Ремонт головки блока цилиндров двигателей легковых автомобилей | Kak Avto — автопортал

Содержание

Ремонт ГБЦ двигателя своими руками

Головка блока цилиндров предназначена для обеспечения газораспределения, на ней установлены детали механизма газораспределения, это самый ответственный узел в работе двигателя. Корпус ГБЦ современных двигателей изготавливают из алюминиевого сплава, а в него вставляются втулки и сёдла из более твёрдых и прочных металлических сплавов, которые лучше противостоят температурным нагрузкам.

Снятая с двигателя головка блока должна пройти некоторые процедуры перед ремонтом, чтобы точно установить, что с ней надо делать и пригодна ли она к ремонту, и только после этого приступать к восстановительному ремонту.

Так как головка состоит из запрессованных в неё деталей, то практически весь ремонт сводится к восстановлению или замене этих деталей: клапанов, направляющих, сёдел.

Процесс ремонта ГБЦ

Обычно головку ремонтируют по определённому алгоритму:

  • Мойка
  • Разборка-Сборка
  • Дефектовка
  • Опрессовка ГБЦ
  • Ремонт и замена седел клапанов ГБЦ
  • Ремонт или замена клапанов
  • Ремонт или замена направляющих втулок клапанов
  • Восстановление плоскостей ГБЦ

Мойка

Мойка гбц не всегда производится перед разборкой. Если надо просто отшлифовать головку, то её даже разбирать не надо. А вот после механической обработки мыть надо всегда, чтобы удалить стружку и абразив.

Перед полной разборкой и дефектацией ГБЦ надо обязательно вымыть, чтобы не возиться руками в масле и налипшей на масло грязи. К тому же, на чистой головке будут лучше видны все дефекты и будет проще проводить измерение.

Очистка деталей двигателя производится с помощью растворителей на основе нефти (бензин, соляра, сольвент), моющих средств (бесконтакт для мойки машин, пенный очиститель двигателя) либо другой химией, типа щёлочи (Деталан). Существуют специальные мойки для деталей двигателя, но можно обойтись и простым тазиком, главное работать в проветриваемом помещении.

Разборка, сборка ГБЦ

На головку блока крепится много деталей: это и механизм газораспределения, включающий в себя распредвалы со шкивами, клапана и их привод с фиксацией. Также присутствуют уплотнительные элементы: сальники распредвала, сальники клапанов, прокладки. Уплотнительные элементы по возможности должны быть заменены все, чтобы лишний раз не разбирать головку и не снимать её с двигателя. Особенно это касается маслосъёмных колпачков, которые меняются только на снятой головке и нередко начинают пропускать масло вследствие износа, затвердевания и потери эластичности.

Дефектовка

В дефектовку входит измерение всех необходимых размеров, опрессовка с целью выявления трещин, и визуальный осмотр для выявления прочих отклонений. При дефектовке особо важным считается плоскость прилегающей к блоку поверхности и наличие трещин. Деформацию плоскости определяют при помощи лекальной линейки и набора щупов и при отклонении от нормальных размеров шлифуют головку.

Для проверки прилегания клапана используют пневматическую установку, которая показывает, правильно ли прилегает клапан, в противном случае надо будет притереть клапан к седлу, если детали ещё не полностью износились.

Опрессовка ГБЦ

Опрессовка нужна для выявления трещин ГБЦ, в этом случае заделывают все каналы водной рубашки и через патрубок подают под давлением воздух, после чего оставляют головку на некоторое время. В это время следят по манометру за падением давления в системе, если давление быстро падает, значит нужно искать трещину. Для наглядности головку можно поместить в воду, и тогда на месте трещины из неё пойдут пузырьки воздуха.

Ремонт и замена сёдел клапанов

Сёдла подвергаются прямой термической нагрузке, особенно подвержено перегревам седло выпускного клапана, через которое проходят горячие выхлопные газы. Это может привести к раковинам или трещинам на поверхности седла, что может ослабить посадку и привести к выпадению седла. При обнаружении трещин нужно заменить седло клапана, а при образовании раковин или при износе можно просто нарезать новый профиль, если позволяют размеры и износ не сильно большой, нужно мерить.

Ремонт или замена клапанов

С клапанами случаются те же проблемы, что и с сёдлами, это сопрягаемые детали и поломки у них одинаковые: клапан может прогореть, на тарелке может образоваться трещина, износ, кроме этого может быть изношен стержень клапана. Как правило, клапан гнётся только когда встречается с поршнем либо с посторонним предметом, при нормальной работе он не гнётся, так как благодаря пружине постоянно работает на растяжение, а не на сжатие.

При износе тарелки клапана, когда там образуется неправильная фаска, клапан можно поправить, ту же самую операцию нужно будет проделать и с седлом, проточив на нём ответную плоскость.

Ремонт или замена направляющих втулок клапанов

При больших пробегах втулки клапана могут сильно износиться, это ведёт к перекосу клапана, который криво ходит и разбалтывает уплотнитель- маслосъёмный колпачок, масло легко поступает в камеру сгорания. Также получается кривое сопряжение клапана с седлом, что ведёт к износу их сопряжения, нарушается геометрия фаски седла. А если втулка установлена неправильно, то она может дать трещину.

Если есть такой износ или другие поломки, то необходимо заменить направляющие клапанов.

Восстановление прилегающей к блоку плоскости ГБЦ

От постоянных термических нагрузок головка блока цилиндров может деформироваться. Больше всего это заметно на плоскости, прилегающей к блоку. Максимально допустимая деформация может составлять 0,05мм, в противном случае головку блока цилиндров надо шлифовать.

После механической обработке при ремонте головки блока цилиндров обрабатываемые детали необходимо тщательно вымыть, чтобы смыть с них всю механическую стружку или абразив. Всё, что не смоется, после установки на двигатель смоется моторным маслом и попадёт в систему смазки, а оттуда доберётся в любую часть двигателю, и повышенному износу будет подвержена не только отремонтированная ГБЦ, но и любая другая деталь двигателя.

Ремонт блока цилиндров двигателя: пошаговая инструкция с описанием, устройство, принцип работы, советы мастеров

Накипь в водяной рубашке ухудшает охлаждение двигателя, вызывает его перегрев и потерю мощности. Для удаления накипи все круглые отверстия водяной рубашки закрывают деревянными пробками, а к фасонным отверстиям привертывают пластины с резиновыми прокладками. Затем в рубашку заливают раствор следующего состава:

  • Каустическая сода: 50 г.
  • Керосин: 10 г.
  • Вода: 1 л.

Через 6—8 час. раствор выпускают и рубашку промывают водой.

Блоки с алюминиевыми головками (автомобилей М-20 «Победа», ГАЗ-51) промывают 3%-ннм раствором соляной кислоты, который заливают на 30—40 мин.; после этого раствор выпускают и рубашку цилиндров промывают чистой водой.

Типичные неисправности

Прежде чем заниматься темой ремонта блока цилиндров двигателя, необходимо ознакомиться с наиболее частыми неполадками данного узла. Какие-то неполадки можно устранить своими силами в гаражных условиях, для устранения других понадобится специальное оборудование.

В процессе работы двигателя в блоке цилиндров ДВС могут образоваться следующие виды дефектов. Это естественный износ стенок цилиндра, задиры и риски на стенках. Также нередко образуются трещины как цилиндров, так и водяной рубашки или ГБЦ. Подвергаются износу и клапанные седла. Также на них могут образоваться трещины или раковины. Ломаются шпильки, а также болты, крепящие головку блока цилиндров к самому блоку.

Есть и менее серьезные проблемы – это накипь в рубашке системы охлаждения, а также нагар в ГБЦ. Из-за коррозионных процессов, работы блока в условиях повышенных температур, трения поршней и коленвала о стенки цилиндра они со временем приобретают эллипсность в плоскости, где качается шатун. Также образуется конусность по длине цилиндров.

Запланированный ремонт

Принцип работы и устройство двигателя
Столь важный элемент всего двигателя в лице ГБЦ нуждается в квалифицированной диагностике с привлечением опытных мастеров и соответствующего оборудования. Во избежание непреднамеренных повреждений браться за работу следует людям, прекрасно знающим свое дело.

Все видимые дефекты можно выявить визуально в ходе осмотра снятой узла. Хорошо заметные такие поломки:

  • износ седел;
  • раковины от коррозии;
  • обломанные шпильки;
  • трещины.

Если же владелец личного транспортного средства чувствует, что ему не хватает каких-либо навыков, умений или просто испытывает опасения, то оптимальный вариант — обратиться в ближайший автосервис.

Как проводится гильзовка?

Устройство двухтактного двигателя и принцип его работы

Гильзовка цилиндра двигателя – это достаточно сложная процедура. Она требует не только специального оборудования, но и высокой квалификации специалиста и наличия у него большого опыта выполнения таких операций. Решение о замене гильзы принимается по результатам специальной диагностики, которая проводится при помощи специального аппарата – нутрометра.

Если блок цилиндра изначально гильзованный (как правило, при этом используется «мокрая» гильза), такой вид ремонта подразумевает замену гильзы на готовую ремонтную.

Если речь идет об установке «сухой» гильзы в негильзованный блок, то это более сложное мероприятие. Один из его возможных вариантов – это горячее гильзование.

Сначала производится расточка цилиндра

При этом чрезвычайно важно обеспечить правильную геометрическую форму и соблюдение точности всех размеров посадочного гнезда. Затем блок цилиндров нагревается, а гильза, наоборот, охлаждается в жидком азоте

Проводится ее обработка средством, препятствующим появлению конденсата. После этого втулка занимает свое место в посадочном гнезде.

Описанный способ гильзовки считается одним из самых лучших. Он позволяет достичь высокого качества установки, а именно плотной посадки и необходимого натяга в месте соприкосновения гильзы с блоком.

Если рассматривать ситуацию, когда блок изготовлен из алюминия и не подлежит расточке, гильза устанавливается методом запрессовки.

Как заделать трещину в блоке цилиндров

В зависимости от масштаба повреждения, можно использовать различные способы ремонта блока цилиндров. Стоит отметить, что в некоторых случаях целесообразнее произвести замену блока, а не его ремонт.

Методом сварки

Самый распространенный способ заделывания трещины в блоке цилиндров. При этом сваривание блока цилиндров достаточно сложная работа, поскольку предполагает четкое соблюдение технологического регламента. Если допустить ошибки при сварке, в процессе работы двигателя шов разойдется и проблема вернется.

При сварке изначально происходит засверливание концов трещины на блоке цилиндров. Это необходимо сделать, чтобы избежать вероятности распространения трещины. Засверливание и дальнейшая шлифовка проводятся под углом в 90 градусов.

Далее начинается сам процесс сварки. Для этого блок цилиндров нужно разогреть до 650 градусов по Цельсию, после чего с помощью присадочного чугунно-медного прута и флюса накладывается сплошной шов. Далее деталь постепенно охлаждается в термошкафу.

Важно: Нельзя резко охладить деталь, иначе это приведет к разрыву шва.

Стоит отметить, что можно выполнить сварку блока цилиндров не разогревая его. Для этого стоит воспользоваться электрической сваркой и медными электродами в жестяной обертке. По окончанию работ наложенный шов обязательно необходимо обезжирить при помощи ацетона или специальных составов. Поверх шва далее нужно нанести слой эпоксидной пасты шпателем. Далее деталь нужно “подсушить”, оставив ее при комнатной температуре на 24 часа, чтобы эпоксид полностью засох. Завершающая стадия — шлифовка обработанного шва.

Методом наложения эпоксида и стеклоткани

Простой способ, который позволяет устранить незначительные трещины на поверхности блока цилиндров. Метод подразумевает создание на поверхности трещины дополнительного слоя, выполненного из эпоксидной пасты и стеклоткани.

Для заделывания трещины данным способом предварительно нужно хорошо обезжирить поверхность, чтобы накладываемые составы лучше “прижились”. Далее поочередно накладывается несколько слоев эпоксидной пасты и несколько слоев стеклоткани. Последним слоем должен быть именно эпоксид.

Скрытые неисправности блока

Топливные форсунки двигателя: устройство и обслуживание, промывка, принцип работы

Есть ряд повреждений, которые невозможно обнаружить невооруженным глазом. Если вы их не найдете, это значит, что после ремонта блока, спустя 10 тысяч километров, вы можете столкнуться и с другими проблемами двигателя, которые быстро выведут его из строя.

1. Деформация. Данная неисправность, чаще всего, происходит по вине автомобильных конструкторов, которые не провели специальные мероприятия по снятию внутреннего напряжения чугуна. Чтобы исправить данный дефект, необходимо нагреть двигатель до специальной температуры и сразу же произвести механическую обработку.

Помимо этого, деформация блока цилиндров может произойти из-за неравномерного, по всему объему, нагрева блока, что также происходит по вине производителя.

2. Трещины в блоке. Такая проблема достаточно распространенная и узнать о ней очень трудно, так как данные трещины невидимы не вооруженным глазом. Трещина в блоке может возникнуть при перепадах температур (например, если вылить холодную воду на горячий двигатель) или при замерзании и расширении воды внутри блока.

В последнем случае, обнаружить трещину очень легко, так как она будет иметь большие размеры, и дальнейшая эксплуатация двигателя станет невозможной. После этого, блок ремонту не подлежит и его необходимо заменить целым аналогом.

Если вы случайно испортили резьбу отверстий для болтов и шпилек, то восстановить их трудоспособность не составит труда. Для этого просверлите отверстие и избавьтесь от старой резьбы. После этого, с помощью метчика нарежьте новую резьбу и подгоните другую шпильку.

Как видите, на теории ремонт блока цилиндров выглядит легко и просто, однако, там есть некоторые мелкие проблемы, которые подлежат ремонту только на специальном оборудовании. Если вы не имеете таких приспособлений, то лучше отвезти деталь к опытному мастеру.

Симптомы образования трещины в блоке цилиндров и головке блока цилиндров

Есть несколько признаков, при обнаружении которых стоит бить тревогу и отправлять двигатель на диагностику. Они могут указывать, как на образование трещин в двигателе, так и на другие неисправности. Наиболее часто о трещинах в блоке цилиндров и ГБЦ свидетельствует:

  • Регулярный перегрев двигателя. Если из-за трещины система перестала быть герметичной, это приведет к вытеканию охлаждающей жидкости и постоянному перегреву двигателя. Также такая проблема может возникать из-за прогара или других дефектов прокладки блока цилиндров;
  • Проблемы с работой прибора для контроля температуры (термопары). Это чревато сильным перегревом двигателя и его деформацией;
  • В расширительном бачке не держится давление и образуются воздушные пробки;
  • Некорректные показатели датчика температуры. Если стрелка датчика температуры хаотично меняется, то в большую, то в меньшую сторону, это может указывать на резкие скачки температуры самого двигателя при работе;
  • Вибрации двигателя. Один из наиболее очевидных признаков наличия трещин в блоке цилиндров. Если двигатель излишне вибрирует или “троит”, особенно при движении в горку, это может указывать на наличие микротрещин в блоке двигателя.

Ремонт постели распредвала

Восстановление постели распредвала своими силами, как уже говорилось, сводится к тому, что вы определяете неисправность и снимаете постель. Затем вы везёте её в мастерскую, где существует специальный станок, на котором можно провести расточку или хонингование постели распредвала. Станки для восстановления постели распредвала относятся к разряду постельно-расточных.

Желательно для консультации и подготовки везти и ГБЦ. Это связано с тем, что перед ремонтом постели ГБЦ потребует специальной обработки – напыления алюминиево-цинкового порошка.

Восстановление постели распредвала проводится одним из двух способов: расточка или хонингование. Саму технологию вам вряд ли будет интересно знать. Специалист, работающий на данном станке, доводит поверхность постели до требуемых параметров.

При этом вам скажут, возможен ли ремонт постели распредвала, или проще и эффективней будет произвести замену постели на новую.

Ремонт втулок клапанов

Если изношены направляющие втулки клапанов, тогда их можно восстановить развертыванием длинной разверткой под ремонтный размер. Если износ втулки значительный, то их следует удалять под прессом и менять на новые. При запрессовывании новых втулок натяг должен быть 0,03 м. Затем диаметр втулки развертывают под номинальный размер.

ремонт головки блока цилиндров двигателя

Микротрещины

Все производители допускают образования трещин, что не следует воспринимать как неисправность, поскольку размеры ее очень малы и сами они неглубокие. Даже дизельные моторы, где промеж клапанов имеется трещина, допускаются к эксплуатации.

Отыскать все трещины даже для опытных мотористов становится непростой задачей. Однако имеются такие места, где обнаружение микротрещин в ГБЦ не составит труда:

  • промеж клапанов;
  • в пространстве, что между клапаном и свечой зажигания;
  • от клапана в направлении форкамеры (актуально для дизельных моторов);
  • ниже направляющей клапана.

Проверка ГБЦ напредмет трещин проводится опрессовкой — иными словами нужно закрыть все имеющиеся отверстия, опустить головку в ванную с водой и дать воздуха на каналы. С тех мест, где есть трещинки, пойдут пузырьки.

Восстановление

Ремонт трещин возможен только сваркой и никак иначе. Никакой клеящий состав не заделает дефект, как бы того не хотелось, ведь при нагревании трещина увеличивается. Иными словами устранить неисправность можно только тем же материалом, как и ГБЦ с теми же температурными параметрами. То есть сварка, и только сварка!

Для устранения трещин подходит газовая горелка вместе с присадочным материалом. Однако аргонно-дуговая сварка (TIG) обладает высокой эффективностью. Масса соединяется с головкой, а сама дуга горит в среде аргона, которую образуют вольфрамовый электрод и металлическая поверхность. В качестве присадочного материала используется алюминиевая проволока.

По завершению «операции» шов хорошо зачищается, после чего узел опрессовывается. Если проблем больше нет, поверхность (та, что соприкасается с блоком двигателя через прокладку) равняется (фрезеруется) для достижения идеально ровного состояния.

Виды дефектов постелей коленвала

На коленчатом вале часто встречается дефект цилиндрических поверхностей (элипсность) – для обнаружения дефекта следует измерять форму поперечного сечения и сравнить с номинальными размерами. При замерах обнаруживается, что в направлении, совпадающем с направлением перемещения поршней, происходит увеличение диаметров всех отверстий в сравнении с номинальным значением. Деформации подвергаются коренные крышки.

Износ постелей коленчатого вала мы рассматриваем на примере двигателя с чугунным блоком. У двигателей с блоками цилиндров из других более легких сплавов после аналогичного пробега в 300 тысяч километров наблюдается другая картина. В таком случае обычно отверстия постелей увеличиваются в размерах, что приводит к их эллипсности. Для определения отклонений мы делаем замеры в плоскости разъема опоры и такие же замеры перпендикулярно ей, после чего получаем разность диаметров, которая равна до 0,05 мм.

Причиной эллипсности постелей коленвала может быть нарушение нормальной смазки коренных подшипников. Нарушение смазки приводит к повышению температуры в месте контакта шейки коленвала и вкладыша, в последствие нагревается и постель коленвала. Вследствие ослабления элементов опор вала (болтов, крышек), наблюдается нарушение геометрии отверстия.

Повышение температуры сопровождается расплавлением антфрикционного слоя, что может привести к прихвату вкладыша. Прихват вкладыша (проворачивание вкладыша) вызывает сильный износ опорных поверхностей. Как следствие одна из опор, с худшими условиями смазки, получает сильные повреждения.

Как проходит процесс расточки блока цилиндров?

Для проведения любых ремонтных работ с двигателем необходима его полная разборка.

Сначала специалист должен установить степень износа цилиндра и только после этого принимать решение о его проточке. Существует специальная система оценки, сводящаяся к проверке двух параметров элемента. Во-первых, это изменение первоначальных размеров верхнего поршневого кольца в верхней мертвой точке. Оно не должно превышать пяти сотых миллиметра. Во-вторых, оценивается изменение размера в точке соединения стенки цилиндра и юбки поршня. Его значение должно быть менее трех сотых миллиметра.

Если измерения подтверждают необходимость проточки. Блок крепится на специальном станке для проведения дальнейших работ. После проточки мастер приступает к финишной обработке стенок детали. Необходимо удалить все неровности, чтобы кольца и стенки быстрее притерлись друг к другу.

Под новые размеры приобретаются все запасные части, которые можно заказать на месте, – кольца, поршни. Производится их установка и сборка двигателя. Завершается ремонт проверкой работы узла в разных режимах.

В ходе работ по расточке цилиндров чрезвычайно важна высокая квалификация специалиста, их проводящего, а также точность оборудования. Кроме того, большое значение имеет чистота рабочих поверхностей.

В «Мегус-сервисе» работают специально обученные профессионалы с большим опытом проведения таких операций. Они способны обеспечить самое высокое качество ремонта двигателя, в том числе благодаря применению современного оборудования и расходных материалов первого класса.

Ремонт блока цилиндров двигателя

Ремонт блока цилиндров двигателя автомобиля – это масштабная процедура в рамках капитального восстановления силовой установки. Так как блок является основной частью ДВС, его срок службы соответствует сроку жизни всего агрегата. Поэтому при обнаружении глобальных неисправностей нередко принимается решение об установке другого мотора, поскольку цена такой операции ниже, чем стоимость мероприятий по починке. Однако, детали подержанного мотора, конечно же, будут иметь определенную выработку. А так как точно определить остаточный ресурс механизма невозможно, остается надеяться на то. Что Вы выбрали порядочных и ответственных поставщиков. В этом отношении ремонт имеет преимущество, поскольку Вы можете быть уверенным, что установлены новые элементы.

Компоненты мотора

Силовой агрегат автомобиля состоит из нескольких частей, которые работают в непосредственном сопряжении друг с другом. Сверху располагается навесное оборудование, затем клапанная крышка, ниже – головка блока, сам блок и картер с поддоном. Блок является основой всей конструкции и размещает в корпусе коленчатый вал – наиболее нагруженный элемент всего ДВС, занимающийся преобразованием энергии, полученной от сжигания топлива, в крутящий момент. Также конструкция имеет в своем составе цилиндры, внутри которых работает поршневая группа.

Так как блок испытывает серьезные термические нагрузки, внутри располагаются специальные каналы, по которым циркулирует антифриз, охлаждая механизм. Имеются здесь и магистрали для масла, чтобы обеспечить снабжение подвижных деталей ДВС. Отметим, что ремонтные работы, связанные с элементами конструкции мотора, очень сложны, поскольку предполагают дефектовку агрегата.

Неполадки

Ремонт блока цилиндров двигателя авто требует тщательной диагностики, по результатам которой опытный специалист может наметить план восстановительных процедур. Причинами появления неполадок могут стать как естественный износ, так и человеческий фактор, то есть, сверхнагрузки, некачественное и несвоевременное обслуживание. Халатное отношение к любой технике ведет к ее преждевременному выходу из строя. Также очень опасны масляное голодание и перегрев.

Рассмотрим встречающиеся неисправности:

  • Трещины в блоке
  • Задиры на стенках цилиндров
  • Обрыв шатуна
  • Деформация блока
  • Обрыв клапана

Сложность восстановления зависит от конструктивных особенностей мотора. Также важен металл, из которого выполнен блок.

Куда обратиться?

Поручите ремонт блока цилиндров двигателя опытным сервисменам. Это не та категория восстановительных работ, на которых можно экономить. Ошибки при выполнении операций приведут у невозможности эксплуатировать агрегат, а месте с тем и автомобиль. Рассмотрите вариант поездки в «Кволити Моторс», техцентр, расположенный в Москве. Это позволит быть уверенным в том, что с Вашим автомобилем работают высококвалифицированные специалисты.

общий-вид2 общий-вид1 общий-вид3 общий-вид5 общий-вид4

Как обнаружить трещины в блоке цилиндров

Далеко не всегда, когда речь идет о трещине в блоке цилиндров, подразумевается серьезный заметный на глаз дефект. Довольно часто это микротрещины, которые можно определить одним из следующих методов:

  • Пневматической опрессовки;
  • Использования ультразвукового сканирования;
  • Применения специализированного магниточувствительного оборудования;
  • Гидроконтроля.

Каждый из этих способов позволяет установить, имеются ли микротрещины в блоке цилиндров, и где они конкретно находятся. Чаще всего в сервисных центрах при отсутствии специализированного оборудования для диагностики блока цилиндров используют метод поиска трещины с помощью воды или воздуха.

Суть данного метода проста — внутрь блока цилиндров закачивается вода, и если она просачивается, значит, в этом месте имеется трещина. При использовании воздуха внутрь закачивается воздух, а сама деталь погружается под воду, тем самым по наличию пузырьков на поверхности воды можно будет понять, есть ли трещина.

Неисправности после ремонта гбц или замены прокладки

Машина не заводится

В случае отсутствия запуска машины после замены прокладки необходимо проверить наличие искры на свечах зажигания, давление топлива в рампе. Убедиться в отсутствии подсоса воздуха через штуцер на ресивере, предназначенный для трубки вакуумного усилителя тормозов.

Двигатель троит

Также, как и при капитальном ремонте головки, замена прокладки ГБЦ сопряжена с снятием головки и, соответственно, разъединением с датчиков разъемов, снятием высоковольтных проводов, трубок, подключаемых к впускному коллектору (ресиверу) от вакуумного усилителя тормозов, адсорбера, регулятора давления топлива.

Если двигатель троит после монтажа ГБЦ необходимо проверить все электрические соединения и наличие подсоса воздуха, а также тепловые зазоры клапанов ГРМ. Реабилитация после замены клапанов обычно длится на протяжении 500 км пробега, но возможны случаи, когда после первого запуска необходимо корректировать тепловые зазоры.

Неисправность, связанная с троением двигателя после ремонта может носить и временный характер, так как свечи зажигания могут быть мокрыми и после нескольких запусков, благодаря продувке и прокалке двигатель начинает работать ровно.

Двигатель дымит

После замены прокладки двигатель с увеличением температуры дымит. Такая ситуация является вполне нормальной. Сливается тосол, при разборке на поверхность двигателя попадает моторное масло и в процессе нагрева двигателя все эти жидкости испаряются, вызывая задымление.

После замены клапанов жрет масло

Заменили маслосъемные колпачки без снятия ГБЦ. Возможно установлены дефектные маслосъемные колпачки или произошло их повреждение во время запрессовки неисправной оправкой.

После замены клапанов нет компрессии

После замены клапанов рекомендуется прогреть ДВС и произвести измерение компрессии. В случае выявления низкой компрессии в одном или нескольких цилиндрах проверить и отрегулировать тепловые зазоры клапанов. Если нет компрессии во всех цилиндрах, и она равна нулю, то необходимо снять ГБЦ с целью ревизии целостности деталей газораспределительного механизма и при необходимости произвести комплексный ремонт двигателя.

Основные дефекты и неисправности блока цилиндров двигателя

Начнем с того, что существует два вида блоков цилиндров:

  • чугунные БЦ;
  • блоки из алюминиевых сплавов;

Как правило, блоки из чугуна дополнительно упрочнены при помощи графита, а облегченные изделия из алюминия делают гильзованными (в блок вставляется гильза из чугуна). Также существуют алюминиевые блоки цилиндров без гильз. В состав сплава включен кремний, который значительно упрочняет блок.

Что касается гильзованных блоков, гильзы бывают «мокрыми» и «сухими». В первом случае охлаждающая жидкость напрямую контактирует с гильзой, тогда как во втором гильза плотно запрессована в тело блока во время изготовления.

Так или иначе, каждое решение имеет свои плюсы и минусы, а также в процессе эксплуатации возникают различные повреждения и дефекты блока цилиндров или дефекты гильз блока (в зависимости от типа БЦ).

Ремонт блока цилиндров необходимо начинать с установления причины неисправностей и дефектовки. Зачастую основной проблемой на моторах с большим пробегом является износ поверхности цилиндра или гильзы. На поверхности (зеркале) цилиндра появляются задиры, могут образоваться трещины, раковины и т.д.

Также нередко возникает износ цилиндров по направлению оси коленвала. Как правило, к повреждениям цилиндров на «свежем» моторе приводит перегрев двигателя или гидроудар, а также снижение уровня или значительная потеря свойств моторного масла.

Реже причиной дефектов блока становится неожиданное разрушение поршневых колец и другие непредвиденные поломки. Еще добавим, что в БЦ часто происходит деформация постели подшипников коленвала и т.п.

  • Что касается износа поверхностей цилиндров, в этом случае такой износ зачастую является «естественным», то есть становится результатом эксплуатации двигателя в нормальных рабочих режимах. Сам ремонт цилиндров в этом случае зачастую предполагает расточку и хонингование цилиндра (нанесение хона). Это позволяет убрать эллипсность цилиндра, удалить царапины и задиры на зеркале.
  • Более сложным случаем можно считать обрыв шатуна, так как повреждения обычно более серьезные. Также причиной возникновения дефектов блока является и обрыв клапана, разрушение седла клапана и т.д. Результат — задиры на поверхности цилиндра и другие повреждения. Также в списке частых неисправностей следует выделить трещины блока или гильзы.
  • Еще добавим, что существуют так называемые «скрытые» проблемы, то есть определить дефекты визуально в рамках поверхностного осмотра может быть затруднительно. При этом неквалифицированный ремонт, который ограничен банальной заменой изношенных частей, все равно приведет к тому, что двигатель потребуется разбирать повторно через несколько сотен или тыс. километров пробега.

К указанным «скрытым» дефектам, прежде всего, следует отнести деформацию блока цилиндров. Зачастую такая деформация является следствием нарушения технологии в процессе изготовления блока. Простыми словами, если в блоке не снять внутреннее напряжение, возникнет деформация.

Кстати, данная проблема больше присуща блокам из чугуна. Также к деформации блока (как чугунного, так и алюминиевого) может привести перегрев двигателя или его неравномерный нагрев во время эксплуатации.

Трещина в блоке цилиндров

Появление трещин в блоке цилиндров (БЦ) и головке БЦ (ГБЦ) — достаточно распространенная проблема. Трещины могут появляться в результате естественного износа, после заклинивания агрегата, аварии и т.д. К счастью, современные технологии позволяют восстановить поврежденный элемент, а порой убрать трещину в БЦ водитель может даже самостоятельно.

Прежде чем описывать способы устранения неисправности, рассмотрим, как эту неисправность найти. Есть несколько способов обнаружить трещину блока цилиндров:

  • с помощью ультразвука,
  • с помощью магниточувствительного оборудования,
  • методом гидроконтроля,
  • метод пневматической опрессовки.

На автосервисах чаще всего трещины ищут с помощью воды или воздуха. В поврежденный элемент подается воздух, затем деталь опускается в ванну с водой и по пузырькам становится видно, где кроется проблема. Если закачивать в элемент воду, то в месте трещины она будет просачиваться.

Когда место раскола найдено, можно приступить к ремонту. Один из самых популярных методов — это сварка

(как электрическая, так и «холодная»). Заварить можно практически все расколы, кроме трещин в области седла клапана, стенок цилиндра и мест прилегания блока и головки БЦ.

Чтобы не пришлось делать повторный ремонт, важно соблюдать все рекомендации. Чтобы восстановить блок из чугуна, нужно засверлить концы трещины, а затем зашлифовать ее по всей длине под углом 90 градусов. Для сварки блок цилиндров разогревается до 650°C, затем с помощью присадочного чугунно–медного прута и флюса наносится сплошной шов, а в конце для постепенного охлаждения детали используется специальный термошкаф.

Если используете электрическую сварку

, то блок прогревать не надо. В конце работы шов нужно обезжирить с помощью ацетона, а затем покрыть эпоксидной пастой (при комнатной температуре застывает за 24 часа, при 100°C — примерно за 2 часа). Последний этап — шлифовка шва.

Помимо сварки, есть еще пару популярных методов ремонта БЦ

: эпоксидная паста, заплатка из стеклоткани, технология SEAL-LOCK. Если используете эпоксидную пасту и стеклоткань, то металл предварительно нужно хорошенько обезжирить. Затем можно поочередно наносить слои пасты и стеклоткани, последним должен быть эпоксид.

SEAL-LOCK удобен тем, что для ремонта не нужен сварочный аппарат и не нужно демонтировать ДВС. Смысл технологии в том, что трещина заполняется специальной прослойкой из мягкого металла. Порядок действий здесь такой:

1) Сначала нужно засверлить края трещины, далее поперек раскола с определенным шагом делаются отверстия, в них вставляются стяжки-скобы, связывающие края трещины.

2) Между скобами высверливается отверстие. Далее идет нарезка конусной резьбы специальным метчиком. Полученное отверстие нужно обработать, чтобы удалить окисную пленку. Затем в него вкручивается конусообразная заглушка, материал которой активно контактирует с металлом БЦ.

3) Часть заглушки, которая возвышается над плоскостью, нужно немного подпилить, затем вкрутить ее специальным инструментом. Под большим усилием мягкая заглушка сломается там, где сделан подпил. Выступающие части шлифуются.

4) Далее сверлится следующее отверстие, причем так, чтобы получилось частичное перекрытие с предыдущим отверстием с заглушкой. И таким образом заглушками заполняется вся трещина. В конце производится шлифовка и спрессовка шва.

Нужно сказать, что шов, который получается по описанному выше методу, лучше сварного по ряду показателей. Ему не страшны перепады температур, он не получает значительного напряжения и не разрушается даже при высоких температурах.

Руководство по ремонту

Любое руководство по ремонту данного узла подразумевает его демонтаж и установку. Если вы не знаете, как снять ГБЦ, то может более подробно почитать об этом . Обо всех остальных способах ремонта вы можете узнать ниже.

Замена клапанов ГБЦ

Процедура рассухаривания и замены клапанов по статистике чаще всего проводится на старых отечественных авто и иномарках. Но она является актуально и для более новых машин как российского, так и зарубежного производства. Для этого вы должны знать, как минимум, как происходит снятие и установка головки блока цилиндров. Чтобы заняться рассухариванием, следует купить специальный прибор, который так и называется — рассухариватель. Он может иметь разную конструкцию для определенной модели машины.

Если рассухаривателя у вас нет, то можно воспользоваться обычной металлической трубкой. Диаметр трубы должен составлять около 2 см. Под клапан следует подставить опору в камере сгорания. Головку БЦ поставьте на пол. Затем подставьте трубку на верхнюю часть клапана, ударьте по ней молотком. Ударив несколько раз, так называемые сухари рассыпятся и освободят пружинку. Пружинки демонтируются, после чего вынимаются сами клапаны. Их замена и установка происходит в обратной последовательности.

Замена втулок

Замена втулок осуществляется в том случае, когда эти элементы отработали свой ресурс эксплуатации. Для демонтажа следует использовать специальную оправку. Втулки без проблем демонтируются, мы рекомендуем покупать новые втулки диаметром на 0.05 см больше родных.

Для установки новых втулок вам потребуется:

  • оправка для установки;
  • смазка (можно использовать обычное моторное масло);
  • молоток.

ГБЦ устанавливается на подставку, а втулки смазываются смазкой. ГБЦ желательно нагреть до 100 градусов, для этого можно использовать электрическую плитку. Чтобы втулки еще легче вошли, можно поместить их на тридцать минут в морозильную камеру (до того, как смазать маслом). Когда все втулке заменены, нужно подождать какое-то время, пока головка остынет. Необходимо, чтобы клапаны не болтались, но и не заедали, в противном случае ремонт ГБЦ будет бесполезным.

Притирка клапанов

Если вы уже знаете, как осуществляется снятие и установка головки блока цилиндров, то завершающим этапом ремонта будет притирка клапанов и проверка герметичности прокладки. После замены данных элементов их притирка делается с той целью, чтобы эти элементы наиболее плотно прилегали к седлам.

Вам необходимо будет приобрести притирочную пасту, затем этим веществом нужно обработать клапан со всех сторон. После этого клапан устанавливается в головку.

Затем клапан необходимо будет вращать, для этого можно воспользоваться одним из наиболее актуальных методов.

  1. Первый метод — дедовский. Можно использовать кусочек шланга, который должен подходить под диаметр клапана. Шланг зажимается между ладонями и вращается сначала в одну, потом в другую сторону, поочередно. Такой метод является не особо удобным, ведь он был актуален не менее 30 лет назад.
  2. Современный метод. Чтобы облегчить этот процесс, можно использовать специальное приспособление для притирки элемента, продается в любом автомобильном магазине. Таким образом притереть клапан будет гораздо легче.

Чтобы понять, что клапан достаточно притерся, необходимо оценить визуально поверхность места установки и торцевой части клапана. Она должна быть матовой и непрерывной.

Что касается герметичности ГБЦ, то после замены прокладки этому моменту также следует уделить внимание. Герметичность проверяется путем залива керосина или топлива во впускной и выпускной коллекторы

Если все сделано качественно, то в течении 5-7 минут из под клапанов ГБЦ не будет вытекать жидкость, это является показателем.

Причины износа

Когда топливо сгорает в камере сгорания, газы попадают в канавки поршневых колец и сильно отжимают их к зеркалу цилиндра. Сила давления по мере того, как поршень движется вниз, становится меньше. Поэтому цилиндры изнашиваются в верхней части больше, чем в нижней. Что касается смазки, то в верхней части цилиндров она хуже из-за воздействия высоких температур. Сила, которая действует на поршень в двигателе при его рабочем ходе, делится на две важные составляющие.

Первая часть этой силы направлена вдоль шатунов. Вторая часть направлена перпендикулярно оси цилиндров. Она прижимает поршни к левой стороне стенки. Когда сжатие передается от коленвала к шатуну, то сила также разлагается на две части – одна работает вдоль шатунов и сжимает топливную смесь, а вторая жмет поршень к правой стенке цилиндров. Боковые силы работают также на тактах впуска и выпуска, однако в значительно меньшей мере.

В результате действия боковых сил цилиндры имеют износ в плоскости работы шатуна и получается овальность. Значительнее износ левой стенки, так как боковая сила при рабочих ходах поршней самая высокая.

Кроме образования овальности, воздействие боковых сил также вызывает конусность. По мере того как поршень движется вниз, воздействие боковых сил уменьшается.

Задиры на стенках цилиндра образуются из-за перегревов, масляного голодания, загрязненности масла, недостаточных зазоров между стенками цилиндра и поршнем, плохо закрепленных поршневых пальцев, по причинам поломки поршневых колец. То, насколько сильно изношен цилиндр, можно определить при помощи индикатора или нутромера.

Причины и признаки неисправности

Ниже описаны «симптомы», которые гласят о наличии трещины в головке или блоке.

Важно! Эти же признаки могут определять и иные неисправности! Поэтому не следует делать поспешные выводы.

  1. Мотор перегревается, вытекает антифриз или иная охлаждающая жидкость. Чтобы удостоверится, что проблема не в трещине, проверьте насколько хорошо затянуты болты ГБЦ, а также герметичность системы.
  2. Некорректно работает система управления температурой. Из-за перегрева деформируется головка блока цилиндров.
  3. Выход из строя пробки расширительного бачка, из-за чего происходит образование воздушных масс.
  4. В летний период года стрелка термодатчика резко скачет в разные стороны.

Также к симптомам можно отнести «троение», что особо сильно ощущается во время движения под горку.

Важно! Для того чтобы убедиться в наличии трещин, необходимо отвинтить свечу зажигания. После в прямом значении этого слова попробуйте жидкость со свечи на вкус. Если она оказалась сладкой, значит охлаждающая жидкость попадает в масло через трещину. В таком случае попробуйте долить масло в систему и завести автомобиль (при этом, не закрывая крышку расширительного бака). Если она сразу же будет кипеть – значит, микротрещина в ГБЦ стопроцентно присутствует.

Отметим, что часто трещины возникают возле втулки (направляющей или впускного клапана). В таком случае, придётся полностью заменить головку.

Ещё один из признаков – уход газов. Чтобы узнать, что причина именно в этом, рекомендуем надеть на расширительный бачок резиновую перчатку. Если со временем она надуется, значит, есть проблема.

Источник https://kakavto.com/?p=1707

Источник https://grandfart.ru/salon-i-kuzov/vosstanovlenie-bloka-cilindrov-dvigatelya.html

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: