Содержание
Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей: инструкция по охране труда
Человек, решивший заняться ремонтом автомобиля, должен ознакомиться сначала с правилами техники безопасности. На СТО любой новый работник вначале проходит инструктаж и только потом приступает к работе. Несоблюдение техники безопасности может вызвать трагические последствия, поэтому эти правила надо знать и выполнять.
- Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
- Общие требования безопасности
- Видео: Правила безопасности при ремонте автомобиля
- Видео: Как правильно мыть автомобиль
- Общие требования
- Видео: Инструкция по охране труда при ремонте авто
Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
При работе над машиной надо соблюдать осторожность и осмотрительность. Человек, приступивший к ремонту или мойке авто, обязан знать заранее, что будет делать и как избежать опасных ситуаций. Существуют правила, позволяющие избежать опасности при ремонте и обслуживании авто.
Общие требования безопасности
Ремонт и техническое обслуживание автомашины обязаны осуществляться в отведённых и оснащённых для этих целей местах, в которых имеются нужные инструменты, инвентарь и оборудование. Транспортное средство (ТС) накануне данной процедуры надо помыть и почистить.
Любой ремонт, техобслуживание, чистка и мойка осуществляются только над автомобилем. При этом надо проследить, чтобы не было вращательных движений частей машины. Для этого рычаг переключения передач ставят на самую низкую скорость, а само авто тормозят стояночным тормозом, а под ведущую колёсную пару ставят специальные упоры (башмаки). На авто с ДВС на бензине надо выключить зажигание. Если машина ездит на дизельном горючем, то перекрывают его поступление. На руль кладут табличку «Двигатель не пускать. Работают люди». Авто ремонтируют и обслуживают при выключённом ДВС. Иногда бывают ситуации, когда для ремонта нужен работающий ДВС.
При использовании подъёмника на управляющий механизм выставляют предупреждающую о ведении работ табличку. При этом обязательно надёжно фиксируют плунжер подъёмника упором, чтобы исключить его движение вниз. При поточном передвижении автомашин помещение обязано оснащаться свето-звуковыми сигналами, сообщающими работникам о перемещениях транспорта с одного поста на другой. Каждый пост оборудуют сигнальными обозначениями остановки в случае аварии.
Если надо провернуть коленчатый и карданный валы, следует проконтролировать включение зажигания для ДВС на бензине и посмотреть, как перекрыта подача горючего для движка на солярке. Рычаг коробки передач ставят на нейтральное положение, а рычаг ручного тормоза освобождают. По окончании всех работ ручной тормоз затягивают и устанавливают низшую передачу.
Знаете ли вы? Имеется гипотеза, что домкрат в старину использовали, чтобы ломать ворота осаждённых городов, поэтому его устройство было секретом.
Если надо снять какую-либо деталь с жидкостью, то сначала производится их слив. Трудно снимающиеся части и узлы снимают при помощи предназначенных для этого приспособлений (съёмников). При этом нельзя превышать максимально допустимую массу груза для подобных устройств или передвигать детали, не используя захваты, а просто замотав тросом или канатом. Снять и установить рессоры можно после разгрузки от веса машины, установив под шасси специальные подставки (козелки).
Если нужно произвести обслуживание высоко подвешенного автомобильного элемента, то следует использовать устойчивую стремянку или подставку. Когда работы ведутся под автомашиной, то ремонтнику в обязательном порядке надо использовать лежак.Домкрат при подъёме авто в любых условиях обязан находиться на твёрдой поверхности. Если грунт недостаточно твёрдый, то под механизм для его устойчивого положения подкладывают доски.
При ремонте машины на обочине запрещено быть под авто, нарушив границу проезжей части. Ремонт дна кузова легковушек на поворотном стенде делается при надёжном закреплении, снятии батареи аккумулятора, сливе горючего из баков и жидкости охлаждения. При этом нужно хорошо закрыть горловину ДВС для поступления масла.
Если требуется продуть систему питания, то используют воздушный насос, работающий от системы подачи сжатого воздуха с влагоотделителем, и давление не должно быть выше 0,5 мПа. Тормозная система также проверяется на стендовых испытаниях, но иногда допускается использование площадки, размеры которой позволяют обезопасить людей и авто в случае неисправных тормозов.
Видео: Правила безопасности при ремонте автомобиля
Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей
Мойка авто делается в определённых местах. Мыть вручную можно на участке, изолированном от источников тока и напряжения. Все находящиеся в этом месте осветительные приборы, провода и кабели, электродвигатели обязаны быть надёжно герметизированы. Здесь запрещено использование открытого огня. Мойщик машины надевает спецодежду. При работе с химическими моющими средствами необходимо использовать средства защиты (перчатки, респираторы, очки). Руки накануне по локоть смазываются защитными средствами, которые не обезжиривают кожу.
Рекомендуем для прочтения:
- Ремонт кузова автомобиля без покраски
- Ремонт обшивки салона автомобиля — возвращаем прежний лоск
- Как правильно мыть машину: учимся вместе
- Химчистка салона автомобиля: сухая и обычная химчистка
Все лестницы и поверхности, по которым передвигается работник, обязаны быть с шероховатостью и не скользить. При механизации мойки рабочий находится в кабине, которая защищает от воды. Моечная техника должна иметь управление, осуществляющее работу на 12 В. Магнитные пускатели и кнопки могут питаться от 220 В, если есть устройства для блокировки пускателей при открытии дверец шкафа, а все приборы надёжно гидроизолированы и заземлены.
Запрещено мыть авто быстро воспламеняющимися средствами. Содержание щёлочи в моющей жидкости не должно быть выше 5%. После обработки моющим всё промывается горячей водой. Элементы ДВС на этилированном бензине можно вымыть лишь после нейтрализации выпавшего тетраэтилсвинца керосином или прочими подходящими средствами.
Особое внимание уделяется машинам, перевозящим продукты. Для их обработки составляется утверждаемый местными органами саннадзора график. Каждую неделю делается дезинфекция транспорта по перевозке продуктов (мука, мясопродукты, хлеб). Каждые сутки проводится обработка машин, перевозящих мясо, субпродукты и рыбу, 1% раствором соды (кальцинированной). Затем следует промыть тёплой водой и вытереть насухо. Перед этим машину очищают от мелкого мусора.
Проводить дезинфекцию ТС, которые транспортируют продукты, необходимо как минимум каждую неделю. Перед этим их моют, а затем обрабатывают 2–3% раствором хлорки или 2% жидкостью хлорамина.
Если кузов внутри оббит оцинкованным железом, то дезинфекция проводится путём протирания тряпкой, которую смачивают в дезинфицирующей жидкости, а простые кузова ей обильно увлажняют. После 2–5 мин. всё смывают тёплой водой со шланга и осуществляют проветривание. Покрытие для продуктов моют щётками мыльным раствором с добавлением 1% соды. После промывают горячей водой и высушивают.
Ежедневно проводят уборку. Использованный при этом инвентарь тоже моется и дезинфицируется путём погружения на полчаса в 2% раствор хлорки или на 1 час в раствор хлорамина (2%). После его споласкивают тёплой водой и сушат.
Видео: Как правильно мыть автомобиль
Техника безопасности при ремонте автомобиля
Авто является источником опасности для ремонтника. При самостоятельном ремонте автомобиля надо уделить внимание следующим моментам:
- Соблюдать все требования техники безопасности при подъёме машины или её тяжёлых деталей. Риск падения существует всегда, и меры по своей защите надо предпринять заранее.
- Откручивая деталь под машиной, следует учитывать, что освободившаяся часть может оказаться слишком тяжёлой и нанести вам травму.
- Не следует упускать из виду движущиеся детали, с которыми есть возможность соприкоснуться — лопасти вентилятора, цепь ГРМ и прочее. Опасность также могут представлять пружины подвески или элементы, находящиеся под давлением (шланги, трубки).
- Стоит также проявлять осторожность к острым выступающим деталям, покрытым ржавчиной. Поранившись о них, в кровь вполне возможно занести инфекцию.
- Немалую опасность также представляют жидкости — отработанное масло, антифриз, серная кислота, находящаяся в аккумуляторе, и тормозная жидкость. Надо избегать их соприкосновения с кожей или слизистыми глаз. Для обмывания лобового стекла нередко используется метанол, который при попадании в органы дыхания наносит ущерб здоровью. Вред при вдыхании могут нанести выхлопные газы, хладагент кондиционера. А о возможности бензина легко воспламеняться также знают все.
- Любое авто является потенциально опасным источником электричества. Особенно в этом плане опасны гибриды и электромобили.
- Высокая температура двигателя опасна для ремонтника.
Частой ошибкой у неопытного ремонтника является откручивание крышки радиатора при неостывшем моторе. В такой ситуации горячий антифриз может буквально стрелять струёй в лицо человека и сильно обжечь глаза и кожу.
Чтобы избежать вышеперечисленных опасностей, надо выполнять следующее:
- Надевать перчатки, лучше всего нейлоновые или латексные, с длинными рукавами или раструбами. Это защитит от агрессивных жидкостей, обжигающих кожу, и от порезов. Спецодежда для ремонта не должна свисать, чтобы не зацепиться под движущую деталь. Оптимальной одеждой для ремонта считается комбинезон.
- Защищайте глаза специальными очками, когда работаете под авто или с электроинструментом и химвеществами.
- Надевайте респиратор и организуйте хорошее проветривание гаража при работе с такой химией, как краска, растворители, эмульгаторы и другие вещества с резким запахом, сваркой. Никогда не распыляйте их в закрытом месте.
- Гараж должен быть сух и чист. Укомплектуйте его инструментами и предметами, делающими работы безопасными (песок и огнетушитель, стенд, упоры козелки, домкрат и прочее). В гараже также надо иметь аптечку.
- Ремонт авто выполняйте при остывшем моторе.
- Не бросайте инструмент на крыше машины или под капотом. Он может упасть вам на голову.
- Используйте джек-стенды. Для дополнительной безопасности, на случай, если стенд подведёт, надо дополнительно использовать домкрат или козелки. Лезть под машину, которую держит только домкрат без других удерживающих машину приспособлений, опасно.
- Надёжно фиксируйте авто. Под ведущую пару колёс всегда следует подкладывать упоры, например, деревянные бруски.
- До начала работ под капотом надо открепить минусовую клемму аккумулятора.
- Ремонт гибридного или электрического автомобиля надо делать с осторожностью к проводам, трубопроводам и элементам оранжевого цвета. В них находится сила тока, смертельная для человека.
- Работая с топливной системой, помните, что металл может вызвать искру, которая приведёт к воспламенению. Этот иногда случается при выбивании некоторых железных деталей. Держите подальше от топлива и моторного масла источники огня и не курите.
- При снятии тяжёлых деталей надо сначала предварительно узнать их вес и соразмерить свои силы. Последние лучше не переоценивать. При работе с тяжёлыми элементами безопаснее использовать помощника, а при снятии самой детали не держать под ней голову и тело.
Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей
Ниже приведена типовая инструкция по охране труда, утверждённая ещё в 1997 году.
Общие требования
Всем работникам предъявляются следующие требования:
- Допуск к работам для новичка осуществляется после вводного инструктажа и медосмотра.
- Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажа на месте работ возложено на их непосредственного руководителя. Об этом записывается в соответствующий журнал регистрации, где руководитель и инструктированный работник ставят свои подписи. Причём повторное инструктирование проводят для всех рабочих раз в квартал.
- Руководство на протяжении трёх месяцев обучает новичка безопасным способам исполнения работ.
- При переводе работника с одного рабочего места на другое ему должен быть проведён новый инструктаж с записью в журнал.
- Руководство обеспечивает рабочих спецодеждой и защитными средствами, требуемыми для безопасности.
- Работник соблюдает инструкции, личную гигиену, трудовую и производственную дисциплину, правила эксплуатации техники, внутреннего распорядка, электробезопасности и предупреждает своих сотрудников о недопущении нарушений вышеперечисленных правил.
- В местах работ должна эффективно работать вентиляция, быть достаточно светло.
- Проводится обслуживание лишь того объекта, по которому было пройдено обучение и инструктаж.
Видео: Инструкция по охране труда при ремонте авто
Перед началом работы
До начала проведения ремонта и техобслуживания авто работник обязан:
- Надеть спецодежду и обуть ботинки, достав их из места хранения. Волосы спрятать под головной убор, а одежду полностью застегнуть.
- Надо выставить на виду табличку с указанием «Двигатель не пускать, работают люди».
- Под колёса разместить приспособления для опоры, а машину поставить на низкую передачу.
- Проверить отсутствие вытекания масла, горючего, электролита и жидкости для охлаждения.
- Осмотреть инструмент, приспособления для ремонта и средства индивидуальной защиты. Ключи для закручивания гаек должны иметь необходимый размер и не иметь выемок, а также трещин. Раздвижные ключи не должны болтаться на подвижных участках.
- При выявлении неисправностей и разных недоработок надо обратиться к соответствующему руководящему лицу для принятия мероприятий по их устранению. Не начинать работ, пока не устранят неполадки.
Во время работы
При проведении ремонта и спецобслуживания необходимо придерживаться следующих правил:
- Проследить за порядком на рабочем месте, удалить все вещи, которые могут мешать.
- Обратить внимание на наличие на электрической лампе сетки, которая обеспечивает безопасную работу данного устройства, исправность шнура и трубки изоляции. Проконтролировать напряжение переносных ламп и осветительных устройств в яме для осмотра — оно не должно превышать 12 В.
- Побеспокоиться о специальной лежанке, тележке или подстилке.
- Наблюдать, чтобы не было посторонних.
- Убедиться, чтобы не было в машине остатков горючего (в баке, бензопроводной системе).
- Проводить слив масла и жидкости из соответствующих устройств только в специально подготовленную для этого ёмкость. Не сливать горючее и растворители в канализационную систему.
- Соблюдать технику безопасности проведения сварки. Работая на станках для резки, шлифовки и обтачки деталей придерживаться соответствующих инструкций по эксплуатации.
- Не делать ремонт и осмотр под авто, которое находится на плоскости под уклоном. Если сложилась такая ситуация и избежать её нельзя, то поставить машину на тормоз при работе на самой низкой скорости, а под колёса разместить опору, вытянуть ключ зажигания, а кабину запереть.
- При съёме и установке агрегатов (мостов, колёс) поставить раму авто на козлы из металла, а под колёса поставить опору (клинышки).
- Домкрат ставить исключительно на твёрдую поверхность. Если грунт рыхлый, том под него подложить доски для придания устойчивого положения.
- Нельзя проводить работу, если машина стоит на домкрате без необходимых подставок для страховки.
- Перемещаться под авто и из-под него со стороны проезда. Нужно под ТС расположиться между колёсами вдоль машины.
- В случае необходимости использовать очки для защиты глаз.
- Материал для обтирки не оставлять после работы в помещении, а хранить в ящиках из металла, которые хорошо закрываются.
- Не приближаться к источнику огня, если одежда и руки запачканы бензином. Не курить и не использовать спички, зажигалки.
- Подкачивать шины сжатым воздухом следует только в определённом месте (клети). При этом следует обратить внимание, чтобы запорное кольцо попало в замковый паз диска.
- Для перемещения тяжёлых агрегатов и запчастей использовать исправно работающие устройства, которые обеспечивают неопасный подъём, погрузку-разгрузку и передвижение необходимых деталей.
- Не проводить никаких работ и осмотр под машиной, которая висит на тросе подъёмника.
- Перед проведением ремонта авто, которое стоит над ямой, для осмотра надо проверить, чтобы машина стояла на тормозе, проконтролировать надлежащую установку колёс и разместить под них распорные прокладки. Нужно также проследить за свободным доступом в яму и использовать только исправную лестницу, а также напольную решётку.
- Придерживаться правил работы с электроинструментами, если надо их использовать.
- Замену рессор производить только после поставки козелков под раму. Проверить правильность установки данной запчасти при помощи бородки или оправки. При сборке-разборке рессоры пользоваться соответствующими для того приспособлениями.
- Проявлять осторожность при использовании кувалды или молотка, чтобы не навредить себе и окружающим.
- Придерживаться всех правил при работе с подъёмным механизмом согласно инструкциям. При использовании подъёмника проследить за установкой пяток под ТС надлежащим образом. Работа с авто допускается только при поднятии его на необходимую высоту при выключенном устройстве для подъёма.
- При работе за верстаком нужно проконтролировать гладкость поверхности, которая также должна быть без трещин, заусенец, выемок и обита стальным листом.
- При работе с металлическими частями (рубке, чеканке и подобное) нужно защитить глаза специальными очками и поставить на верстаке сетки или щиты (высота не меньше 1 м), защищающие от отскакивающих металлических частичек. Пыль и остатки металла убирать только щётками. Сдувать их с верстака запрещено.
- При работе на заточном станке защитить глаза очками и использовать защитный экран. Проследить, чтобы подручник был зафиксирован, зазор между ним и абразивным кругом был до 3 мм. Запчасть для затачивания крепко прижимать к подручнику и плавно подносить к абразивному кругу.
- Не проводить ремонт деталей авто, которые движутся, и не располагаться под машиной при включённом ДВС.
- При проведении манипуляций возле крыльчатки вентилятора снять с него приводной ремень, чтобы избежать неприятностей.
- При выполнении ремонта несколькими работниками надо согласовать порядок выполнения работ.
- Во время запуска движка при открытом капоте проследить, чтобы рядом не было других лиц.
- При включении ДВС держать рукоятку таким образом, чтобы обхват всеми пальцами был с одной стороны.
- Во время обкатки ДВС на стенде нельзя регулировать его части, которые производят вращение.
- Не допускать создания загазованности воздуха в закрытом пространстве, обязательно позаботиться о проветривании.
- При работе с движком, который работает на этилированном бензине, придерживаться инструкции по работе с данным горючим.
- Не оставлять на рабочем месте горючее в объёме выше разрешённой нормы, а хранить все легковоспламеняющиеся материалы отдельно в установленном месте.
- Для того чтобы переместить авто на стоянку и для проверки тормозов, надо вызвать дежурного или водителя.
- Нельзя в качестве опоры под раму использовать кирпичи, дрова и другие подручные средства.
В аварийных ситуациях
В случае возникновения аварии надо выполнять следующее:
- При появлении пожарной ситуации сразу же уведомить руководство и начать принимать меры по его тушению при помощи огнетушительных средств.
- При возникновении несчастного случая помочь пострадавшему освободиться от травмирующего предмета. При поражении током и оказании помощи пострадавшему проследить, чтобы не было соприкосновения с частями, находящимися под напряжением.
- Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и сообщить руководству об инциденте.
По окончании работы
После окончания ремонтных работ надо сделать следующее:
- убрать рабочее место и записать в журнал техсостояние оборудования;
- о неполадках и поломках оборудования сообщить соответствующему руководящему лицу;
- снять спецодежду и положить в шкаф или другое предназначенное для этого место;
- вымыть руки и лицо мылом;
- покинуть рабочее помещение
Техника безопасности при эксплуатации автомобиля
Автомобилист при эксплуатации авто должен следовать таким правилам техники безопасности:
- Управлять автомобилем можно только лицам, имеющим права на вождение.
- Скорость передвижения в помещении не должна быть более 5 км в час.
- Запрещено спать в салоне авто при осуществляющем работу ДВС.
- Газовые выбросы машины достаточно токсичны, поэтому при включении ДВС в любом закрытом помещении позаботьтесь о вентиляции, отворите двери.
- При передвижении накатом не проводите включение зажигания — это может вызвать включение противоугонного устройства, что приведёт к блокировке вала рулевой колонки. Это может привести к тому, что машина станет неуправляемой.
- Каталитический нейтрализатор, находящийся в устройстве для выхода выхлопных газов, при работающем движке нагревается свыше 6000°С. Поэтому при осуществлении стоянки важно обратить внимание, чтобы под машиной не было сухой растительности или быстро воспламеняющихся материалов, топлива.
- Нельзя эксплуатировать транспортное средство при включении лампочки аварийного снижения давления масла. Допускается, чтобы она на пару секунд включалась только при включении ДВС. Данная ситуация также относится к лампочке, сигнализирующей о разрядке батареи аккумулятора. В некоторых случаях включение этой лампы происходит из-за замыкания проводки, что может стать причиной возгорания в отсеке для мотора и вызвать пожар.
- Накануне включения ДВС следует обратить внимание, чтобы машина была заторможена стояночным тормозом, а сам рычаг, который выполняет функцию переключения передач, находился в нейтральной позиции.
- Запуск ДВС осуществлять при помощи стартёра. Использовать рукоятку для пуска надо только в случае необходимости.
При запуске ДВС авто при помощи рукоятки для пуска следует придерживаться таких рекомендаций:
- проводить поворачивание рукоятки в направлении сверху вниз;
- не брать её в обхват;
- во время регулирования угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
- не использовать какие-либо рычаги, усилители и другие устройства, воздействующие на рукоятку пуска или храповик коленчатого вала;
- запрещается осуществлять запуск ДВС путём буксировки авто.
Знаете ли вы? В 2011 г. по РФ насчитывалось около 25 тыс. АЗС. Около половины из них принадлежит ВИНК.
Во время заправки ТС топливом на заправках запрещено:- курить сигареты и пользоваться спичками, зажигалками и другими источниками огня;
- осуществлять ремонт и регулировку автомобиля;
- проводить заправку машины при работающем ДВС;
- переливать бензин или другое горючее.
При ремонте и обслуживании автомобиля следует соблюдать правила безопасности, записанные в инструкциях. На предприятиях за этим следит непосредственное руководство, а если владелец авто сам решил отремонтировать своё авто, то он сам и должен позаботиться о безопасном проведении этих работ. При работах с тяжёлыми элементами надо пригласить помощника, а в случае повышенной опасности работ лучше обратиться к специалистам.
Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте авто
ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.
Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.
ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.
На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.
Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.
Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.
Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.
На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.
Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.
При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».
Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.
В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:
- сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
- устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста
Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.
При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.
Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.
Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.
Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.
Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.
При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.
Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.
При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.
Не допускается:
- выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников
- находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств
- подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы
- снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля
- проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя
- поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма
- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами
- поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма
- поднимать груз при косом натяжении троса или цепей
- работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями
- самому производить устранение неисправностей оборудования
- оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы
Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.
Не допускается:
- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
- пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
- производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза
При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.
Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.
Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.
Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.
Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.
Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).
Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.
Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.
При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.
Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.
Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков бензина и обезвреживания их.
Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.
Для перегона автомобилей на посты диагностики, ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.
Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.
В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается:
- мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
- хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
- заправлять автомобили топливом
- хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза
При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.
Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения.
Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.
Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.
При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.
Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.
Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т.п.), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 и ППБ 2.06.
ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.
Расположение постов ТО, расстояние между автомобилями, установленными на этих постах, а также между автомобилями и конструкциями зданий должны соответствовать ОНТП-01.
На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.
Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).
Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190.076.
При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.
После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.
При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!».
Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.
Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.
Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.д.).
Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.
Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.
Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12.2.061.
Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12.3.002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.
Инструкция по охране труда для автомеханика
1. Настоящая инструкция устанавливает требования по охране труда для автомеханика.
2. К работе в качестве автомеханика допускается лицо не моложе 18 лет, имеющее соответствующую профессиональную подготовку, с группой по электробезопасности не ниже II (далее — работник).
3. Работник обязан:
3.1. выполнять требования правил внутреннего трудового распорядка;
3.2. выполнять только ту работу, которая ему поручена, безопасные способы выполнения которой ему известны;
3.3. использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ);
3.4. соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда;
3.5. выполнять требования пожарной безопасности, знать сигналы оповещения при пожаре, порядок действия при пожаре, места расположения первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;
3.6. извещать своего непосредственного руководителя, а в случае его отсутствия — другое должностное лицо организации о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, замеченных неисправностях приборов или оборудования, инструмента, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания;
3.7. исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда;
3.8. проходить в порядке, предусмотренном законодательством, медицинский осмотр, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.
4. Работнику не разрешается:
4.1. находиться в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсические вещества на рабочем месте или в рабочее время, курить в неустановленных местах;
4.2. выполнять работу без применения полагающихся СИЗ.
5. В процессе работы на работника возможно воздействие следующих вредных и (или) опасных производственных факторов:
5.1. повышенное значение напряжения в электрической цепи;
5.2. повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
5.3. выполнение работ на высоте;
5.4. недостаточная освещенность рабочей зоны;
5.5. повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, а также поверхностей оборудования, материалов;
5.6. повышенная или пониженная влажность воздуха рабочей зоны;
5.7. стесненные условия работы при ремонте, регулировке узлов и систем;
5.8. движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
5.9. разрушающиеся конструкции и элементы оборудования в процессе выполнения работы;
5.10. острые кромки, заусеницы и шероховатости на поверхности заготовок, инструментов, оборудования;
5.11. повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны.
5.12. падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей;
5.13. появление в зоне работы взрывоопасных, пожароопасных сред;
5.14. вредные вещества (этилированный бензин, вызывающий отравления при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадание в организм с пищей или питьевой водой).
6. Работник обеспечивается СИЗ в соответствии с типовыми отраслевыми нормами и характером выполняемой работы.
7. Работник, не выполняющий требования по охране труда, привлекается к ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
8. Перед началом работы работник обязан:
8.1. проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть чистую специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, и специальную обувь. Волосы убрать под головной убор;
8.2. получить задание на выполнение работы от непосредственного руководителя;
8.3. подготовить необходимые для работы материалы, приборы и инструмент;
8.4. проверить комплектность и исправность приборов и инструмента;
8.5. проверить наличие заземления измерительного оборудования;
8.6. проверить достаточность освещенности рабочего места.
ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
9. При выполнении работы необходимо соблюдать требования, предъявляемые к техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта.
Все виды технического обслуживания и ремонта транспортных средств производить в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.
10. Приступать к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту следует при условии постановки транспортных средств на посты чистыми и в сухом состоянии.
Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания и ремонта, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переключения передач должен быть установлен в нейтральное положение. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.
На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью: «Двигатель не запускать! Работают люди!».
На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.
Работник должен проверить соблюдение этих требований, или выполнить их сам.
11. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью: «Не трогать — под автомобилем работают люди!».
12. При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.
13. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.
14. Работникам запрещается:
выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;
подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;
снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;
проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;
находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств;
снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами;
поднимать, даже кратковременно, грузы массой, превышающей грузоподъемность подъемного механизма;
поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;
работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы.
15. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.
16. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше плюс 61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.
17. Перед вывешиванием транспортного средства с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.
18. В рабочем или поднятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
19. Не допускается производить демонтаж одного из сдвоенных колес транспортного средства без применения домкрата или подъемника путем наезда вторым колесом на возвышение (брусья, доски, кирпичи или другие предметы).
20. Снятие или посадку колеса на ступицу следует производить при помощи монтажной лопатки (ломика), без применения ударного действия.
21. Перед снятием с транспортного средства колеса с разборными ободьями следует полностью выпустить воздух из шины (при снятии задних спаренных колес следует выпустить воздух из обеих шин).
22. При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.
23. В зоне технического обслуживания и ремонта транспортных средств не допускается:
мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным);
хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее;
хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным);
хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза.
24. Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и тому подобным.
25. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.
26. Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).
27. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.
28. При ремонте и обслуживании транспортных средств работники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не допускается.
Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.
29. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
30. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.
31. При каждой выдаче электроинструмента должны проверяться:
комплектность и надежность крепления деталей;
исправность кабеля и штепсельной вилки, целостность изоляционных деталей корпуса, рукоятки и крышек щеткодержателей, наличие защитных кожухов и их исправность (внешним осмотром);
четкость работы выключателя;
работа на холостом ходу.
32. Электроинструмент, не соответствующий хотя бы одному из перечисленных требований или с просроченной датой периодической проверки не допускается выдавать для работы.
33. Не допускается подключать электроинструмент напряжением до 42 В к электрической сети общего пользования через автотрансформатор, резистор или потенциометр.
34. Не допускается натягивать, перекручивать и перегибать кабель, ставить на него груз, а также допускать пересечение его с тросами, кабелями и рукавами электрогазосварки.
35. Не допускается работать электроинструментом при возникновении хотя бы одной из следующих неисправностей:
повреждение штепсельного соединения, кабеля или его защитной трубки;
повреждение крышки щеткодержателя;
нечеткая работа выключателя;
искрение щеток на коллекторе, сопровождающееся появлением кругового огня на его поверхности;
вытекание смазки из редуктора или вентиляционных каналов;
появление дыма и запаха, характерного для горящей изоляции;
появление повышенного шума, стука, вибрации;
поломка или появление трещин в корпусной детали, рукоятке, защитном ограждении;
повреждение рабочей части инструмента.
36. При техническом обслуживании и ремонте транспортных средств работнику кроме средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми отраслевыми нормами для соответствующей профессии или должности, при необходимости могут бесплатно выдаваться: для защиты органов зрения от пыли, летящих частиц и тому подобного — защитные очки или щитки, для защиты органов слуха от шума — наушники или вкладыши противошумные, для защиты органов дыхания от пыли, дыма, паров и газов — респираторы или противогазы, для защиты от поражения электрическим током — диэлектрические средства защиты, для защиты от вибрации — виброизолирующие рукавицы или перчатки.
37. Во избежание возникновения замыкания в системе электрооборудования машины при ее ремонте необходимо пользоваться электрической схемой, приведенной в техническом описании и инструкции по эксплуатации транспортного средства.
38. Контрольно-регулировочные работы, выполняемые в помещении мастерской при работающем двигателе транспортного средства (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора) необходимо проводить на специальном посту, оборудованном отводом выхлопных газов из помещения в атмосферу.
39. При снятии и установке стартера и щитка приборов необходимо предварительно отсоединить от аккумулятора провод, соединяющий с массой.
40. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание травмирования необходимо снять с нее приводной ремень.
41. При подборе гаечных ключей преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах — ключами с трещотками или с шарнирной головкой.
42. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты, специальные приспособления и тому подобное. Трудно отворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и тому подобным).
43. Проверять техническое состояние автомобиля и его агрегатов следует при заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов.
44. Для испытания и опробования тормозов на стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.
Испытания и опробование тормозов на ходу должны проводиться на площадке, размеры которой должны исключать возможность наезда автомобиля на людей, строения и тому подобное в случае отказа тормозов.
Для регулировки тормозов после их проверки нужно полностью остановить автомобиль, поставить противооткатные упоры и выключить двигатель. Пускать двигатель и начинать движение автомобиля с места следует только после того, как водитель убедится, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.
45. При работе с автомобильными электронными системами необходимо соблюдать основные требования безопасности и требования по подключению, отключению, сборке, демонтажу элементов электронных систем, узлов автомобиля:
при подключении и отключении разъема диагностического прибора необходимо отключать выключатель зажигания диагностируемого автомобиля;
перед демонтажем и монтажом любых элементов электронных систем необходимо отключить массу двигателя или отсоединить провод массы аккумулятора;
не допускается запуск двигателя без надежного крепления аккумулятора, массы двигателя, клемм блока силовых предохранителей;
при работе двигателя не допускается отключать аккумулятор;
при зарядке от внешнего источника следует отключить аккумулятор;
не следует прикладывать повышенные усилия к имеющимся соединителям жгутов электрооборудования, следует соблюдать правильную ориентацию при разборке и сочленении соответствующих соединителей;
для предотвращения повреждения электростатическими зарядами электронных схем контролеров запрещается касаться контактов разъемов;
измерение напряжений в цепях проводить с помощью вольтметра (мультиметра) с высоким входным сопротивлением.
При диагностировании автомобиля необходимо соблюдать Правила дорожного движения, ограничивать скоростной режим до 80 км/час при необходимости контрольного выезда с прибором, подключенным к диагностическому разъему.
46. При работе на станочном оборудовании должны соблюдаться требования соответствующих нормативных правовых, технических нормативных правовых и локальных нормативных правовых актов.
ГЛАВА 4 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
47. По окончании работы необходимо:
47.1. произвести уборку рабочего места и оборудования;
47.2. обесточить электроинструмент;
47.3. очистить и убрать инструменты и приспособления в установленное для хранения место;
47.4. сообщить руководителю работ обо всех неполадках, возникших во время работы.
48. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с моющим раствором, при возможности принять душ.
ГЛАВА 5 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
49. В случае возникновения аварийной ситуации следует:
49.1. немедленно отключить источник, вызвавший аварийную ситуацию;
49.2. прекратить все работы, не связанные с ликвидацией аварии;
49.3. принять меры по оказанию первой помощи (если есть потерпевшие);
49.4. принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
49.5. обеспечить вывод людей из опасной зоны, если есть опасность для их здоровья и жизни;
49.6. о случившемся сообщить руководителю работ.
Работу можно возобновить только после устранения причин, приведших к аварийной ситуации.
50. При пожаре следует вызвать подразделение по чрезвычайным ситуациям, сообщить о происшедшем руководителю работ, принять меры по тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения. Применение воды и пенных огнетушителей для тушения находящегося под напряжением электрооборудования недопустимо. Для этих целей используются углекислотные и порошковые огнетушители.
51. При несчастном случае на производстве необходимо:
51.1. быстро принять меры по предотвращению воздействия на потерпевшего травмирующих факторов, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения;
51.2. сообщить о происшествии руководителю работ;
51.3. обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих, остановки непрерывного производства)- фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
52. Во всех случаях травмы или внезапного заболевания необходимо вызвать на место происшествия медицинских работников, при невозможности — доставить потерпевшего в ближайшую организацию здравоохранения.
Источник https://brutals.ru/hobbi/transport/trebovaniya-tehniki-bezopasnosti-pri-tehnicheskom-obslyzhivanii-i-remonte-avtomobilei-instrykciya-po-ohrane-tryda/
Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/tehnika-bezopasnosti/trebovaniya-tehniki-bezopasnosti-pri-tehnicheskom-obsluzhivaniii-i-remonte-avtomobilej/
Источник https://belforma.net/%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0
- Общие требования безопасности