Содержание
Установка газового оборудования на автомобиль своими руками
Установка газобаллонного оборудования связана в первую очередь с желанием сэкономить. Но всегда ли установка еще одной топливной системы будет выгодна автомобилисту и не повлечет ли вмешательство в конструкцию автомобиля к дополнительным затратам? Перечисли недостатки ГБО.
Давайте попробуем разобраться с многочисленными вопросами, которые возникают практически у всех, кто готовится поставить газ на свой автомобиль. Какие недостатки есть у ГБО?
Вероятно, следует исходить из того, что современный автомобиль является готовым и самодостаточным продуктом. Не поленитесь и найдите в Интернете информацию о том, сколько потратил автопроизводитель на создание именно вашего автомобиля. Как правило, это сотни миллионов или даже миллиарды долларов. Естественно часть этой суммы ушла на оплату труда лучших инженеров мира. Поверьте, они не зря едят свой хлеб.
В реальной жизни мы часто наблюдаем картину, когда сосед по гаражу, механик ближайшего СТО или сотрудник газовой колонки с пеной у рта доказывают, что установка ГБО не носит никакого вреда автомобилю. А дипломированные инженеры, способные разработать двигатель «с чистого листа», почему-то молчат. Точнее, молча создают моторы, предназначенные для работы на жидком топливе.
Да, некоторые производители комплектуют свои автомобили заводскими газовыми установками, но стоимость такого рода ГБО в несколько раз выше, чем установка «газа» в любом гаражном кооперативе. И на то есть все основания.
1. Повреждения кузова
Установка ГБО влияет не только на двигатель, но и на весь автомобиль в целом. Кузов является базовой и самой дорогой деталью автомобиля. При установке ГБО в нем сверлят отверстия, через которые крепится газовый баллон. Под днищем прокладывают газовую магистраль и крепят ее, опять таки к кузову. В подкапотном пространстве к кузову крепят газовый редуктор.
Все эти места крепления, как правило, сквозные и именно в них через несколько лет возникают очаги коррозии. Редко кто из установщиков ГБО «заморачивается» антикоррозийной обработкой всех монтажных отверстий.
2. Пожароопасность
Слухи о том, что газовый баллон может взорваться, чаще всего преувеличены. Во-первых, есть множество защитных клапанов и механизмов, которые срабатывают в случае утечки газа. Во-вторых, сам газовый баллон значительно прочнее бензинового бака. Но наличие «на борту» двух топливных систем и удвоенного запаса топлива все же повышают пожароопасность. Более того, если оборудованный газом автомобиль уже горит, (по независящим от ГБО причинам) вероятность взрыва и нанесения ущерба окружающим существенно увеличивается.
3. Система охлаждения
Особенность конструкции всех систем ГБО предполагает вмешательство в систему охлаждения двигателя. Именно в местах подключения газового редуктора к штатной системе охлаждения чаще всего возникают проблемы, связанные с герметичностью системы охлаждения. Связано это в первую очередь с использованием низкокачественных патрубков, хомутов и тройников.
4. Электрика двигателя
Современные газовые установки имеют свой блок управления, но с целью получения исходных данных для расчета используют штатные датчики и исполнительные узлы автомобиля. Как правило, информация берется напрямую с бензиновых форсунок. Места некачественного сопряжения проводов часто окисляются и являются причиной некорректной работы ГБО.
5. Впускной коллектор
Для получения топливной смеси газ необходимо смешать с воздухом в определенной пропорции. Чаще всего образование газо-воздушной смеси происходит во впускном коллекторе. Для этого в нем при установке сверлятся дополнительные отверстия. В случае некорректной работы возможны «хлопки» – газо-воздушная смесь загорается прямо в коллекторе. Стоит отметить, что у многих современных автомобилей впускные коллекторы пластиковые и «хлопки» для них смертельно опасны – их просто разрывает.
6. Турбина
Современные турбированыне моторы не долго «живут» на газу. Во-первых, газ имеет более высокую температуру горения, а во-вторых, горит дольше. Получается, что выхлопные газы мотора, работающего на газу, имеют более высокую температуру. Это повышает тепловую нагрузку на горячую крыльчатку турбины. Эти же температурные и временные факторы влияют и на ресурс выпускных клапанов.
7. Катализатор
Подавляющее большинство бензиновых автомобилей оборудованы катализатором. Это устройство предназначенное для дожигания всего того, что не успело сгореть в цилиндре двигателя. Катализаторы бывают разными, но большинство из них имеет определенные температурные ограничения. Если температура выхлопных газов слишком высокая – катализатор плавится и перекрывает путь выхлопным газам.
8. Высокие обороты
При высоких оборотах газовая смесь не успевает сгореть в цилиндре и вредит температурно нагруженным деталям двигателя. Все дело опять-таки во времени горения. Да, газ хорошо себя зарекомендовал на низкооборотистых моторах большого объема. При низких и средних оборотах правильно установленная и хорошо настроенная система ГБО большого вреда не наносит.
9. Сложность обслуживания
Газобаллонное оборудование требует регулярного и качественного сервисного обслуживания. Если система второго поколения, установленная, к примеру, на Lanos может быть отрегулирована практически в любом гараже, то более современные системы требуют от сервисменов гораздо более высокой квалификации и наличия дорогостоящего оборудования. Обслуживание и настройку современного ГБО делают далеко не на всех сервисных станциях. И стоят эти услуги не дешево.
10. Отсутствие запаски
Иногда газовый баллон ставят вместо запаски. Само запасное колесо в этом случае девать некуда. Некоторые водители возят запаску в багажнике. Многие покупают «докатку» или ремонтный баллон с пеной. Все это компромиссные решения – тот, кто хоть раз ловил на трассе хорошую яму, знает, что полноразмерная запаска в дальней дороге бывает очень нужна.
Подводя итог, стоит опереться на расчеты. Для малообьемных современных автомобилей с небольшим годовым пробегом установка ГБО, скорее всего, окажется нерациональной. А вот для старых автомобилей с атмосферными моторами большого объема переход на газ может оказаться выгодным, невзирая на все вышеперечисленные риски.
Как установить газовое оборудование на автомобиль
Глядя на стоимость бензина на заправках, автолюбителям приходится задуматься об альтернативных видах топлива. И на ум приходит только один вариант — установка газового оборудования на автомобиль. На современном рынке есть системы для работы на двух видах газа — метане (сжатый газ) и пропан-бутане (сжиженный газ). Первый вариант из-за больших габаритов оборудования можно применять только на грузовых авто. Что касается второго варианта (пропан-бутана), то он актуален для более популярных легковых авто. Остается разобраться, стоит ли переделывать авто, какому поколению ГБО отдать предпочтение и какую фирму выбрать.
Установка газового оборудования: плюсы и минусы
Важно понимать, что переоборудование машины на газ — это серьезное решение, принимая которое нужно осознавать все потенциальные риски и плюсы. Начнем с положительных качеств:
- Экономия. Главная причина перехода на газ — желание снизить затраты на топливо. Стоимость газа намного ниже, чем цена популярных марок бензина А-92 и А-95. К примеру, литр пропана стоит 16-20 рублей, а такой же объем А-95 — 30-35 рублей. Если машина с расходом топлива 10 литров на 100 километров проезжает в год 10 000 километров, то годовая экономия около 10 тысяч рублей. При этом чем больший километраж проходит авто, тем быстрее окупаемость.
- Повышение ресурса. В отличие от бензина, газ отличается высоким октановым числом, которое составляет от 100 и более. Итог — удивительно «мягкая» работа силового узла. При этом «голубое топливо» сгорает равномернее и не дает столь мощную нагрузку на цилиндропоршневую группу. Но и это еще не все плюсы. Высокое октановое число исключает детонацию на холостых оборотах и в движении, что приводит к повышению ресурса силового узла.
- Продление «жизни» свечей. Плюс газа — сгорание в цилиндрах без остатка, поэтому на электродах свечей не остается ничего лишнего. Итог — изделия служат на 35-40% дольше.
- Увеличение срока службы масла. Одно из главных преимуществ газового топлива — качественное и равномерное смешивание с воздушным потоком. Как следствие, готовая смесь не смывает масляную защиту с внутренней поверхности цилиндров. Вот почему в двигателе, который работает на газу, масло чище и способно сохранять идеальные вязкостные характеристики в течение длительного периода. При полном переходе на газ масло служит на 30-40% больше.
- Польза для экологии. Газ по своей структуре — экологически чистый продукт, который сгорает почти без остатка. Выхлопные газы, работающего на «голубом топливе» автомобиля, не содержат вредных присадок или серы. По уровню токсичности выбросов газ уступает только «зеленым» автомобилям на водороде или электричестве.
- Удобство в применении. Современное оборудование способно автоматически выбирать нужный тип топлива. При желании водитель может вручную определять топливо (как правило, это осуществляется с помощью тумблера).
- Минимальная взрыво- и пожароопасность. Несмотря на стереотипы утечка газа менее опасна, чем выход наружу паров газа. Если же появляется механическое повреждение (трещина в баллоне или системе подвода газа), то топливо быстро охлаждается, переходит в состояние газа и улетучивается. При минусовой температуре вероятность воспламенения и вовсе минимальна.
Может показаться, что плюсов уже хватит и можно срочно ехать к специалистам СТО для переоборудования авто. Но не все так гладко. Установка газового оборудования имеет и определенные минусы:
- Потеря части багажного отсека. Баллон с газом — массивная конструкция, которая «крадет» часть багажного пространства. Такая особенность устроит далеко не всех дачников и любителей дальних путешествий. Но это проблема решаема — можно установить компактное ГБО.
Газовое оборудование занимает достаточно много места в багажнике
Поколения ГБО
Немаловажный вопрос — выбор подходящего поколения ГБО. Здесь многие автолюбители стараются сэкономить и ставят более устаревшие системы. Но в конечном итоге такой риск неоправдан. Во-первых, у старых систем более низкая степень защиты, а во-вторых, выше расход.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Видео: Установка ГБО
Всего же существует пять поколений:
- Первое поколение. Отличие таких систем — наличие редуктора раздельного типа (испарителя газа). Массовое применение систем началось в середине девяностых годов прошлого года. Сегодня ГБО 1-го поколения почти не применяется, но многие специалисты на СТО положительно отзываются о его надежности. Есть и такие мастера, которые пошли еще дальше и занялись усовершенствованием системы.
- Второе поколение. Данный тип ГБО имеет большой недостаток. Здесь подача топлива производится вручную, то есть при помощи дозатора (трубки небольшого размера с определенным отверстием внутри). В ГБО-2 диаметр такого отверстия зависит от позиции специального поперечного винта. Чем больше он вкручен, тем меньше сечение. При этом в практическом применении позиция такого винта не меняется. Необходимость регулировок возникает лишь в случае загрязнения воздушного фильтра.
- Третье поколение. В ГБО 3-го поколения есть специальный дозатор. Подача газа производится с помощью моторчика, питающегося от бортовой сети. Работа дозатора полностью зависит от считывающего электронного узла, которые получает данные с датчика кислорода. Основное отличие ГБО 3-его поколения — возможность настройки основных параметров через ПК.
- Четвертное поколение. Такая система стала настоящим прорывом в ГБО и пользуется широким спросом и сегодня. Ее особенность — подача газа непосредственно из редуктора к форсункам силового узла. Функциональность «газовых» форсунок немногим отличается от своих бензиновых «собратьев». Их задача — подать горючую смесь в область впускных клапанов.
«Мозг» системы — это специальный блок управления, который раздает команды форсункам и принимает информацию от клапанов. Как следствие, обеспечивается идеальный режим подачи газа. Чтобы настроить или восстановить работоспособность системы без компьютера (ноутбука) и специального ПО не обойтись. Есть у ГБО 4-го поколения и определенного ограничение — его не удастся поставить на авто с системой впрыска типа Mitsubishi GDI.
- Пятое поколение. В последние годы все более популярна система LPI — разработка голландских специалистов. Ее плюс — впрыск сжиженного газового топлива прямо в камеру сгорания транспортного средства. Данный вариант идеален для авто, имеющих моторы типа GDI. Работа ГБО 5-го поколения возможна лишь при установке насоса высокого давления (он монтируется непосредственно во внутренней части баллона). В России эта система пока не приживется по причине низкого качества газа.
Вывод
Нужна ли установка газового оборудования на автомобиль — это индивидуальное решение, которое зависит от целого ряда факторов (состояния кошелька, транспортного средства, километража и так далее). Если вы приняли положительное решение, то можно отдать предпочтение следующим производителям:
- Италия — Lovato, Bigas, OMLV, BRC;
- Франция — Gurtner;
- Литва — Tamona;
- Голландия — Prins;
- Россия — Альфа, GIG.
Как установить ГБО на автомобиль бюджетно и безопасно
О переводе автомобиля на газ задумываются многие водители, ведь нельзя, заезжая на заправку, не заметить разницу в ценах между ним и бензином. Она колеблется в зависимости от сезона, но даже сейчас, когда газ традиционно для конца лета подорожал, он все равно остается вдвое дешевле бензина. Экономия очевидна, остается лишь выбрать качественное оборудование и найти хорошего установщика. Реклама установки ГБО висит едва ли не на каждом углу, и везде «оборудование №1» да, «лучшее из лучших». Что же и как выбрать?
Прежде всего не стоит экономить на установке. Современное газовое оборудование требует квалифицированного подхода. В особенности под капотом, где предстоит внедряться в штатную топливную систему: газовые форсунки врезаются неподалеку от бензиновых. А главное — каждый автовладелец хочет, чтобы эксплуатация на газу была безопасной. Вопреки слухам, безопасность автомобиля на данном виде топлива не ниже, чем на бензине или дизеле. С одним «но» — установку оборудования должны выполнять профессионалы.
Поэтому выбор ГБО начинается с выбора компании-установщика. Основные критерии — репутация и то, как долго компания существует на рынке. К самостоятельным «гаражным» установщикам стоит обращаться лишь в том случае, если их квалификация подтверждена сертификатами от представителей брендов газового оборудования, которым занимается мастер. Справедливости ради стоит отметить, что среди «гаражников» есть настоящие мастера своего дела с опытом работы на крупных СТО, просто уставших работать «на кого-то». Такие мастера всегда стремятся совершенствовать свои навыки, поэтому регулярно посещают обучающие семинары и имеют немалое количество подтверждающих это дипломов, сертификатов. Они могут дать официальную гарантию на оборудование и, главное, поддерживать эту гарантию. Также, что важно, они выдадут документы, необходимые для регистрации ГБО. Напомним, что после установки газа необходимо внести изменения в свидетельство о регистрации автомобиля. Грамотный специалист подберет и предложит варианты оптимальной конфигурации газового оборудования с учетом особенностей автомобиля, а также места установки компонентов ГБО. Остается лишь выбрать из предложенных вариантов и согласовать точки установки. Как это сделать и как потом проверить качество установки? Мы подскажем.
Актуальные автоновости
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ГБО
От мощности процессора блока и его программного обеспечения зависит качество работы ГБО: мощность и динамика автомобиля, расход топлива. Блок должен быть подобран в соответствии с двигателем. Особенно тщательно следует выбирать оборудование для авто с прямым впрыском топлива: TSI, FSI, TFSI, GDI. Эти моторы особенно требовательны к топливной системе, и здесь экономить на оборудовании недопустимо! Блок управления ГБО в двигателях с прямым впрыском обеспечивает не только работу газового оборудования, но и сохранность штатных бензиновых форсунок. При установке ГБО в авто с «обычным» двигателем по возможности стоит отдавать предпочтение оборудованию, имеющему обратную связь со штатным электронным блоком управления посредством шины OBDII для обеспечения оптимальной, максимально приближенной к «бензиновой», работы двигателя и экономичности.
РЕДУКТОР ГБО
Редуктор газового оборудования обязательно должен быть выбран с учетом мощности автомобиля. Нужно понимать, что универсальных решений не существует: редуктор, рассчитанный на двигатель до 100 лошадиных сил, не сможет обеспечить оптимальное давление в системе, если двигатель мощнее. И наоборот, слишком мощный редуктор будет создавать избыточное давление.
Место установки этого устройства должно быть выбрано так, чтобы обеспечить возможность подсоединения к нему всех нужных патрубков и чтобы при этом оставалось достаточно пространства для обслуживания — например, регулярной замены фильтра.
Редуктор обязательно подключается к системе охлаждения двигателя, которая в данном случае выполняет прямо противоположную роль: нагревает его. Ведь редуктор в процессе работы сильно охлаждается. Он должен находиться ниже верхней точки системы охлаждения, а подключение к ней должно быть параллельным, а не последовательным.
Газобаллонное оборудование автомобиля
Топливная система
ГБО (Газобаллонное оборудование) для автомобиля является системой, состоящей из нескольких устройств, благодаря которой становится возможным использовать в качестве топлива автомобиля природный газ. Установка ГБО не предусматривает демонтаж штатной системы питания, то есть автомобиль по выбору владельца, может работать и на том, и на другом виде топлива.
Для легкового автомобиля в ГБО применяется смесь из пропана и бутана. Преимущества перехода на ГБО очевидны — это экономия денежных средств как на топливе, так и на ремонтах и обслуживании двигателя. Недостатки у ГБО тоже есть: снижение мощности двигателя, повышение массы автомобиля, затраты на установку оборудования.
Устройство ГБО предполагает наличие следующих элементов:
- Баллон;
- Редуктор;
- Смеситель.
Среди узлов ГБО автомобиля главным является редуктор. Это устройство предназначено для поддержания оптимального давления газа. Раньше в автомобильной промышленности лидировали карбюраторные системы подачи топлива. Теперь более популярными стали системы прямого впрыска в связи с разработками оборудования нового поколения. Производители газового оборудования начали искать способы адаптироваться под происходящие изменения. Так появился распределенный впрыск газа.
Поколения ГБО
Поколения ГБО
На сегодняшний день выделяют шесть поколений газобаллонного оборудования для автомобиля. Оборудование первого поколения можно было устанавливать только на карбюраторные двигатели, его устройство позволяло только такой вариант. Оборудование второго поколения отличалось лишь тем, что запорный клапан редуктора был вакуумным, а стал электромагнитным. Это оборудование стало доступным и для инжекторных двигателей.
Оборудование третьего поколения уже оборудовано системой автоматической коррекции подачи газа. Начиная с четвертого поколения оборудования произошли существенные изменения. Появился распределенный газовый впрыск и редуктор теперь действует уже по совершенно иным принципам.
Начиная с пятого поколения оборудования в качестве топлива возможно применять только пропан-бутановые смеси, так как изменился принцип подготовки смеси. Плюсов в этой системе значительно больше, но она стала более дорогой по цене и в обслуживании.
Наконец, шестое поколение оборудования разработано для автомобиля с двигателем непосредственного впрыска. Сейчас это самое перспективное направление развития.
Особенности системы распределенного впрыска
Газовое топливо, как и прежде, поступает к редуктору из баллона. Редуктор закреплен под капотом машины. Он необходим для испарения жидкой фазы СНГ и для того, чтобы стабилизировать выходное давление на показателях от 0,2А до 1А.
Газовые системы инжекторного типа не обладают тонкими, чувствительными мембранами, поэтому не подходят для дозирующей. Поэтому впрысковые газовые редукторы для авто надежнее, чем разработки предыдущего поколения. Его устройство схоже с редуктором для газовой плиты, отличается наличием испарителя. Благодаря простой конструкции поддерживать нужную температуру газа и давление в ней надежнее. Ключевым параметром для редуктора является развитые и множественные внутренние контактные поверхности и размер.
Как устроен газовый редуктор
Схема газового редуктора
Вне зависимости от модели, устройство редуктора предусматривает наличие камер и соединительных клапанов. Помимо этого еще есть канал холостого хода, испаритель и система разрешения подачи газовой смеси. Такое устройство редуктора дает возможность снижать давление газовой смеси поэтапно, а также испарять жидкий газ до того, как он проникнет в цилиндры мотора.
Для нормального функционирования редуктора его устройство должно включать в себя систему подогрева, так как испарение газа сильно охлаждает редуктор.
Регулировка редуктора
Регулировка и настройка газового редуктора может выполняться двумя способами: давлением во второй ступени и количеством газа, который проходит через канал холостого хода. Регулировка должна выполняться при прогретом до рабочей температуры двигателе.
Регулировка осуществляется при помощи винта, зажимающего пружину. Закручивание винта снижает подачу газа, выкручивание — повышает подачу газа. То есть действие аналогично действию крана.
Понять правильно ли проведена регулировка холостого хода можно по степени вибрации мотора. Запустите мотор, удерживая открытой дроссельную заслонку. Отпускайте понемногу заслонку, снижая обороты до минимума, но не давая мотору окончательно заглохнуть.
Фильтр тонкой очистки
Назначение фильтра — сохранять герметичность даже на максимальных показателях давления, но пропускать отфильтрованный газ в достаточном количестве. Несмотря на сходство с бензиновыми фильтрами они не являются взаимозаменяемыми. Размер ячеек фильтрации отличается. У бензиновых фильтров ячейки больше, поэтому необходимый уровень очистки они обеспечить не смогут, но смогут спровоцировать выход всех систем из строя.
Газовый инжектор
Газовый инжектор
Это основной элемент всей системы. Он отвечает за сохранение внешней герметичности и препятствует возникновению утечек. Главные характеристики:
- Скорость сбрасывания ГИ;
- Характеристика дозирования;
- Ресурс инжектора;
- Электрическая мощность.
Электронный блок управления
Это может быть как независимая программа, управляющая системой впрыска газа, так и управляемая штатно и зависимая от блока управления. Возможен комбинированный вариант.
Плюсы и минусы газового оборудования на автомобиле
Для экономии средств при повседневном использовании транспортного средства большая часть автолюбителей использует так называемые газовые установки. Такие системы позволяют использовать в качестве основного топлива пропан или метан тем самым сокращая затраты на содержание авто в несколько раз. Для наглядности предлагаем вам рассмотреть ситуации, в которых монтаж газового оборудования будет выгоден и какие «плюсы» и «минусы» имеет подобное мероприятие.
Преимущества ГБО для автомобиля
В настоящее время на выбор автолюбителей предложено целых шесть поколений газовых установок для пропан-бутана и четыре для метана. Стоит отметить, что наличие такого количества модификаций является своего рода маркетинговым ходом, так как по факту существенные изменения в работу установок были внесены только три раза, а все остальные этапы модернизации проводились только с целью незначительных улучшений.
На данный момент стоит рассмотреть только четверное и пятое поколение ГБО, так как предыдущие версии являются устаревшими, а шестая и вовсе не доступна для автолюбителей нашей страны.
Безопасность
При установке ГБО первое, о чем необходимо подумать это степень безопасности водителя и пассажиров при возникновении аварийных ситуаций. Любой газ является взрывоопасным, поэтому стоит рассматривать самый худший исход. При взрыве пропан-бутана вы рискуете получить ожоги и, конечно же, сильный испуг от характерного хлопка. Однако фатальных последствий в этом случае можно избежать.
Взрыв метана очень сильный это объясняется наличием высокого давления в баллонах. Думаю каждый хотя бы раз видел авто с баллонами установленными на крыше. Такой подход является оправданным, так как при возникновении аварийной ситуации взрыв будет направлен вверх, что может страсти жизнь водителя и пассажиров.
В новейших установках такой исход практически полностью исключен благодаря наличию многоступенчатой распределительной системы.
Производительность авто
Многие автолюбители при рассуждении о преимуществах и недостатках газовых установок опасаются того что применение ГБО может повлечь за собой возникновение сложных поломок двигателя из-за того что октановое число газа на много выше (газ – 105, бензин – 98). Однако эти предположения являются неверными, так как современные ГБО оборудуются специальными регуляторами горения газа.
Кроме того часто говорят о том что монтаж ГБО отрицательно сказывается на степени производительности авто из-за максимальной скорости распределения горючего. Да, эти показатели у бензина и газа отличаются, однако всего на соты доли процента, что соответственно не может стать причиной снижения производительности силового агрегата.
Окупаемость
При установке ГБО каждый автолюбитель желает прежде всего сократить затраты на топливо. Получится ли это у вас при личном или коммерческом использовании авто? Конечно, да!
Для того чтобы выполнить монтаж системы с помощью профильных специалистов вам придется потратить примерно 50 тысяч рублей. После этого расход топлива в пределах города у вас не будет превышать 8 литров на сотню пробега. Если ежемесячно вы будете «накатывать» 2000 км, то при нынешней стоимости газа установка полностью окупит себя всего за один год.
Источник http://avto-love.ru/avtomobil/ustanovka-gazovogo-oborudovaniya-na-avtomobil-svoimi-rukami.html
Источник http://autodont.ru/fuel-system/gazoballonnoe-oborudovanie-avtomobilya
Источник http://automotogid.ru/plyusy-gazovogo-oborudovaniya-na-avtomobile-i-minusy-gaza-na-avto/