Содержание
Что такое гбо
Статьи ГБО — газобаллонное оборудование, устанавливаемое в автомобиль и позволяющее перейти с бензина на газ в качестве топлива. Газ, который используют в качестве топлива после установки ГБО, — пропан, бутан, метан и их смеси.
- Преимущества ГБО
- Особенности ГБО
- Правда или нет?
- Поколения ГБО
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что плюсов ГБО действительно много, главное, выбрать надежную компанию, современное оборудование и помнить о необходимости следить за состоянием автомобиля.
Статьи
Сегодняшняя реальность такова: цены на бензин постоянно повышаются и все автомобилисты понимают, что в ближайшей перспективе не стоит ожидать изменения ситуации. Исходя из этой ситуации, все большее число автолюбителей задаются вопросом установки газобаллонного оборудования (ГБО). Для некоторых автовладельцев не имеет смысла переоборудовать свой автомобиль на газ из-за того, что он редко или мало ездит, а вкладывать средства в новое оборудование не будет так выгодно. Другая ситуация, если автомобиль является основным средством передвижения или источником заработка. Установка ГБО для снижения затрат на эксплуатацию автомобиля станет наиболее рациональным решением.
Реально ли экономить с ГБО?
Минимальная цена комплекта ГБО с установкой на легковой автомобиль с 4-х цилиндровым двигателем в нашем сервисе составляет 22000 рублей, однако, следует учитывать, что цена меняться исходя и технических и конструктивных особенностей автомобиля, марки и личных предпочтений владельца.
Рекламные ходы некоторых установщиков ГБО, обещающие экономию средств до 80000 рублей в год и быстрая окупаемость затрат на переоборудование автомобиля, это не просто способ завлечь клиента в сервис, а реальные средства, которые может сэкономить на топливе практически любой владелец автомобиля, после установки газа на автомобиль.
Почему не стоит экономить на оборудовании и техническом обслуживании?
Относительно газобаллонного оборудования, имеется ряд распространённых мифов (предрассудков или предубеждений). Существуют мнения, что газ наносит вред двигателю и взрывоопасен. Хотелось бы отметить, что вышеперечисленные предубеждения автовладельцев полностью не оправданы. Всё, что вы можете найти среди негативных отзывов, основанных на опыте эксплуатации ГБО, является результатом тотальной экономии автовладельца на оборудовании, пренебрежения правилами эксплуатации газобаллонного оборудования и низкой квалификации специалистов-установщиков. Компания «ЭЛИТГАЗ-СЕРВИС» длительное время активно переводит автомобили на газ и за весь период существования мы не зафиксировали ни одного случая, чтобы клиента остался неудовлетворен результатами нашей работы. Благодаря тщательному подбору персонала и системе обучения наши сотрудники имеют необходимые навыки и специальные знания, поэтому мы можем дать стопроцентную гарантию безопасности эксплуатации автомобиля.
Безопасную эксплуатацию и правильную работу обеспечивает и то, что мы используем только сертифицированное оборудование. Дооснащение автомобиля газовым оборудованием — это не такой момент, в котором следует экономить на оборудовании и устанавливать комплектующие китайских производителей. Тут следует руководствоваться надёжностью и качеством. Только так можно обеспечить безопасную, корректную и долгосрочную работу системы.
Что входит в устанавливаемый комплект и где будет размещен газовый баллон?
В устанавливаемый на автомобиль комплект ГБО входит следующие комплектующие: газовый баллон, редуктор-испаритель, газовые форсунки, электронный блок управления (ЭБУ) и проводка.
Газовый баллон (тороидальный в форме «бублика»), как правило, размещается вместо запасного колеса, всё остальное — в подкапотном пространстве. В легковых автомобилях традиционные цилиндрические газовые баллоны крепятся к спинке заднего сиденья или перпендикулярно сбоку, либо в нишу для третьего ряда сидений. В некоторых автомобилях имеется возможность разместить 2 баллона. В микроавтобусы можно установить спаренный баллон под днищем (87 — 95 л). Таким образом вариантов – может быть огромное количество. Специалисты «ЭЛИТГАЗ-СЕРВИС» помогут реализовать такую конфигурацию, которая при минимальных потерях полезного объема багажника обеспечит максимальную вместимость баллона.
Просто так газовый баллон взорваться газ не может. Современные производители газовых баллонов закладывают в свою продукцию внушительный запас прочности и надежности. Толщина металла стенок автомобильного баллона в разы больше толщины топливного бака (3-6 мм). Специалистами крупнейшей общественной организации автомобилистов Германии ADAC проводились эксперименты, в ходе которого имитировали удар автомобиля с ГБО сзади и поджигали автомобиль с газовым баллоном. В ходе эксперимента машина полностью сгорела, но газовый баллон остался неповрежденным.
Настройка газобаллонного оборудования
Чтобы обеспечить правильную работу двигателя, наши специалисты-установщики не просто делают монтаж оборудования, а тщательно настраивают работу газовой системы при помощи компьютера, используя при этом специализированное программное обеспечение от производителя. Этот момент особенно важен, так как именно качественная настройка работы газобаллонного оборудования является необходимым этапом перед завершением монтажа газового оборудования на автомобиль.
Правильно установленное оборудование с соблюдением технологии и предписаний производителя по установке и настройке, может обеспечить двигателю пользу. Этому факту имеется логичное техническое обоснование.
Во-первых, использование высокооктановой пропан-бутановой смеси снижает детонацию двигателя, мотор на газу работает мягче и тише. Во-вторых, газовое топливо не смывает со стенок цилиндра слой масляной пленки, сокращающий поршень от трения. Двигатель, в котором используется газовое топливо, имеет больший моторесурс в сравнении с традиционным, на бензине. И в-третьих, газо-воздушная смесь, сгорающая в камере сгорания, не оставляет отложений нагара, масло и свечи зажигания дольше сохраняют свою работоспособность.
Для безопасной эксплуатации автомобиля, оснащенного газобаллонным оборудованием, главным условием является отсутствие запаха газа. Все соединения газовой системы должны быть герметичны – тогда запаха газа вы не почувствуете. А вот если, наоборот, запах появился, то это является серьезный сигналом к тому, что использование газобаллонной системы нужно срочно прекратить до проверки специалистом и устранения неисправности. В этом случае безопасность может стоить намного дороже сэкономленных денег.
Техническое обслуживание газовой системы
Как и любое другое оборудование, ГБО нуждается в периодическом плановом обслуживании. Раз в 10 000 км следует производить замену фильтров, а также проверять систему на герметичность и проверять регулировочные настройки с применением компьютера с специализированным программным обеспечением от производителя.
Любителям активной езды на высоких оборотах нужно уяснить, что «крутить» двигатель, работающий на газовом топливе выше 5000 об/мин нежелательно. Впрочем, некоторые производители электронных блоков управления ГБО предусмотрели для таких случаев специализированные настройки, которые при достижении мотором заданного количества оборотов произведут автоматическое переключение на бензин. После снижения оборотов система вновь автоматически перейдет на газовое топливо.
Установка ГБО на автомобиль — ответственное мероприятие, но и не такое легкое как кажется. Если вы решились использовать экономичное топливо на своем автомобиле, то смело звоните или приезжайте в наш технический центр на ул. Дорожной, д. 19Б, чтобы получить бесплатную консультацию и узнать о всех ньюансах установки ГБО на Ваш автомобиль.
ГБО 1 поколения, как устанавливать на карбюратор и инжектор (Подробно)
Поиск более дешевой альтернативы традиционному горючему – бензину и дизельному топливу – неизбежно приводит автовладельцев к сжиженному газу. В качестве топлива для авто используется либо природный газ – метан, либо нефтяной газ – смесь пропана и бутана. Метан дешевле, но требует баллонов больших размеров. Кроме того, сеть заправок метаном невелика. По этой причине более распространен переход на смесь пропана и бутана. В настоящее время в широкой продаже в России находится газобаллонное оборудование четырех поколений. Эта статья о ГБО 1 поколения.
Что такое ГБО
Суть перехода на использование газового топлива состоит во внесении в конструкцию автомобилей, разработанных и предназначенных для использования жидкого топлива, изменений, которые позволят использовать как горючее газ. Комплект аппаратуры, необходимой для этого, и называется газобаллонным оборудованием.
Более подробно вопрос о том, что такое газовое оборудование на автомобиль вообще, и какими бывают его виды, рассмотрен в отдельной статье.
Отличия ГБО первого поколения
Поиски альтернативы жидкому топливу для автомобилей ведутся уже давно. Начались они в первую очередь на Западе и имели две основные причины – дороговизну топлива и загрязнение атмосферы от двигателей внутреннего сгорания. Не стоит думать, что рядовой обыватель стран Запада озабочен экологией больше нашего. Но ежегодный налог с автомобиля там напрямую привязан к выбросам, и спрос на более «чистые» моторы стимулируется финансово.
Как уже было сказано, эти поиски начались давно. В то время большая часть автопарка мира использовала карбюраторные моторы, и совсем недавно было развернуто массовое производство моноинжекторов. Именно для этих двух типов моторов и было разработано газовое оборудование 1 поколения.
С тех пор автомобилестроение далеко шагнуло вперед. В большинстве стран западной части Европы было принято экологическое законодательство, которое сделало использование подобного транспорта не то что запретным, но настолько затратным, что он практически исчез.
В странах же Восточной Европы и азиатском регионе экологическое законодательство мягче. Связано это в первую очередь с более низким уровнем жизни, но нас интересует сам факт того, что автомобилей такой конструкции в России используется более чем достаточно. Соответственно, и ГБО первого поколения востребовано и имеется в продаже.
Особенности и сферы применения
Оборудование первого поколения самое простое по своему устройству и самое дешевое. Газ, находящийся в сжиженном виде в баллонах, подается на редуктор под собственным давлением. Редуктор уменьшает это давление до рабочего уровня.
В нем же газ переходит из жидкого состояния в газообразное. В дальнейшем топливо попадает в регулятор порции топлива, называемый регистром. Затем газ направляется в карбюратор или инжектор и впоследствии сгорает в моторе, производя необходимую работу.
Редукторы в газобаллонном оборудовании этого поколения бывают двух типов – электронные и вакуумные. В вакуумном варианте подача газа начинается, когда впускной коллектор создает разряжение. В электронном редукторе этот процесс управляется катушкой напряжением двенадцать вольт.
Переключатель режимов использования топлива имеет три положения. Третье положение нулевое, когда поступление любого топлива перекрыто. Устанавливается такая аппаратура на машины устаревших конструкций.
Новые требования к регистрации ГБО
С 1 июля 2016 года достаточно сильно изменились правила установки и регистрации ГБО на машины. Подробно о том, как сейчас должна проводиться установка газового оборудования на автомобиль, мы рассказали в отдельной статье.
Чтобы газовая установка на авто 1 поколения была установлена по правилам, сначала вам придется получить на это разрешение, пройдя экспертизу. Потом произвести установку ГБО – обязательно на сертифицированной станции технического обслуживания.
Пройти еще одну экспертизу, в этот раз на безопасность. Пройти технический осмотр. Заплатить госпошлину. Собрать документы и зарегистрировать ГБО.
С одной стороны, все это отнимает достаточно много времени, нервов и денег. С другой, особенно при активной эксплуатации автомобиля, затраты довольно быстро компенсируются экономией от использования газа в качестве топлива.
Что касается эксплуатации незарегистрированного или не проверенного своевременно ГБО, то эти случаи закон относит к неисправностям, при которых эксплуатация машины запрещена. Вас ожидает штраф в 500 рублей, эвакуатор и штрафстоянка.
Как устанавливать газобаллонное оборудование 1 поколения
Процедура установки зависит от конструктивных особенностей автомобиля.
Установка на машину, оснащенную инжектором
ГБО 1 поколения на инжектор поставить проще. Эта процедура не требует дополнительных вмешательств в систему снабжения двигателя бензином.
Дело в том, что топливная смесь в инжекторе образуется по иному принципу. Поплавковая камера отсутствует, и бензин смешивается с воздухом под управлением кислородных датчиков и электромагнитного клапана. Порция топлива сразу впрыскивается в цилиндр.
При установке на такую машину газового оборудования не нужно устанавливать дополнительный клапан, отсекающий подачу бензина. Система впрыска управляется электроникой и не требует особой настройки.
Установка на карбюраторный автомобиль
Для того чтобы качественно и правильно установить ГБО 1 поколения на карбюратор, в магистраль, по которой подается бензин, необходимо сделать врезку. Производится она до карбюратора. В место врезки устанавливается клапан, который перекрывает подачу бензина, когда система включена в режиме «газ».
Ни электрический, ни механический насос подачи бензина на двигателях такого типа не отключаются. Лишнее топливо по обратной магистрали возвращается в резервуары. В режиме «бензин» перекрыт газовый клапан, в режиме «газ» – соответственно бензиновый.
Режим «0» перекрывает оба клапана. Когда включен этот режим, бензин, ранее попавший в поплавковую камеру карбюратора, вырабатывается. После этого можно переходить на газ.
Если вы много ездите, то переход на использование газа экономически оправдан. Если ваш автомобиль оснащен карбюратором или моноинжектором, то первое поколение газобаллонного оборудования – ваш естественный выбор.
ГБО для автомобиля: принцип работы, список поколений
Цены на бензин растут постоянно. Это вынуждает водителей прибегать к различным мерам экономии. Например, некоторые переходят на другой вид топлива, а именно на пропан-бутановую смесь газов. Однако для этого необходимо установить специальное газобаллонное оборудование.
ГБО — что это такое?
ГБО — Газо-Баллонное Оборудование. ГБО является совокупностью узлов и агрегатов, которые направлены на возможность управления транспортным средством на сжиженном природном газе. Однако сохраняется полная возможность переключения на бензин. К газобаллонному оборудованию относятся следующие агрегаты:
- 1. Емкость для газа. Как правило, баллоны идут объемом более 40 литров. Они устанавливаются в нише для запасного колеса. Это позволяет сохранить весь полезный объем багажника.
- 2. Венткоробка с мультиклапаном. К ним также относятся заправочный и раздаточный клапана. Они помогают регулировать поступление газа в двигатель. Также существует специальный прибор, измеряющий остаточное давление газа в баллоне.
- 3. Фильтровальный клапан. Он призван предотвратить поступление в двигатель посторонних примесей.
- 4. Салонный переключатель. Располагается в непосредственной близости от руля. С помощью него водитель может выбирать вид топлива, который в данный момент поступает в двигатель.
- 5. Бензиновые и газовые клапаны. Они регулируют подачу топлива в камеру внутреннего сгорания. При необходимости могут полностью исключить подачу топлива в двигатель.
- 6. Редуктор газовый. Его задача заключается в поддержании постоянного давления газа в камере внутреннего возгорания. Это необходимо для сохранения требуемой мощности на протяжении всего пути.
- 7. Испаритель. Задача этого элемента заключается в преобразовании газа из жидкого состояния в газообразное.
Принцип работы
Принцип действия ГБО достаточно прост. При переключении топлива с бензина на газ, сжиженная смесь начинает поступать из баллона. Предварительно она проходит через специальный фильтр, который отделяет ее от примесей. После чего сжиженный газ идет на испаритель, который изменяет его агрегатное состояние и впрыскивает в камеру возгорания.
Как производится монтаж?
Здесь следует помнить очень важный аспект. Все работы по установке ГБО должны осуществляться только работниками с нужной квалификацией, например специалистами компании МИР ГБО: https://mirgbo.ru/. Это очень ответственное мероприятие, от которого напрямую зависит безопасность участников дорожного движения, поэтому лучше воспользоваться услугами профессионалов. Также необходимо зарегистрировать оборудование в ГИБДД. При невыполнении этого условия автомобилиста ждут высокие штрафы.
Какой выбрать тип ГБО?
Здесь все во многом определяется типом двигателя. Также немаловажна и платежеспособность заказчика. Естественно, чем выше поколение применяемых агрегатов, тем выше цена полного комплекта оборудования.
Специалисты различают несколько поколений газобаллонного оборудования. Отличия между ними заключаются в различных принципах действия.
- Для оборудования первого поколения ГБО характерно применение механических устройств. Они управляются благодаря вакуумному способу. Наиболее часто подобные приборы рекомендуют устанавливать на двигателях карбюраторного типа.
- Второе поколение ГБО использует также в основном механические узлы и агрегаты. Однако управление осуществляется за счет вычислительного элемента. Подобный тип агрегатов применяется в двигателях инжекторного типа.
- Третье поколение может применяться на различных типах двигателей. Оно характеризуется синхронизацией впрыска топлива в камеру сгорания.
- Для четвертого поколения систем ГБО весь процесс управления полностью автоматизирован. Значительно увеличена безопасность и экономичность аппаратуры.
- Применения пятого поколения газобалонного оборудования позволяет осуществлять впрыск в двигатель сжиженного природного газа.
Независимо от того какое поколение ГБО используется, важной составляющей являются газовые форсунки, которые несут ответственность за поступление газа в коллектор газовой системы. Если газовые форсунки работают не качественно, то это негативно сказывается на работе газовой системы и двигателя, а если форсунки изношены или забиты, то увеличивается расход топлива. Поэтому стоит обратить внимание на своевременную замену газовых форсунок.
Что такое ГБО
Статья предоставлена Академией ГБО,
специально для Уазбуки
январь 2018г.
Газобаллонное оборудование (ГБО) – это по своей сути дополнительная система питания двигателя топливом, которая, как и ее бензиновый аналог имеет жидкостную емкость (для хранения топлива, в нашем случае это газ), топливные магистрали, заправочное устройство, фильтра, форсунки для подачи топлива в цилиндры, ЭБУ для произведения расчетов количества подаваемого топлива.
Только вместо бензонасоса, регулирующего давление бензина, мы имеем мультиклапан и редуктор-испаритель – он понижает давления газа, либо газовый насос(5-ое поколение). Редуктор в свою очередь понижает давление газа до 1,5 – 2,5-ой атмосфер.
Основным преимуществом газового топлива конечно же является его цена.
Цена на данный момент в два раза дешевле бензина. Но потребляется его на 15-20% больше.
Почему же так происходит?
Многие связывают данное явление с малым КПД газа, но ответ немного иной: бензин – это жидкость, а жидкость мы мерим в литрах; а газ – это газ и в литрах его мерить неправильно. Покупают газ в кг, а продают в литрах. Плотность газа 0,567кг/м3.
Далее задействуем формулу V = М/Р, где V – объем, M – масса, P – плотность.
1кг / 0,567 кг/м3 = 1,763 л
А если взять тот же бензин АИ-98 с плотностью в 0.78 кг/см3.
1кг / 0,78 кг/м3 = 1,28 л
Т.е. что получается? При относительно равных условиях в одном килограмме содержится 1,8 л газа и при том же килограмме 1,3 литра бензина. Вот откуда и берется разница в те самые проценты.
Какие виды ГБО существуют на данный момент?
Во-первых, ГБО делят на несколько поколений, сделано это ради удобства распознавания компоновки оборудования. Соответственно можно различить линию развития в данной сфере: от простого до более сложного – от первого до шестого. Таким образом мы имеем 6 поколений газобаллонного оборудования.
Все мы еще помним времена, когда основным видом двигателей являлись карбюраторные. Так вот именно к ним применимо первое поколение ГБО. На автомобили устанавливался баллон (с тех пор он перетерпел мало изменений и до наших дней «дошел» практически в первозданном виде и образе), так же протягивались магистрали (заправочная и расходная), в подкапотном пространстве устанавливался редуктор с газовым клапаном, а также клапан для отключения подачи бензина. В рукав с испаренным газом врезался регулятор подачи газа, отвечавший за количество подаваемого топлива. Газ же в свою очередь подавался через врезки в карбюраторе и попадал в цилиндры аналогично бензину. Регулировки производились буквально на «слух».
Позже популярность стали приобретать инжекторные двигатели. На них взамен врезок стали использовать «проставки» перед дроссельной заслонкой, т.е. газ подавался в общий коллектор и самотеком попадал в цилиндры, аналогично карбюраторным системам. Теперь же помимо переключателя вида топлива (на карбюраторных ДВС – это было единственной электроникой) появилась необходимость применять эмуляторы бензиновых форсунок, чтобы отключить их и подать сопротивление в цепь управления.
Следующим шагом к эволюции стало применение одиночной форсунки в «проставках» перед дроссельной заслонкой, необходимость вызвана применением на инжекторных двигателях лямбда-зондов, которые в свою очередь влияют на состав смеси. Электроники стало больше: переключатель вида топлива, эмулятор форсунок, эмулятор лямбда-зонда, управление форсункой для подачи газа. Подобного рода система существовала не долго, т.к. на смену пришло 4-е поколение.
То самое четвертое поколение ГБО, которое обрело большую популярность на сегодняшний день и на данный момент самое распространенное.
Мультиклапана изготавливаются по Евро стандартам, имея несколько степеней защиты (запорный заправочный клапан; скоростной клапан, препятствующий утечке топлива при обрыве магистрали; клапан сброса высокого давления, рассчитанный на давление в 27 мбар; противопожарный клапан, выдерживающий температуры до 110 градусов Цельсия; отсекатель заполняемости до 80%; электромагнитный клапан, способствующий подаче топлива только в газовом режиме).
Теперь газ в испаренной форме поступает через форсунки, количество которых соответствует количеству цилиндров. Применяется отдельный блок управления газом с «сильной» математикой. Он способен: управлять работой бензиновых и газовых форсунок, производить перерасчеты подачи газового топлива, принимая во внимание объем двигателя, показания времен впрыска бензина, расчета рабочего цикла форсунок, количества об/мин, порядок зажигания, изменения фаз, отключения цилиндров, рассчитывая при этом нагрузку на двигатель, принимать во внимание показания датчиков кислорода и многое другое…
Т.е. ГБО стало полноценной системой питания двигателя, способной вести точные расчеты подачи газа в любых режимах работы двигателя Вашего автомобиля.
И казалось бы вот оно – достаточно. Но, нет… На рынок вышла система подачи газа в жидкой фазе (пятое поколение). Данная схема позволила отказаться от редукторов для испарения газа. Система очень схожа с бензиновой. Т.е. имеется насос для того, чтобы создать дополнительное давление в системе и произвести впрыск через форсунки, которые врезаются непосредственно во впускной коллектор ДВС. Излишнее давление по обратной магистрали попадает возвращается в баллон.
Ну чего ж еще можно было придумать? TSI – двигателя с непосредственным впрыском. Для данных двигателей применимо четвертое поколение ГБО, а также шестое поколение – жидкий впрыск через бензиновые форсунки.
Как еще можно разделить ГБО?
Конечно же по типу топлива. Пропан-бутан и метан. LPG и CNG. Сжиженный и компримированный (сжатый) природный газ.
Если эти два вида рассматривать именно как виды топлива, то они имеют различия по химическим и физическим свойствам. Для питания автомобильных двигателей используется две разновидности газового топлива — сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) и сжатый природный газ (метан). Пропан (LPG) различие по сезонному составу: летний, где соотношение пропана 50-55% и зимний, где содержание пропана 80%. Метан (CNG) закачивается в баллон в газообразном состоянии и при заправке измеряют в кубометрах.
Метан имеет несколько преимуществ: незначительно дешевле пропан-бутана; расход метана приблизительно равен расходу бензина (1 куб.м = 1 литру), метан дешевле в эксплуатации (ТО – техническое обслуживание). Метан – чистое топливо, не имеющее примесей. Вопреки высокому давлению в баллоне метан безопаснее пропана и бензина, он легче воздуха — при утечках быстро улетучивается, не создавая опасных концентраций. Пропан тяжелее воздуха и концентрируется в низменных местах и ямах.
Но всегда есть но. Стоимость установки оборудования под метан дороже, а вес оборудования больше.
В метановые баллоны помещается гораздо меньше газа, чем в пропан-бутановые, а поэтому заправляться придется чаще. Мощность двигателя при работе на метане ощутимо падает. Для сжигания метана нужно больше воздуха, чем при работе на бензине, соответственно при равном объеме цилиндра, количество смеси в нем будет меньше, чем при работе с бензином. Метан имеет высокое октановое число, и для его воспламенения необходима более высокая степень сжатия. Горение смеси происходит медленно, что можно компенсировать изменением угла зажигания. Падение мощности при работе на пропане не так существенно, а при установке систем ГБО с распределенным впрыском практически незаметно.
Оборудование же под них в целом схоже, но при этом имеет ряд отличий. Под метан используются материалы, способные выдержать высокие нагрузки, а соответственно с огромным запасом прочности. Таким образом резервуар под природный газ способен выдержать 400 Атм (для справки: метан закачивается под давлением 200 – 250 Атм). Баллоны под пропан-бутан проходят проверку под давлением 16 – 20 Атм, т.е. давление метана в десятки раз больше, а потому применимы баллоны только цилиндрической формы. На пропан-бутане же существуют несколько типов баллонов: цилиндрические и тороидальные. Цилиндрические в свою очередь делятся по диаметру и длине. Тороидальные в свою очередь бывают: с внутренней горловиной (чаще используются для установки в нишу запасного колеса), с внешней горловиной (для установки в подвес – взамен запасного колеса). Если на баллонах для пропан-бутана используются мультиклапана – запорные арматуры, то на метане применяются вентиля (механические и с электроклапаном).
Магистраль для пропан-бутана можно применять медную, термопластиковую и стальную. Особой популярностью пользуется термопластиковая магистраль, зарекомендовавшая себя как надежная, эластичная, стойкая к агрессивным средам и не подверженная окислению. Для метана используется строго стальная магистраль.
Что касаемо редукторов… Пропан необходимо понизить с 16 Атм до 2- 1,5 Атм, поэтому достаточно однокамерного редуктора. Метан же необходимо понизитиь с 200 – 250 Атм до 2 Атм, соответственно одной камерой здесь не обойтись, поэтому используются две и плюс газовый клапан высокого давления.
Так же используются различные заправочные устройства.
И если не брать в расчет особенности настройки, то на этом пожалуй разница в оборудовании заканчивается.
Принцип работы ГБО
И так давайте подведем итог, как же работает ГБО?
Для примера рассмотрим оборудование четвертого поколения под пропан-бутановые смеси.
Мы имеем жидкостной баллон, в который через заправочное устройство подается газ под давлением до 15 Атм(после заправки давление газа падает в баллоне до 4-8 Атм в зависимости от температуры окружающей среды). Пройдя по заправочной магистрали газ попадает в баллон, минуя запорную арматуру – мультиклапан. Тот в свою очередь запирает газ в емкости до необходимости подачи его в подкапотное пространство.
Мы уже знаем, что всеми исполнительными механизмами управляет ЭБУ (электронный блок управления ГБО). ЭБУ в свою очередь считывает показания бензинового двигателя: время впрыска бензиновых форсунок, об/мин коленчатого вала, порядок работы цилиндров, разряжение впускного коллектора (это основные из них).
Для чего он это делает?
Все достаточно просто, в блоке управления заложены формулы и алгоритмы работы газового оборудования, где взамен неизвестных он подставляет приобретенные значения с бензинового ДВС. При этом ссылается на показания датчиков своей системы: температуру редуктора, температуру газа и давление, выдаваемое испарителем.
В момент достижения необходимой температуры для переключения, ЭБУ подает сигнал для открытия клапана на запорной арматуре баллона. Газ устремляется заполнить топливную магистраль. После чего сигнал к открытию поступает на электромагнитный газовый клапан под капотом (ЭГК), он в свою очередь отвечает за поступление жидкой фазы к редуктору для испарения и оснащен фильтрующим элементом (фильтр жидкой фазы).
В редукторе газ проходит по достаточно длинному лабиринту, который через стенки редуктора соприкасается с системой подогрева. Подогрев редуктора осуществляется посредством врезки рукавов в систему охлаждения двигателя. Система охлаждения теперь служит для поддержания рабочей температуры двигателя и подогрева редуктора, чтобы жидкую фазу газа превратить в паровую.
Количество газа, выдаваемое редуктором, регулируется эластичной мембраной, связанной вакуумным пространством с впускным коллектором двигателя. Чем ближе давление впускного коллектора автомобиля к атмосферному, тем больше количество газа поступает к форсункам.
При выходе из редуктора газ снова фильтруется и на этот раз уже фильтром паровой фазы, установленном на рукаве подачи газа к рампе форсунок.
При входе в рампу замеряется пришедшее давление газа и его температура для коррекции подачи топлива во впускной коллектор.
Данные с датчиков газового оборудования и сигналы двигателя преобразуются в формулу, заложенной в ЭБУ, которая в свою очередь отвечает за количество впрыскиваемого газа для каждого цилиндра.
Итог:
Работой двигателя на газе управляет блок управления ГБО, но это же ГБО ведомое от ЭБУ двигателя, т.е внедряя в автомобиль газовое оборудование, мы меняем только топливоподачу, все остальные задачи выполняет ЭБУ двигателя и его датчики.
Как подобрать ГБО?
Основным критерием для выбора оборудования на сегодня является качество подбираемых элементов.
Давайте немного отступим от ГБО и зададим себе вопрос: «Почему автомобили марки «Toyota» ассоциируются в первую очередь с качеством и надежностью?»
Во-первых подбор элементов, входящих в состав автомобиля, осуществлен правильным образом. А именно, все они от одного производителя, что гарантирует надежность, исключив погрешности при работе и взаимосвязи друг с другом.
Т.е. при выборе ГБО нельзя однозначно сказать, что оборудование, подобранное по методу сборной «солянки», сможет произвести точность вычислений по дозировке топлива. Мы приходим к тому, что оборудование должны быть подобранно от и до, целым комплектом от одного производителя.
Например:
Вы знаете, что на автомобиле установлен неплохой бензонасос достойного качества с высокой производительностью. Не станете же заменять его на более низкое качество с непонятными характеристиками, замеренными даже не инженерами, а красноносым Васькой с третьего подъезда, причем рассказал он, что насос просто огонь и дует так, что пальцем не заткнуть.
А сколько это? Пальцем не заткнуть? И на сколько этого хватит? Не понятно…
Деваться некуда, Васька для нас друг, а значит не обманет…Ставим…И тут понеслось.
Насос не встает на родную горловину бака, да не вопрос – ща все нарежем, заклеим, уплотним. Магистраль не подходит по диаметру, не вопрос – это же пластик, а значит растянем, греем и натягиваем. А тут же были родные «Тойотовские» фиксаторы соединений для быстрого съема? ЩА все будет! «Сунь сам жим круть» — это хомуты известной марки у всех стоят! А че они прокручиваются и не затягиваются? Так они ж от пережима предохраняют!
— Включай зажигание! Жужжит?
— Да! Но странно как то.
— Это нормально! Он такой мощный, что его нельзя в магистраль подачи врезать, а потому пусть через «обратку» давление качает.
— Так ведь не поедет!
— С ума выжил? Тебе экономия важна или езда?
Вот по такому принципу можно получить установку ГБО.
Обращаясь в сервисные центры за помощью для перевода Вашего любимого авто на газобаллонное оборудование в первую очередь обратите внимание на системы с которыми они работают. Т.е. в приоритете оборудование целым комплектом должно быть скомпоновано и подобрано от блока ЭБУ до винтика. Желательно все одной фирмы. Это как минимум залог того, что все элементы и исполнительные механизмы надежно подогнаны производителем для точной работы.
Определите для себя количество цилиндров Вашего авто, объем и мощность, тип впрыска и вид двигателя. Опираясь на данные характеристики необходимо уточнить какой комплект предлагает Вам сервисный центр.
Ваш авто УАЗ Патриот 2700 128 лс, его двигатель атмосферный имеет 4 цилиндра, тип впрыска распределенный (время впрыска каждого цилиндра рассчитывается индивидуально). Соответственно нам необходим комплект под 4-е цилиндра, поддерживающий работу с распределенным впрыском и способным перекрыть мощность автомобиля производительностью исполнительных механизмов. В основном мощность рассчитанных комплектов ГБО указана в кВт. Конвертируем лс в кВт, где 128 лс = 94 кВт.
И вот тут начинается интересное, наши конструкторы умудрились в такой объем уместить всего 128 лс, но зато тяговых. Здесь мы начинаем понимать, что комплекта под данную мощность может не хватить, а потому мы выбираем ему комплект на «вырост». А значит важно уточнить у установщиков под какую заявленную мощность комплект, выбран ими и способен ли он обеспечить стабильную работу на всех режимах.
Комплект подобран, выбираем баллон, важно уточнить как они его крепят, будет ли осуществляться вентиляция запорной арматуры и соответствует ли мультиклапан всем нормам безопасности (кстати, установка запорного мультиклапана на баллон без электроклапана в Европе запрещено законом, у нас же их ставят в 90% сервисных центрах ГБО из-за понижения стоимости, т.е речь о вашей же безопасности).
Обратите внимание на подбор магистрали, мы рекомендуем использовать термопластик (строго надежных производителей). Уточните как будет осуществляться проводка магистрали подачи газа (главный приоритет никаких трущихся и подвижных деталей, крепление к кузову и раме должно быть надежным, не менее 15 см от выхлопной системы).
Так же обратите внимание не работает ли красноносый Вася в данном сервисе, с каким инструментом они работают и готовы ли продиагностировать Ваш авто перед установкой, потому как очень важно принять в работу полноценно исправный автомобиль, т.е без скрытых неисправностей. А иначе вовремя незамеченная неисправность может привести к печальным последствиям, которая отнимет немало ваших нервов, времени и средств, доказывая Кто виноват и Что делать.
Источник http://piter-at.ru/raznoe/chto-takoe-gbo.html
Источник http://avtomancar.ru/news/chto_takoe_gbo_v_avtomobile/
Источник http://uazbuka.ru/engine/GBO/faq_gas_1.html