Содержание
Как создать грамотное освещение на дорогах
Уличное освещение сегодня очень разнообразно и многофункционально, в отличие от внутренней подсветки жилых и нежилых помещений. Для его правильной организации нужно знать нормы и требования, а также соответствующий ГОСТ, без которых невозможно оценить весь спектр факторов, влияющих на наружный тип подсветки.
В уличном освещении важную роль играет подсветка автомагистралей, ведь от этого напрямую зависит безопасность дорожного движения, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому здесь имеются жесткие нормы и требования соответствия параметров ГОСТ в используемом осветительном оборудовании.
Освещение автомобильных дорог, особенно в городах и населенных пунктах городского типа, является самым важным элементом наружной подсветки. Наша статья расскажет вам о том, какие нормы, требования и ГОСТы существуют в этом вопросе, а также как грамотно подобрать и установить светильники на дорогах населенных пунктов.
Особенности подсветки проезжей части
Для любого города, как и в населенных пунктах поменьше, подсветка дорог представляет собой важную задачу. Это, прежде всего, связано с тем, что малейшие нарушения со стороны организации системы освещения могут повлечь за собой человеческие жертвы.
Обратите внимание! Освещение улиц и дорог является одним из значимых факторов, который обеспечивает безопасность автомобилистов и пешеходов.
Освещение улицы и дороги
- полноценное освещение проезжей части в вечерние и ночные часы;
- создание максимально безопасных условий для вождения на дорогах и автомагистралей;
- светильники, размещенные вдоль проезжей части, должны давать достаточный уровень освещенности, чтобы водители даже в ночное время могли хорошо рассмотреть дорогу и увидеть на ней встречную машину или пешехода, идущего по обочине.
Освещение на дороге ночью
Для того чтобы освещение проезжей части в населенных пунктах было достаточным, проводятся специальные расчеты. Здесь уличное освещение опирается на несколько параметров:
- нормы и требования СНиП, которые касаются уровня освещенности;
- ГОСТ, который определен для осветительных приборов. Все светильники, имеющие люминесцентное, светодиодное или галогеновое освещение, должны отвечать требованиям соответствующего ГОСТ;
- мощность светового потока, который производят источники света (светодиодные, люминесцентные или галогеновые лампочки).
Обратите внимание! В организации уличного освещения большая роль отводится не столько осветительным приборам, сколько их источникам света. Лампочки, вкрученные в светильники, не должны иметь слепящий эффект и давать равномернее освещение конкретного участка на дороге.
Требования к подсветке дорожного полотна
Как уже отмечалось выше нормы, ГОСТ и требования, которые обязательно следует учитывать при создании наружного освещения на дорогах населенных пунктов, прописаны в регламентирующей документации – СНиП и СанПин. Причем больше всего в данной ситуации нужно опираться на нормы и ГОСТ, указанные в СНиП. В разных разделах этих документов четко прописаны нормы для каждой конкретной ситуации.
СНиП собой регламентирует необходимый уровень освещенности, при котором водители имеют возможность своевременно и адекватно оценивать дорожную ситуацию. Для проезжих участков в населенных пунктах необходимо рассчитать среднюю величину горизонтальной освещенности. Данный параметр должен быть следующим:
- для магистральных дорог и улиц, имеющих районное значение, средняя величина горизонтальной освещенности должна быть около 6 лм/кв.м;
- для дорог и улиц местного назначения, имеющих переходной тип покрытия — 4 лм/кв.м;
- при наличии на улицах и дорогах покрытия другого типа — 2 лм/кв.м.
Приведенные выше в СНиП показатели гарантируют тот факт, что водитель сможет хорошо различать на достаточном удалении приближающие транспортные средства, а также все неровности дорожного покрытия.
Обратите внимание! Неровности и различного рода изъяны на дороге могут стать причиной ДТП.
Кроме этого освещение на проезжей части не должно быть сильно ярким, иначе световой поток будет слепить водителей, что в конечном счете приведет к аварии.
Таким образом, нормы и требования, а также ГОСТ дают возможность для каждой отдельной ситуации организовать необходимый уровень освещенности. Световой поток, создаваемый системой освещения, не должен быть низким или чрезмерным. Чтобы организовать уличное освещение на оптимальном уровне, в СНиП и указаны конкретные нормы.
Особенности организации подсветки дорожного полотна
Освещение для дорог и улиц в вечернее и ночное время является неотъемлемой частью современного общества.
Ночное освещение города
При определении норм в СНиП за основу брались способности зрительного анализатора человека. Ночью зрение человека имеет возможность адаптироваться к плохой видимости и различать объекты в свете звезд при уровне освещенности в 0,1 люкс. Но чтобы человек имел возможность комфортно перемещаться по обочине дороге или ехать в автомобиле, уровень освещенности, создаваемый осветительными приборами, должен составлять не менее 2 люкс. Поэтому организация искусственного освещения автомагистралей и дорог в населенных пунктах является необходимостью.
Свет в данном случае должен отвечать следующим требованиям:
- давать равномерное освещение дорожного полотна. Для этого светильники следует устанавливать через равные промежутки, которые прописаны в СНиП;
Равномерное размещение столбов подсветки вдоль дороги
- световой поток следует направлять не в небо, а на дорогу;
- полноценное освещение пространства вокруг движущего транспортного средства, включая обочину и соседнюю полосу;
- наличие небольшого количества светового потока, который направлен по горизонтали. Такая подсветка позволяет увеличить дистанцию видимости и едущие навстречу машины будут намного заметнее даже глубокой ночью;
- неслепящее освещению дорог.
Обратите внимание! Большое внимание в подсветке следует обращать на автомагистрали. Эти дороги предназначены для быстрой езды, поэтому для них следует создавать наиболее комфортные условия для перемещения автотранспорта.
Рекомендации по организации подсветки дорожного полотна
При организации освещения дорог и автомагистралей светильники следует устанавливать на определенных участках. Число световых точек, а также их расположение определяются такими параметрами:
- характеристики дорожного полотка;
- предназначение дороги (автомагистраль, проселочный участок и т.д.);
- тип населенного пункта, через который проходит полотно (город, село и т.д.).
Поэтому светильники, с помощью которых формируется подсветка, будут различаться в зависимости от конкретного случая:
- для широких дорог светильники должны иметь мощность в 250-400 Ватт;
Обратите внимание! Главные дороги, вне зависимости от ширины, всегда освещаются лучше всего. Это связано с тем, что на них имеется повышенный риск дорожно-транспортных происшествий.
Освещение широких дорог
- для дорог второстепенного назначения светильники должны иметь мощность в 70—250 Ватт.
Кроме этого большое значение в создании подсветки дорожного полотна играют и сами светильники. От их правильности выбора зависит безопасность передвижения по населенным пунктам. Уличное освещение населенных пунктов будет тем интенсивнее, чем больше их площадь.
Правильно подбираем осветительные приборы для подсветки дорожного полотна
Именно от правильности выбора светильника и его размещения зависит качество уличного освещения. Подбор осветительной аппаратуры для дорог регламентирует ГОСТ. Для системы наружного освещения светильники должны отвечать ряду требований:
- иметь простое и неприхотливое обслуживание;
- обладать надежной защитой от разнообразных климатических условий (снег, дождь, град, сильные порывы ветра и т.д.);
- иметь высокий класс влагозащищенности (не менее IP55);
- обладать антивандальной защитой;
- потреблять минимум электроэнергии и при этом давать мощный световой поток;
Обратите внимание! Самыми выгодными по всем параметрам на сегодняшний день являются светодиодные источники света. Но из-за их высокой стоимости они часто заменяются галогеновыми или люминесцентными аналогами.
- продолжительный срок службы, как светильника, так и источников света;
- иметь простой дизайн и гармонично сочетаться с опорами. Особенно это важно (с эстетической точки зрения) для городских дорог:
- наличие оптической системы для создания направленного светового потока.
Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа). Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей.
Заключение
Подходить к освещению дорог и автомагистралей нужно с четким пониманием того, что от этого будут напрямую зависеть жизнь и здоровье людей. Поэтому учет норм, требований, а также ГОСТов в данной ситуации является необходимостью, без которой нельзя. Только в таком случае передвижение транспортных средств по дорогам будет комфортным и безопасным, а уличное освещение — правильным.
УЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Уличное освещение это комплекс средств поддержания оптической видимости на территории населенных пунктов в темное время суток.
Необходимо для создания культурно-эстетической атмосферы города, минимизации травматизма, снижения вероятности ДТП, улучшения криминогенной обстановки.
Современное городское освещение это система электрических световых приборов и автоматики, управление которой может осуществляться из центра управления, на месте — через реле времени или фото, вручную — ответственными лицами.
Как правило, контроль за исправным состоянием уличного освещения осуществляют специальные подразделения Городских электрических сетей, придомовой территории — жилищно-коммунальные службы, крупные предприятия организуют иллюминацию своими силами и средствами.
Требования к наружному освещению.
Интенсивность подсветки регулируется СНиП 23-05-95 от 02.08.1995г., с дополнениями от 2011, в связи с распространением светодиодных приборов. Избыток излучения, отрицательно сказывается на восприятии зрительной информации, также как и его недостаток.
- магистральные дороги, улицы городского значения, с наибольшим движением от 1000 до 3000 и выше автомобилей в час, средняя освещенность — 20лк, от 500 до 1000 единиц транспорта в час — 15лк;
- дороги районного значения, выше 1000 авто/ч — 15, менее 500 машин, в обоих направлениях — 10лк;
- улицы и дороги местного значения, с низкой интенсивностью движения в ночное время — 4 — 6 лк;
- центральные пешеходные улицы — 10лк, вспомогательные — 4;
- тротуары отделенные от проезжей части 2 — 4 лк., остановки пассажирского транспорта — 10;
- парки, аллеи, в зависимости от значения и посещаемости 1 — 6 лк;
- детские площадки, зоны массового отдыха — 10 лк;
- территории спальных районов 2-4лк.
При расчете учитываются светоотражающие свойства поверхности дорог, отделочных материалов. Кроме этого, СНиП регулирует освещение витрин, рекламных щитов и стендов, декоративной иллюминации.
УЛИЧНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ
- прямого излучения — рефлекторные (кобры), прожекторы;
- рассеянного — декоративные фонари фасадов, тротуаров, парков.
Прежде всего, все они должны быть надежно защищены от воздействия атмосферной влаги, устойчивы к перепадам температур. Сеть питания, в зависимости от местных условий, может выполняться как воздушной, так и подземной, все большее распространение получают элементы работающие на солнечных батареях.
Для магистралей, крупных автодорог, транспортных развязок используются фонари рефлекторы, установленные на опорах, растяжках или элементах конструкции, на значительной высоте — не менее 10 метров над поверхностью. Это позволяет использовать мощные лампы (200-400 Вт) без рассеивателей.
Направленный сверху вниз поток излучения обеспечивает требуемые показатели освещенности, исключая ослепление водителей.
Фонари с рефлекторами могут применяться на придомовых территориях, детских площадках, производственных объектах, прочих местах где требуется хорошая видимость и есть возможность установить источник света на достаточной высоте.
Для пешеходных зон, парков, тротуаров необходим рассеянный свет. Помимо своего прямого назначения, светильники уличного освещения должны еще нести эстетическую функцию, гармонично вписываться в экспозицию и ландшафт.
Для рассеяния излучения используются матовые плафоны различного цвета и формы, мощность ламп не высока 40 — 100 Вт. Высота фонарей над землей не превышает 2-3 метра, частота установки зависит от светоотражающих свойств поверхности, мощности приборов.
Подсветка витрин, рекламных блоков, информационных стендов может выполняется прожекторами, внутренней иллюминацией, любыми приборами на усмотрение владельцев. Однако, общая освещенность участка должна быть в соответствии со СНиП 23-05-96, нарушения могут повлечь административную ответственность по действующему законодательству.
Архитектурное освещение фасадов зданий, историко-культурных объектов, памятников, регламентируется в зависимости от их местоположения (3 — 10 лк), осуществляется прожекторами, свето арматурой, декоративными светильниками.
ЛАМПЫ ДЛЯ УЛИЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Российский рынок светотехнической продукции представляют более двух сотен отечественных предприятий, международные корпорации Philips, Siemens, Osram, FKK, китайские бренды Selekta, Camelion и десятки других.
Все большее распространение получают светодиодные приборы, но пока что, в 80% случаев, лампы уличного освещения газоразрядные. Преимуществом ГРЛ являются стабильный спектр (белый или желтый дневной свет) и интенсивность излучения, длительный срок службы.
- чувствительны к колебаниям напряжения сети;
- требуют применения дополнительных устройств пуска;
- развивают полную мощность после прогревания;
- перезапуск возможен после остывания, что занимает некоторое время;
- мерцание, шум при работе.
Подразделяются на следующие виды.
ДРЛ — дуговые ртутные.
Представляет собой стеклянный грушевидный сосуд с цоколем, заполненным парами ртути под давлением 0.0011 бар. Принцип действия заключается в свечении электрической дуги. Ультрафиолетовая часть спектра излучения (45%), преобразуется в видимый свет люминофором — белым покрытием стенок.
Дешевы, повсеместно распространены. Очень чувствительны к изменению параметров питающей сети. Выпускаются мощность от 100 Вт — 12 кВт, срок службы 10 — 20 тысяч часов.
ДРИ — дуговая ртутная с примесями йодидов натрия, тяжелых металлов.
Свет по спектру наиболее приближенный к солнечному. Изменяя состав добавок можно получить излучение определенного оттенка, благодаря чему находят применение в декоративной подсветке.
В четыре раза экономичней ламп накаливания аналогичных по мощности, но обладают высокой стоимостью. Согласно Минаматской конвенции по ртути, производство ДРЛ и ДРИ будет запрещено с 2020 года.
НЛНД — натриевая дуговая низкого давления.
В качестве излучающей среды используются амальгама натрия. Представляет собой стеклянную замкнутую трубу с цоколем. По энергоэффективности (200 лм/Вт) почти в 2 раза превосходит ДРЛ, характеризуется монохромным излучением желтого цвета, что идеально для уличных светильников, но чувствительны к температуре воздуха, требуют надежной теплоизоляции.
НЛВД — натриевая дуговая высокого давления.
Состоит из химически устойчивой трубки, помещенной во внешнюю колбу под вакуумом. Менее экономичны НЛНД (150 лм/Вт), но обладают отличной цветопередачей, свет по спектру приближен к солнечному, что позволяет использовать НЛВД в зимних теплицах. Недостатком является чувствительность к «скачкам» напряжения питающей сети.
Наиболее дешевы по стоимости — лампы накаливания (ЛН), но и наименее экономичны. Энергоэффективность не превышает 10 лм/Вт. Кроме того, изготовление ЛН мощностью свыше 100Вт, запрещено законодательством. Их применение в качестве уличного освещения ограничено декоративными, парковыми светильниками и фонарями.
Однако, ввиду их экологической безопасности, в противовес ГРЛ, периодически поднимается вопрос о возобновлении производства.
Галогенные — устроены как стеклянный сосуд, с вольфрамовой нитью, заполненный газом (галогенами йода или брома). Экономичней обычных ЛН — 15-20 лм/Вт, обладают хорошей цветопередачей, свободно их заменяют. Используются в прожекторах, декоративных светильниках. Недостатком является чувствительность к загрязнению поверхности, которая ведет к разрушению стеклянного сосуда. Требуют защиты от атмосферных воздействий.
Светодиодные светильники — перспективное направление развития излучателей, обладают отличной цветопередачей, энергоэффективность достигает 150 лм/Вт, расчетный срок службы до 100 тысяч часов (при качественном изготовлении), не содержат тяжелых металлов, отравляющих веществ и даже ремонтно пригодны.
Существенным недостатком является высокая стоимость — светодиоды в 10-20 раз дороже ламп накаливания, большое количество подделок под известные бренды.
КОНТРОЛЬ НАД УЛИЧНЫМ ОСВЕЩЕНИЕМ
- ручное;
- дистанционное;
- автоматическое.
Ручное применяется по сей день, при включении — выключении фонарей ответственными работниками, на многих придомовых территориях, производственных предприятиях.
В некоторых культурно-исторических центрах эксплуатируются старинные керосиновые светильники, розжиг которых также производится индивидуально.
При аварийной ситуации — отказе автоматики или линий связи, сотрудники коммунальных служб могут выполнять включение подстанций вручную. Во всех остальных случаях уличное освещение управляется дистанционно, автоматически.
Автоматическое управление подразумевает включение-выключение подстанции, в зависимости от времени суток или затемненности при плохих погодных условиях. Команда подается фотоэлементом, либо реле времени настроенном на длительность светового дня. На второстепенных улицах, для экономии электроэнергии, может комбинироваться с датчиком движения.
Дистанционное управление освещением осуществляется диспетчером по индивидуальным линиям, интернету, сети мобильных операторов связи.
В крупных городах, со середины прошлого десятилетия, налажено использование компьютерных программ, считывающих информацию с датчиков на улицах и запускающих освещение исходя из продолжительности темного времени суток, сезона.
© 2014-2021 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер, могут выражать мнение автора и не подлежат использованию в качестве руководящих и нормативных документов.
Изучаем освещение автомобильных дорог
На сегодняшний день уличное освещение является достаточно разнообразным, многофункциональным, если сравнивать с подсветкой помещений жилых домов, нежилых зданий. Чтобы организовать качественную систему освещения автомобильных дорог необходимо знать соответствующие требования, стандарты, без которых весь перечень критериев, влияющих на внешнее освещение, оценить просто невозможно.
Подсветка автомобильных дорог представляет особое значение в наружном освещении, так от его эффективности зависит безопасность перемещения транспортных средств, а главное жизнь, здоровье водителей и их пассажиров. Поэтому к такому светотехническому оборудованию предъявляются особые требования, ГОСТы.
Важно! Освещение автомагистралей, городских автодорог является важнейшим элементом уличного освещения.
Особенности дорожных осветительных систем
Подсветка дорожного полотна любого населенного пункта – это одна из основных задач местных властей, так как некачественное освещение дорог является первостепенной причиной автомобильных аварий и гибели людей.
Важно понимать! Качественная подсветка проезжей части – это безопасность всех участников дорожного движения, как автомобилей, так и пешеходов.
Проблемы в данном секторе – некачественная организация осветительной системы или полное ее отсутствие в населенных пунктах приводит к опасным ситуациям не только на проезжей части, но и на тротуарах. Как правило, подобные случаи заканчиваются довольно часто трагически.
Поэтому к городскому уличному освещению определены жесткие стандарты и требования, прописанные в СанПин, СНиП. Требования ГОСТов должны соблюдаться непреклонно при проектировании осветительных систем автодорог в НП. СНиП определены жесточайшие требования, гарантирующие эффективное освещение дорог, тротуаров в городах, прочих НП.
Основные задачи освещения городских дорог, автомагистралей, проходящих через населенные пункты:
- формирование безопасных условий для участников дорожного движения;
- качественная подсветка автомагистралей в темное время суток;
- осветительное оборудование, устанавливаемое вдоль дорог, должно отличаться достаточной степенью интенсивности светового потока, чтобы водители транспортных средств даже в темное время суток могли без труда рассмотреть не только движущийся на встречу автомобиль, но и пешеходов или велосипедистов на обочине.
Чтобы подсветка городских автодорог, автомагистралей, проходящих через НП, была эффективной, перед ее организацией осуществляются расчет необходимого оборудования, составляется смета.
Основные критерии, которые учитываются при проектировании наружного освещения:
- ГОСТ для светотехнического оборудования. Все осветительные устройства, для которых в качестве источников света используются люминесцентные, галогенные, светодиодные лампы обязаны отвечать установленным стандартам;
- Требования, нормы СНиП относительно интенсивности потока света;
- Мощность люминесцентных, галогенных, светодиодных ламп, используемых на уличных осветительных фонарях.
Важно! При проектировании наружной системы освещения большее внимание уделяется не конструкции самих уличных фонарей, а используемым на них световым источникам. Они должны равномерно и качественно освещать определенную часть полотна автодороги, при этом, исключая ослепление участников дорожного движения.
Требования к освещению автодорог
Стандарты, ГОСТ должны учитываться при проектировании, составлении сметы на осветительное оборудование для городских дорог и автомобильных магистралей, проходящих через населенные пункты. Все это подробно прописано в технической документации СНиП. При этом больше внимание нужно уделять стандартизации СНиП. В данном документе четко регламентируются нормы для конкретных случаев.
В СНиП прописана требуемая освещенность дорожного полотна, предоставляющая возможность участникам дорожного движения своевременно сориентироваться в определенной дорожной обстановке.
Для участков дорог, проходящих через НП нужно рассчитать горизонтальную освещенность:
- для автодорог, тротуаров местного назначения, отличающихся переходным видом покрытия, горизонтальная освещенность составляет порядка 4Лм/м 2 ;
- для автомагистралей, тротуаров районного назначения – порядка 6Лм/м 2 ;
- для прочих дорожных покрытий, например, проходящих возле дворов НП – порядка 2Лм/м 2 .
К сведению! Расценки на уличные фонари в зависимости от используемых на них источников света, их мощности могут существенно отличаться.
Выше приведенные нормы СНиП гарантируют водителю то, что он сможет прекрасно различать ТС, движущиеся по автомагистрали на достаточно удаленном расстоянии, а также закругления, неровности дорожного полотна.
Важно! Неровности, ямы, прочие изъяны дорожного полотна – это одна из основных причин ДТП.
Освещение автомобильных дорог также не должно быть очень ярким, так как такой свет может неожиданно ослепить участников автодорожного движения, создать аварийную обстановку на дороге. Установленные стандарты, ГОСТ предоставляют возможность в каждом конкретном случае организовать оптимальную степень освещенности. Поток света не должен быть, как чрезмерно низким, так и ярким. Нормы СНиП и были специально разработаны для организации оптимального уличного освещения.
Рекомендации специалистов
При создании автомагистральной системы освещения светотехническое оборудование необходимо размещать на конкретных участках.
Параметры, от которых зависит размещение и количество точек световых источников:
- назначение дорог – проселочная, автомобильная магистраль, городская дорого, улица, пр.;
- характеристики автодорожного полотна;
- категория НП, через который проходит автомагистраль – мегаполис, ПГТ, село и пр.
Зависимо от участка дороги будут отличаться и устанавливаемые осветительные приборы:
- для второстепенных автомобильных дорог применяются уличные фонари, мощность источников света находится в пределах 70-250 Вт;
- для автомагистралей с несколькими полосами движения авто в одном направлении мощность светильников должна составлять от 250 до 400 Вт.
Важно! Независимо от ширины дорожного полотна главные автодороги должны всегда обустраиваться лучшей системой освещения, так как на них предполагается движение транспортных средств на высоких скоростях, соответственно значительно повышается риск возникновения ДТП.
Заключение
К проектированию осветительных систем для автомобильных магистралей, городских и проселочных дорог необходимо подходить с особенной ответственностью. От качественного и эффективного освещения будут зависеть жизни и здоровье участников дорожного движения. Поэтому необходимо неукоснительно придерживаться действующих ГОСТов, регламентирующих организацию освещения автодорог разного предназначения. Только в таком случае можно минимизировать риски ДТП, сохранить жизнь, здоровье водителям ТС и их пассажирам.
Источник http://1posvetu.ru/svetodizajn/osveshhenie-dorog.html
Источник http://video-praktik.ru/osveschenie_ulichnoe.html
Источник http://cdelct.ru/proizvodstvo/osveshhenie-avtomobilnyh-dorog.html