооборудования коробки отбора мощности: 1 — выключатель контрольной лампы включения коробки отбора мощности; 2 — электромагнит воздушного клапана; 3 — трехклеммовая соединительная панель; 4 — реле включения коробки отбора мощности; 5 — реле включения переднего моста; 6 — двухгнездовой соединитель; 7 — выключатель; 8 — контрольная лампа включения коробки отбора мощности; 9 — предохранитель на 20 А

Тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей

Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.

Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.

Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.

Классификация

Общего применения

Основные пожарные автомобили общего применения

Основные пожарные автомобили общего применения – это пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

  • АЦ – автоцистерны:

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.

  • АНР – автомобили насосно-рукавные:

Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.

  • АПП – автомобили первой помощи:

Пожарные автомобили: расшифровка и цветографические схемы

Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

  • Пожарные автомобили с насосом высокого давления (АВД):

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС):

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

Целевого применения

Основные пожарные автомобили целевого применения

Основные пожарные автомобили целевого применения – это пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.

  • АА – автомобили аэродромные:

Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.

  • АП – автомобили порошкового тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

  • АПТ – автомобили пенного тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

  • АКТ – автомобили комбинированного тушения:

Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники

Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

  • АГТ – автомобили газового тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

  • ПНС – пожарные автонасосные станции:

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

  • АГВТ – автомобили газоводяного тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

  • ППП – пожарные пеноподьемники:

Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

По массе и проходимости

Классификация по массе и проходимости пожарных автомобилей

Пожарные автоцистерны преимущественно выпускают на базах автомобилей ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ, Урал.

Основное отличие данных автомобилей – это технические характеристики, а именно объем вывозимого огнетушащего вещества и параметры насоса для подачи огнетушащего вещества.

классификация пожарных машин классификация пожарных автомобилей

Системы классификации

Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:

  1. Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
  2. Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
  3. Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
  4. Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).

Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.

Расшифровка обозначения

Структура обозначения пожарного автомобиля

Расшифровка обозначения пожарного автомобиля

Например: АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ

Автоцистерна пожарная с цистерной емкостью 3 м3, комбинированным насосом с подачей 40 л/с (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ, модификация ХХ.

Специальные обозначения

Для обозначения ПА в общем потоке, техника должна оснащаться определенными информативными отличиями. Все пожарные единицы имеют красную окраску, для контраста на определенных местах наносятся белые символы и полосы. Размещение обозначений и разбивка окрашиваемых участков определяется согласно государственным стандартам. На двери кабины наносится номер ПЧ и город, а на кормовой части – тип ПА и номер подразделения. Бампер и видимые детали ходового узла окрашиваются в черный колер. Кроме того, техника оборудуется специальными световыми и звуковыми сигналами.

Аэродромный пожарный автомобиль

содержание .. 1 2 3 8 ..

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

В зависимости от преимущественного использования основные пожарные автомобили подразделяются на автомобили общего применения – для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АЦЛ, АЦКП, АНР, АВД, АПП), и автомобили целевого применения – для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ).

пожарные автоцистерны

занимают доминирующее положение среди основных типов пожарных автомобилей.

Условно пожарные автоцистерны подразделяются на 3 группы:

– вместимость цистерны для воды до 2 м3;

– вместимость цистерны для воды от 2 до 4 м3;

– вместимость цистерны для воды свыше 4 м3.

Основными элементами пожарной автоцистерны являются:

  • базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;
  • кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;
  • отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;
  • сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);
  • насосная установка с коммуникациями;
  • дополнительные трансмиссии привода насосной установки;
  • пожарный лафетный ствол;
  • дополнительное электрооборудование;
  • система дополнительного охлаждения двигателя;
  • система обогрева салона.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.

Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.

При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.

Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей.

Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.

С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей.

Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.

Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения.

Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.

Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 2.1 и 2.2) смонтирована на автомобильном шасси ЗИЛ-431410 с колёсной формулой 4×2.

Рис. 2.1. Общий вид

На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-508 мощностью 110 кВт (150 л.с.). За трёхместной кабиной водителя располагается четырёхместная кабина расчёта, жёстко соединённая с первой. На ложементах, укреплённых через резиновые амортизаторы к раме шасси, за кабиной расчёта установлена цистерна с 2350 литрами воды.

Кузов пожарной автоцистерны представляет собой две цельнометаллические тумбы, которые располагаются вдоль цистерны и крепятся к ней кронштейнами. В задней части тумбы имеется отсек, где размещена насосная установка с контрольно-измерительными приборами, рычагами управления, а в верхней части бак для пенообразователя ёмкостью 165 литров.

Основные технические данные некоторых основных ПА общего применения

Колёсная формула Полная масса, кг Габаритные размеры, мм (длина, ширина, высота) Мощность двигателя, л.с. (кВт) Максимальная скорость, км/ч Расчёт, чел. Вывозимые ОТВ, л: вода / пенообразователь Тип насосной установки Производительность

В основе насосной установки автоцистерны лежит пожарный центробежный одноступенчатый консольный насос ПН-40УВ, с номинальной подачей 40 л/с при напоре 100 метров. Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку перемены передач и дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности (КОМ), установленной на крышке коробке перемены передач (КПП), двух карданных и одного промежуточного вала. Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137А (см. рис. 2.3) по общему устройству напоминает АЦ-40(431410)63Б. Надстройка модели 137А монтируется на автомобильном шасси повышенной проходимости с колёсной формулой 6×6 (автошасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-433440). На крыше кабины автоцистерны стационарно

устанавливается управляемый из кабины лафетный ствол, имеющий производительность 20 л/с.

На современных пожарных автоцистернах зачастую используется модульный принцип компоновки пожарной надстройки, который особенно эффективен при выпуске пожарных автомобилей мелкими сериями или при производстве модификаций базовой модели. Например, путем замены модуля насосного отсека с насосом нормального давления на модуль насосного отсека с насосом высокого давления или комбинированным можно существенно изменять характеристики пожарной автоцистерны.

При наличии набора стандартных модулей на одном и том же шасси можно выпускать автомобили различного назначения, максимально унифицированные между собой. Для этого достаточно заменить один или несколько модулей.

В последнее время пожарные автоцистерны все чаще компонуются цистернами изготовленными из армированного стеклопластика. При установке металлических цистерн производители применяют эффективные покрытия для защиты внутренних полостей от коррозии.

На современных моделях пожарных автоцистерн зачастую цистерну и пенобак выполняют в виде единого сварного блока, как это сделано, например, на АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540 (см. рис. 2.4). Эта автоцистерна, широко применяемая в подразделениях

различных регионов нашей страны, смонтирована на шасси ЗИЛ-433362 с колесной формулой 4×2 и бензиновым двигателем мощностью 110 кВт (150 л.с.). Машина оснащена стационарной насосной установкой с пожарным насосом ПН-40УВ. На автоцистерне применен модульный принцип компоновки пожарной надстройки. Модуль цистерна-пенобак выполнен как единое целое – внутри корпуса цистерны с полезным объемом 2,5 м3 монтируется (вварен) бак для пенообразователя емкостью 200 л.

Современные пожарные автоцистерны все чаще оборудуют насосными установками, обеспечивающими подачу воды как с нормальным, так и с высоким давлением. Наличие насоса (или ступени) высокого давления позволяет создавать тонкодисперсные (мелкораспыленные) водяные струи, обладающие повышенной огнетушащей эффективностью. При производстве новых пожарных автоцистерн или в ходе модернизации устаревших машин зачастую вместо традиционного пожарного насоса нормального давления ПН-40УВ устанавливается современная насосная установка отечественного производства, состоящая из комбинированного центробежного насоса НЦПК 40/100-4/400, вакуумного насоса объемного типа и катушки с рукавом высокого давления. Присоединительные размеры нового насоса и ПН-40УВ совпадают, одинаковой является и потребляемая мощность, поэтому модернизация насосной установки может производиться не только на заводе, но и на местах в условиях Производственно-технических центров (ПТЦ) или отрядов технической службы (ОТС).

На шасси ЗИЛ-5301 и ЗИЛ-432720 монтируются надстройки автоцистерн легкого типа. К наиболее распространённым машинам этой группы относятся автоцистерны моделей 002ММ и ПМ-542 различных модификаций (см. рис. 2.5).

Эти пожарные автоцистерны смонтированы на шасси с колесной формулой 4×2 и длиной колёсной базы 3600 мм (ЗИЛ-530104) или 4250 мм (ЗИЛ-5301ГА), оборудованы ёмкостями от 800 до 1400 литров, баками для пенообразователя на 80-150 литров, пожарными насосами ПН-20, НЦПВ-4/400 или НЦПК-40/100-4/400. Автомобили являются в какой-то степени многофункциональными, так как могут применяться в качестве АПП или АПС (пожарно-спасательных автомобилей).

К этой же группе лёгких многофункциональных автоцистерн относится АЦ-0,8-4/400(432720) модели ПМ-541 (см. рис. 2.6), дополнительно оснащенная электрогенератором

с выходной мощностью 4,0 кВт, стационарной выдвижной осветительной мачтой, выносными прожекторами, гидравлическим аварийно-спасательным инструментом и другими видами специального оборудования. Вооружение машины позволяет использовать её как в качестве автоцистерны, так и в качестве аварийно-спасательного автомобиля. Для повышения мобильности и проходимости автоцистерны она смонтирована на автомобиле ЗИЛ-432720 с колёсной формулой 4×4.

Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(43206)1МИ (см. рис. 2.7) изготовлена на шасси Урал 43206 с дизелем ЯМЗ-236М2 мощностью 180 л/с и колесной формулой 4×4. Автоцистерна оборудована 6-местной кабиной для размещения расчета, 3000-литровой цистерной для воды и 180-литровой емкостью для пенообразователя, одноступенчатым

насосом ПН-40УВ, гидравлические коммуникации которого предусматривают установку на крыше автомобиля стационарного лафетного ствола. Вместо газоструйного вакуумного аппарата использована автономная система АВС-01Э.

Пожарные автоцистерны на шасси КамАЗ обычной и повышенной проходимости АЦ-7-40(53215)ПМ-524 с колесной формулой 6×4 и АЦ-5-30(43118)ПМ-525 с колесной формулой 6×6 (см. рис. 2.8) имеют модульную компоновку пожарной надстройки, оснащаются цистернами для воды объемом 7 и 5 м3, соответственно, пенобаками объёмом 450 и 350 литров и пожарными насосами нормального давления с

номинальной подачей до 40 л/с. Машины могут комплектоваться по специальному заказу пожарными насосами высокого давления и комбинированными насосами, в том числе зарубежного производства. Вместо классического ПН-40УВ на этих автоцистернах возможна установка насосов НЦПН-40/100, НЦПК-40/100-4/400, НЦПВ-4/400, НЦПВ-20/200, Ziegler-FP16/8-2H с номинальной подачей 50 л/с и других.

По такому же модульному принципу на базовом шасси КамАЗ-53211 с колесной формулой 6х4 изготавливается пожарная автоцистерна АЦ-6,0-40/4(53211)1ДД, соответствующая австрийскому прототипу TLF-6500. За 7-местной кабиной расчета монтируется обогреваемая цистерна на 6 м3 воды и 600-литровый бак для пенообразователя с автоматическим пеносмесителем. В заднем отсеке автомобиля установлен комбинированный насос Rosenbauer NH30, номинальная подача которого по ступени нормального давления составляет 50 л/с при напоре 100 м. вод. ст., а по ступени высокого давления 4 л/с при напоре 400 м. вод. ст. Водопенные коммуникации насосного агрегата оборудованы лафетным стволом, установленным на крыше автомобиля.

Особую группу автоцистерн составляют так называемые автоцистерны упрощённые (АЦУ или АЦП) (см. рис. 2.9), на которых за счёт отказа от салона личного состава и сокращения численности расчёта до 3-х человек количество возимой воды увеличено почти вдвое по сравнению со стандартными АЦ на тех же самых шасси.

Трансмиссия (дополнительная) специальных агрегатов пожарных автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей

Доброе время суток, моим подписчикам и всем остальным не менее уважаемым людям. Давненько не брал я в руки шашек писал ничего о своей любимой профессии. Сегодня решил восполнить данный пробел.
И речь пойдет о втором по распространенности на территории России и стран бывшего СССР пожарном автомобиле АЦ-40 (131) 137А. Если вы видите на улице пожарную машину то в 3-х случаях из 10 это будет именно она. В 4-х из 10 такая же цистерна но на базе ЗИЛ-130 и в остальных случаях прочие пожарные автомобили. (За исключением пожалуй только Москвы и СПБ).

Автоцистерна пожарная на базе автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Серийный выпуск начался в 1970 году и продолжалось до начала нового тысячелетия. Как донор использовались так же списанные с военных складов автомобили. Как и большинство, спроектированное советскими инженерами данный автомобиль получился очень удачным: полноприводное шасси вкупе с надежным и неприхотливым двигателем, плюс проверенный насос сделали из этого автомобиля долгожителя, который выходив по два эксплуатационных срока героическими усилиями водительского состава еще долго будет защищать нас от огня.

Кабина водителя и старшего автомобиля (начальника караула или командира отделения) Ничего необычного. Видны стационарная и носимые радиостанции.

Кабина боевого расчета. Здесь выезжает личный состав отделения до 4-х (в очень хорошем случае) человек. Стоить отметить, что в процессе эксплуатации автомобили подвергаются доработке уже в частях. Так на этой машине дыхательные аппараты расположены в кабине, а не в отсеке, как задумано. Это позволяет надевать их еще в пути следования к месту вызова, что сокращает время подготовки звена газодымозащитной службы (ГДЗС) к работе. В крыше видно люк, для управления лафетным стволом, расположенным на крыше. Под сиденьем в ящике так же вывозится различное оборудование (рукавные зажимы, спасательные веревки, стволы РСК-50 с расходом 3,7 литра в секунду)

Задний правый отсек. Справа один рукав с предыдущей фотографии, небольшой пеногенератор, так называемая «бензоболгарка», бензопила, станина для крепления переносного лафетного ствола (о нем позже) и еще два резервных баллона.

Насосный отсек. Старый, но не бесполезный@ ПН-40У. Пожарный насос производительностью 40 литров в секунду с напором 100 метров водяного столба. Справа от него водосборник для заправки АЦ от пожарного гидранта(об этом тоже позже). Над насосом Бак для пенообразователя, емкостью 150 литров.

Палуба сзади. Пеналы для всасывающих (125 мм) и напорно-всасывающих (75 мм) рукавов. С помощью первых АЦ заправляется из открытых водоисточников, вторые для заправки от пожарного гидранта. Между ними трехколенная лестница. До третьего этажа или крыши двухэтажного дома. Если надо, то можно выдвинуть до 4-го этажа, но в нарушении правил охраны труда. Справа та же штурмовая лестница, на которой виден крюк, которым она цепляется за подоконники и перила балконов.

Задний левый отсек.Справа вверху всасывающая сетка для всасывающих же рукавов 125 мм. Рядом сетка для 75 мм рукавов. Под ней Крюк для открывания крышек колодцев. Под ним пожарная колонка для забора воды из гидранта. Под ней ломы трех видов: универсальный, тяжелый и шаровый. Рядом четырехметровый заправочный рукав, за ним трехходовое разветвление для раздачи воды из магистральной линии в рабочие. Магистральная линия идет от насоса и состоит из рукавов Д77 мм с проходимостью до 21 лс. Рабочая линия из рукавов Д55 мм идет от разветвления до стволов.

Передний левый отсек.Еще одно разветвление и заправочный рукав. На стенке отсека закреплены рукавные зажимы для оперативного устранения не больших повреждения рукавных линий. И укладка из 8 рукавов Д77 мм той самой магистральной линии.

Емкость цистерны для воды у данного автомобиля вмещает в себя 2400 литров. Что не много, но при должном рвении и выучки личного состава, достаточно для тушения, на пример квартиры. При более крупных пожарах автомобиль устанавливается на открытый водоисточник, пожарный водоем или гидрант. Выглядет это так (фото не мое, украл отсюда https://wiki-fire.org/АЦ_40_131_137А.ashx )

На этом все. Со временем расскажу о других автомобилях, оборудовании и тактике тушения пожаров. Задавайте вопросы, на все отвечу с удовольствием.

Примеры

АЦ-2,5-40 (Зил)

Объем цистерны (вода), л – не менее 2500

Объем пенобака (пенообразователь), л – 150

Производительность пожарного насоса, 40 л/сек

АЦ-3,5-40 (Зил)

Объем цистерны (вода), л – не менее 3500

Объем пенобака (пенообразователь), л – 210

Производительность пожарного насоса, 40 л/сек

АЦ-5,0-40 (Камаз)

Объем цистерны (вода), л – не менее 5000

Объем пенобака (пенообразователь), л – 360

Производительность пожарного насоса, 40 л/сек

АЦ-15-100 (Урал)

Объем цистерны (вода), л – не менее 15000

Объем пенобака (пенообразователь), л – 900

Производительность пожарного насоса, 100 л/сек

Автомобиль насосно-рукавный (АНР) данный автомобиль предназначен для подачи воды от водопроводной сети (пожарных гидрантов) либо водоема. При помощи АНР возможно осуществлять перекачивание воды с подобными автомобилями на значительные расстояния. Автомобиль так же оборудован емкостью с пенообразователем.

АНР-100-3000 (Камаз)

Запас напорных рукавов, шт./м

D77 мм – 250/5000

D51 мм – 175/3500

Производительность пожарного насоса, 100 л/сек

Автомобиль первой помощи (АПП) – это одни из самых быстрых автомобилей базируются как правило на шасси ГАЗ, Соболь, такие автомобили способны в кратчайшие сроки прибыть к месту происшествия, благодаря своей компактности очень мобильны и проходимы в жилых секторах дворовых территориях с большим скоплением автомобилей. АПП оборудованы достаточным минимумом пожарно-технического вооружения и достаточным запасом огнетушащих веществ для проведения локализации пожаров до прибытия основных сил и средств.

АПП-0,5-2,0 (ГАЗ)

Объем цистерны (вода), л – не менее 500

Объем пенобака (пенообразователь), л – 50

Производительность пожарной мотопомпы – 0,8 л/сек

Источники:

  1. ГОСТ Р 53247-2009 “Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения”;
  2. М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника
    , Москва, 2004;
  3. ГОСТ Р 53328-2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.

Конструкция и технические характеристики ТОП-2 отечественных пожарных автомобиля ЗИЛ

Пожарный ЗИЛ считается самым распространенным и эффективным автомобилем в отечественных автопарках МЧС. Он быстро передвигается, перевозит специализированные приспособления, необходимые для ликвидации пожаров. По сравнению с другими марками грузовиков быстрого реагирования машина на шасси ЗИЛ неприхотлива в обслуживании, удобна в эксплуатации, адаптирована к разным условиям, отличается хорошей проходимостью и маневренностью на сложных участках при относительном минимуме пространства.

Конструкция машин

Пожарные автомобили выпускаются на базе самых различных грузовых транспортных средств, которые поставлены на серийное производство. Одним из таких грузовых автомобилей является ЗИЛ.

На платформу стандартной модели устанавливается специализированное оборудование, а подобные работы осуществляются на профильных заводах и сборочных цехах. Готовая пожарная машина должна соответствовать всем требованиям, которые предъявляются для данной категории транспортных средств.

Наиболее эффективными и востребованными являются такие модели пожарных автомобилей ЗИЛ, как АЦ 2,5/40, 3/40, 3,5/40 и 4/40.

Предпочтительное использование в качестве базовой модели именно автомобилей марки ЗИЛ обусловлено неприхотливостью в использовании и обслуживании этих транспортных средств.

Их технические характеристики максимально адаптированы к эксплуатации в различных условиях, а маневренность грузового транспорта марки ЗИЛ позволяет выбрать наиболее подходящее положение автомобиля при тушении пожара.

Компактные габариты пожарного автомобиля ЗИЛ, по сравнению с другими марками грузовых транспортных средств, позволяют успешно использовать его при тушении пожаров в городских условиях даже при относительном дефиците пространства.

Среди дополнительных преимуществ пожарных машин марки ЗИЛ стоит отметить их неприхотливость к качеству или типу топлива. Более того, помимо дизельных версий доступны и бензиновые варианты силовых агрегатов автомобилей этих марок, которые при незначительных вложениях могут быть оборудованы газобаллонным оборудованием.

Такая модернизация позволит существенно сократить расходы на обслуживание пожарной техники, при условии монтажа ГБО на специализированных и сертифицированных станциях.

Также эти транспортные средства прекрасно зарекомендовали себя при эксплуатации в различных климатических условиях. Ремонт, как и запасные части к машине, относительно недороги, а для обслуживания не требуется обращаться в специальные сервисные центры. Многие работы по ремонту и обслуживанию пожарных автомобилей ЗИЛ выполняются силами штатных механиков.

Конструкция

В устройство пожарной машины входят шасси ЗИЛ и пожарные надстройки с таким оборудованием:

На платформе в ложементах прикрепляется цистерна для жидкости, на консолях кронштейна — кузов. В цельной металлической кабине предусмотрено 7 мест для бойцов и водителя. Позади цистерны на надрамнике встроен пожарный насос. Механизм приводится в действие карданными валами от КОМ на коробке передач.

Пожарная установка состоит из насоса, коллектора, пеносмесителя и напорных задвижек. В отсеке имеется бак для пенообразования. Автоцистерна укомплектована дополнительным электрическим оборудованием для освещения и сигнализации.

ЗИЛ-130

Чаще всего встречается автоцистерна АЦ-40-63Б на базе ЗИЛ-130 — модернизированная версия АЦ-30(130)-63А. По сравнению с предыдущей моделью емкости цистерны и пенобака увеличились, кузов стал более широким, не устанавливались декоративные накладки на колесных арках, напорные патрубки спрятаны внутрь и закрыты лючками.

Технические характеристики

Технические характеристики пожарной машины АЦ-40-63Б:

Среди параметров транспортабельности АЦ-40(131)-137 выделяется высота, которая без учета боевого расчета, воды и пенообразователя в транспортном положении достигает 2950 мм.

Сколько весит

Вес пожарного ЗИЛа с полной нагрузкой составляет 9,6 т. Учитывая надстройки противопожарного оборудования, общая масса доходит до 11 т.

Пожарная автоцистерна

Это единица пожарной техники, которая осуществляет тушение возгорания путем подачи активного вещества.

Что это такое

Пожарная автоцистерна – машина, в конструкцию которой встроены пожарные насосы, цистерны, баки для хранения огнеупорных веществ и средства их подачи.

История автомобиля

В последующие годы пожарный транспортный парк увеличивался. Технические характеристики АЦ совершенствовались. Появлялись автолестницы, автонасосы и т. д.

Послевоенное время характеризуется перевооружением пожарного оборудования. Модели ПМГ и ПМ3 получают закрытые кабины для водителей, насос ПН-25, усовершенствованные трансмиссии. Емкость цистерн достигала уже 2 000 литров, а мощность двигателей – 66 кВт.

В конце 1950-х появились новые уникальные модели: АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137. Они были оснащены дизельными двигателями, имели цистерны для воды объемом до 5 000 л при мощности двигателя 155 кВт.

Пожарная машина АЦ-40 с начала 70-х применялась практически везде: крупные и мелкие населенные пункты, войсковые части, аэродромы, морские порты и т. д. Она не боялась бездорожья и непогоды, что позволяло эксплуатировать ее в любых типах местности. Сейчас пожарный автомобиль АЦ-40 используется в качестве резервных единиц техники.

На современном этапе производство автоцистерн только прогрессирует. Большинство моделей изготавливаются на шасси ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, Урал, ГАЗ.

На заметку. В зависимости от предпочтений заказчика заводы могут конструировать АЦ на любом шасси грузовой машины.

Назначение

Автоцистерны предназначены для выполнения следующих задач:

Классификация

Объем воды в пожарной машине. Цистерны для воды могут различаться вместимостью – от 0,8 до 9 м3. В связи с этим существует следующая классификация пожарных автоцистерн:

Устройство и комплектация

Конструкция автоцистерн позволяет выполнять основные функции пожарной техники при пожаротушении. Элементы сборочных приспособлений устанавливаются в кузовной части или на шасси.

Цистерны для воды

Изготавливаются из углеродистой стали. Внутри стенки выполнены из антикоррозионного покрытия. Некоторые АЦ дополнительно защищены анодной защитой. Чтобы при низкой температуре воздуха вода внутри не замерзала, емкости оборудуют автономными теплогенераторами. Иногда в роли обогревателя выступают электрические устройства.

Требования, предъявляемые к автоцистернам:

Справка. На АЦ на шасси ГАЗ чаще всего автоцистерны в поперечном сечении имеют эллиптическую форму. Это позволяет эффективно организовать заполнение ширины шасси и снизить центр массы машины.

Баки для пенообразователя

Занимают не более 6% от емкости цистерны. Обычно их вместимость не превышает 1 м3. Все элементы конструкции (трубопроводы, арматура и т. д.) изготовлены из нержавеющих материалов.

Пролив пены в пенобаке при движении транспорта должен быть исключен еще при конструировании автомобиля не заводе-изготовителе.

Новые модели автоцистерн имеют баки квадратной формы в поперечном сечении.

Пожарные насосы

В середине XX столетия на АЦ устанавливали центробежные насосы ПН-40УВ. Это были качественные и надежные устройства, которые не ограничивали подачу огнегасящего вещества при пожаротушениях.

Современные пожарные насосы сыграли большую роль в совершенствовании тактических возможностей автоцистерн. Теперь пожаротушение осуществляется комбинированными насосами, что существенно сокращает затраченное время. Также существуют автоцистерны, насосы которых работают от водопровода.

АЦ с лестницами

На рынке пожарной техники появилось особое оборудование, которое объединяет функции пожарных цистерн и автолестниц. Оно называется автоцистерна пожарная с лестницей.

Автолестница используется в следующих целях при пожаротушении:

Функционирование

АЦ пожарный автомобиль используется для тушения возгорания путем подачи огнеупорного вещества из внутренних цистерн и баков хранения.

Автоцистерны размещают на небольшой дистанции от объекта возгорания. Функциональные особенности следующие:

Для функционирования всех элементов системы автоцистерны она должна находиться под постоянным электрическим напряжением в 24 В.

Температура при эксплуатации автоцистерн в норме от –45 до +40 °C. Допустимо использовать АР-2 по бездорожью и при непогоде.

Технические характеристики

При выборе автоцистерн, которые должны вступить в эксплуатацию в конкретном пожарном подразделении, упор делается на их технические способности и характеристики.

Область применения

Пожарные автоцистерны (ПА) особенно необходимы при возгораниях на крупных промышленных объектах, жилых зданиях и хозяйственных помещениях.

Наиболее эффективно АЦ используются в районах, где вблизи очага возгорания нет водоисточника. ПА работает до того момента, пока в цистернах для воды или баках для пены не закончится активное вещество.

Способы использования

Пожарные автоцистерны применяют для:

АЦ выполняют роль как самостоятельных единиц пожарной техники, так и насосных станций при «перекачке» вещества.

Пожарные автомобили ЗИЛ

Машины, стоящие на вооружении МЧС, выпускают на базе разных марок автомобилей, но самой популярной считается платформа ЗИЛ. Переоборудование под потребности спасателей происходит на профильных заводах и цехах. Пожарные автомобили на ЗИЛ полностью соответствуют тактико-техническим характеристикам спецтехники, используемой при тушении пожаров различных категорий. Популярность этой марки обусловлена рядом факторов:

Наиболее востребованными у МЧС оказались модели 130 и 131, а также легендарные пожарные автомобили ЗИЛ 157. Регулярно проводимая их модернизация повышает качество техники и сокращает расходы, связанные с техобслуживанием.

Основные пожарные автомобили общего и целевого применения: группы и классификация

Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.

Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.

Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.

Пожарные автомобили ЗИЛ 130

За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.

В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.

Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.

На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:

Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.

Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.

Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.

АЦ-40 (131) мод. 137 — WikiVisually

1. Автомобильная промышленность – The automotive industry is a wide range of companies and organizations involved in the design, development, manufacturing, marketing, and selling of motor vehicles, some of them are called automakers. It is one of the worlds most important economic sectors by revenue, the term automotive was created from Greek autos, and Latin motivus to represent any form of self-powered vehicle. This term was proposed by Elmer Sperry, the automotive industry began in the 1890s with hundreds of manufacturers that pioneered the horseless carriage. For many decades, the United States led the world in automobile production. In 1929, before the Great Depression, the world had 32,028,500 automobiles in use, at that time the U. S. had one car per 4.87 persons. After World War II, the U. S. produced about 75 percent of auto production. In 1980, the U. S. was overtaken by Japan, in 2006, Japan narrowly passed the U. S. in production and held this rank until 2009, when China took the top spot with 13.8 million units. With 19.3 million units manufactured in 2012, China almost doubled the U. S. production, with 10.3 million units, from 1970 over 1998 to 2012, the number of automobile models in the U. S. has grown exponentially. Safety is a state that implies to be protected from any risk, danger, in the automotive industry, safety means that users, operators or manufacturers do not face any risk or danger coming from the motor vehicle or its spare parts. Safety for the automobiles themselves, implies there is no risk of damage. Safety in the industry is particularly important and therefore highly regulated. Automobiles and other vehicles have to comply with a certain number of norms and regulations, whether local or international. The standard ISO26262, is considered as one of the best practice framework for achieving automotive functional safety. In case of safety issues, danger, product defect or faulty procedure during the manufacturing of the motor vehicle and this procedure is called product recall. Product recalls happen in every industry and can be production-related or stem from the raw material, however, the automotive industry is still particularly concerned about product recalls, which cause considerable financial consequences. Around the world, there were about 806 million cars and light trucks on the road in 2007, consuming over 980 billion litres of gasoline, the automobile is a primary mode of transportation for many developed economies. The Detroit branch of Boston Consulting Group predicts that, by 2014, meanwhile, in the developed countries, the automotive industry has slowed down. It is also expected that this trend will continue, especially as the generations of people no longer want to own a car anymore

2. Дизайн – Design is the creation of a plan or convention for the construction of an object, system or measurable human interaction. Design has different connotations in different fields, in some cases, the direct construction of an object is also considered to use design thinking. Designing often necessitates considering the aesthetic, functional, economic, and it may involve considerable research, thought, modeling, interactive adjustment, and re-design. Meanwhile, diverse kinds of objects may be designed, including clothing, graphical user interfaces, skyscrapers, corporate identities, business processes, and even methods or processes of designing. Thus design may be a substantive referring to an abstraction of a created thing or things. It is an act of creativity and innovation, here, a specification can be manifested as either a plan or a finished product, and primitives are the elements from which the design object is composed. With such a broad denotation, there is no language or unifying institution for designers of all disciplines. This allows for many differing philosophies and approaches toward the subject, the person designing is called a designer, which is also a term used for people who work professionally in one of the various design areas usually specifying which area is being dealt with. A designers sequence of activities is called a process while the scientific study of design is called design science. Another definition of design is planning to manufacture an object, system, thus the word design can be used as a noun or a verb. In a broader sense, the design is an applied art, while the definition of design is fairly broad, design has a myriad of specifications that professionals utilize in their fields. Substantial disagreement exists concerning how designers in many fields, whether amateur or professional, alone or in teams, the prevailing view has been called The Rational Model, Technical Problem Solving and The Reason-Centric Perspective. The alternative view has been called Reflection-in-Action, Evolutionary Design, co-evolution, the Rational Model was independently developed by Herbert A. Simon, an American scientist, and Gerhard Pahl and Wolfgang Beitz, two German engineering design theorists. The Rational Model is based on a rationalist philosophy and underlies the waterfall model, systems development life cycle, according to the rationalist philosophy, design is informed by research and knowledge in a predictable and controlled manner. Technical rationality is at the center of the process, each stage has many associated best practices. Unrealistic assumptions – goals are often unknown when a design project begins, the Action-Centric Perspective is a label given to a collection of interrelated concepts, which are antithetical to The Rational Model. Substantial empirical evidence supports the veracity of this perspective in describing the actions of real designers, like the Rational Model, the Action-Centric model sees design as informed by research and knowledge. Designers context-dependent experience and professional judgment take center stage more than technical rationality, at least two views of design activity are consistent with the Action-Centric Perspective

История автомобиля

В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.

Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.


ЗИЛ-157

Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.

Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.

За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.

В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.

Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.

Технические характеристики

Двигатель

Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.

*Также подходят и большие октановые числа.

# Представленные числа являются среднестатистическими.

В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.

Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.

Электросистема

Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.

Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.

Подвеска

Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.

Плюсы и минусы

Автомобиль ЗИЛ-131, как и большинство советской техники периода с 50-х по 70-е годы имеет уникальное шасси, позволяющее создавать необходимые модификации без лишних осложнений. Технические характеристики позволяют работать всем системам в самых экстремальных условиях, демонстрируя свою надежность. Грузовик применялся и применяется до сих пор не только в военных целях, но и для гражданских нужд. Нынешнему существованию не мало способствует и внешний вид машины, так как его простота и наличие всего необходимого цепляли как в годы его создания, так и сейчас.

Несмотря на явное преимущество ЗИЛ-131 над ЗИЛ-157, второй выпускался еще 20 лет с момента появления наследника.

Отрицательным качеством является постепенное старение модели. Появляются все более высокие требования и более сложные задачи. В связи с этим, в 2002 году ЗИЛ-131 был снят с производства. Также работа на бензине делает данную машину крайне неэкономной, а дизельные версии практически нереально встретить. Ценовой вопрос для кого-то будет минусом, а для кого-то плюсом. ЗИЛ-131 с небольшим пробегом и в хорошем состоянии можно купить в радиусе 160-270 тысяч российских рублей. Различные модификации с учетом стоимости модуля могут достигать в цене 600 тысяч рублей.

Подводим итоги

С 1967 по 2002 год прошло 35 лет. За это время рассматриваемую модель не раз улучшали, что удачно сказывалось на ее работоспособности. В итоге модель «131», созданная на заводе имени Лихачева, получила высшую награду для продукта – знак качества СССР.

Несмотря на окончание производства и замену на более новые прототипы, ЗИЛ-131 до сих пор встречается на дорогах стран постсоветского пространства. Автомобили верно служат в различных сферах народного хозяйства, воплощая в жизнь план, поставленный съездом КПСС в далеком 1959 году.

Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта

ЗИЛ 130

Самым распространенным пожарным автомобилем можно по праву считать специализированное транспортное средство на базе модели ЗИЛ 130. Стоит отметить, что всего было выпущено и переоборудовано различными инженерными предприятиями порядка 10 вариантов этих автомобилей.

Наиболее популярной была модель пожарного автомобиля ЗИЛ 130 АЦ 40 – 63Б. Это транспортное средство предназначалось для доставки к месту тушения пожара расчета, специальных средств, а также дополнительного оборудования для оперативной локализации и устранения возгорания. В качестве основного вещества, которое применялось для тушения пожаров выступала либо вода, либо воздушно-механическое пенное вещество.

Описываемые автомобили оснащались вместительной цистерной, объем которой составляет 2360 литров, а также дополнительным баком, в который наполнялся пенообразователь в объеме 170 литров при общей массе в 187 кг.

Кабина, в которой размещается пожарный расчет, собрана в виде цельнометаллической конструкции и имеет два ряда посадочных мест. Четыре двери кабины обеспечивают быстрый выход пожарных из автомобиля. На крыше предусмотрены пеналы, где располагаются всасывающие рукава.

С каждой стороны кузова находятся металлические отсеки для размещения в них различных специализированных аксессуаров и оборудования. Кроме того, описываемый автомобиль оснащен центробежным насосом для тушения пожаров модели ПН 40УА. Насос расположен в задней части автомобиля и имеет одноступенчатый механизм работы.

Силовой агрегат у этой модели ЗИЛа оснащен 8 цилиндрами, четырехтактный с системой жидкого охлаждения. Номинальная задекларированная мощность силового агрегата этого автомобиля составляет 110 кВт.

Шасси автомобиля отличается повышенным уровнем надежности и выполнено в виде лонжеронной рамы. Сами лонжероны изготавливаются из низколегированной стали марки 30Т. Лонжероны усилены специальными вставками, которые обеспечивают целостность общей несущей конструкции при полной загруженности автомобиля.

Подвеска этой пожарной машины полностью зависима и предусматривает наличие рессор и телескопических амортизаторов. Двускатная комплектация задних колес пожарной машины ЗИЛ 130 обеспечивает устойчивое положение автомобиля и высокий уровень проходимости. Кроме этого, при использовании этого транспортного средства в сельской местности допускается установка на ведущую ось арочных шин.

Такая модернизация позволяет оперативно пребывать к месту тушения пожаров по дорогам с различным качеством и структурой поверхности. Также в подобных условиях допускается установка специальной лебедки на передний бампер автомобиля.

Механизм рулевого управления предусматривает наличие гидроусилителя. В качестве привода используется ременное соединение с коленчатым валом силового агрегата автомобиля. Тормозной механизм имеет конструкцию барабанного типа с двумя внутренними колодками для каждой из ступиц.

Классификация

Общего применения

  • АЦ – автоцистерны:

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.

  • АНР – автомобили насосно-рукавные:

Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.

  • АПП – автомобили первой помощи:

Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

Источник https://vmyatynnet.ru/pro-mashiny/korobka-otbora-moshchnosti-eto.html

Источник https://pridesaratov.ru/marki/proizvoditelnost-pozharnoj-mashiny.html

Источник https://redavto24.ru/dlya-strojki/zil-131-pozharnyj.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: