Содержание
Как отремонтировать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Зарядное устройство является абсолютно необходимым прибором в хозяйстве любого автовладельца. Зарядники позволяют проводить обслуживание аккумулятора – от возобновления запаса энергии до проведения десульфатации АКБ (в зависимости от исполнения), а если есть пуско-зарядное устройство, то от него можно завести автомобиль. Как и любые электронные блоки, эти приборы иногда выходят из строя. При определенных условиях произвести ремонт неисправного ЗУ автомобильного аккумулятора можно самостоятельно.
Самые частые поломки и их диагностика
Наиболее очевидный признак поломки – при включении в сеть и подключении АКБ зарядник не подает признаков жизни:
- не горят индикаторы;
- стрелочные вольтметры (если имеются) не показывают уровень выходного напряжения;
- устройство не реагирует на манипуляции органами управления (нажатие кнопок, щелканье тумблерами и т.п.).
Во многих случаях проблема кроется в сетевом шнуре или предохранителях. У многих зарядных устройств предохранители находятся внутри корпуса. Чтобы до них добраться, надо снять крышку. Иногда их может не быть вообще, несмотря на то, что на схеме они указаны.
Многие ЗУ включаются только тогда, когда к клеммам подключен аккумулятор, заряженный не менее чем до 10 вольт.
Если устройство реагирует на включение в сеть, но при подключении аккумулятора не индицируются ни напряжение, ни ток, есть основания предполагать выход из строя силовой части (хотя проблема может быть в схеме управления). Надо заметить, что первичная диагностика больше применима к ЗУ, построенным по линейной схеме. У импульсников одно и то же внешнее проявление проблемы может быть вызвано совершенно разными неисправностями, поэтому лучше сразу приступать к разборке и проверке схемы.
Советы по самостоятельному ремонту
Поиск неисправностей и ремонт ЗУ — процесс творческий, неисправность может крыться в чем угодно, поэтому пошаговую инструкцию по ремонту привести невозможно. Но можно разобрать общие принципы.
Чтобы продиагностировать и отремонтировать ЗУ, надо представлять его устройство. Зарядники строятся по двум схемам:
- линейные;
- импульсные.
У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.
Зарядники линейного типа построены относительно просто:
- 220 вольт поступает на силовой трансформатор, который снижает сетевое напряжение;
- вторичное напряжение выпрямляется управляемым выпрямителем (обычно строится на тиристорах, но бывают и на мощных транзисторах);
- схема управления задает режимы работы ЗУ (выполняется как на дискретных элементах, так и на микроконтроллерах;
- измерительные приборы, индицирующие ток и напряжение (вольтметра может и не быть – ток важнее).
Выходного фильтра в линейных зарядниках, как правило, нет – для зарядки АКБ это не нужно.
По подобному принципу построено зарядно-подзарядное устройство «Кедр-авто». При включении в сеть должен быть слышен негромкий низкочастотный рокот и ощущаться легкая вибрация. Если этого нет, надо проверить напряжение 220 VAC в точках 1 и 2. Если его нет, надо искать в сетевом шнуре и предохранителях. Если напряжение есть, высока вероятность выхода из строя силового трансформатора. Если все в порядке, проверяется наличие низкого переменного напряжения в точках 3 и 4. Если оно есть, то на этом диагностика силового трансформатора закончена.
Дальше проверяется силовая часть. Тиристор испытывается тестером в режиме прозвонки диодов. В обычном состоянии сопротивление в обе стороны должно быть большим – прибор заперт. Но если плюсовым щупом тестера коснуться одновременно анода и управляющего электрода, то тиристор откроется, и мультиметр покажет какое-то сопротивление. Это означает исправность вентиля.
Если силовой трансформатор и ключевые элементы исправны, значит, вопрос в схеме управления. В разных моделях зарядников используются различное построение таких устройств, поэтому общие рекомендации дать невозможно. В каждом конкретном случае надо разбираться самостоятельно. Если схема собрана на дискретных элементах, шансы на успех есть. Если зарядник управляется микроконтроллером, починить ЗУ вряд ли удастся. Заменить микросхему несложно, а вот найти прошивку – тяжело.
Если не работает зарядное устройство, выполненное по импульсной схеме, то помимо приборов потребуется определенный уровень знаний и квалификация — такие устройства значительно сложнее.
В таком приборе напряжение сети:
- проходит через сетевой фильтр;
- выпрямляется и фильтруется;
- с помощью инвертора, управляемого от отдельной схемы, нарезаются импульсы амплитудой около 300 вольт и частотой несколько килогерц/десятков килогерц;
- импульсы трансформируются понижающим трансформатором;
- далее пониженное напряжение выпрямляется и фильтруется (фильтр служит здесь не только для сглаживания напряжения, но и для ликвидации части выбросов с высокой амплитудой – аккумулятор их не любит);
- через цепи обратной связи и схему управления происходит задание режима работы (стабилизация тока, стабилизация напряжения, тренировочный цикл и т.п.).
Основные принципы поиска неисправности можно рассмотреть на примере зарядного устройства ЗУ-3000.
В первую очередь надо проверить переменное напряжение на входе диодного моста (после резисторов R1 и R2). Там должно быть 220 VAC. Если нет – надо проверять последовательно:
- исправность предохранителя;
- сетевого шнура и вилки;
- элементов входного фильтра (в первую очередь терморезистора).
Если все в порядке, то проверяется напряжение на выходе моста (на конденсаторах С2, С3, С4). там должно быть около 300 вольт DC. Если нет – проверяется исправность диодов моста VD1-VD4, потом конденсаторы С2, С3, С4. Если и там все ОК, осциллографом надо убедиться в наличии импульсов на выходе D сборки DA1. Если их нет, есть основания подозревать выход из строя силового трансформатора или контроллера ШИМ TOP225YN. Если и здесь все нормально, проверяются вторичные цепи – выпрямитель, фильтр, обратная связь. Если неисправен контроллер AtTiny-26, шансы успешно отремонтировать прибор невелики.
Тест на исправность
Выше упомянуто, что многие зарядники не включаются при отсутствии подключенного аккумулятора. Для тестирования ЗУ после ремонта, если нет полной уверенности в исправности прибора, желательно взять аккумулятор, который не жалко – потерявший емкость и т.п. Подключив такую батарею к заряднику, надо проверить уровень напряжения на клеммах ЗУ. Оно должно быть примерно 14-15 вольт. Если оно существенно больше или меньше, либо уровень нестабилен, зарядник неисправен.
При этом надо контролировать и силу тока (это можно сделать по штатному амперметру). Она должна быть в пределах 0,1 от емкости АКБ (если батарея не очень разряжена). Верность данных встроенного прибора можно проверить внешним амперметром (например, мультиметром).
Стоит ли самому чинить и где можно отремонтировать
Зарядное устройство является достаточно сложным прибором, и визуально обнаружить дефект удается далеко не всегда. К тому же, если даже обуглившийся элемент и найден, причина может быть в другом компоненте. Замена сгоревшей детали приведет лишь к повторению аварии. Поэтому для самостоятельного ремонта потребуются как минимум знания электроники и общие понятия о принципах построения зарядников. Также нужен минимальный приборный парк – мультиметр, а в некоторых случаях и осциллограф. Если какой-то из этих факторов отсутствует, за починку лучше не браться. Также нет особого смысла ремонтировать зарядники, где неисправность обнаружена в намоточных элементах (трансформаторах, дросселях), если нет прибора-донора. Перемотать их «на коленке» с заводским качеством не получится, особенно в устройствах импульсного типа.
Для наглядности рекомендуем тематических видеороликов.
Для ремонта можно обратиться к специалистам. И лучше всего, если есть возможность отнести или отправить неисправный зарядник в официальный сервисный центр. Если такой возможности нет, можно поискать специалиста в интернете – на досках объявлений или специализированных форумах. Также можно обратиться к знакомым или соседям по гаражу. Но если ЗУ попадет в руки самоучек, риск некачественного ремонта возрастает многократно.
Как любой водитель может понять, что именно сломалось в автомобиле, даже не зная его устройства
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Современный автомобиль – это очень сложная техническая система, управляемая бортовым компьютером. Тем не менее, даже лучшие машины иногда ломаются. При этом порой очень непросто их диагностировать и определить неисправности. Но выявить проблемы «железного коня», используя только свои органы чувств, может практически любой водитель.
1. Использовать обоняние
В поиске проблем с автомобилем человеку хорошо помогают его чувства. Так, запах дыма почувствует даже самый невнимательный водитель. Попадание отработавших газов внутрь салона должно стать причиной для беспокойства. Скорее всего, происходит утечка выхлопных газов где-то под днищем. В таком случае не стоит продолжать движение в автомобиле, поскольку угарный газ, собравшийся в салоне, может вызвать потерю сознания и даже смерть.
Запах бензина или масла обычно указывает на то, что одна из этих жидкостей протекает. Бензин может течь из бака, а также из-под прохудившихся хомутов, образуя пахнущие лужи на асфальте. А масло начинает капать из уплотнений в изношенном двигателе и соединений в подвеске.
Охлаждающая жидкость (тосол) имеет хорошо различимый сладковатый запах. Он может появиться в случае утечки из системы, а также при перегреве мотора.
В случае выхода из строя катализатора происходит недоочистка выхлопных газов, и они пахнут серой. Так же может пахнуть аккумулятор, который работает под чрезмерной нагрузкой.
Запах жженого дерева или резины может означать одну из нескольких проблем. Причиной может стать длительное торможение, езда с затянутым ручником, заклинивание тормозного суппорта, сгоревшее сцепление.
Если же в машине стало пахнуть плесенью или старыми носками, то стоит проверить салонный фильтр, а также отсутствие воды под напольными ковриками.
2. Использовать руки
Каждый водитель может выявить немало проблем с машиной, всего лишь взяв в руки руль. Вибрации и потряхивания рулевого колеса указывают на проблему с колесами или тормозами. Если руль слишком «свободный», с большим люфтом, то это указывает на проблему с тягами или шаровыми шарнирами. Если же руль вращается слишком туго, то налицо проблемы с гидро- или электроусилителем.
Нечеткое включение передач – также сигнал к посещению СТО. И не стоит тянуть с визитом к мастеру, так как отсроченный ремонт трансмиссии обойдется дороже.
3. Использовать ноги
Ноги водителя также могут стать источником информации о состоянии машины. Так, при нажатии педали тормоза можно ощутить вибрации. Это возможно при износе тормозных колодок и биении роторов.
4. Прислушиваться к необычным звукам
Водитель, проводящий много времени за рулем, хорошо знает все звуки от своего «железного коня». Поэтому всякий посторонний шум распознается сразу. Так, скрипы, появляющиеся в поворотах, свидетельствуют об износе подвески или рулевого управления. Скрип при торможении – это, очевидно, следствие «убитых» тормозов, а свист под капотом – изношенного ремня или «умершей» водяной помпы.
Щелчки в районе мотора обычно сигнализируют об изношенных поршнях и пальцах, звонкие стуки – о необходимости регулировки клапанов, а глухие стуки – о необходимости раскошелиться на капитальный ремонт двигателя.
Советы и рекомендации по ремонту и замене платы стиральной машины Бош
Стиральные машинки Бош – приборы с «немецким» характером. Они отличаются безупречной работой и редкими поломками. Однако со временем даже самая лучшая бытовая техника выходит из строя.
Настоящей головной болью может стать неисправность электронного модуля, так как именно он отвечает за выполнение всех программ.
О том, что делать, если требуется ремонт платы управления стиральной машины Бош, читайте в статье.
Признаки поломки модуля управления
Догадаться о том, что в стиральной машине Bosch сломался электронный модуль, несложно. Признаки неисправности:
- Машинка не работает. Она не включается вовсе, либо не реагирует на команды. Это самый грозный признак, так как указывает на 100%-ую поломку детали.
- Прибор включается, на экране появляется один из следующих кодов: F00, E00 – сбой прошивки, F67 – поломка платы управления.
Это самые распространенные признаки неисправности платы, указывающие на ее поломку. Однако паниковать не следует, для начала нужно исключить вероятность ее разового сбоя. Машинку перезагружают, зажав на 5 секунд кнопку «Пуск».
После отключения прибора его оставляют в покое на 15 минут, а затем включают. Если код ошибки появляется вновь или машинка продолжает работать с нарушениями, требуется ремонт.
Стиралка Bosch на гарантии: что делать?
Если машинка, у которой сломалась плата управления, находится на гарантии, то с высокой степенью вероятности причина неисправности – производственный брак. Производитель Bosch предоставляет гарантию на свою бытовую технику сроком на 1 год.
При обнаружении поломки необходимо обращаться в торговую точку или в фирменный сервисный центр Bosch. При себе необходимо иметь документы о покупке в виде чека или квитанции. Они нужны для подтверждения даты приобретения бытовой техники.
В сервисном центре обязаны бесплатно отремонтировать или заменить неисправную плату управления в течение всего гарантийного срока. При этом потребителю должны предоставить акт о том, что машинка была отправлена на диагностику и ремонт. В нем прописывают дату и время обращения, а также указывают жалобы клиента.
Производитель может отказать в сервисном обслуживании в следующих случаях:
- машинку вскрывали и предпринимали попытку ремонта вне сервисного центра;
- будет доказано, что причина поломки – нарушение правил транспортировки техники;
- производитель выяснит, что неисправность произошла по вине пользователя, из-за неправильного обращения с прибором или по каким-либо иным причинам;
- плата перегорела или была повреждена грызунами и насекомыми;
- сбой в работе произошел из-за нестабильности параметров электросети.
Если потребитель не согласен с отказом в гарантийном ремонте, ему нужно заказывать независимую экспертизу и с ее результатами обращаться в суд.
Как отремонтировать электронный блок?
Если гарантийный срок истек, то ремонтировать плату управления придется за свой счет. Можно попытаться справиться своими силами, либо обратиться за помощью к специалисту. Второму варианту следует отдать предпочтение, если поломка серьезная, а знаний в особенностях устройства электроники нет.
Разборка бытового прибора
Плата управления в стиральной машине Бош находится под крышкой прибора. Производитель поместил ее в верхней части для того, чтобы она не была залита водой и не подвергалась избыточной вибрации.
Для получения доступа к модулю нужно выполнить следующие действия:
- Отключить питание, выдернув вилку из розетки.
- Перекрыть кран подачи воды.
- Отвинтить верхнюю крышку, которая крепится на 2 саморезах. Чтобы получить к ним доступ, нужно отодвинуть машинку от стены.
- Извлечь емкость для стирального порошка.
- Скрутить винты, удерживающие панель управления. После этого можно получить доступ к плате.
Снятие и диагностика
Плата соединена с основными узлами стиральной машинки проводами. Чтобы в процессе обратной установки не перепутать место расположения клемм, лучше сфотографировать их правильное соединение. Затем нужно отсоединить фишки с проводами, открутить 4 болта, удерживающие модуль, и извлечь его.
Для начала плату внимательно осматривают, проверяют, не нарушена ли целостность проводов. Визуально можно выявить окисленные участки, зоны нагара, механические повреждения.
Если таковые есть, их зачищают. Затем можно переходить к сложной диагностике.
В нее входит проверка таких элементов, как:
- конденсаторы;
- резисторы первого и второго порядка;
- реле;
- диоды.
Для диагностики рабочих частей платы понадобится мультиметр. Реже вздутый конденсатор или нарушенную пайку удается обнаружить в ходе стандартного осмотра.
Особенности устранения неисправностей
Приступая к ремонту платы управления стиральной машины Бош, хорошо иметь перед глазами ее схему. Она отличается, в зависимости от модели прибора.
Особенности устранения неисправностей:
- Если какие-то элементы отпаялись, их соединение с платой восстанавливают.
- Вздутые конденсаторы меняют. Они отвечают за стабилизацию напряжения, поэтому часто выходят из строя при значительных скачках электроэнергии.
- Прозванивают мультиметром резисторы. Если имеются отклонения от нормы, их меняют.
- Если из строя вышел триггер, то осуществляют перепайку его контактов.
- На тиристорном блоке напряжение не должно превышать отметку в 12 Вольт. Если значения выше, элемент нуждается в замене.
Иногда все составляющие платы исправны, но стиральная машинка не работает корректно. В таких случаях требуется перезагрузка программного обеспечения. Для получения доступа понадобится адаптер-программатор, средняя стоимость которого составляет 3000 рублей.
Проверка модуля управления стиральной машины Бош — в видео:
Как заменить деталь?
Платы управления стиральной машины Бош продаются в интернет-маркетах и в узкоспециализированных магазинах. Стоимость деталей широко варьируется. Цена зависит от сложности устройства конкретной модели. Минимальная стоимость комплектующей – около 3000 рублей. Максимальная цена составляет – 10 500 рублей.
В этот момент могут пригодиться фотографии, сделанные на этапе извлечения клемм с проводами. Если неправильно подключить их, можно нарушить работоспособность не только платы, но и той смежной детали.
Проверка работоспособности
Чтобы проверить корректность работы нового или отремонтированного модуля, необходимо подключить машинку ко всем коммуникациям.
Затем следует запустить цикл стирки, не загружая в прибор белье. Рекомендуемые для проверки параметры:
- программа – хлопок;
- отжим – 1000 оборотов в минуту;
- температура воды – 40 или 60 градусов.
Если машинка работает исправно, можно эксплуатировать ее в прежнем режиме.
Вызов мастера
Своими силами отремонтировать плату не всегда возможно. Порой сложности возникают еще на этапе разбора бытовой техники. Если нужных знаний и оборудования нет, следует вызвать мастера.
Специалисты размещают объявления о своих услугах в Интернете и в печатной прессе. Иногда на выручку приходит «сарафанное радио». Стоимость услуг по ремонту платы стиральной машины Бош начинается от 2600 рублей. Модуль придется покупать отдельно.
Причины и профилактика сбоя
Спровоцировать поломку модуля могут следующие факторы:
- Брак, допущенный на производстве.
- Попадание на плату воды.
- Нестабильное напряжение в сети.
- Нарушение целостности проводов.
- Неправильная эксплуатация бытовой техники, например, постоянные перегрузки машинки.
Чтобы не допустить поломки детали, необходимо соблюдать несложные правила:
- Поддерживать нормальный уровень влажности в санузле.
- Не допускать скопления влаги внутри прибора, для чего люк следует оставлять приоткрытым после стирки, а манжету протирать сухой тряпкой.
- Пользоваться стабилизаторами напряжения.
- Следовать правилам эксплуатации и транспортировки бытовой техники.
Современными моделями стиральных машинок Бош можно управлять с помощью смартфона. Чтобы не допустить сбоя программного обеспечения, пользоваться нужно только официальными приложениями разработчика.
Заключение
Электроника стиральных машинок Бош отличается высоким качеством, поэтому выходит из строя крайне редко. Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать правила, прописанные в Руководстве пользователя. Если модуль все-таки сломался, лучше доверить его ремонт специалистам.
Источник https://zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/remont-zaryadnogo-ustrojstva-dlya-avtomobilnogo-akkumulyatora
Источник https://novate.ru/blogs/110218/44870/
Источник https://yborka.online/tehnika/stiralnaya-mashinka/proizvoditeli/bosh/remont-b/platy