Требования пожарной безопасности подземных стоянок — Норма П. Б. Требования пожарной безопасности подземных стоянок Добрый день, Уважаемые Читатели и коллеги! Сегодня тема нашей статьи — Требования 2

Содержание

Норма П.Б.

ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Норма П.Б.

Требования пожарной безопасности подземных стоянок

Требования пожарной безопасности подземных стоянок

Добрый день, Уважаемые Читатели и коллеги! Сегодня тема нашей статьи – Требования пожарной безопасности подземных стоянок. Выполняя свое обещание сразу нескольким Подписчикам, постараюсь ответить в этой статье на все вопросы, возникшие у Подписчиков при организации встроенных подземных стоянок и соответственно, пожарной безопасности на этих стоянках.

Для начала, стоит упомянуть документ, которым необходимо пользоваться при оценке пожарной безопасности подземной стоянки – это СП 154.13130.2013г “Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности”. Документ утвержден и введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 февраля 2013 г. № 117, зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013 г. Получается, на сегодня – документ актуальный и действующий.

Теперь приведем перечень вопросов, волнующих наших Подписчиков, в связи с указанной темой и сразу ответ на вопрос:

1. Вопрос: у меня есть место на подземной стоянке под жилым домом. Могу ли я огородить свой участок для машины металлическим листом, т.е. сделать импровизированный гараж. Какие требования пожарной безопасности я должен в этом случае соблюсти.?

Ответ: для соблюдения требований пожарной безопасности, ограждение машиноместа на подземной стоянке допускается только из сетки рабица ( или подобной), согласно п. 5.2.6. СП 154.13130.2013г., металлическим листом ограждения выполнять запрещено.

“5.2.6 В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы. В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов. При этом запрещается хранить ЛВЖ, ГЖ, авторезину, горючие вещества и материалы, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке. “

2. Вопрос: обязательно ли расчитывать категорию по пожарной опасности для подземной стоянки?

Ответ: расчет категории по пожарной опасности конечно желателен, но при его отсутствии, категория подземных стоянок определена по СП, как В1, в соответствии с п.5.1.3. СП 154.13130.2013г.

“5.1.3 Категории помещений для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с и требованиями СП 12.13130. Помещения для хранения автомобилей при отсутствии расчетов следует относить к категории В1, пожарного отсека автостоянок — к категории В .”

3. Вопрос: может ли в помещении подземных стоянок находиться комната сторожа или необходимо строить будку снаружи, вне помещения подземных стоянок? Если возможно расположение сторожа внутри стоянки, то нужно ли из его помещения строить эвакуационный выход на улицу?

Ответ: Да, комната охраны (сторожа) может размещаться внутри помещений подземных стоянок, но только не ниже первого этажа, в соответствии с п.5.2.8 и п. 5.2.9 СП 154.13130.2013г. Отдельный эвакуационный выход на улицу из помещения охраны строить не обязательно, так как в соответствии с п. 5.2.21СП 154.13130.2013г, эвакуационный выход возможен через помещения стоянки автомобилей.

5.2.8 В подземных встроенных автостоянках допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы . …………”

5.2.9 Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции (только с сухими трансформаторами) , помещение мойки допускается размещать не ниже первого подземного (верхнего) этажа встроенной подземной автостоянки .

5.2.21 Эвакуационные выходы из помещений, указанных в 5.2.8, допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей .

4. Вопрос: при проверке пожарными наших подземных стоянок, инспектор написал замечание, что помещение подземных стоянок не оборудовано насосами для откачки воды, которая может пролиться из пожарного тушения (видимо система водяного пожаротушения и пожарный водопровод имеется ввиду). Нужно ли делать систему откачки воды? Законно ли требование пожарного инспектора?

Ответ: Да, требование инспектора законны. Согласно п. 5.2.28 СП 154.13130.2013г, отвод воды необходим.

5.2.28 В подземных автостоянках следует предусматривать устройства для отвода воды в случае тушения пожара .

5. Вопрос: Есть замечание от пожарных – разделить пожарный водопровод, смонтированный в здании жилого дома и в помещениях подземных стоянок. Это получается отдельно дом и отдельно стоянка и на каждую сеть по насосной станции своей. Сейчас у нас общий стояк и общая повысительная насосная и пожарные требуют их разделить – это правильное замечание?

Ответ: Да, действительно, системы ВПВ должны быть раздельными, требования инспектора обоснованы, но требования касаются только двухярусных и более подземных стоянок! У Вас сколько ярусов? Привожу пункт 6.2.2. и 6.2.3. СП 154.13130.2013г. Кстати, необходимость насосной станции для обеспечения ВПВ подземных стоянок необходимо подтверждать расчетом (может и не нужно), так как поднимать воду на какой то верхний этаж необходимости нет – стоянка находится ПОД ЗЕМЛЕЙ!

6.2.2 В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода.

6.2.3 В подземных автостоянках внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники .

Вот собственно и весь перечень вопросов по соблюдению пожарных требований к помещениям подземных стоянок. Подписчика, задавшего мне вопрос о тамбурах – шлюзах с подпорами воздуха в них, прошу списаться со мной по электронной почте – я все разъясню подробно, так как вопрос этот не простой и парой фраз отделаться сложно. Может быть, если вопрос тамбур-шлюзов в помещениях подземных стоянок заинтересует других Читателей, то мы осветим его отдельно созданной теме. Сам документ СП 154.13130.2013г я залил в нашу “библиотеку нормативщика” – скачивайте на здоровье, пишите вопросы в комментариях по освещенным вопросам, если что то не ясно – постараюсь ответить.

Оставайтесь с нами, читайте другие опубликованные статьи на разные темы на нашем сайте по ссылкам приведенным ниже.

https://www.norma-pb.ru/p870/ – сколько пожарных извещателей ставить в отсеке ограниченном балками более 0,4 метра?

https://www.norma-pb.ru/p568/ – пожарный инспектор у Вас на предприятии

https://www.norma-pb.ru/p401/ – нормативное расстояние между извещателями

Как обычно, напоминаю, что если будете копировать данную статью Требования пожарной безопасности подземных стоянок для размещения на страницах другого сайта, прошу Вас копировать вместе с ссылками на мою страницу, так как статья написана мною лично, она уникальна и является моей интелектуальной собственностью. Желаю удачи.

Требования по пожарной безопасности к автостоянкам

СП 4.13130.2013. Общие требования пожарной безопасности

4.2 При определении класса функциональной пожарной опасности объекта защиты (здания, сооружения) следует исходить из его целевого назначения, а также характеристик основного функционального контингента (возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна и т.п.) и его количества. Размещаемые в пределах объекта защиты – части зданий, группы помещений, а также вспомогательные помещения других классов функциональной пожарной опасности следует выделять противопожарными преградами в соответствии с требованиями настоящего свода правил. При этом, требования, предъявляемые к указанным частям, выделенным противопожарными преградами, следует определять исходя из их классов функциональной пожарной опасности.

4.3 Противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 настоящего свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и т.п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимются в соответствии с таблицей 1.

Противопожарные расстояния между производственными, складскими, административно-бытовыми зданиями и сооружениями на территориях производственных объектов принимаются в соответствии с разделом 6 настоящего свода правил.

Нормативные требования к лестницам по пожарной безопасности: изучаем ГОСТ и СНиП

Тема этой статьи — требования к лестницам по пожарной безопасности. Источниками информации для нас станут два нормативных документа: СНиП 21-01-97, который излагает требования к пожарной безопасности сооружений и зданий (в том числе жилых), а ГОСТ Р 53254-2009, регламентирующий строительство стационарных противопожарных лестниц и кровельных ограждений.

Знакомство с документацией мы начнем со свода строительных норм и правил.

Классификация лестниц

Все предназначенные для эвакуации при пожаре лестницы делятся на три типа:

  1. Открытые внутренние;
  2. Открытые наружные;
  3. Размещенные в лестничных клетках внутренние.

При этом лестничные клетки могут быть обычными (типы Л1 и Л2, с открытыми или застекленными проемами в стенах или покрытии) и незадымляемыми.

Ко второй категории относятся лестничные клетки типов:

  1. Н1 — с входом с этажа через открытый переход;
  2. Н2 — с подпором поступающего в лестничную клетку воздуха во время пожара;
  3. Н3 — с входом через тамбур (выполняющий функцию препятствующего распространению дыма шлюза). Подпор воздуха в тамбуре может быть постоянным или организуемым при возгорании.

В отдельную категорию СНиП выносит конструкции, применяющиеся только для спасательных работ и тушения очагов возгорания. Они могут быть маршевыми и вертикальными.

Обратите внимание: приведенные в документе требования к наружным пожарным лестницам ограничивают, в частности, их уклон. Он не должен быть более чем 6:1, или 75 градусов.

Эвакуационные выходы здания не должны иметь турникетов, вращающихся и подъемно-опускных дверей. Двухуровневые квартиры на высоте больше 18 метров должны иметь как минимум два эвакуационных выхода— по одному с каждого этажа.

Все двери по пути из здания должны открываться в направлении предполагаемой эвакуации. Исключение — двери квартир и прочих помещений, в которых может одновременно находиться не больше 15 человек.

Пути эвакуации должны иметь ширину не менее одного метра для помещений, в которых одновременно пребывает до 50 человек, и 1,2 метра для помещений с одновременным пребыванием большего количества людей. Впрочем: инструкция в нормативном документе допускает ширину эвакуационных путей всего в 70 см, если они ведут к отдельному рабочему месту.

Пол на пути эвакуации не должен иметь выступов и перепадов высоты более 45 сантиметров. При большей высоте перепад снабжается лестницей с тремя и более ступенями или пандусом с уклоном не более 1:6. Если эвакуационная лестница выше 45 см, она должна снабжаться ограждением и перилами.

Эвакуация по лестницам

В отдельном разделе СНиП изложены пожарные требования к лестницам на путях эвакуации.

Минимальная ширина лестничного марша имеет следующие значения:

6.11. Требования к автомобильным стоянкам

6.11.1 Автостоянки могут размещаться в зданиях ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке.

К подземным этажам зданий или сооружений автостоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения.

6.11.2 Противопожарные расстояния от надземных и надземно-подземных зданий или сооружений автостоянок до жилых и общественных зданий должны соответствовать требованиям раздела 4 настоящего свода правил.

Противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий до границ открытых площадок для хранения легковых автомобилей должны приниматься:

  • от зданий I, II, III степеней огнестойкости класса С0 – не менее 10 м;
  • от зданий II, III степеней огнестойкости класса С1, а также IV степени огнестойкости классов С0, С1 – не менее 12 м;
  • от зданий других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности – не менее 15 м.

Автостоянки грузовых автомобилей и автобусов размещаются в производственных зонах городов и на территориях промышленных предприятий.

6.11.3 Противопожарные расстояния от открытых площадок (в том числе с навесом) для хранения автомобилей до зданий и сооружений на предприятиях по обслуживанию автомобилей (промышленных, сельскохозяйственных и др.) должны приниматься:

а) до производственных зданий и сооружений:

  • I, II и III степеней огнестойкости класса С0 со стороны стен без проемов – не нормируется;
  • то же, со стороны стен с проемами – не менее 9 м;
  • IV степени огнестойкости класса С0 и С1 со стороны стен без проемов – не менее 6 м;
  • то же, со стороны стен с проемами – не менее 12 м;
  • других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности – не менее 15 м;

б) до административных и бытовых зданий предприятий:

  • I, II и III степеней огнестойкости класса С0 – не менее 9 м;
  • других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности – не менее 15 м.

Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости класса С0 на территории станций технического обслуживания легковых автомобилей с количеством постов не более 15 со стороны стен с проемами не нормируется.

6.11.4 Хранение автомобилей для перевозки огнеопасных жидкостей и горюче-смазочных материалов (ГСМ) следует предусматривать на территориях промышленных предприятий и организаций на открытых площадках или в отдельно стоящих одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости класса С0. Допускается такие автостоянки пристраивать к глухим противопожарным стенам 1-го или 2-го типа производственных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 (кроме зданий категорий А и Б) при условии хранения на автостоянке автомобилей общей вместимостью перевозимых ГСМ не более 30 м3.

На открытых площадках хранение автомобилей для перевозки ГСМ следует предусматривать группами в количестве не более 50 автомобилей и общей вместимостью ГСМ не более 600 м3. Расстояние между такими группами, а также до площадок для хранения других автомобилей должно быть не менее 12 м.

Расстояние от площадок хранения автомобилей для перевозки ГСМ до зданий и сооружений предприятия принимается в соответствии с таблицей 4, а до административных и бытовых зданий этого предприятия – не менее 50 м.

6.11.5 Требуемую степень огнестойкости, допустимые этажность и площадь этажа в пределах пожарного отсека для зданий или сооружений автостоянок следует принимать по СП 2 13130.

При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).

Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.

6.11.6 Автостоянки легковых автомобилей допускается размещать в пристройках к зданиям других классов функциональной пожарной опасности, за исключением зданий классов Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б. При этом, автостоянки (включая механизированные), должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа.

6.11.7 Автостоянки легковых автомобилей допускается встраивать в здания других классов функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б. При этом, автостоянки (включая механизированные), должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

В зданиях класса Ф1.3 встроенную автостоянку допускается также отделять техническим этажом. При этом технический этаж должен быть отделен от автостоянки и жилой части противопожарными перекрытиями 2-го типа. В указанные здания допускается встраивать автостоянки (кроме автостоянок открытого типа) только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.

В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от их степени огнестойкости, и выделять противопожарными перегородками 1-го типа.

6.11.8 Для автостоянок встроенных или пристроенных к зданиям другого класса функциональной пожарной опасности (кроме зданий Ф1.4) в целях ограничения распространения пожара следует обеспечить расстояние от проемов автостоянки до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или в радиусе 4 м над проемом заполнение окон предусмотреть противопожарным; либо, предусмотреть над проемами автостоянки глухой козырек из материалов НГ шириною не менее 1 м.

6.11.9 В зданиях автостоянок легковых автомобилей при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы (выезды) в лифтовые шахты должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре. Въезд (выезд) из подземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.

В автостоянках, встроенных в жилые и общественные здания, сообщение между автостоянкой и частью здания другого функционального назначения, в том числе и выходы с этажей автостоянки в общие лифтовые шахты и лестничные клетки, следует предусматривать с устройством тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При этом, выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток подземной автостоянки, допускается предусматривать только во входной вестибюль здания другого назначения. При необходимости сообщения подземной автостоянки со всеми этажами здания другого назначения следует предусматривать также и противодымную защиту общих лифтовых шахт и лестничных клеток.

6.11.10 Автостоянки закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, следует предусматривать в отдельно стоящих зданиях и сооружениях I, II, III и IV степеней огнестойкости класса С0. Рампы в таких автостоянках должны быть изолированные, а помещения для хранения газобаллонных автомобилей размещаться только в надземных этажах.

В отдельно стоящих автостоянках с автомобилями, работающими на бензине или дизельном топливе, помещения для хранения легковых газобаллонных автомобилей допускается размещать на верхних надземных этажах, а также в боксах, имеющих непосредственный выезд наружу из каждого бокса.

Расположение помещений для хранения газобаллонных автомобилей на этажах автостоянок открытого типа, а также в механизированных автостоянках (при условии обеспечения проветривания ярусов хранения) не нормируется.

6.11.11 Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности определяются в соответствии с требованиями СП 12.13130.

При отсутствии расчетов помещения для хранения легковых автомобилей (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе) следует относить к категории В1, здания автостоянок легковых автомобилей – к категории В.

6.11.12 При необходимости устройства в составе автостоянки помещений или групп помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР, диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) они должны быть отделены от автостоянки противопожарными стенами 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями 3-го типа. Указанные противопожарные преграды должны быть без проемов (за исключением помещений или групп помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей).

6.11.13 В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов.

Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не допускается.

6.11.14 В помещениях хранения автомобилей допускается предусматривать не более двух машино-мест для разгрузки (погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, которому принадлежит автостоянка. При этом должна быть исключена возможность постоянного складирования грузов в этом месте автостоянки.

6.11.15 В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы, при двух и более этажах автостоянок, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, ТО и ТР, противопожарными преградами, воротами и тамбур-шлюзами с подачей воздуха при пожаре согласно таблице 43.

Требования к автостоянке

Автостоянки — это целый комплекс конструкций, сооружений, огражденных участков, плавучих дебаркадеров. Подробнее о типах автостоянок можно узнать на данной странице.

Требования к ним определяются СП 113.13330.2012/СНИП 21-02-99* и зависят от типа стоянки, ее объема и расположения.

Нормативная база

С полным перечнем нормативных документов, который может понадобиться при строительстве стоянки для автомобилей, можно ознакомиться здесь.

  • СП 113.13330.2012. Этим документом учтены требования большинства нормативов.
  • ФЗ РФ №52 о благополучии населения.
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18, определяющих СЗЗ.
  • Свод правил 59.13330 — определяет обустройство парковочных мест для маломобильной категории населения.
  • Свод правил 42.13330 нормирует расчет площади участка под автостоянку.
  • Для стоянок под землей важным моментом является соблюдение требований по СанПиНу 2.1.2.2645.

Размещение автомобильных стоянок

Парковки для автомобилей обычно носят наземный характер и строятся с учет временного, не долгосрочного пребывания автомобилей (например, на время посещения клиентом магазина). Требования к ним минимальны. Парковки располагаются на территории, прилежащей тому или иному заведению.

С автомобильными стоянками (АС) дела обстоят гораздо сложнее.

  1. На уровне земли (при этом площадка ограждается и специальным образом оборудуется).
  2. В сооружениях иного назначения (ограничения по пожаро-опасности сооружений можно найти в СНиП 21-01 и НПБ 105). При этом стоянка размещается на уровне земли (в цоколе, нижних этажах над землей), ниже уровня (подвал, подземные этажи).
  3. Подземные стоянки для автомобилей строят под территорией, на которой не планируется возведение зданий и сооружений (парковая зона, скверы, под уличное пространство, в том числе под проездами).
  4. Их оборудуют даже на плавучих конструкциях (дебаркадерах).

Стоянки могут быть:

  • открытого (с навесами и без) и закрытого типа;
  • с парковкой непосредственно водителем или посредством механического приспособления;
  • с наличием индивидуальных боксов и с отсутствием таковых;
  • отапливаемые и неотапливаемые.

Еще один не маловажный пункт при планировании автомобильной стоянки — это тип транспорта, для хранения которого они предназначены:

  • легковой;
  • микроавтобусы;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили крупных габаритов;
  • строительная техника;
  • средства для транспортировки ГСМ.

На первый план при обустройстве таких объектов выходят противопожарные требования. Санитарные нормы в основном касаются расстояний от разного рода сооружений, конструкций площадок (по СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18).

Если стоянка рассчитана на 50 и более мест для ТС, требуется обустройство КПП, бытовых помещений для персонала (обязательно должны быть туалетные комнаты) и комнат для хранения инвентаря для уборки и оборудования для обеспечения ППБ.

Автостоянки встроенно-пристроенного типа можно размещать не во всех зданиях и сооружениях (п 4.10 свода правил 113.13330.2012). При строительстве автостоянок надо учитывать, что можно возводить сооружения до 9 этажей (включительно) при наземных конструкциях, и до 5 этажей (включительно) для подземных.

Санитарные требования к автостоянкам

Эти требования зависят от количества машино-мест и назначения сооружений, возле которых они обустраиваются. Расстояние до объектов рассчитывается согласно специальной таблице и может варьировать от 10 до 50 м.

  • типа сооружения (расстояние до ДОУ, школ, других детских заведений и ЛПУ больше, чем до жилых и общественных зданий);
  • того, какое максимальное расстояние требуется соблюдать при обустройстве стоянки от 300 машино-мест.
  • того, собираетесь ли вы обустраивать стоянку открытого типа для машин в количестве свыше 500 шт. на территории жилого комплекса. Это запрещается и можно делать только на территориях, предназначенных под промиспользование.

Расстояние от проезда до места хранения машин любого типа не может быть меньше 7 м. Если автопарковка выполнена под землей (зданием), выбросы ее вентиляционной системы организуются на высоте от 1,5 метров над коньком кровли здания. Требования, применяемые к подземному типу стоянкам и гаражам, применимы и к обвалованным стоянкам.

Требования пожарной безопасности

Эти требования очень вариативны и зависят от количества машино-мест и типа обустройства стоянки. Категорию пожаробезопасности здания с обустроенным местом хранения автомобилей определяют согласно СП 12.13130, чаще всего это B1-B4 (кроме автосредств с двигателем на газовом топливе). Если места для хранения автомашин обустраиваются в здании с иным назначением, они отделяются от основной конструкции перегородками 1 типа.

Газовые ТС нельзя хранить в помещениях:

  • с боксами без индивидуального выезда на улицу;
  • в цоколе и подземной части автостояночного комплекса;
  • на стоянках, расположенных над землей, если они закрыты, встроены в сооружение или закрыты и не имеют изолированных рамп.

Кроме этого, нормируются параметры машино-места. Например для легкового транспорта предусмотрено 530×250 см/для инвалидов 600х360 см. Габариты места для ТС рассчитываются с учетом зазоров безопасности.
Специальные требования к АС разного типа оговорены п. 5.2. свода правил 113.13330.2012

Требования к инженерным сетям

Все конструкции данных сетей монтируется с учетом сводов правил:

Все инженерные сети, монтируемые на автомобильных стоянках встроенно-пристроенного типа:

  • делаются автономными;
  • монтируются с элементами, которые будут проходить через перекрытия, в металле (трубах).

Электропроводка выполняется в защитном оборудовании с огнестойкостью не ниже EI 150. Во встроенных либо пристроенных автостоянках (АС) должен быть водопровод для тушения пожара, рассчитанный на определенное количество струй по СП 10.13130. Этот же свод правил описывает способ монтажа системы пожаротушения водой в не отапливаемых АС.

Внутренний водопровод можно не делать, если:

  • АС отдельно стоящая;
  • отвечает требованиям п. 5.2.12;
  • имеет отдельные боксы.

Если стоянка рассчитана на хранение менее 50 машин, встроена в иное здание, инженерные сети стоянки для ТС и сооружения можно не разносить, кроме вентиляции. При монтаже противопожарной части водопровода и насосного оборудования, между ними встраивают клапаны обратного давления.

Если вы проектируете отапливаемое помещение для хранения машин, нужно предусмотреть систему, которая не допускает охлаждение помещения до +5 о С (исключительно) и ниже. Вентиляционная система закрытых АС нормируется ГОСТом 12.1.005 и оборудуется приточным и вытяжным элементами. При этом свод правил 7. 13130 требует в АС как надземного, так и подземного типа оборудовать специальную вентиляционную систему для удаления газов из изолированных рамп и боксов.

Защитная система против дыма описана сводами правил 7. 13130 и 60.13330 и включает требования к:

  • воздуховодам;
  • встроенным вентиляторам;
  • собственно вентиляционным шахтам;
  • дымоприемникам и пр.

Все клапаны данной системы должны отвечать ГОСТу Р 53301 по сопротивлению газо-дымной смеси. Если АС обустраивается в жилом доме, ее вентсистема оборудуется шумопоглотителями с учетом необходимости поддерживать требуемый в жилом доме уровень шумов в ночное время.
Сводом правил 52.13330 определяются требования к осветителям и в целом системе освещения. На случай пожара предусматривается аварийная подсветка с обязательным освещением эвако-выходов и путей движения ТС, а также мест расположения средств тушения пожара.
Надежность установок электрообеспечения ППЗ (защиты от пожаров) обеспечивается по I классу. При наличии лифтовых систем и механизации движения ТС — эти системы обеспечиваются по II классу. Все остальное электрическое оборудование разрешено отнести к III классу.
Для запитки средств ППЗ используют отдельные кабельные линии, выводимые на щитки. В АС закрытого типа на входе монтируется розетка на 220В по I категории электроснабжения для запитки оборудования ППЗ.

Автоматика: АПС и тушение пожаров

Требования к данным системам обоснованы размерами и видом стоянок, типом ТС, хранимых на такой стоянке. Все устройства ППЗ должны быть сертифицированы. Тип установки для борьбы с пожаром в «автомате» определяется техрегламентом (ФЗ РФ N o 123).

АСПТ (автоматизированное тушение пожара) обязательно для:

  • одноэтажных сооружений надземного типа I- III ст. огнестойкости, при площадях ор 7000 квадратов;
  • всех подземного типа АС;
  • всех надземных АС, имеющих от 2 этажей;
  • механизированных АС любого типа;
  • стоянках под мостами;
  • во встроенно-пристроенных конструкциях;
  • в любых АС, предназначенных для хранения ТС, перевозящих ГСМ.

Если на АС с боксами, в каждом боксе имеется выезд наружу, можно у каждого бокса не монтировать автоматическую систему тушения пожара. При условии, что здание АС имеет не более 2-х этажей.

Подземные АС обязательно требуют установки оповещателей разного типа, в зависимости от количества машино-мест:

  • IV-V типа для АС с числом хранимых машин от 200 шт.;
  • III типа для Ас, рассчитанных на 50-200 ТС;
  • II типа, если стоянка предназначена для содержания до 50 автомобилей.

Перед обустройством стоянки для автомобилей, уточните в местных органах пожарного надзора нет ли удобных нормативных актов регионального типа.

18 декабря 2018 года в Отраслевом Центре Трансфера Технологий Корпорации Росатом состоялось заседание Экспертного Совета по отбору инновационных технологий в «Базу наилучших доступных технологий в сфере капитального строительства объектов по использованию атомной энергии». В состав Экспертного совета в этом году были включены 60 специалистов, в основном специалисты корпорации Росатом. Кроме того, в Экспертный Совет вошли эксперты государственных институтов развития (НАТТ, Фонд Сколково, АТР), представители Госдумы РФ, эксперты профессиональных объединений и профильных ВУЗов, а также специалисты Научно-исследовательских институтов, и предприятий строительной индустрии производящих инновационную продукцию. По инициативе Института материаловедения в состав Экспертного совета в этом году был включен сотрудник ГБУ ЦЭИИС — инженер-эксперт отдела обследований и экспертиз несущих и ограждающих конструкций кандидат технических наук Несветайло В.М.

Эксперты выполнили более 16,5 тыс. обследований и испытаний работ и применяемых материалов на стройках Москвы в прошлом году.

Жилье, многофункциональный центр, гостиница и образовательные учреждения появятся в бывшей промзоне на севере столицы, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.

Спрос на жилую недвижимость в Троицком и Новомосковском округах (ТиНАО) увеличился в прошлом году на 47% по сравнению с 2017 годом, сообщил руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.

Строительство западного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро планируется завершить в 2021 году, заявил в субботу журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Крупный транспортный хаб планируется построить на территории делового центра «Москва-Сити» в связи с активным развитием железнодорожного транспорта в столице, заявил в субботу журналистам заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

В 2018 году Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве (ГБУ «ЦЭИИС») по заданию Мосгосстройнадзора выполнил более 16,5 тыс. обследований и испытаний выполненных работ и применяемых материалов на стройках города, 51 объект прошел оценку на соответствие показателям энергоэффективности.

Научно-производственный комплекс построят в Новомосковском округе столицы, сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Почти 1,5 млн кв. метров жилья ежегодно вводится в Троицком и Новомосковском округах (ТиНАО), сообщил руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.

XXX юбилейная спартакиада строителей, которая стартует в январе, продлится до сентября, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.

Началось строительство левого перегонного тоннеля соединительной ветки от переходной камеры станции метро «Нижегородская» в одноименное депо, предназначенное для обслуживания поездов Большой кольцевой линии (БКЛ), сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Храм Армянской католической церкви появится на юго-западе столицы, сообщила и.о. председателя Москомстройинвеста Анастасия Пятова.

Бутик-отель категории пять звезд откроется в составе киноконцертного зала на территории Московского международного делового центра «Москва-Сити», сообщила и.о. председателя Москомстройинвеста Анастасия Пятова.

Стартовали масштабные реставрационные работы семи корпусов, ограды и ворот парадного входа городской клинической больницы (ГКБ) №23 им. И.В. Давыдовского в центре Москвы, сообщил руководитель Департамента культурного наследия столицы Алексей Емельянов.

Мосгорнаследие выдало задание на подготовку проекта реставрации.

Началась подготовка к реставрации церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Она входит в ансамбль усадьбы Братцево, построенной в XVII–XIX веках. Сам храм был возведен в 1672 году — дата постройки указана на каменной плите на западном фасаде здания.

Реконструкцию Московского дворца молодежи (МДМ) в районе Хамовники планируется начать в первом квартале 2020 года, сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

Выдано разрешение на ввод квартала 10 в первом районе жилого комплекса «Испанские кварталы» в Новой Москве, сообщили в компании-застройщике.

В 2019 году планируется благоустройство набережных Москвы-реки в районе Замоскворечье – Кадашевской и других, сообщил мэр столицы Сергей Собянин.

Более 100 семей воспользовались правом докупки дополнительной жилой площади по программе реновации в прошлом году, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.

Эксперты проверили подготовку площадки для строительства многофункционального жилого комплекса в центре столицы, сообщил председатель Мосгосстройнадзора Олег Антосенко.

Страницы: ← Ctrl предыдущая следующая Ctrl →

Требования и правила пожарной безопасности к МКД

Пожары в многоквартирных жилых домах обладают повышенным уровнем распространения огня на большие площади. Распространение пламени из одной квартиры в другую происходит очень быстро, поэтому пожары в таких домах влекут за собой огромные потери для жильцов. Планировки многоэтажек обуславливают высокую степень смертности и ожогов при возникновении очага возгорания.

Основные требования

Меры по защите от возникновения возгорания закладываются еще на этапе проектирования жилого дома. Обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности в процессе эксплуатации возлагается на жильцов и управляющие организации. Собственники квартир заинтересованы в сохранности и защите своего имущества и должны уделять внимание соблюдению противопожарных правил наравне с управляющей компанией.

В многоквартирных домах требования по пожаробезопасности регламентирует ФЗ от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ. Данный регламент устанавливает общие противопожарные требования и правила в зданиях и регламентирует содержание:

  • жилых помещений;
  • путей эвакуации;
  • противопожарных систем;
  • придворовой территории.

Инструкция и правила

Ответственность по разработке и созданию инструкции по пожарной безопасности в МКД (многоквартирных домов) лежит на домоуправляющей компании. Правила в инструкции не должны противоречить действующему законодательству в сфере пожарной безопасности. Инструкция является обязательной к исполнению для сотрудников УК или ТЖС, обслуживающих многоквартирный жилой дом.

Для жильцов многоквартирных домов создается свод правил по пожаробезопасности, который размещается на информационном стенде. Ежегодно, УК или ТЖС должны проводить инструктаж для жильцов о содержании квартир, о правилах пожаробезопасности.

Содержание инструкции и правил создаются исходя из положений «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», которые гласят, что запрещается:

  • складирование пожаровзрывоопасных веществ, мебели и прочего на технических этажах;
  • организация подсобных помещений на лестничных клетках;
  • хранение мебели и складирование горючих материалов под лестницами;
  • размещать в лифтовых холлах ларьки, киоски и подобное;
  • самостоятельная перепланировка и модернизация эвакуационных выходов и дверей;
  • загромождение и заваривание дверей, люков, переходов по смежным секциям и выходов на эвакуационные лестницы;
  • проведение уборки помещений с применением горючих жидкостей (растворитель и пр.);
  • отогревание труб с применением открытого огня;
  • вывод на лестничную клетку наружного блока кондиционеров;
  • применение самодельных обогревателей или с неисправным (отсутствующим) терморегулятором;
  • применение электроприборов с повреждениями;
  • оставление без присмотра включенных в сеть электроприборов (кроме приборов, которые должны находиться в круглосуточном режиме работы).

Соблюдение перечисленных запрещающих пунктов является обязательным для выполнения жильцами МКД и работниками управляющей компании.

Нарушение правил пожарной безопасности в жилых многоквартирных домах увеличивает риск возникновения пожара и грозит привлечением виновного лица к административной или уголовной ответственности.

Федеральный закон № 123-ФЗ (Технический регламент) устанавливает требования к составу и функциональным характеристикам систем пожаробезопасности. Глава 19 данного закона регламентирует требования во всех зданиях и сооружениях. При установке в многоквартирном доме пожарной системы безопасности следует ориентироваться на указанный регламент.

Требования к электроустановкам

Система противопожарной безопасности в МКД должна обеспечивать эвакуацию людей до наступления максимально опасных показателей при возгорании.

Электропроводка, обеспечивающая работоспособность пожарной системы оповещения, лифтов, аварийной вентиляции, аварийного освещения путей эвакуации при пожаре должна сохранять работоспособность на протяжении времени, необходимого для полной эвакуации жильцов.

Учитывая, что многоквартирные дома отличаются большим количеством проживающих людей, то для их эвакуации требуется большой промежуток времени. Поэтому к параметрам огнеустойчивости кабелей и электропроводки предъявляются повышенные требования.

Линии электроснабжения в многоквартирном жилом доме в обязательном порядке должны быть оснащены устройствами защитного отключения.

Автоматические системы пожаротушения и системы оповещения

Технический регламент содержит четкие указания по требованиям и оснащению автоматических систем и пожарной сигнализации. Автоматическая система пожаротушения и сигнализации рассчитываются при проектировании зданий и монтируются на этапе строительства.

Системы пожаротушения в МКД должны обеспечить автоматическое обнаружение возгорания и подачу сигнала на систему оповещения и систему управления людей при эвакуации. Пожарная сигнализация должна подавать звуковые и световые сигналы в помещение дежурного персонала.

Размещение пожарных извещателей должно быть таким, чтобы произошло своевременное обнаружение пожара в любом помещении многоквартирного дома. Ручные извещатели устанавливаются на эвакуационных путях.

Оповещение о возгорании и эвакуация жильцов должна осуществляться одним из способов (или их комбинации):

  • подача световых или звуковых сигналов;
  • трансляция оповещающих текстов о возгорании, путях эвакуации;
  • включение аварийного освещения;
  • дистанционное отключение запоров эвакуационных выходов;
  • иные способы.

Уровень громкости оповещения должны быть выше уровня шума. Система оповещения о пожаре должна функционировать на протяжении всего времени полной эвакуации жильцов и должна быть оснащены аварийными источниками питания.

Обязанности и порядок действия жильцов при пожаре

Правила пожарной безопасности (ППБ) и инструкция по пожарной безопасности для жильцов многоквартирных домов должна содержать перечень действий при возникновении пожара.

В случае если ТЖС или управляющая компания халатно относится к информированию жильцов о пожарной безопасности и проведению инструктажа, каждый собственник, в своих же интересах, должен знать и соблюдать правила поведения при возникновении пожара. Пожарная безопасность в квартире и на территории общего пользования напрямую зависит от соблюдения жильцами требований и правил безопасности.

При возникновении возгорания, первым действием должен быть оповещающий звонок в пожарную службу (тел. 01). После этого необходимо вывести из дома детей и пожилых людей.

Не стоит тратить время на обнаружение пожара, здесь главное своевременная эвакуация всех жильцов. Кричать «пожар» не нужно, это вызовет панику, которая может привести к гибели людей. Не нужно поддаваться панике и провоцировать ее возникновение у остальных жильцов.

Если очаг возгорания находится в видимом поле, для тушения воспользуйтесь доступными подручными средствами и специальными средствами пожаротушения. Спускаться по простыням и веревкам с этажей выше третьего необходимо только в самом крайнем случае. Половина спусков заканчивается падением.

Большинство пожаров в многоквартирных домах происходит по вине жильцов. Внимательно следите за состоянием электропроводки и работой электроприборов. Будьте бдительны при проведении массовых праздничных мероприятий (особенно на Новый год).

Применение пиротехнических изделий в здании категорически запрещено. Устанавливая очередную электрогирлянду, убедитесь в ее безопасности и исправности. За нарушение правил, повлекшее возникновение пожара, предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Правовые аспекты и ответственность

Пожарная безопасность зданий регулируется целым комплексом норм, правил и законов. Законодатели не выделили отдельных правил по пожарной безопасности многоквартирного дома (как, например, для зданий детских садов). Для регулирования вопросов по пожаробезопасности в жилых МКД следует ориентироваться на «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Кроме указанного регламента, пожарная безопасность регулируется в соответствии с нормами технического регулирования, санитарными нормами, правилами пожарной безопасности и жилищным кодексом РФ.

За нарушения требований по пожарной безопасности лицо, назначенное ответственным за многоквартирный дом в управляющей компании, а при отсутствии такового, руководитель управляющей компании, несет ответственность.

В случае возникновения пожара на основании КоАП РФ виновные и ответственные лица могут быть привлечены к взысканию штрафа в размере до 200 тысяч рублей.

Если несоблюдение правил пожарной безопасности повлекло причинение вреда здоровью или смерть людей, то виновное лицо привлекают уже к уголовной ответственности. На основании ст. 219 УК РФ максимальная мера наказания по данному правонарушению достигает 7 лет лишения свободы.

Пожарная безопасность закрытых паркингов и подземных автостоянок

Пожаротушение автостоянок и паркингов

Количество паркингов и автостоянок в нашей стране растет вместе с количеством автомобилей, поэтому задача обеспечения пожарной безопасности на этих объектах становится все более актуальной. При возникновении возгорания в салоне автомобиля, находящегося на парковке, пламя способно распространиться по салону за 8–10 минут, при этом, если не принять меры по ликвидации пожара, площадь возгорания начинает увеличиваться лавинообразно, за счет быстрого возгорания соседних автомобилей. А ведь на автостоянке в момент пожара могут находиться не только автомобили, но и владельцы, следовательно, возникает реальная угроза их здоровью и жизни.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок», и постановка, и хранение автомобиля на автостоянке должны производиться согласно противопожарным правилам, изложенным в законодательных актах РФ. Кроме того, статья 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ «О защите прав потребителей» гласит, что у каждого потребителя есть право на безопасность оказываемой услуги для его здоровья и жизни и отсутствия в результате ее оказания имущественного ущерба. Требования, обеспечивающие это право, устанавливаются законодательно.

Соответственно, требования к системам пожарной безопасности на любых автостоянках, включая закрытые и подземные, являются обязательными к выполнению и регламентируются несколькими документами:

· Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;

· Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390;

· Сводом правил «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;

· Сводом правил «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»;

· Сводом правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования»;

· Сводом правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

· СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74;

· специализированными сводами правил.

В силу особенностей конструкции, к подземным автостоянкам и закрытым паркингам предъявляются и особые требования.

Многоуровневая автостоянка.jpg

Требования к планировочным и конструктивным решениям паркингов

По степени опасности развития пожара Приложение Б СП 5.13130.2009 относит автомобильные стоянки и паркинги ко 2-й группе помещений. Эта степень определяется по двум параметрам:

· удельной пожарной нагрузке сгораемых материалов (для автомобильных стоянок 181–1400 МДж/м 2 ).

Согласно СП 113.13330.2016, допустимое число этажей на стоянках, степень огнестойкости конструкции и площадь отдельного пожарного отсека определяют, руководствуясь требованиями нормативных документов, при этом наземные стоянки автомобилей не могут иметь более 9 этажей, а подземные многоуровневые автостоянки — более 5. Во внутренней отделке автостоянок и паркингов следует использовать огнеупорные материалы.

В наземных закрытых паркингах возможно хранение автомобилей в индивидуальных боксах, разделенных огнестойкими перегородками (предел огнестойкости R45). Ворота в таких боксах допускается изготавливать в виде ограждения из металлической сетки, а если в боксах применяются установки объемного пожаротушения, то разрешается использование глухих ворот.

Что касается подземных стоянок, то в них разделение машиномест на отдельные боксы полностью запрещено. Для отдельно стоящих на незастроенной территории подземных стоянок, количество этажей в которых не превышает двух, необходимо наличие на каждом этаже самостоятельных въездов-выездов.

В последнее время широкое распространение получили подземные встроенные парковки, расположенные в зданиях самого различного назначения, включая жилые дома. По требованиям пожарной безопасности автостоянки могут быть встроены в здания I и II степеней огнестойкости классов C0 и C1. Поскольку возгорание на встроенных парковках без своевременно принятых мер может перекинуться на основное строение, к ним предъявляются особенно строгие требования пожарной безопасности.

Эвакуационные выходы и пути в паркингах

На каждом этаже закрытой или подземной автостоянки необходимо оборудовать от двух и более эвакуационных выходов. В одноэтажных подземных паркингах эвакуацию допустимо производить через лестничные клетки, также оборудованные прямым выходом с паркинга. Ширина лестниц, по которым может производиться эвакуация, должна превышать 1 метр.

Максимальное расстояние от самого дальнего места парковки автомобилей до эвакуационного выхода определяют по СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Таблица 1. Допустимое расстояние от места парковки до ближайшего эвакуационного выхода

Таблица 1. Допустимое расстояние от места парковки до ближайшего эвакуационного выхода.png

На всех подземных паркингах и закрытых наземных автостоянках должны иметься световые указатели эвакуационных и аварийных выходов и путей эвакуации. Все они, а также указатели мест расположения наружных пожарных гидрантов, огнетушителей, пожарных кранов подключаются к аварийному освещению. Знаки, указывающие направление движения, размещаются на входах, въездах на этажи, поворотах, выходах на лестницу. Знаки с указанием направления движения располагают в зоне свободной видимости из любого места на путях эвакуации.

Следует отметить, что безопасные расстояния между паркингами и зданиями, сооружениями, объектами отдыха регламентируются в том числе и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (см. табл. 2).

Таблица 2. Требования к минимальным расстояниям от открытых паркингов до зданий и территорий различного назначения

Таблица 2. Требования к расстояниям от открытых паркингов до зданий различного назначения.png

Системы противопожарного водоснабжения и тушения на закрытых автостоянках

Внутренний противопожарный водопровод на автостоянке должен соответствовать положениям свода правил «СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». При этом, по требованиям СП 113.13330.2016 для внутреннего пожаротушения закрытых стоянок число струй воды и ее расход на каждую из них определяется площадью защищаемого помещения. При объеме этого помещения от 0,5 м до 5000 м требуется две струи по 2,5 л/с, а при объеме защищаемого помещения более 5000 м — две струи по 5 л/с.

В одноэтажных и двухэтажных стоянках боксового типа, каждый бокс которых имеет собственный выезд, разрешено обходиться без противопожарного внутреннего водопровода. Противопожарный водопровод в подземных многоэтажных стоянках, включая и встроенные, должен иметь наружные патрубки, чтобы при необходимости к ним можно было подсоединить передвижную пожарную технику. Полы таких стоянок необходимо оснастить устройствами водоотведения в ливневую канализацию, а сам противопожарный водопровод должен быть выполнен отдельно от других внутренних водопроводных систем.

Если автомобили на стоянке хранятся в несколько ярусов, размещение установок автоматического пожаротушения проектируют так, чтобы обеспечивать тушение на каждом ярусе хранения.

Рис. 1. Система пожарной безопасности паркинга.jpg

Рис. 1. Система пожарной безопасности паркинга

Вентиляция и противодымная защита паркингов

Закрытые наземные паркинги и подземные автостоянки оборудуются системами противодымной вентиляции, которые должны эффективно удалять дым из помещений. В 2017 году был разработан и 22 февраля 2018 года введен в действие новый свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования», по которому должен составляться проект и изготавливаться система струйной и противодымной вентиляции именно на крытых и подземных автостоянках. Вентиляционная система автостоянки, согласно данному своду правил, должна состоять из трех частей:

1) приточно-вытяжной вентиляции;

2) противодымной вентиляции;

3) струйной вентиляции (см. рис. 1).

Приточно-вытяжная вентиляция отвечает за подачу в помещение стоянки свежего воздуха извне и удаления воздуха загрязненного. Она, свою очередь, состоит из двух систем: вытяжной вентиляции и приточной вентиляции.

В систему противодымной вентиляции входят вытяжная вентиляция с вентиляторами дымоудаления и приточная противодымная вентиляция с приточными вентиляторами. Побуждение тяги в системах должно быть механическим. Все вентиляторы системы дымоудаления должны эффективно и безаварийно работать 2 часа при температуре газов в помещении, равным 400 °С. Приточные вентиляторы устанавливают так, чтобы они были способны полноценно возмещать объем удаленных дымовых газов.

Схему и параметры вентиляционной системы выбирают на основе ее способности максимально быстро и безопасно обеспечить эвакуацию людей через свободные от дыма выходы, а также обеспечить параметры воздуха на стоянке, соответствующие требованиям ПДК СО (по ГОСТ 12.1.005-88) — около 70 мг/м 3 .

Проектирование и монтаж вентиляционной установки производится согласно требованиям отраслевых нормативных документов.

Пожарная безопасность электротехнических устройств на стоянках

Электротехнические устройства на автостоянках проектируют и монтируют согласно требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

В первую очередь надежным электроснабжением следует обеспечить электроустановки первой категории, применяемые в противопожарной защите: системы автоматического пожаротушения и сигнализации, системы оповещения, противодымной защиты и прочие. Ко второй категории относят электроприводы лифтов и прочих механизмов для перемещения автомобилей, аварийное освещение стоянок, а к третьей — все остальные потребители электроснабжения технологического оборудования автомобильных стоянок (пункт 6.4.2 СП 113.13330.2016).

В местах прохождения электропроводок инженерных систем и кабельных линий через строительные конструкции, имеющие нормируемый предел огнестойкости, необходимо предусмотреть кабельные проходки с соответствующим пределом огнестойкости.

Рис. 2-1. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге.jpg

Рис. 2-1. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

Системы автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации

Требования к системам автоматического пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализации (АУПС) изложены в «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

АУПТ обязательна для закрытых наземных паркингов, имеющих два и более этажей. Кроме того, если автомобили расположены в индивидуальных боксах, подобными системами должны быть оснащены следующие одноэтажные наземные парковки:

· площадью от 7000 м 2 , I–III степени огнестойкости;

· площадью от 3600 м 2 , IV степени огнестойкости;

· площадью от 2000 м 2 , класса конструктивной пожарной опасности С1;

· площадью от 1000 м 2 , классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.

Подземные паркинги, включая встроенные, независимо от этажности стоянки и класса ее пожароопасности, оборудуют АУПТ. Тип огнетушащего вещества для автомобильных стоянок выбирают исходя из характеристик объекта пожаротушения и руководствуясь вышеупомянутым Сводом правил. Для автостоянок закрытого типа, как наземных, так и подземных, при температуре воздуха в них выше 0 °С обычно используют порошковые, аэрозольные или водяные системы пожаротушения (см. рис. 2-1 и 2-2).

Рис. 2-2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге.jpg

Рис. 2-2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

АУПС оснащают следующие объекты:

· одноэтажные закрытые наземные стоянки площадью менее 1000 м 2 или с количеством машиномест до 25 единиц;

· отдельные автомобильные боксы, в которых применяются самосрабатывающие модули пожаротушения.

В многоэтажных (не менее двух этажей) наземных закрытых стоянках, вмещающих до 100 автомобилей, должны быть установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) первого типа, а на стоянках, вмещающих более 100 автомобилей — второго типа.
Подземные автомобильные паркинги вместимостью до 50 автомобилей оборудуются СОУЭ 2-го типа, от 50 до 200 — третьего типа, более 200 — четвертого типа.

Итак, выбор решения для пожаротушения автостоянки или паркинга зависит от их конструктивных особенностей, размера помещений, температурных условий. Работоспособность всех систем пожарной защиты ежегодно проверяется представителями Государственного пожарного надзора и сопровождается составлением соответствующего акта.

Обеспечить эту работоспособность на должном уровне под силу только специализированным компаниям. Альянс «Комплексная безопасность» возьмет на себя все работы по проектированию и оборудованию автоматизированными системами пожарной безопасности автомобильных стоянок любого типа под ключ. Обратившись в Альянс «Комплексная безопасность», вы также сможете заключить договор на сервисное обслуживание систем пожаротушения, пожарных сигнализаций и видеонаблюдения паркингов, и получить квалифицированные консультации по любым вопросам пожарной безопасности.

Источник http://www.norma-pb.ru/trebovaniya-pozharnoj-bezopasnosti-podzemnyx-stoyanok/

Источник http://adm-stepanovo.ru/trebovanija-po-pozharnoj-bezopasnosti

Источник http://www.complex-safety.com/stati-o-pozharnoj-bezopasnosti/pozharotushenie-avtostoyanok-i-parkingov/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Releated

Сиденья и ремни безопасности

Open Library — открытая библиотека учебной информации Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям. Категории Транспорт Сиденья и ремни безопасности 2-6 ВНИМАНИЕ • В случае если нужно быстро согреть сиденье, включите режим сильного нагрева. После того, как сиденье нагреется, переключите обогреватель в режим слабого нагрева, чтобы сиденье […]

Ремни безопасности в автомобиле

Ремень безопасности устройство,виды,предназначение,фото Сейчас автомобили комплектуются значительным количеством систем и средств безопасности. Направлены они на предотвращение потери контроля на авто во время нештатных ситуаций (активные системы) и максимально возможное снижение травмирования пассажиров при ДТП (пассивные средства). Начиналось же все с ремней безопасности, которые «перекочевали» на автотранспорт с авиации. Первые прототипы ремней появились практически с началом […]