Содержание
Система освещения автомобиля
Совокупность приборов освещения и сигнальных устройств, расположенных снаружи и внутри автомобиля, образуют систему освещения. Она выполняет следующие функции:
- освещение дорожного полотна, обочины и расположенных на них объектов в условиях ограниченной видимости;
- предоставление информации другим участникам движения о наличии на дороге транспортного средства, его размерах, характере движения, совершаемых маневрах, а также принадлежности;
- освещение салона автомобиля, а также других его частей (багажного отсека, подкапотного пространства и др.) в темное время суток.
Система освещения автомобиля включает следующие основные конструктивные элементы: передние фары, передние противотуманные фары, задние фонари, задний противотуманный фонарь, фонарь освещения номерного знака, приборы внутреннего освещения и аппаратуру управления.
Передняя фара
Передняя фара (другие названия – головная фара, блок-фара) освещает дорогу впереди автомобиля, а также представляет информацию другим участникам движения, находящимся впереди транспортного средства. Передние фары устанавливаются попарно симметрично с правой и левой стороны автомобиля. На современных автомобилях в дополнение к передним фарам может устанавливаться система ночного видения.
Передняя фара выполнена, как правило, в едином корпусе, в котором объединены следующие световые приборы: ближний свет, дальний свет, габаритный огонь, указатель поворотов и дневные ходовые огни.
Ближний свет фары служит для освещения дороги при наличии впереди других участников движения. Ближний свет ассиметричный, при правостороннем движении лучше освещена правая часть дороги и обочины. Дальний свет используется при отсутствии впереди других участников движения. Он представляет собой симметричный световой луч высокой интенсивности. Габаритный огонь используется для обозначения размеров транспортного средства. Габаритный огонь устанавливается также в заднем фонаре.
Указатель поворота может устанавливаться как в блок-фаре, так и вне ее в передней части автомобиля. Указатель поворота используется для информирования других участников движения о намерении совершить маневр (поворот, разворот, смену полосы движения). Указатель поворота устанавливается также в заднем фонаре. Помимо этого с боковой стороны автомобиля предусматривается повторитель указателя поворота. В последнее время повторитель указателя поворота стало популярно размещать в наружном зеркале заднего вида. Все указатели поворота должны работать синхронно.
В качестве сигнала поворота используется источник света желтого цвета, работающий в режиме мигания. Частота работы указателя должна составлять 1-2 мигания в секунду. Указатель поворота может иметь два режима работы: постоянный (пока не отключат), разовый (три-пять миганий при нажатии). Указатель поворота управляется с помощью соответствующего переключателя. Конструкция переключателя предусматривает автоматическое выключение сигнала при возвращении рулевого колеса в нейтральное положение.
Указатель поворота работает совместно с рядом систем активной безопасности: помощи при перестроении, помощи движению по полосе. Указатели поворота также используются в качестве сигнала аварийной остановки.
В некоторых странах предусмотрено использование дневных ходовых огней, которые предназначаются для повышения видимости транспортного средства в дневное время. Дневные ходовые огни представляют собой автоматически или вручную управляемый ближний свет фар полной или пониженной интенсивности. В некоторых случаях может использоваться дальний свет фар пониженной интенсивности.
Устройство фары
Несмотря на различия по форме, конструкции, цвету, материалам можно выделить следующее общее устройство фары: корпус, источник света, отражатель и рассеиватель.
Корпус служит основой для размещения и крепления остальных элементов фары. Он выполняется, как правило, из пластмассы. В качестве источников света используются различные ламы: накаливания – вольфрамовые, галогенные, газоразрядные – ксеноновые. Все большую популярность у автопроизводителей завоевывают светодиодные источники света.
Вольфрамовые лампы самые дешевые по цене и имеют низкую световую интенсивность. Поэтому данные лампы используются в качестве источника света габаритных огней, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего ходя, приборов внутреннего освещения. Галогенные лампы являются самым распространенным источником ближнего и дальнего света фары. Для каждого из видов головного освещения может использоваться одна лампа (например, Н4 с двумя нитями накаливания) или две раздельные лампы (например, Н7 с одной нитью накаливания).
Большой популярностью в нашей стране пользуются ксеноновые лампы, которые могут использоваться как для ближнего, так и для дальнего света. Светодиодные источники света используются в основном для реализации сигнальных функций: стояночные огни, стоп-сигнал, сигнал поворота, дневные ходовые огни. Реже светодиоды можно увидеть в качестве источника головного света.
Отражатель в конструкции фары отвечает за формирование пучка света. Простейший отражатель имеет параболическую форму. Современные отражатели имеют более сложную форму. Отражатель изготавливается из пластмассы. Для создания зеркальной поверхности наносится тонкая пленка алюминия и покрывается лаком.
Рассеиватель пропускает световой поток и в зависимости от конструкции преломляет его. Другая функция рассеивателя – защита фары от внешних воздействий. Рассеиватель изготавливается из прозрачного пластика, реже из стекла.
Передняя противотуманная фара
Передняя противотуманная фара предназначена для улучшения освещения дорожного полотна и обочины в условиях плохой видимости: дождь, туман, пыль, снег. Противотуманнынные фары используются попарно, устанавливаются в качестве опции, реже самостоятельно. Могут иметь белый или желтый цвет.
Противотуманные фары обеспечивают широкий луч света с отсеченной верхней частью. Передние противотуманные фары используются вместо ближнего света или совместно с ним. Эффект от применения фар заключается в уменьшении обратных бликов и, тем самым, улучшении видимости при атмосферных осадках. Наличие передних противотуманных фар не является обязательным, а в некоторых странах они вообще запрещены.
Задний фонарь
Задний фонарь предназначен для информирования участников движения, находящихся сзади автомобиля. Фонарь объединяет следующие световые приборы: задний габаритный огонь, стоп-сигнал, задний указатель поворота, фонарь заднего хода.
Задние фонари устанавливаются попарно симметрично. Фонарь может быть выполнен в виде единого блока или в виде связанных двух блоков, установленных в кузове и крышке багажника (пятой двери).
Задний габаритный огонь работает совместно с передним габаритным огнем. Конструктивно может быть объединен с стоп-сигналом. При этом используются или отдельные лампы накаливания (светодиоды) или лампы с двумя нитями разной световой интенсивности.
Стоп-сигнал активизируется автоматически при нажатии водителем педали тормоза. Задний габаритный огонь и стоп-сигнал имеют красный цвет, но стоп-сигнал горит ярче. На некоторых автомобилях реализован т.н. адаптивный стоп-сигнал, при котором световая интенсивность находится в зависимости от интенсивности торможения (чем сильнее жмешь, тем ярче горит). Представляет интерес функция аварийного стоп-сигнала (Emergency Stop Signal, ESS), реализованная в виде вспышек стоп-сигнала при экстренном нажатии на педаль тормоза.
Задний указатель поворота работает совместно с передним указателем поворота. Имеет желтый цвет. Фонарь заднего хода обеспечивает освещение при движении автомобиля задним ходом. Активизируется автоматически при включении задней передачи (режима заднего хода). Является обязательным световым прибором. Устанавливается один или два (симметрично) фонаря заднего ходя белого цвета.
Задние противотуманные фонари
Задние противотуманные фонари используются для предупреждения сзади идущих автомобилей в условиях плохой видимости. Конструктивно могут быть выполнены в составе заднего фонаря или отдельно – ниже фонаря в бампере автомобиля.
На автомобиле устанавливается один (в левой части автомобиля) или два (симметрично) задних противотуманных фонаря. Наличие заднего противотуманного фонаря является обязательным. Имеет большую световую интенсивность, чем задний габаритный огонь.
Управление приборами освещения
Управление приборами освещения, входящими в состав системы освещения, осуществляется соответствующими переключателями из салона автомобиля. На некоторых автомобилях реализовано автоматическое управление отдельными функциями: включение ближнего света, коррекция головного освещения, активное головное освещение, адаптивное освещение, управление дальним светом.
Правильный выбор ламп для автомобилей
В жизни каждого водителя наступит момент, когда придётся заменить автомобильные лампы — это и есть естественный порядок вещей. Каждое транспортное средство имеет, по крайней мере, некоторые типы ламп, используемые в различных типах освещения, так что иногда трудно найти подходящую. С чего начать, что выбрать и как не запутаться? На эти и другие вопросы вы найдёте ответ в этой статье.
С чего начать
Первое, с чего начать поиск подходящих ламп — ознакомиться с их характеристиками. Одни цоколи автомобильных ламп подойдут для фар ближнего света, другие нужны для задних сигналов или противотуманных фар. Одни светят более ярко, другие имеют желтоватый оттенок.
Выбирая осветительные приборы, учитываем:
- сферу использования;
- тип;
- марку и модель автомобиля.
Сфера использования
Тип освещения | Тип лампы |
Фары | H1, H2, H4, H7, H9, H11, H15, HB3, HB4 (галоген); D2S, D2R, D1R (ксенон) |
Направленные огни | P21W, P21W, W5W, R5W |
Задние фонари | P21W, P21/5W |
Боковые фонари | W5W, R5W |
Габаритные огни | R5W, P21/5W, W5W, C5W |
Противотуманные фары | H3, H4, H11, H15 |
Чтобы описать все возможные варианты, не хватит времени и места, но ниже представлены характеристики самых популярных на рынке осветительных приборов — то есть тех, которые подлежат частой замене. Каждая из описанных ламп использует напряжение 12 В.
Самые популярные
Лампы накаливания этого типа имеют одну нить и используются на фарах ближнего света. Её световой поток около 1550 люменов, а долговечность формируется в диапазоне 330–550 часов. Мощность составляет 55 Вт.
Лампы H3 выделяются, прежде всего, специальным разъёмом для кабеля. Нить в ней позиционируется в поперечном направлении. Используются в противотуманных фарах. Мощность, как и в случае с H1, составляет 55 Вт, отличаются световым потоком — 1450 лм.
Этот тип галогенных автомобильных ламп имеет две нити и поддерживает дальний и ближний свет или дальний свет и противотуманные фары. Довольно популярные приборы используются в автомобильной промышленности в течение длительного времени, имея мощность 55 Вт и 1000 люменов светового потока. В связи с тем, что лампы H4 имеют две нити, внутри есть металлическая пластинка, которая покрывает часть света, испускаемого нитями. Благодаря этому фары не ослепляют водителей встречных транспортных средств при ночных поездках. В зависимости от условий эксплуатации H4 должны быть заменены примерно через 350–700 часов работы.
Большинство автомобильных ламп H7 появились на рынке в 1995 году. У них есть одна нить и хорошее распределение света. Используются в фарах ближнего и дальнего света. Имеют относительно большую светоотдачу с 1500 люменов и силой 55 Вт. Обычно заменяются после 330–350 часов работы.
Типы ламп
Мнений о различных типах ламп, используемых в автомобилях, почти столько, сколько есть сторонников и противников. Выбор подходящих осветительных приборов особенно актуальным становиться в осенне-зимний сезон. Конечно, это обусловлено уменьшением светового дня и, следовательно, увеличением потребности вождения после наступления темноты. Качество света, отбрасываемое фарами автомобиля, в этом случае очень важно для комфорта и безопасности на дороге.
Самые популярные типы освещения становятся менее распространёнными — это обычные автомобильные лампы накаливания, которые имеют одну или две нити.
Другими, гораздо более практичными и наиболее широко распространёнными на этот момент, являются галогенные лампы. Их освещение характеризуется более длительным сроком службы по сравнению с первым типом и испусканием более ярких цветов света. Также стоит отметить появление ксеноновых и светодиодных ламп.
Обыкновенные
Когда первые автомобили вышли с конвейеров заводов, существовало не так много разнообразных типов осветительных приборов. На тот момент существовал только один вид — автомобильные лампы накаливания. Томас Эдисон разработал первую надёжную модель ещё в 1879 году, для чего использовал вольфрамовую нить, которая могла работать до 1000 часов.
Галогенные
Галогенные автомобильные лампы являются прототипом всех осветительных приборов транспортных средств и, благодаря новому поколению высокой производительности, до сих пор используются в миллионах машин. Распространёнными типами галогенок являются лампы с цоколем H1, H4 и H7. Лампы нового поколения с инновационными штыками баз H8, H9, H11 и H15.
Галогенные лампы являются ещё одним развитием ламп накаливания. Тем не менее они работают намного эффективнее остальных. Их луковицы наполнены газом галогеном, который замедляет испарение белого каления и уменьшает почернение всего цоколя автомобильной лампы.
В последние годы были разработаны новые лампы H7 премиум-класса, которые бросают значительно больше света на дорогу и в значительной мере расширяют круг впереди и периферическое зрение водителя. Эти модели достигли значительно более высокой интенсивности света, а некоторые модели также оснащены синеватым белым светом, который в настоящее время пользуется большой популярностью.
Недостатки:
- создают избыточное тепло;
- нуждаются в бережном обращении;
- реагируют на другие вещества.
Ксеноновые
Яркие и энергоэффективные, долгоживущие и чрезвычайно привлекательные ксеноновые источники света, также известные как HID-лампы, сделали революцию в мире освещения в начале 1990 годов. Сегодня одно из трёх новых транспортных средств на дороге оснащено ксеноновым светом.
Ксеноновые автомобильные лампы предлагают существенные преимущества:
- они поставляют в два раза больше света, чем обычные галогенные лампы, и потребляют на треть меньше энергии;
- свет, который они производят, приближен к дневному свету и, таким образом, улучшает визуальные условия;
- они обеспечивают оптимальное освещение проезжей части;
- длительный срок службы, как правило, они заменяются только один раз в жизни машины.
Ксеноновый свет предлагает значительные выгоды в плане безопасности. В отличие от галогенных аналогов ксеноновые лампы не имеют нитей. Они загораются, когда создаётся дуга между двумя электродами. Свет генерируется разрядами контролируемого газа, который происходит в небольшой кварцевой трубке, заполненной ксеноном, солью металлов и другими веществами. При зажигании ионизированный газ ксенон производит электрическую дугу и соли металлов испаряются, образуя плазму. Плазма начинает светиться — и выделять более чем в два раза больше света, нежели обычная галогенная лампочка.
Недостатки:
- дорогие;
- потенциально могут вызывать резкие блики для других водителей из-за своей яркости.
Светодиодные фары
Задние фары, состоящие из многочисленных светоизлучающих диодов (LED, или светодиодные лампочки), уже стали обычным явлением на серийных автомобилях.
В отличие от галогенных ламп, которые используют нити, приходящие в негодность в течение длительного времени использования, светодиоды представляют собой простые полупроводники без износа и слезоточивых частей. В теории они должны работать на протяжении всего срока службы автомобиля.
Светодиодные лампы также требуют меньше электроэнергии, чем галогенные аналоги, с сокращённым выбросом CO₂ и расходом энергии. И свет, излучаемый светодиодами, гораздо ближе к дневному свету, что делает его влияние лёгким на глаза и отлично борется с бликами. Кроме того, они являются очень прочными в плане удароустойчивости и довольно крошечными, открывая таким образом новые возможности для привлекательных дизайнерских решений.
Недостатки:
- дорогие;
- генерируют тепло;
- нуждаются в большем количестве охлаждения для запуска, чем другие типы;
- зимой значительно снижается световой поток.
Цоколи автомобильных ламп
Цоколи ламп довольно разнообразны. Они бывают:
- керамические;
- пластмассовые.
Конечно, более надёжными являются керамические разъёмы, к тому же они выдерживают большую температуру. Но для освещения пониженной или штатной мощности можно устанавливать пластмассовые цоколи автомобильных ламп.
Несколько рекомендаций
Если в машине перегорела одна лампочка, рекомендуется заменить обе в одно время. Каждый прибор имеет ограниченный срок, как правило, в несколько сотен часов работы, и вполне вероятно, что через некоторое время перегорит и другая.
Срок службы зависит не только от характеристик, но и от таких факторов, как состояние электрической системы в автомобиле. Большая напряжённость или скачки способствуют преждевременному износу лампочки — отсюда и различия в стабильности тех же самых осветительных элементов в различных машинах. Не без внимания также условия эксплуатации — вибрации и удары негативно отразятся на лампочках.
Многие покупатели не думают дважды, тратя сотни рублей на дополнительные услуги, такие как металлическая окраска или легкосплавные диски. Но покупка подходящих автомобильных лампочек поможет повысить комфорт езды и обезопасить ваш путь. А какие автомобильные лампы выбираете вы?
Источник http://systemsauto.ru/electric/vehicle_lighting_system.html
Источник http://365cars.ru/tovari/kak-vyibrat-avtomobilnyie-lampyi.html
Источник