Содержание
Требования пб к автостоянкам под жилыми зданиями. Противопожарные мероприятия для подземной парковки
Серьезную опасность среди техногенных чрезвычайных ситуаций представляют пожары в городах, населенных пунктах на промышленных объектах. Статистика пожаров в Российской Федерации за последние годы позволяет констатировать, что их количество сохраняется на уровне около 250 тысяч в год, гибель людей при пожарах приблизилась к 20 тысяч в год, прямой ущерб от пожаров составляет 4 миллиардов, то есть 0,029 % внутреннего валового продукта.
В целях предупреждения пожаров и их распространения в зданиях следует предусматривать конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара: возможность эвакуации и спасения людей; нераспространение пожара; ограничение прямого и косвенного материального ущерба.
Главное правило гласит, что пожарной безопасностью необходимо заниматься с первого дня проектирования объекта, ввода его в эксплуатацию, въезда организации в новое здание, начала ее деятельности. Нельзя откладывать этот вопрос «на потом», потом может быть поздно. Для обеспечения пожарной безопасности, также как и другой, рекомендуется использовать специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы в этой области.
Основой работы должна являться действующая нормативная база. Обеспечение пожарной безопасности заключается не только в проведении комплекса противопожарных мероприятий, а и в постоянном поддержании противопожарного состояния объекта: соблюдении правил, проведении регламентов, обновлении технических средств, обучении персонала, проведении учений и тренировок, контроле, поощрении за соблюдение правил пожарной безопасности и наказании за нарушения. Главное внимание при проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта следует уделять вопросам спасения людей во время пожара. В первую очередь необходимо разработать меры противопожарной защиты, предупреждающие возгорание на объекте.
Пожарная безопасность на территории автостоянки регулируется СНиП 21-02-99 “Стоянки автомобилей” . Противопожарные расстояния от открытых площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений предприятий должны приниматься:
I, II и III степеней огнестойкости класса С0 со стороны стен без проемов — не нормируется;
то же, со стороны стен с проемами — не менее 9 м;
IV степени огнестойкости класса С0 и С1 со стороны стен без проемов — не менее 6 м;
то же, со стороны стен с проемами — не менее 12 м;
других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м;
2. до административных и бытовых зданий предприятий:
I, II и III степеней огнестойкости класса С0 — не менее 9 м;
других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м.
Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости класса С0 на территории станций технического обслуживания легковых автомобилей с количеством постов не более 15 со стороны стен с проемами не нормируется.
Хранение автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов следует, как правило, предусматривать на открытых площадках или в отдельно стоящих одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости класса С0. Допускается такие автостоянки пристраивать к глухим противопожарным стенам 1-го или 2-го типа производственных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 (кроме зданий категорий А и Б) при условии хранения на автостоянке автомобилей общей вместимостью перевозимых горюче-смазочных материалов не более 30 .
На открытых площадках хранение автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов следует предусматривать группами в количестве не более 50 автомобилей и общей вместимостью указанных материалов не более 600 метров кубических. Расстояние между такими группами, а также до площадок для хранения других автомобилей должно быть не менее 12 метров.
Расстояние от площадок хранения автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов до зданий и сооружений предприятия следует принимать по СНиП II-89 применительно к складам ЛВЖ, а до административных и бытовых зданий этого предприятия — не менее 50 метров.
В неотапливаемых автостоянках и автостоянках открытого типа, в том числе механизированных, а также при размещении открытой автостоянки на покрытии здания системы внутреннего противопожарного водоснабжения следует выполнять сухотрубными с выведенными наружу патрубками диаметром 89 (77) миллиметров, оборудованными вентилями и соединительными головками для подключения передвижной пожарной техники.
Расчетный расход воды на наружное пожаротушение зданий автостоянок открытого типа для хранения автомобилей при количестве автомобилей до 200 включительно — 5 л/с, более 200 — 10 л/с.
Системы автоматического пожаротушения и сигнализации, применяемые в автостоянках, должны соответствовать требованиям СНиП 2.04.09. Оборудование автоматических устройств должно иметь соответствующие сертификаты пожарной безопасности.
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Стоянки легковых автомобилей
Дата введения 1994-09-01
1. РАЗРАБОТАНЫ Московским архитектурным институтом, Союзом московских архитекторов (проф. МАРХИ Подольский В.И. — руководитель авторского коллектива, доктор техн. наук Оболенский Н.В.). Москомархитектурой (арх. Кеглер А.Р.), Моспромпроектом (инж. Коровинский Н.В.), ВНИИПО МВД РФ (канд.техн.наук Ильминский И.И., канд.техн.наук Мешалкин Е.А., канд. техн. наук Никонов С.А.), МГЦ Госсанэпиднадзора (сан.врач Фокин С.Г., сан. врач Черный B.C.). Внесено Изменение №1, в разработке которого принимали участие проф. Подольский В.И., доктор техн.наук Оболенский Н.В. (МАРХИ); арх. Григорьев Ю.П., арх. Зобнин А.П., арх. Шалов Л.А. (Москомархитектура); арх. Пирогов Ю.М., арх. Повтарь В.Я. (Мосгосэкспертиза); инж. Коровинский Н.В. (Моспромпроект); сан.врач Фокин С.Г., сан.врач Черный B.C. (МГЦ Госсанэпиднадзора).
2. ВНЕСЕНЫ на утверждение Москомархитектурой, АО МКНТ, Союзом московских архитекторов.
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).
4. СОГЛАСОВАНЫ с УГПС ГУВД г.Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора (Изменение № 1 — с УГПС ГУВД г.Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Мосгосэкспертизой, Москомприродой).
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 27 июля 1994 года № 1341-РЗП (Изменение №1 — распоряжением мэра г.Москвы от 27 февраля 1996 года № 92-РМ).
6. Новые разделы и пункты, пункты с измененной редакцией помечены знаком *). Внесены изменения в нумерацию разделов и пунктов.
Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Москомархитектуры.
Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями 10-01-94 для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение к федеральным нормативным документам в строительстве, действующим на территории Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых стоянок легковых автомобилей.
Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию зданий стоянок легковых автомобилей.
СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений».
СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
СНиП 2.06.15-85 «Инженерная зашита территорий от затопления и подтопления».
СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы».
СНиП 2.09.02-85* «Производственные здания».
СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».
СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».
СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
ВСН 2-85 «Нормы проектирования, планировки и застройки Москвы».
МГСН 1.01-94 «Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы».
ВСН 01-89 «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».
4.04-94 «Многофункциональные здания и комплексы».
«Нормы и правила планировки и застройки центральной части и исторических зон г.Москвы».
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
*)1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование зданий и подземных сооружений стоянок легковых автомобилей (далее автостоянок) независимо от форм собственности, т.е. от принадлежности государственным, муниципальным или частным организациям и лицам.
*)1.2. Автостоянки могут размещаться ниже, выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, цокольных или в первых надземных этажах, в том числе под жилыми домами.
Надземные автостоянки могут быть с наружными стеновыми ограждениями — закрытого типа и без наружных стеновых ограждений (только с поэтажными парапетами) — открытого типа.
Парковка автомашин может осуществляться:
с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов;
без участия водителей — механизированными устройствами.
*)1.3. Настоящие нормы разработаны в дополнение и уточнение действующих нормативных документов.
При отмене действующих нормативных документов, на которые дается ссылка в настоящих нормах, следует руководствоваться нормами, которые введены взамен отмененных.
1.4. Решения, не предусмотренные настоящими нормами, допускается принимать с учетом научно-технического обоснования по согласованию с органами государственного надзора г.Москвы и с заказчиком (владельцем).
*)1.5. Размещение автостоянок на территории города осуществляется согласно СНиП 2.07.01-89 , Нормам и правилам планировки и застройки центральной части и исторических зон г.Москвы, ВСН 2-85, МГСН 1.01-94 и другим нормативным документам, действующим на территории Москвы.
1.6. Термины и определения приведены в обязательном приложении.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ
И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ
*)2.1. Надземные автостоянки могут проектироваться не более 9 этажей, подземные — не более 5 подземных этажей.
2.2. Высота помещений в местах проезда и хранения автомобилей, на путях эвакуации людей должна быть не менее 2.0 м от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования.
2.3. Параметры одного машино-места, пандусов (рамп), проездов на автостоянке определяются заданием на проектирование (или проектом) в зависимости от габаритов автомашин, для которых проектируется автостоянка, и их маневренности, а также с учетом технического оснащения (поворотные круги) и планировочного решения автостоянки.
2.4. Состав и площади помещений автостоянок, в том числе технического назначения, для обслуживающего персонала, санитарных узлов и др. определяются заданием на проектирование в зависимости от размеров автостоянок и особенностей их эксплуатации.
2.5. Число машино-мест в пристраиваемых или встраиваемых автостоянках определяется заданием на проектирование по согласованию с органами государственного санитарного надзора г.Москвы с учетом особенностей здания, к которому автостоянка пристраивается или в которое встраивается.
Проектирование автостоянок под зданиями детских дошкольных учреждений, школ, детских домов, спальных корпусов домов-интернатов и стационаров лечебных учреждений не допускается.
2.6. Здания и сооружения автостоянок относятся по пожароопасности к категории В.
*)2.7. Степень огнестойкости зданий и сооружений автостоянок закрытого типа должна предусматриваться согласно табл. 1, а открытого типа — в соответствии с требованиями раздела 5 «Специальные требования к автостоянкам открытого типа».
2.8. Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее 2,5 ч.
*)Примечания. 1.Специальные требования к автостоянкам с механизированными устройствами
парковки автомобилей без участия водителей изложены в разделе 4.
2. Степень огнестойкости автостоянки при коттедже или в блокированном
жилом доме не нормируется.
*)2.9. Сооружения автостоянок, встроенных в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений этих зданий противопожарными стенами I типа и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 2.5 ч.
Предел огнестойкости перекрытий и стен, отделяющих автостоянку, встроенную в коттедж, блокированный жилой дом или пристроенную к ним, не нормируется.
Помещения, встроенные в здание автостоянки и не относящиеся к ней, должны отделяться от помещений автостоянки противопожарными стенами I типа и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 2,5 ч и проектироваться в соответствии с действующими нормами.
2.10. При размещении автостоянок под жилыми домами (в подземных или первых надземных этажах) жилые комнаты непосредственно над помещениями хранения автомобилей размещать не допускается, т.е. названные помещения необходимо разделять нежилым пространством (этажом).
Над проемами въездных (выездных) ворот встроенных автостоянок следует предусматривать козырьки согласно ВСН 01-89 .
Указанные в настоящем пункте требования не распространяются на автостоянки коттеджей, блокированных жилых домов и квартир с самостоятельным выходом на участок, расположенных в первых этажах многоквартирных жилых домов.
2.11. Автостоянки для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе (СПГ) и сжиженном нефтяном газе (СНГ), встраивать в здания другого назначения и пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается. Такие автостоянки следует проектировать в соответствии с ВСН 01-89 .
*)2.12. При автостоянках постоянного (с закрепленными за владельцами местами) хранения автомобилей, имеющих более 100 машино-мест и при автостоянках кратковременного хранения более 200 машино-мест, необходимо предусматривать мойку автомобилей с очистными сооружениями и оборотной системой водоснабжения, проектировать которые следует согласно СНиП 2.04.03-85 .
*)2.1З. В подземных автостоянках мойку автомобилей, посты технического осмотра (ТО), мелкого технического ремонта (ТР), помещения дежурного персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные с сухими трансформаторами допускается размещать не ниже первого (верхнего) этажа подземного сооружения. Размещение других технических помещений подземной автостоянки (автоматические насосные станции для откачки воды при тушении пожара, откачки грунтовых вод и других утечек воды; водомерные узлы; помещения электроснабжения; вентиляционные камеры; тепловые пункты и др.) не ограничивается. ТО и ТР в автостоянках, размещаемых под жилыми домами, предусматривать не допускается.
*)2.14. Сообщение помещений мойки автомобилей, постов ТО и ТР, технических и других помещений автостоянки, располагаемых на этажах автостоянок всех видов, с помещениями для хранения автомобилей допускается через проемы, оснащенные противопожарными воротами, дверями с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч в противопожарных перегородках с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
Сообщение помещений автостоянок всех видов с помещениями другого назначения (не входящими в комплекс автостоянки) допускается через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре и устройством дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки в соответствии со СНиП 2.04.09-84 .
2.15. В помещениях для хранения автомобилей автостоянок всех видов допускается предусматривать не более двух машино-мест для разгрузки (погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, расположенное непосредственно над этажом автостоянки, где и предусматривается указанная разгрузка (погрузка). При этом планировочное решение должно исключать возможность складирования в названных местах товаров, тары и др.
*)2.16. При разделении машино-мест в надземных автостоянках закрытого типа перегородками на боксы, из которых нет автономных выездов наружу, ворота в указанных боксах должны предусматриваться в виде сетчатого негорючего ограждения.
Требования п.п. 2.14, 2.15 и 2.16 не относятся к автостоянкам с механизированными устройствами парковки автомобилей без участия водителей.
*)2.17. Здания (сооружения) автостоянок с подземной частью, заглубленной более чем на 2 этажа, следует проектировать в соответствии с требованиями МГСН 4.04-94 (п1.10) , СНиП 2.06.15-85 и других нормативных документов, действующих на территории Москвы.
2.18. Междуэтажные перекрытия автостоянок с изолированными рампами (п. 2.27) не должны иметь проемов, щелей и т.п., через которые возможно проникновение дыма. Зазоры в местах прохода инженерных коммуникаций через междуэтажные перекрытия должны иметь уплотнения, обеспечивающие дымо- и газонепроницаемость и огнестойкость.
2.19. Покрытие полов автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.
*)2.20. Площадь этажа и этажность автостоянок закрытого типа в пределах пожарного отсека следует принимать согласно табл. 2.
Степень огнестойкости здания (сооружения) автостоянки
Площадь этажа здания (сооружения) в пределах пожарного отсека,м 2
Этажность пожарного отсека
*)2.21. Пожарные отсеки должны быть отделены противопожарными стенами I типа и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 2.5 ч. Проемы в противопожарных стенах и перегородках следует защищать противопожарными дверями, воротами согласно СНиП 2.01.02-85* .
2.22. Двери и ворота в противопожарных стенах (перегородках), в тамбур-шлюзах должны закрываться автоматическими устройствами, сблокированными с пожарной автоматикой, и вручную. Дымовые пожарные извещатели следует устанавливать с двух сторон от закрываемого проема.
Указанные двери и ворота должны иметь легко открываемые (без ключа) запоры. В нижней части дверей и ворот необходимо предусматривать открывающиеся (с пружинным самозакрывателем) лючки размером 20х20 см для прокладки пожарных рукавов.
2.23. Из каждого пожарного отсека на этажах следует предусматривать не менее двух выездов (въездов) на закрытую рампу или наружу (на открытую рампу). Один из указанных выездов (въездов) допускается предусматривать через один смежный пожарный отсек.
При размещении на этаже 70 и менее машино-мест вместо одной из рамп допускается предусматривать грузовой лифт для автомобилей.
При размещении на этаже 50 и менее машино-мест допускается предусматривать один выезд наружу или на рампу.
При размещении на этаже 30 и менее машино-мест допускается предусматривать вместо рампы грузовой лифт для автомобилей.
При въезде (выезде) в пожарный отсек и между пожарными отсеками необходимо предусматривать пороги-пандусы высотой не менее 3 см для предотвращения растекания топлива.
2.24. Из каждого пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов наружу, на лестничную клетку или изолированную рампу. Расстояние до ближайшего эвакуациoннoгo выхода следует принимать согласно табл. З.
*)2.25. Эвакуационные выходы из технических помещений, входящих в состав автостоянки, следует предусматривать на лестничные клетки или на рампы, допускается также устройство эвакуационных выходов через помещения для хранения автомобилей.
Расстояние до ближайшего эвакуационного выхода,
Между 2 эвакуационными выходами
Из тупиковой части помещения
Примечание. Измерение пути эвакуации следует проводить с учетом расстановки машин и соответствующей возможности прохода.
2.26. Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек вблизи ворот или в воротах следует предусматривать противопожарную дверь (калитку). Высота порога калитки не должна превышать 15 см.
*)2.27. Общие для всех этажей стоянки пандусы (рампы), предназначенные для въезда (выезда), при двух и более этажах автостоянок должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, мойки, ТО и ТР противопожарными стенами, воротами или тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре согласно табл.4.
*)2.28. Устройство неизолированных рамп допускается в надземных автостоянках:
при реконструкции существующих зданий автостоянок I и II степени огнестойкости; при этом должны быть предусмотрены противопожарные отсеки, определяемые как сумма площадей этажей, соединенных неизолированными рампами, площадь такого противопожарного отсека не должна превышать 10400 м 2 ;
в зданиях до 3 этажей включительно I и II степени огнестойкости при суммарной площади этажей не более 10400 м 2 ;
в автостоянках открытого типа.
Требования к устройству
ворот, но не менее 1 м
*)2.29. Продольные и поперечные уклоны рамп принимаются в проекте согласно технологическим требованиям. Необходимость устройства пешеходной дорожки по рампе определяется заданием на проектирование и проектом. Покрытие рампы и пешеходных дорожек должно исключать скольжение.
2.30. Пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями.
2.31. Грузовые лифты для транспортировки автомобилей должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов. Габариты и грузоподъемность грузовых лифтов определяются заданием на проектирование с учетом типов автомашин и особенностей объемно-планировочного решения автостоянки.
*)2.32. Въезд в грузовой лифт (выезд из него) на посадочном этаже автостоянок всех типов необходимо предусматривать непосредственно с улицы, допускается въезд (выезд) из тоннеля, имеющего непосредственную связь с улицей, в соответствии с требованиями МГСН 4.04-94 п. 1.5 .
Въезд в грузовой лифт на этаже стоянки следует проектировать в соответствии с п.2.27.
2.33. Необходимость устройства лифтов для людей в автостоянках всех типов определяется заданием на проектирование и проектом.
*)2.34. Пределы огнестойкости ограждающих конструкций и дверей (ворот) шахт лифтов должны соответствовать показателям, приведенным в табл.4.
2.35. Лифты автостоянок оборудуются автоматическими устройствами, обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на посадочный этаж, открывание дверей и последующее отключение.
2.36. Лестничные клетки и шахты лифтов автостоянок должны быть с подпором воздуха при пожаре:
при 2 и более подземных этажах;
если лестничные клетки и лифты связывают подземную и надземную части автостоянки;
если лестничные клетки и лифты связывают подземную автостоянку с надземными этажами здания другого назначения.
*)2.37. Лестничные клетки и лифтовые шахты, обеспечивающие функциональную связь подземной автостоянки с надземной частью здания другого назначения, допускается проектировать в соответствии с МГСН 4.04-94 .
2.38. Устройство в жилых домах и в расположенных под ними автостоянках общих лестничных клеток и лифтов не допускается, за исключением частных жилых домов по согласованию с органами государственного пожарного надзора.
*)2.39. В подземных автостоянках более двух этажей и в надземных автостоянках с 5 этажами и более следует предусматривать на каждый пожарный отсек не менее одного лифта, имеющего режим работы «перевозка пожарных подразделений» по ГОСТ 22011-90 «Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия», согласно МГСН 4.04-94 . Из пожарного лифта должен быть предусмотрен выход непосредственно наружу или через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре в вестибюль здания, в которое встроена автостоянка.
В качестве пожарного лифта может быть использован грузовой лифт для автомобилей при условии выполнения требований настоящего пункта.
*)2.40. Выходы на кровлю автостоянки следует проектировать в соответствии со СНиП 2.09.02-85* и СНиП 2.01.02-85* .
3. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
3.1. Инженерные системы и оборудование автостоянок следует проектировать в соответствии с ВСН 01-89 , другими действующими нормативными документами и настоящими нормами.
3.2. Необходимость оснащения автостоянки хозяйственно-питьевым водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией, отоплением, электроснабжением, необходимость устройства санитарных узлов определяется заданием на проектирование с учетом размеров автостоянки, режима ее эксплуатации, условий подключения к городским инженерным коммуникациям и в соответствии с настоящими нормами.
*)3.3. Инженерные системы автостоянок, встроенных в здания другого назначения, пристроенных к указанным зданиям, должны быть автономны от инженерных систем этих зданий, т.е. иметь соответствующие самостоятельные разводки.
В случае транзитной прокладки через помещения автостоянки инженерных коммуникаций, принадлежащих зданию, в которое встроена (пристроена) автостоянка, указанные коммуникации, кроме водопровода, канализации и теплоснабжения из металлических труб, должны быть изолированы строительными конструкциями с пределом огнестойкости не менее 2,5 ч.
*)3.4. Обслуживающие автостоянку с изолированными рампами инженерные коммуникации (водопровод, канализация и теплоснабжение), проходящие через перекрытия, должны выполняться из металлических труб; кабельные сети, пересекающие перекрытие, также должны прокладываться в металлических трубах или в коммуникационных нишах (коробах), имеющих предел огнестойкости конструкций в соответствии со СНиП 2.01.02-85* .
В подземных автостоянках электрокабели и провода следует применять с оболочкой, не распространяющей горение; электрокабели, питающие противопожарные устройства, не должны одновременно использоваться для подводки к другим токоприемникам.
3.5. Инженерные системы автостоянок и оборудование, связанные с пожаротушением (водоснабжение, злектроснабжение установок пожаротушения, сигнализации, эвакуационного освещения, оповещения, пожарного лифта, пожарных насосов, в том числе для откачки воды при пожаре, вентиляторов противодымной защиты), относятся к I категории надежности.
*)3.6. Автоматическое пожаротушение (в соответствии со СНиП 2.04.09-84) следует предусматривать в зданиях и сооружениях автостоянок закрытого типа:
пристроенных к зданиям другого назначения или вcтpoeнныx в эти здания;
при 2 этажах и более;
I и II степени огнестойкости надземных одноэтажных площадью 7000 м 2 и более;
IIIa степени огнестойкости площадью 3600 м 2 и более;
с механизированными устройствами парковки автомобилей без участия водителей.
Автостоянки I и II степени огнестойкости надземные одноэтажные площадью менее 7000 м 2 и автостоянки IIIa степени огнестойкости площадью менее 3600 м 2 оборудуются автоматической пожарной сигнализацией в соответствии со СНиП 2.04.09-84 .
В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса автоматическую пожарную сигнализацию допускается не предусматривать.
3.7. Внутренний противопожарный водопровод автостоянок следует проектировать в соответствии со СНиП 2.04.01-85 . В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса противопожарный водопровод допускается не предусматриватъ.
*)3.8. Противопожарный водопровод и система автоматического пожаротушения в подземных автостоянках с 2 этажами и более должны выполняться отдельно с выведенными наружу патрубками диаметром 89 (77) мм, оборудованными вентилями и соединительными головками. Число патрубков должно предусматриваться исходя из условия обеспечения подачи расчетного количества огнетушащих веществ через установки автоматического пожаротушения и сеть внутреннего водопровода при использовании передвижной пожарной техники. Соединительные головки необходимо размещать снаружи с расчетом установки одновременно не менее 2 пожарных автомобилей.
3.9. Необходимость устройства противопожарного водопровода, автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации в автостоянках, пристроенных (встроенных) к коттеджам и блокированным жилым домам, определяется в задании на проектирование.
3.10. На питающей сети между пожарными насосами и сетью противопожарного водопровода следует устанавливать обратные клапаны.
3.11. В перекрытиях автостоянок следует предусматривать устройства для отвода воды при тушении пожара. В подземных автостоянках трубопроводы для указанного отвода воды должны быть раздельными для каждого подземного этажа.
3.12. Автоматические насосные станции для откачки воды при тушении пожара, удаления грунтовых вод и других утечек должны быть оснащены резервуарами для сбора воды вместимостью согласно расчету, но не менее 2M 3 .
*)3.13. Отопление, вентиляцию и противодымную защиту автостоянок следует проектировать с учетом требований СНиП 2.04.05-91* , ВСН 01-89 , ОНТП 01-91 и настоящих норм. В неотапливаемых надземных автостоянках закрытого типа приточную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более, чем на 18 м.
3.14. В подземных автостоянках системы вентиляции должны быть раздельными для каждого этажа и для технических помещений и помещений для хранения автомобилей в пределах этажа.
3.15. В вентиляциoнныx воздухоотводах в местах их пересечения с противопожарными преградами должны устанавливаться огнезадерживающие клапаны. Конструкции транзитных для данного помещения воздуховодов должны иметь предел огнестойкости не менее I ч, клапанов — не менее 0,6 ч.
3.16. Вытяжные вентиляционные шахты автостоянок вместимостью 100 машино-мест и менее необходимо размещать на расстоянии не менее 15 м от многоквартирных жилых домов, участков детских дошкольных учреждений, спальных корпусов домов-интернатов, стационаров лечебных учреждений. Вентиляционные отверстия указанных шахт должны предусматриваться не ниже 2 м над уровнем земли. При вместимости автостоянок более 100 машино-мест расстояние от вентиляционных шахт до указанных зданий и возвышение их над уровнем кровли сооружения определяется расчетом рассеивания выбросов в атмосферу и уровней шума на территории жилой застройки.
Шумопоглощение вентиляционного оборудования автостоянок, встроенных в жилые дома, должно рассчитываться с учетом работы вентиляции в ночное время.
*)3.17. Противодымная защита автостоянок должна проектироваться согласно СНиП 2.04.05-91* . Удаление дыма необходимо предусматривать непосредственно из помещений для хранения автомобилей через вытяжные шахты с искусственным побуждением тяги (за исключением 1-2 эт. зданий надземных автостоянок). В вытяжных шахтах автостоянок с изолированными рампами на каждом этаже следует предусматривать противодымные клапаны.
В подземных автостоянках к одной дымовой шахте допускается присоединять дымовые зоны общей площадью не более 900 м 2 на каждом подземном этаже.
3.18. Пуск в действие систем противодымной защиты должен осуществляться автоматически, дистанционно и от кнопок ручного пуска, устанавливаемых при въезде на этаж автостоянки, на лестничных площадках на этажах, в лифтовых холлах и тамбур-шлюзах.
3.19. Предел огнестойкости шахт дымоудаления должен быть не менее 1 ч. Каждая шахта должна обслуживаться отдельным вытяжным вентилятором, сохраняющим работоспособность при температуре 600 °С не менее 1 ч. Допускается применение устройств, обеспечивающих снижение температуры газов до пределов, установленных паспортными данными вентиляторов. Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и противодымных клапанов определяются расчетом.
3.20. Приточная противодымная вентиляция, обслуживающая тамбур-шлюзы, шахты лифтов и лестничные клетки, должна предусматривать подачу воздуха через нормально закрытые противопожарные клапаны с пределом огнестойкости не менее 1 ч. и сопротивлением дымопрониканию не менее 8000 кг -1 м -1 на 1 м 2 площади проходного сечения, .оборудованные автоматическим, дистанционным и ручным управлением приводов. Параметры приточной противодымной вентиляции необходимо определять расчетом согласно СНиП 2.04.05-91* при скорости воздуха в открытом проеме не менее 1,3 м/с.
3.21. Дымоудаление из рамп может осуществляться через проемы в наружных ограждениях и в покрытии.
3.22. Электротехнические устройства автостоянок должны проектироваться согласно требованиям Правил устройства электроустановок (ПУЭ), ВСН 01-89 и настоящих норм.
*)3.23. В зданиях, сооружениях автостоянок с системами пожарной автоматики на путях эвакуации необходимо предусматривать световые указатели, подключенные к сети эвакуационного освещения. Указатели следует устанавливать на высоте 2 м и 0,5 м от пола. Световые указатели мест установки соединительных головок для подключения передвижной пожарной техники необходимо подключать к сети эвакуационного освещения. На фасадах сооружения автостоянки необходимо предусматривать установку светоуказателей расположения гидрантов.
Световые указатели должны включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.
В системе электроснабжения следует предусматривать устройства защитного отключения.
3.24. Пожарную сигнализацию автостоянок необходимо проектировать в соответствии со СНиП 2.04.09-84 и настоящими нормами.
3.25. Автостоянки с подземной частью вместимостью более 100 машино-мест необходимо оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ). в которую включаются: диспетчерский пульт управления, сеть громкоговорящих устройств и линий связи; световые указатели направления движения к выходам.
Диспетчерский пульт должен размешаться не ниже первого подземного этажа и иметь непосредственный выход наружу или на лестничную клетку, ведущую наружу. В помещении диспетчерского пульта должны находиться устройства управления всеми системами противопожарной защиты автостоянок.
3.26. Автостоянки с 2 подземными этажами и более следует оборудовать полуавтоматической речевой системой оповещения (с использованием.микрофона). Для этой цели может быть использована радиотрансляционная сеть. Слышимость должна быть обеспечена в любом месте (помещении) автостоянки при работающем двигателе автомашины. В других случаях в автостоянках, оснащенных системами пожарной автоматики, необходимо предусматривать подачу тревожного звукового сигнала (сирена и т.п.), включение которого осуществляется при срабатывании указанных систем.
Сети системы оповещения должны быть выполнены с учетом требований, предъявляемых к сетям пожарной сигнализации.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОСТОЯНКАМ С МЕХАНИЗИРОВАННЫМИ
УСТРОЙСТВАМИ ПАРКОВКИ АВТОМОБИЛЕЙ
БЕЗ УЧАСТИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
4.1. Состав и площади помещений, параметры автостоянки с механизированным устройством определяются в соответствии с техническими особенностями используемой системы парковки автомобилей.
4.2. Управление механизированным устройством, контроль за его работой и пожарной безопасностью автостоянки должны осуществляться из помещения, расположенного на посадочном этаже, диспетчером.
*)4.3. Автостоянки с механизированным устройством необходимо оборудовать установками автоматического пожаротушения согласно СНиП 2.04.09-84 .
4.4. Для подключения автоматических установок пожаротушения к передвижной пожарной технике, следует предусматривать трубопроводы с соединительными головками (согласно п.З.8), обеспечивающими расчетный расход воды.
*)4.5. Размещение оросителей системы автоматического пожаротушения должно обеспечивать орошение остекленных поверхностей автомобиля. Свободный напор у действующего оросителя должен быть не менее 0,05 МПа.
4.6. Механизированное устройство автостоянки должно иметь поддоны, на которых размещаются автомашины и на которых при тушении пожара могла бы скапливаться вода слоем не менее 30 мм.
*)4.7. Автостоянки с механизированными устройствами допускается проектировать надземными и подземными. Пристраивать надземные автостоянки допускается только к глухим стенам зданий, имеющих другое назначение; предел огнестойкости стен должен быть не менее 2,5 ч.
*)4.8. Блок автостоянки с механизированным устройством может иметь вместимость не более 30 машино-мест. В случае компоновки автостоянки из нескольких блоков их следует разделять противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. для надземных и 2,5ч. — для подземных. К каждому блоку должен быть предусмотрен подъезд для пожарных автомашин.
4.9. Автостоянки с механизированными устройствами допускается проектировать с использованием металлического каркаса, ограждающие конструкции должны выполняться из негорючих материалов без утеплителя.
*)5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОСТОЯНКАМ
5.1. Здания автостоянок открытого типа следует предусматривать: I, II степени огнестойкости — не более 9-ти этажей, с площадью застройки между противопожарными стенами не более 4000 м 2 ; IIIа степени огнестойкости — не более 6-ти этажей, с площадью застройки между противопожарными стенами не более 2500 м 2 , с шириной корпуса не более 36 м, с отметкой пола верхнего этажа, не превышающей 20 м над средней планировочной отметкой земли.
Проекты автостоянок IIIa степени огнестойкости для индивидуальных владельцев с закрепленными машино-местами подлежат согласованию с территориальными органами государственного надзора в установленном порядке.
5.2. Устройство боксов, сооружение стен и перегородок, в том числе решетчатых, затрудняющих проветривание, не допускается. Высота поэтажных парапетов не должна превышать 1 м. Конструктивная система зданий IIIa степени огнестойкости должна быть каркасной.
5.3. Автостоянки для индивидуальных владельцев с закрепленными машино-местами следует оборудовать установками автоматического пожаротушения при размещении на этаже 100 и более машино-мест.
5.4. Количество рамп и их параметры определяются заданием на проектирование и проектом.
5.5. С каждого этажа следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов в соответствии с таблицей 3.
В качестве эвакуационного пути допускается считать проход по пандусам на полуэтаж к лестничным клеткам. Проход должен иметь ширину не менее 80 см и на 10-15 см возвышаться над проезжей частью (с устройством колесоотбоя).
5.6. Конструкции лестничных клеток во всех зданиях открытых стоянок, независимо от их степени огнестойкости, должны иметь предел огнестойкости и предел распространения огня. соответствующие II степени огнестойкости по СНиП 2.01.02-85* .
5.7. В сооружении автостоянки должны предусматриваться закольцованные сухотрубы с обратными клапанами у патрубков, выведенных наружу для передвижной пожарной техники. Пропускная способность сухотрубов должна рассчитыватъся на орошение каждой точки автостоянки двумя струями не менее 5 л/с каждая от разных стояков. Сухотрубы со шкафами пожарных кранов должны иметь удобный доступ со стороны лестничных клеток. Диаметр кранов на сухотрубах должен быть 66 мм. На первом этаже следует предусматривать отапливаемое помещение для хранения противопожарного инвентаря.
5.8. В зданиях автостоянок более 6 этажей в объеме лестничных клеток следует предусматривать лифты, которые должны быть приспособлены для подъема пожарных подразделений.
5.9. Все встроенные и встроенно-пристроенные помещения, не относящиеся к автостоянке (в т.ч. автомагазины и др.), должны отделяться от пространства автостоянки противопожарными стенами I типа и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 2,5 ч. и проектироваться в соответствии с действующими нормами.
Помещения дежурного и помещения для хранения противопожарного инвентаря должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией.
5.10. В автостоянках открытого типа с шириной корпуса до 72 м включительно предусматривается естественная вентиляция за счет проветривания.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
*) АВТОСТОЯНКА ЗАКРЫТОГО ТИПА — здание автостоянки с наружными стеновыми ограждениями.
*) АВТОСТОЯНКА ОТКРЫТОГО ТИПА — здание автостоянки без наружных стеновых ограждений.
БЛОКИРОВАННЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ — одноквартирный жилой дом с самостоятельным выходом, пристроенный вплотную (сблокированный) к аналогичным жилым домам.
КОТТЕДЖ — одноквартирный жилой дом.
ПАНДУС, РАМПА — наклонная конструкция, предназначенная для въезда (выезда) автомобилей на разные уровни автостоянки.
Пандус и рампа используются в настоящих нормах как взаимозаменяемые понятия.
Рампа (пандус) может быть открытая, т.е. не имеющая полностью или частично стеновых ограждений или покрытия, а также закрытая — имеющая стены и покрытие, изолирующие рампу от внешней среды.
ПЕРВЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ ЭТАЖ — верхний подземный этаж.
ПОДЗЕМНЫЙ ЭТАЖ — этаж, при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
*) ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ — основное помещение автостоянки, по назначению и использованию не относящееся к складским помещениям.
ПОСАДОЧНЫЙ ЭТАЖ — этаж основного входа в автостоянку.
ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ — этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.
Цокольный этаж в настоящих нормах относится к надземному этажу.
к отдельным требованиям Московских городских строительных норм
«Стоянки легковых автомобилей»
1. По п. 2.4. В состав автостоянки, кроме помещений для хранения автомобилей, могут включаться только технические помещения для инженерного оборудования, обслуживающие помещения, в том числе для дежурных, для хранения противопожарного инвентаря и др., посты технического осмотра (ТО) и мелкого технического ремонта — самообслуживания для владельцев автотранспорта (ТР), а также стоянки автомашин.
2. По п.*)2.12. Помещение очистных сооружений и сборки нефтесодержащих отходов рекомендуется размещать вне здания автостоянки.
3. По п.*)2.16. Требования этого пункта относятся только к надземным автостоянкам закрытое типа, в подземных — разделение машино-мест на боксы не допускается.
4. По п.*)2.37. Требования к устройству лестничных клеток и лифтовых шахт, обеспечивающих функциональную связь подземной автостоянки с надземной частью здания другого назначения изложены в п.2.36. и приложении 2 МГСН 4.04-94 .
Сварить металлоконструкции из трубы диаметром 76мм и 291мм. Покрасить, установить на анкеры (анкерные болты). Также установить резиновые защитные отбойники.
Работы ведутся. Цены в приложению. Объект освобожден от НДС. Прямой договор.Без посредников. Только конкретные предложения.
Краснодарский край, общий объем 60000м3. Начало работы вторая половина октября.Цены указаны в единице работ с учетом НДС.
Требуется компания готовая выполнить комплекс монолитных работ Бетонирование лотка—1806м3 Бетонирование стен—1440м3 Бетонирование перекрытий—716м3 Бетонирование.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЗЕМНЫХ АВТОСТОЯНОК
К подземным автостоянкам относятся этажи при отметке пола помещения ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты этого помещения. Проектирование автостоянок под зданиями класса Ф1.1 и 4.1, т.е. под зданиями детских дошкольных учреждений, школ, профессиональных училищ, не допускается. Для подземных автостоянок не допускается хранения и въезд автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе.
Требуемую степень огнестойкости, допустимую этажность и площадь этажа в пределах пожарного отсека следует принимать по табл.10 (СНиП 21-02-99). Категория подземных гаражей по взрывопожарной и пожарной опасности – В, определяется в соответствии с НПБ 105-95.
Степень огнестойкости здания | Класс конструктивной пожарной опасности здания | Этажность пожарного отсека | Площадь этажа в пределах пожарного отсека, м2 |
I | СО | 5 | 3000 |
II | СО | 3 | 3000 |
Служебные помещения обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, кладовые для багажа клиентов следует размещать на верхних этажах подземной автостоянки.
Служебные и другие (указанные выше) помещения должны быть отделены от помещений для хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа, т.е. иметь предел огнестойкости не менее 45 минут по EI (Птр ≥ EI45).
В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.
В подземных автостоянках при двух этажах и более выходы из поземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых шахт должны предусматривать через поэтажный тамбур – шлюз с подпором воздуха при пожаре. Ширина лестничных маршей эвакуационных выходов должна быть не менее 1 м.
При размещении автостоянок в жилых зданиях, жилые комнаты размещать непосредственно над автостоянками не допускается, т.е. жилые помещения необходимо разделять нежилым этажом. В перекрытиях подземных автостоянок следует предусматривать устройства для отвода воды при тушении пожара.
В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода. Расчётный расход воды для подземных автостоянок с двумя этажами и более должен составлять 20 л в секунду.
1. Эвакуация людей при пожаре .
Число выездов и въездов (число рампы для движения автомобилей) для подземных автостоянок определяется в зависимости от количества автомобилей, расположенных на всех этажах с учётом режима их использования, расчётной интенсивностью использования, планировочных решений и др. Как правило, тип и число рампы могут применяться при количестве автомобилей: до 100 – одна однопутная рампа с соответствующей сигнализацией; до 1000 – одна двухпутная рампа или две однопутные; свыше 1000 – две двухпутные.
При этом въезд (выезд) из подземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.
В подземных автостоянках общие для всех этажей рампы должны быть изолированы (отделены) на каждом этаже от помещения для хранения автомобилей противопожарными перегородками, воротами или тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре. Пределы огнестойкости ограждающих конструкций и требования к тамбур-шлюзам определяются СНиП 21-01-99 и МГСН 5.01.94* (табл. 11).
Двери и ворота в противопожарных преградах тамбур-шлюзов должны быть оборудованы автоматическими устройствами запирания при пожаре.
С каждого этажа пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее 2-х рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно или в лестничные клетки.
Допустимое расстояние от наиболее удалённого места хранения автомобилей до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по табл. 12 (СНиП 21-02-99).
В зданиях автостоянок, в которых рампа одновременно служит эвакуационным выходом, с одной стороны рампы устраивается тротуар шириной не менее 0,8 м.
Лестницы в качестве путей эвакуации должны иметь не менее 1 м по ширине.
Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек следует предусматривать вблизи ворот противопожарную дверь (калитку) с высотой порога не более 15 см.
Для возможности прокладки пожарных рукавов в нижней части ворот необходимо предусматривать люки с самозакрывающейся заслонкой размером 20х20 см. В помещениях для хранения автомобилей и на рампах должны предусматриваться меры по предотвращению возможного растекания топлива при пожаре и в других нештатных случаях.
В подземных автостоянках, имеющих более 2-х этажей, необходимо предусматривать не менее одного лифта с режимом работы «перевозка пожарных подразделений» по НПБ 250-97.
Покрытие полов следует предусматривать из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени не ниже РП1, т.е. использовать материалы не распространяющие пламя. В местах проезда и хранения автомобилей высота помещения должна быть не ниже 2 м и быть выше на 0,2 м высоты самого наибольшего автомобиля.
Габариты стоянки одного автомобиля:
— 0,5×2,3 м – минимальный размер стоянки одного автомобиля;
— 5,0×3,5 м – для автомобилей инвалидов с креслами-колясками.
Требования к уклону рампы:
— продольный уклон до 18%;
— криволинейный уклон до 13%;
— уклон без защиты атмосферных осадков до 10%;
— в рампах с пешеходным движением должен быть запроектирован тротуар шириной не менее 0,8м.
Газобаллонные автомобили хранить в подземных стоянках запрещено!
2. Отопление, вентиляция, противопожарная защита .
Система отопления должна обеспечивать в местах хранения автомобиля температуру не ниже +50С. В помещениях обслуживающего персонала температура должна соответствовать характеру выполняемой работы по ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».
Приточно-вытяжные системы вентиляции должны быть разделены для каждого этажа и для технических помещений. В вентиляционных воздуховодах в местах их пересечения с противопожарными перегородками должны устанавливаться открытые огнезадерживающие клапаны. Предел огнестойкости этих клапанов должен соответствовать: EI30. Системы противодымной вентиляции предусматриваются для удаления продуктов горения с каждого этажа: из помещений хранения автомобилей; из изолированных рамп.
Приточная противодымная вентиляция, обслуживающая тамбур-шлюзы, шахты лифтов и лестничные клетки, должна предусматривать подачу (подпор) воздуха через нормально-закрытые противопожарные клапаны с переделом огнестойкости EI60. При пожаре должно быть обеспечено отключение общеобъемной вентиляции. Управление противодымной вентиляции должно осуществляться автоматически от пожарной сигнализации или с центрального пульта управления противопожарными системами.
3. Электроснабжение .
Надежность системы электроснабжения подземных гаражей обеспечивается по I категории, т.е. при прекращении основного электроснабжения резервные включатели автоматически срабатывают.
4. Автоматическое пожаротушение, автоматическая пожарная сигнализация .
Автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать вне зависимости от числа этажей подземной автостоянки.
Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы все помещения, кроме санузлов и вентиляционных камер.
Подземную автостоянку вместимостью более 100 машин-мест необходимо оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СО-УА), в которую включаются:
— диспетчерский пульт управления;
— сеть громкоговорящих устройств и линий связи;
— световые указатели направления движения по пути эвакуации;
— независимое от основного освещения эвакуационного освещение, т.е. питающееся от отдельного источника электроснабжения.
5. Противопожарный водопровод .
В подземных автостоянках с двумя этажами и более, внутренний пожарный водопровод и системы автоматического пожаротушения должны выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода.
Расчетный расход воды на пожаротушение для автостоянок с двумя этажами и более – 20 л в секунду.
Размещение оросительной спринклерной системой автоматического пожаротушения должно обеспечивать напор у действующего оросителя (спринклера) не менее 0,05 МПа (0,5 кГс/см2) и должно обеспечивать орошение всех стеклянных поверхностей автомобиля.
6. Требования к эксплуатации подземных автостоянок .
Все помещения автостоянки должны иметь указания о запрещении курения.
Автостоянки должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с «Правилами пожарной безопасности РФ» от 2003 года (ППБ-01-03).
Работоспособность инженерных систем противопожарной защиты должны проверяться не реже двух раз в год с составлением соответствующего акта с участием представителя пожарного надзора.
Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности предусматриваются в соответствии с ППБ-01-03 . ООО «Инженерный центр пожарной робототехники «ЭФЭР», г. Петрозаводск,
М. Никончук, ГИП ООО «Инженерный центр пожарной робототехники «ЭФЭР»
ПОДЗЕМНАЯ АВТОСТОЯНКА
Подземная автостоянка — это автостоянка, имеющая все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
Действующими нормативно- техническими документами с требованиями пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и инженерному оборудованию подземных автостоянок являются:
■ СП 113.13330.2012. «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*», дата введения 01.01.2013;
■ СП 154.13130.2013. «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности», дата введения 25.02.2013.
Вот эти требования:
■ в подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы ;
■ помещения для хранения автомобилей при отсутствии расчетов следует относить к категории В1, пожарный отсек автостоянок — к категории В;
■ внутренний противопожарный водопровод следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130;
■ в подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода;
■ в подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать автоматическое пожаротушение независимо от этажности или вместимости в соответствии с требованиями СП 5;
■ в подземных автостоянках внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами для подключения передвижной пожарной техники;
■ в полах подземных автостоянок следует предусматривать устройства для отвода воды в случае тушения пожара. Отвод воды допускается предусматривать в сеть ливневой канализации или на рельеф без устройства локальных очистных сооружений. Уже в этих требованиях подразумевается использование воды в качестве огнетушащего вещества.
Вода — основное огнетушащее вещество охлаждения, наиболее доступное и универсальное. Вода является наиболее широко применяемым средством тушения пожаров, связанных с горением различных веществ и материалов. Достоинствами воды являются ее дешевизна и доступность, относительно высокая удельная теплоемкость, высокая скрытая теплота испарения, химическая инертность по отношению к большинству веществ и материалов.
Вода — это, главным образом, охлаждающее вещество. Хорошее охлаждающее свойство воды обусловлено ее высокой теплоемкостью C = 4187 Дж/(кг*°) при нормальных условиях.
Она поглощает теплоту и охлаждает горящие материалы эффективнее любого другого из обычно применяющихся огнетушащих веществ. Вода наиболее эффективна для поглощения теплоты при температуре до 100° С. При температуре 100° С вода продолжает поглощать теплоту, превращаясь в пар, и отводит поглощенную теплоту от горящего материала. Это быстро снижает его температуру до значения ниже температуры воспламенения, в результате чего пожар прекращается.
Превращаясь в пар, вода расширяется в 1700 раз. Возникшее большое облако пара окружает пожар, вытесняя воздух, в котором содержится кислород, необходимый для поддержания процесса горения. Таким образом, кроме охлаждающей способности, вода обладает эффектом объемного тушения.
Нормы и правила проектирования для автоматических установок пожаротушения изложены в СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
Кроме перечисленных сводов правил существует основной законодательный документ (федеральный закон) ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором указано:
Тип установки пожаротушения, способ тушения и вид огнетушащего вещества определяются организацией-проектировщиком. При этом установка пожаротушения должна обеспечивать:
1) реализацию эффективных технологий пожаротушения, оптимальную инерционность, минимально вредное воздействие на защищаемое оборудование;
2) срабатывание в течение времени, не превышающего длительности начальной стадии развития пожара (критического времени свободного развития пожара);
3) необходимую интенсивность орошения или удельный расход огнетушащего вещества;
4) тушение пожара в целях его ликвидации или локализации в течение времени, необходимого для введения в действие оперативных сил и средств;
5) требуемую надежность функционирования.
Пользуясь правом выбора самостоятельно определять вид огнетушащего вещества, проектные организации для пожаротушения подземных парковок чаще всего используют либо порошок, либо воду. Рассмотрим эти установки.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ
Огнетушащая способность порошков обусловлена действием следующих факторов:
■ охлаждением зоны горения в результате затрат тепла на нагрев частиц порошка, их частичное испарение и разложение в пламени;
■ разбавлением горючей среды газообразными продуктами разложения порошка или непосредственно порошковым облаком;
■ эффектом огнепреграждения, достигаемым при прохождении через узкие каналы, создаваемые порошковым облаком;
■ ингибирование химических реакций, обуславливающих развитие процесса горения газообразными продуктами разложения и испарения порошков или гетерогенным обрывом цепей на поверхности порошков или твердых продуктов их разложения.
Выбор порошка определяется условиями защищаемого объекта.
Автоматическая установка порошкового пожаротушения включает в себя:
■ модули порошкового пожаротушения;
В проекте должно быть указано, что персонал, осуществляющий периодическое посещение помещений, должен быть проинструктирован об опасных факторах для человека, возникающих при подаче порошка из модулей пожаротушения.
На защищаемом предприятии должен быть предусмотрен 100%-ный запас комплектующих, модулей (неперезаряжаемых) и порошка для замены в установке, защищающей наибольшее помещение или зону.
Установка должна обеспечивать задержку выпуска порошка на время, необходимое для эвакуации людей из защищаемого помещения, отключение вентиляции (кондиционирования и т.п.), закрытие заслонок (противопожарных клапанов и т.д.), но не менее 10 сек. с момента включения в помещении устройств оповещения об эвакуации.
Одновременная работа автоматических установок порошкового пожаротушения и систем противодымной вентиляции в помещении пожара не допускается.
Запрещается применение установок:
■ в помещениях, которые не могут быть покинуты людьми до начала подачи огнетушащих порошков;
■ в помещениях с большим количеством людей (50 человек и более). Применение порошковых средств пожаротушения может вызвать дополнительные опасные факторы, такие как: потеря видимости, токсичность аэровзвеси огне-тушащего порошка, психологический стресс при срабатывании импульсных устройств. При создании в защищаемом помещении нормативной огнетушащей концентрации порошка 200. 400 г/м3 со средним размером частиц 30. 50 мкм происходит снижение видимости до 20. 30 см. При применении автоматических установок порошкового пожаротушения импульсного действия в помещениях с пребыванием людей возникает полная потеря видимости, что может привести к панике, резкому осложнению эвакуации людей и человеческим жертвам как при штатном, так и при ложном срабатывании. Принцип работы установки:
■ при срабатывании пожарных извещателей вскрываются запорные устройства модулей пожаротушения и порошок поступает на очаг пожара.
При этом обязательно должны быть:
■ звуковая и световая сигнализация в помещении о начале подачи порошка «Порошок. Уходи!»;
■ световая сигнализация у входа в помещение о работе установки «Порошок. Не входи!»;
■ световая сигнализация о блокировке автоматического пуска «Автоматика отключена».
При возможном неконтролируемом нахождении людей в защищаемой зоне должно осуществляться автоматическое отключение дистанционного пуска установки пожаротушения.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ВОДЯНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ (СПРИНКЛЕРНАЯ)
Спринклер — составляющая системы пожаротушения, оросительная головка, вмонтированная в спринклерную установку (сеть водопроводных труб, в которых постоянно находится вода под давлением). Отверстие спринклера закрыто тепловым замком либо термочувствительной колбой, рассчитанными на температуру 57, 68, 72, 74, 79, 93, 101, 138, 141, 182, 204, 260 и даже 343° С. Спринклер одновременно является устройством обнаружения пожара.
Автоматическая установка водяного пожаротушения (спринклерная) включает в себя:
■ сети подводящих, питательных и распределительных трубопроводов;
■ узлы управления (насосная станция пожаротушения);
■ комплекс технических средств для управления установкой пожаротушения и сигнализации.
Принцип работы: в дежурном режиме трубопроводы установки до узлов управления и выше заполнены водой и находятся под расчетным давлением.
При возникновении пожара и повышении температуры в защищаемом помещении вскрываются один или несколько спринклерных оросителей, давление в трубопроводах над узлом управления секции падает, узел управления открывается и вода поступает на очаг пожара.
Систему пожаротушения необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии. Оросители должны регулярно осматриваться на предмет отсутствия механических повреждений, коррозии, повреждения покрытия, преград орошению. Поврежденные оросители подлежат замене. Даже небольшие протечки требуют немедленной замены оросителя. Для этого следует иметь 10% запасных оросителей.
Срок службы оросителей составляет 10 лет с даты выпуска. По истечении этого срока оросители подлежат испытаниям или замене.
РОБОТИЗИРОВАННАЯ УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Пожарные роботы создают компактные и распыленные струи воды. Вода, находясь под давлением, легко проходит по пожарным магистралям. При выходе из ствола с ограниченным диаметром скорость движения воды увеличивается. При наличии достаточного давления струя воды может быть подана на значительное расстояние.
Компактная струя — это с давних времен применяемый и наиболее широко распространенный способ использования воды в борьбе с пожаром. Компактная струя формируется стволом, специально спроектированным для этой цели. Выход ствола имеет конусное отверстие, уменьшающее диаметр рукава или входного отверстия ствола более чем в два раза. Такая конусность увеличивает скорость воды на выходе и дальность полета струи.
Расстояние, которое проходит компактная струя перед разрушением на капли, называется дальностью компактной струи. Дальность полета струи имеет большое значение в случаях, когда подступы к пожару затруднены. Фактически компактная струя не является прямой, на нее действуют две силы. Скорость, сообщаемая стволом, обеспечивает дальность полета по горизонтали либо вверх под углом. Вторая сила, т.е. сила тяжести, стремится отклонить струю вниз, так что полет ее заканчивается в месте соприкосновения с полом. Обычно менее 10% воды, подаваемой в виде компактной струи, поглощает теплоту, излучаемую пожаром. Это объясняется тем, что лишь очень незначительная часть поверхности воды фактически соприкасается с пожаром, а теплота поглощается только той водой, которая имеет непосредственный контакт с огнем.
Компактную струю следует направлять в очаг пожара. Это очень важно, поскольку для максимального охлаждения горящего материала вода должна соприкасаться с ним. Компактная струя, направленная на пламя, не дает эффекта. Основное назначение компактных струй состоит в том, чтобы разбивать горящий материал и проникать в очаг пожара класса A.
Распыленная струя. Ствол для подачи распыленной струи разбивает струю воды на мелкие капли, которые имеют значительно большую общую площадь поверхности, чем компактная струя. Таким образом заданный объем воды в форме распыленной струи поглотит гораздо больше теплоты, чем тот же объем в форме компактной струи.
Способность распыленных струй поглощать большее количество теплоты очень важна в тех случаях, когда использование воды ограничено. Для поглощения такого же количества теплоты потребуется меньше воды. Кроме того, при соприкосновении распыленной струи с пожаром большее количество воды превращается в пар.
Рис. 1. Схемы спринклерной (а) и роботизированной установок пожаротушения (б):
1 — водопитатель; 2 — ороситель; 3 — узел управления;
4 — подводящий трубопровод; 5 — защищаемый участок, S = 12 м2;
6 — задвижка с электроприводом; 7 — пожарный робот
Роботизированная установка пожаротушения включает в себя:
■ средства обнаружения пожара;
■ сеть магистральных трубопроводов;
■ насосную станцию установки водяного пожаротушения;
■ устройства для подключения передвижной пожарной техники;
■ комплекс технических средств управления установкой пожаротушения и сигнализации.
В дежурном режиме трубопроводы установки до пожарных роботов заполнены водой и находятся под расчетным давлением.
Установка пожаротушения может работать в автоматическом режиме (от сигналов АУПС) и в автоматизированном режиме (штатные действия оператора после получения сигналов от АУПС). После получения внешнего сигнала о пожаре аппаратура управления РУП уточняет координаты очага пожара в трехмерном пространстве с помощью ИК сканеров пожарных роботов, выбирает роботы, осуществляющие тушение, и дает команду на открытие их дисковых затворов для подачи воды. В процессе тушения очага возгорания выполняется корректировка угла возвышения ПР с целью учета баллистики струи в зависимости от давления на выходе ПР.
Во время пожаротушения программа поиска очага загорания для прилегаемых зон продолжает работать, автоматически контролируя возможность распространения загорания. При изменении координат загорания производится автоматическая коррекция программы пожаротушения. Программа пожаротушения через расчетный интервал времени автоматически прекращается, и продолжается программа поиска очага загорания по всей защищаемой зоне. Программа поиска очага загорания периодически повторяется при отсутствии обнаруженного очага загорания и отключается только оператором.
Установка пожаротушения может работать в дистанционном режиме. Управление выполняется с пультов дистанционного управления из помещения дежурного персонала.
Объединяет РУП с установками порошкового пожаротушения наличие средств обнаружения пожара, а отличает использование и утилизация порошка.
Отличительными особенностями РУП (по сравнению со спринклерными и дренчерными установками) являются:
■ возможность применения для помещений высотой более 20 м;
■ отсутствие больших сетей трубопроводов (только магистральный трубопровод);
■ возможность использования для охлаждения конструкций перекрытий здания;
■ доставка воды по воздуху по всей защищаемой зоне непосредственно на очаг загорания (навесом распыленной струей), а не на расчетную площадь. При этом соблюдается нормативная интенсивность орошения благодаря дозированной подаче на очаг загорания. На рисунке 1 представлены схемы спринклерной и роботизированной установок пожаротушения (РУП).
Конструкция ПР позволяет изменять направление струи в диапазоне 360° по горизонтали и 180° по вертикали, охватывая все окружающее пространство в радиусе ее действия. Угол распыления струи также может меняться от 0 до 90°, при этом создается целый спектр струй. Площадь, защищаемая самым небольшим пожарным роботом с расходом 20 л/с и дальностью подачи струи 50 м, составляет 7500 м2 (pR2 = p-502). Весь расход огнетушащего вещества может быть направлен на очаг возгорания и обеспечивать интенсивность орошения более 1,2 л/с-м2 на площади 12 м2. Такая высокая интенсивность позволяет быстро подавлять огонь в ранней стадии развития пожара. В спринклерных системах для защиты площади 7500 м2 потребовалось бы около 650 оросителей и 3 км труб. Несмотря на то, что максимальный расход для спринклерных систем определен из расчета срабатывания 10 оросителей на площади 120 м2, они могут создавать только фиксированную интенсивность орошения. Так, в помещениях с пожарной нагрузкой до 1400 МДж/м2 при нормируемом расходе спринклерной установки 30 л/с принимается нормируемая интенсивность 0,12 л/с-м2. Более высокую интенсивность спринклерная установка по своей конструкции обеспечить не может. Пожарный робот, имея даже меньшие ресурсы, способен на главном направлении создать подавляющую огонь водопенную атаку, по интенсивности десятикратно превышающую спринклерные системы. Вместе с тем пожарный робот может путем строчного сканирования струи орошать большие площади в пределах очага возгорания (включая 120 м2) с интенсивностью не менее 0,12 л/с-м2.
Источник http://stroyew.ru/requirements-pb-to-parking-lots-under-residential-buildings-fire-prevention-measures-for-underground-parking.html
Источник
Источник