Содержание
Возможен ли возврат автомобиля в автосалон после покупки: что говорит закон?
Согласно Закону «О защите прав потребителей», вернуть автомобиль в салон после покупки можно только в том случае, если у машины был выявлен определенный дефект, не оговоренный на момент покупки. Также стоит изучить сроки и правила возврата.
Законодательство
В соответствии с Законом о «Защите прав потребителей» машина — это технически сложный товар, который нельзя вернуть либо обменять, если он имеет надлежащее качество. То есть сделать это невозможно, если машина просто не подошла владельцу по цвету, форме, размерам, комплектации. О возврате можно говорить только в том случае, если у автомобиля были выявлены определенные недостатки.
Когда возможен возврат автомобиля
Если с момента покупки прошло не больше 15 дней, вернуть машину можно в таких случаях:
- если в процессе эксплуатации были выявлены определенные недостатки и неисправности, о которых продавец не уведомил (ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей»). К примеру, при выборе продавец убеждал, что авто прекрасно поглощает уличные звуки, а на деле оно не поглощает их вообще, или у машины неисправны «дворники»;
- если на автомобиле нет следов эксплуатации. После покупки, как правило, покупатель успевает немного «объездить» машину. Но для возврата нужно, чтобы на лобовом стекле не было сколов, на сиденьях — масляных следов, а на капоте — царапин и вмятин.
Если после покупки прошло более 15 дней, то возврат возможен в таких случаях:
- при обнаружении у машины значительного недостатка (ст.18 ФЗ «О защите прав потребителей»);
- при отказе салона проводить ремонт по гарантии;
- если ремонт по гарантии затягивается на срок более 45 дней;
- при многократных поломках машины (больше двух раз).
Недостатки, при наличии которых можно вернуть автомобиль, могут быть следующими:
- неустраняемые;
- недостатки, которые можно устранить, но с серьезными вложениями;
- проявляющиеся после каждого ремонта заново;
- недостатки, которые способствуют возникновению других недостатков.
При наличии оснований нужно воспользоваться следующей инструкцией:
- приехать на машине в салон, взяв с собой все полученные при покупке документы;
- объяснить свои требования и причину возврата.
По закону потребитель праве рассчитывать на следующее:
- возвращение полной суммы, уплаченной за машину;
- обмен на аналогичный автомобиль, но лишенный имеющегося дефекта, без перерасчета стоимости (п. 1 ст. 24 Закона «О защите прав потребителей);
- обмен на машину другой марки с перерасчетом цены;
- устранение дефекта за счет салона;
- компенсация цены за ремонт машины.
Если часть суммы была оплачена лично владельцем, салон должен возместить ему эти средства. По Закону «О защите прав потребителей» владелец машины, который купил ее в салоне и вернул по причине ненадлежащего качества, имеет право на компенсацию всех затрат. Салон оплачивает все услуги, проведенные заемщиком: оценку автомобиля, а также банковские операции, если какая-то часть кредита была внесена. Если салон не согласен с условиями и отказывается возмещать затраты, то взыскать компенсацию возможно через суд.
Как вернуть авто в салон
Чтобы вернуть машину в салон, нужно сначала подготовить все необходимые документы:
- гражданский паспорт (без идентификации личности средства не могут быть возвращены);
- договор купли-продажи; ;
- сервисная книга;
- документальное подтверждение неисправности машины (например, заказ-наряд).
Последовательность действий будет следующей:
- Зафиксировать неисправность. Обратиться для этого нужно к официальному представителю либо в салон, где покупалась машина. После диагностики нужно взять документ, подтверждающий дефект.
- Далее нужно обратиться к продавцу (производителю), подав заявление о бесплатном устранении недостатка.
- Если в течение 20 дней продавец не предпринимает никаких действий либо затягивает сроки ремонта, можно требовать расторжения сделки. Лучше составить заявление, где будет изложена суть требований.
- При отсутствии возврата в течение десяти дней надо написать претензию.
- Если ответа на претензию также нет, придется обращаться в суд с требованием о расторжении сделки в принудительном порядке.
Чтобы повысить свои шансы на успех, можно заручиться поддержкой профессионального юриста.
Судебная практика о возврате автомобиля ненадлежащего качества
При отсутствии возврата средств и ответа на претензию покупатель может подавать иск в суд. Заявление должно содержать следующую информацию:
- Название судебной инстанции.
- ФИО, регистрация (для граждан), название и юридический адрес (для организаций), данные о представителе, если он отстаивает интересы покупателя.
- Информация об ответчике.
- Указание нарушенных прав заявителя либо угрозы их нарушения.
- Основные требования истца и величина иска.
- Обстоятельства, ставшие причиной подачи иска.
- Доказательства, подтверждающие указанные в документе события.
- Подпись и дата (с расшифровкой).
Надо учитывать, что такие дела, как правило, рассматриваются довольно долго. Вряд ли это займет меньше двух месяцев. Если дело было рассмотрено, и суд встал на сторону истца, он может получить возврат полной стоимости машины, ремонт за счет продавца, уменьшение стоимости пропорционально обнаруженному дефекту или деньги, которые были уплачены за ремонт в сервисе.
Таким образом, при наличии оснований возврат автомобиля в салон возможен при условии учета всех законодательные моменты. Не будет лишним заручиться профессиональной юридической поддержкой.
Блог инженера по гарантии. «Вредные советы»: как вернуть автомобиль дилеру
Собственники и руководители дилерских центров по всей стране еще после кризиса 2008 года заметили, что каждое резкое снижение курса рубля и падение доходов населения провоцируют рост «потребительского экстремизма» (страшно звучит!) среди клиентов. Шквал претензий, желание поиметь что-то на халяву, а то и вовсе возврат дилеру своего автомобиля за полную стоимость. Как это выглядит в правовом поле? Можно ли вернуть дилеру автомобиль и даже заработать на этом? Давайте разбираться! «Вредные советы» от инженера по гарантии — в конце статьи…
15 дней с момента покупки — автомобиль можно вернуть в случае поломки
Что можно обменять джинсы или кроссовки, не подошедшие по размеру или фасону, знают многие, но с автомобилем это так же просто не пройдет. По закону автомобиль — технически сложный товар, и в отношении него потребитель не вправе расторгать договор купли-продажи (ДКП) или менять, потому что цвет не подошел.
В моей практике по этому поводу был курьезный случай! Клиент купил Рено Логан на «механике» в красном цвете, а через пять дней захотел обменять на черный или серебристый (возможно, друзья в гараже что-то про цвет нелестно высказались). Естественно, отказали — все в рамках закона.
Но клиент вправе вернуть автомобиль, если обнаружил в нем серьезный недостаток. Любой! Загорелся «чек» или перегорела лампочка — имеете право на возврат в течение 15 дней! Правда, на практике этого практически не бывает. В первые две недели на покупателей действует эйфория от новой покупки, которая им просто очень нравится.
Уловки дилеров. Чтобы не вызвать желание клиента поменять автомобиль, меняем бесплатно лампочки, регулируем, подтягиваем, устраняем скрипы в салоне. Года два назад на Солярисе всю переднюю панель проклеили «антискрипом» бесплатно. В общем, первые две недели дилер — «просто душка».
Уловки клиентов. На моей практике не было, но коллеги рассказывали про перегоревшие лампочки, на которых дата производства на пять лет старше машины. Понимаю, желание халявы, но не думайте, что в ДЦ дураки сидят.
45 дней — максимальный срок гарантийного ремонта
Это число, кажется, знают уже все (не только владельцы гарантийных автомобилей, но и покупатели утюгов и чайников). Но не все знают, откуда ноги растут. Исходит оно из ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей». Вообще статья гласит, что срок гарантийного ремонта товара определяется соглашением между сторонами, но не может превышать 45 дней. Т. е. если заключите соглашение на меньший срок, то и отремонтировать вам, например, автомобиль обязаны быстрее. Но не думаю, что найдется дилер, который пойдет на такое соглашение.
Как это выглядит на практике? Клиент сдает в ДЦ автомобиль (пусть будет Suzuki Vitara) с жалобой, допустим, на стук в подвеске. Все! Для дилера и производителя (в данном случае импортера, т. к. Suzuki в нашей стране не собирают) пошел срок ремонта.
Если случай негарантийный (замят рычаг подвески, порван «пыльник»), дилер должен вам это показать и доказать! В нашем центре на каждый отказ в гарантии составляем письменный ответ клиенту.
Если это все же гарантийный случай (а во второй серии блога мы затрагивали типичные случаи гарантии и отказов), то срок идет независимо от того, используете вы свой автомобиль или он стоит у дилера.
Чем грозит превышение срока? Теперь уже ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» позволяет владельцу автомобиля потребовать его замены или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (мое примечание: только если вы купили автомобиль у этого же дилера, который нарушил сроки ремонта). Т. е. купили Солярис за миллион, ездили три-четыре года и вернули туда же за миллион! Заманчиво…
Уловки дилеров. Соблюдение сроков гарантийного ремонта тщательно отслеживается! Если есть риск превышения (например, прошло 40 дней с даты заезда, а запчасть редкая и идет из-за границы), то стараемся продлить срок ремонта соглашением с клиентом. Это нам позволяет все та же ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кстати, клиент вправе и не заключать такое соглашение, но чаще всего даже рад. В этом случае конкретно мы, да и другие ДЦ, делаем клиенту подарок — дарим сертификат на ТО или что-нибудь из дополнительного оборудования («ветровики», например). Большинство без проблем соглашаются. Кто-то не знает свои права, а кому-то вполне нравится машина, а бег по судам — то еще удовольствие.
А еще мы после поступления запчасти закрываем тот наряд, по которому обратился клиент, а в день ремонта открываем другой, новый. И подсовываем на подпись. Получается, сегодня обратился и сегодня же сделали ремонт. Некрасиво, правда?
Уловки клиентов. Основная — пропáсть, перестать отвечать на звонки. Про одного такого клиента уже упоминал. Он перестал отвечать на телефонные звонки после поступления запчасти (ремонт — замена кнопки подогрева сиденья, запчасть пришла через десять дней после обращения). А на 46-й день клиент приехал и с порога заявил: «Заберите машину, отдайте 1,5 млн рублей». Наивный! Предвидя эту ситуацию, отправил ему заказное письмо с уведомлением о вручении на 43-й день! Видели бы вы его лицо, когда он понял, что «гениальный план» сорвался. Повторюсь, соблюдение сроков гарантийного ремонта тщательно отслеживаем!
Вторая — войти в доверие к приемщику. У одного из наших клиентов в мою бытность еще мастером-приемщиком это отлично получилось! Сдал машину на переборку КПП по гарантии (Дастер, шум от подшипников, коробка механическая) и сказал коллеге-приемщику, что два месяца будет в командировке и отпуске. Не торопитесь — сделайте качественно. Машину оставили на территории, провели дефектовку и запчасти заказали только через неделю. После поступления новых подшипников еще десять дней к ней не подходили — куда торопиться! В итоге закончили как раз к возвращению клиента — через 60 дней. Вот только вернулся он не один, а с юристом и претензией на расторжение ДКП (договора купли-продажи). Естественно, руководство обоснованную претензию удовлетворило и деньги выплатили. А среди причастных к этому делу сотрудников прошла «волна репрессий».
30 дней суммарно на несколько гарантийных ремонтов
Если срок в 45 дней у всех на слуху, то про 30 дней большинство моих клиентов просто не знает. А упомянутая ранее ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что владелец автомобиля (и вообще товара) может потребовать его замены или отказаться от исполнения договора купли-продажи при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. А как это выглядит на практике, говоря простыми словами?
Данный пункт ст. 18 касается только тех случаев, когда автомобиль не используется во время гарантийного ремонта: обездвижен и находится у дилера. Так вот, если суммарно (при двух и более) гарантийных ремонтах вы не пользуетесь автомобилем в течение каждого года гарантийного срока более чем 30 дней, — имеете право его вернуть.
Например, автомобиль приобретен 15 июня 2019 года. Первый год гарантийного срока закончится 14 июня 2020 года. Допустим, 10 января 2020 года захрустел ШРУС (меняется вместе с приводом в сборе, например, на Рено), вы оставили машину у дилера на ремонт, а вернули ее вам из ремонта 30 января. Это 20 дней неиспользования товара! Затем 1 апреля 2020 года отказал насос ГУР. Вы опять оставили автомобиль у дилера на ремонт, а вернули его из ремонта 20 апреля. Это еще 20 дней неиспользования товара! Итого 40 дней невозможности использования товара! Суд уже будет на вашей стороне, не нужно ждать подобных инцидентов во всех «гарантийных годах».
И такой случай был в моей практике! Клиенту три дня по гарантии устраняли брак заводского окраса крыши, затем десять дней он ждал шланг для системы охлаждения (сильная течь была, нельзя ездить), ну и, наконец, 20 дней ушло на дефектовку, ожидание запчастей и ремонт углового редуктора. Итого 33 дня суммарно не пользовался автомобилем. 45 дней ни разу не превысили, но все же 1,5 млн за корейский кроссовер вернули.
Уловки дилеров. Первая — это, естественно, упомянутое ранее закрытие наряда, по которому клиент обратился, и открытие нового в день ремонта. Формально ремонт происходит одним днем, и клиент это подписал! Второе — это всеми возможными способами не брать автомобиль на стоянку, а выдать его клиенту на время ожидания запчастей. Т. е. если у вас стук вызван небольшим люфтом в шаровой опоре или небольшая течь масла из агрегата (неисправность не обездвиживающая), то сразу выдаем машину клиенту. Таким образом, рискуем только 45-ю днями, но не суммарным 30-дневным ремонтом.
Уловки клиентов. А тут уже от обратного. Опытные «экстремисты» (не люблю это слово в отношении клиентов, но все же) оставляют автомобиль при любой неисправности и тщательно контролируют даты в документах при их подписании.
Сразу вспоминается один случай. Клиент небезосновательно устроил скандал, когда увидел в заказ-наряде, что его Creta ремонтировалась не десять дней, а один. Сделали пометку для себя в программе, что с ним нужно быть внимательней и такого не повторять.
Подменный автомобиль на время гарантийного ремонта. Право или обязанность?
Уже упоминавшаяся ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» предписывает предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий такими же потребительскими свойствами. Многие клиенты это слышали и требуют подменный автомобиль при любом гарантийном ремонте. Однако правительством утвержден перечень товаров, на которые данное требование не распространяется. Автомобили среди них.
Т. е. требовать подменный автомобиль клиент не вправе. Это жест доброй воли от производителя. Знак уважения к клиенту, который при современном ритме жизни не может обойтись без автомобиля. Подменные машины имеют дилеры многих массовых брендов (Skoda, Renault, Hyundai). При этом таких автомобилей в дилерском центре мало, чаще всего не более трех штук. И они могут быть заняты другими клиентами. Имейте терпение.
Срок службы автомобиля
В данном случае это не дата, после которой нужно утилизировать «железного коня», а юридический термин. Если после окончания срока гарантии, но в течение «срока службы» вы обнаружили существенный недостаток — то вправе вернуть товар производителю или импортеру (но никак не продавцу, в нашем случае дилеру). Доказывать существенный недостаток придется с помощью экспертизы.
Производители (и импортеры) не заинтересованы в судах и потере денег. Например, Suzuki меняли клиентам лопнувшие блоки цилиндров на модели Grand Vitara с двигателем 2,4 литра уже после окончания гарантии, но во время «срока службы».
Если «срок службы» для технически сложного товара не установлен производителем, то по закону он считается равным десяти годам.
До 2008 года (опять про календарь кризисов) производители на этот термин практически не обращали внимания. А потом начались судебные иски владельцев семи-девятилетних машин. У кого-то сломался «автомат», а замена масла производителем не предусмотрена, у кого-то двигатель. Суды и экспертизы вставали на сторону клиента.
Сейчас ситуация со «сроком службы» следующая: европейцы по-прежнему не устанавливают «срок службы» (он остается равным десяти годам, респект им огромный), а наши и азиаты — кто во что горазд.
Например, у Лады — восемь лет на передний привод, шесть лет на «4×4» (бывшая «Нива») и десять лет — на Ларгус. У Хендэ и Сузуки — по шесть лет.
Существенный недостаток товара
Согласно терминологии — это недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.
По отношению к автомобилям к существенному недостатку можно отнести повторный гарантийный ремонт (любой) или выход из строя дорогостоящего агрегата (того же «автомата») в период «срока службы».
А теперь практика. На левом приводе Логана (модификации с МКПП серии JH) имеется пыльник-сальник. Та еще конструкция, да еще и герметичностью не отличается. Не то чтобы прям течет, но маслом потеет всегда и даже каплепадение появляется. Снижения уровня масла при этом почти нет, так можно ездить годами. Но в период гарантии надо устранять — ведь течь! Вот так три раза устраняли у одного клиента и в итоге были вынуждены забрать автомобиль. Ну а счастливый клиент пересел на Флюенс — там МКПП серии JR (как на Весте Sport! 😊), и такой конструкции и проблемы нет.
Возврат автомобиля дилеру
Итак, задаетесь целью покататься и вернуть автомобиль за полную стоимость? Не все так просто. В дилерских центрах клиентские отделы возглавляют практикующие юристы. Именно они придумывают схемы со вторым нарядом, отправкой писем-приглашений клиенту и ответами на ваши претензии. Хватит ли у человека, далекого от юридических тонкостей, умения перехитрить этот отлаженный механизм обороны?
Мой опыт показывает, что чаще всего не хватает. Редко клиенту, изначально задумавшему вернуть автомобиль дилеру, удается все это провернуть. Причина проста — такой клиент виден с первого визита, и его берут на особый контроль (в дилерской программе ставится соответствующая пометка). К каждому будущему визиту такого клиента в ДЦ тщательно готовятся: едва он записался.
А вот кому хватает сил все это провернуть — чаще всего это обычный и до поры до времени лояльный клиент, которому просто не повезло (или, наоборот, — повезло!) с нерасторопностью сотрудников ДЦ или поставщиков запчастей.
В начале статьи я обещал «вредные советы»! Раз обещал — дам их в виде алгоритма 😊
Итак, как бы поступил опытный инженер по гарантии, чтобы вернуть подержанный, но гарантийный автомобиль в салон за первоначальную стоимость:
1. Купил новый автомобиль.
2. При любом обращении в рамках гарантии (неважно — загорелся «чек», стук в подвеске или же крупная поломка) забирал себе экземпляр своей заявки с датой обращения. Ну или хотя бы фотографировал.
3. При подтверждении гарантийности случая не забирал бы автомобиль в пользование, а оставлял на площадке у дилера до окончания ремонта. «Не хочу ездить со стучащей подвеской», даже если это стойка стабилизатора (линк, яйцо).
4. При подписании документов, при приемке автомобиля из ремонта внимательно смотрел бы даты принятия и выдачи автомобиля. Они должны соответствовать реальным.
5. Обязательно забирать себе экземпляр гарантийного заказ-наряда. Подписал и сразу возьми: на следующий день уже не отдадут, скажут — отправили производителю.
6. Не подписывать соглашения о продлении сроков ремонта (вообще всегда нужно думать, что подписываешь).
7. Ну и последнее — прятаться от дилера, выжидая 45 дней, не брать трубку, «ошибиться» в адресе регистрации — все это нелепо, да и вообще смешно. С этим до суда вы не дойдете. Можно не начинать.
А вообще верю в «принцип бумеранга». Если нечестно заработал, то где-нибудь все равно убудет. А вы как считаете?
Как правильно вернуть машину в автосалон по закону
В некоторых случаях приобретенное авто не удовлетворяет в полной мере потребностям владельца: в нем обнаруживаются скрытые неисправности, препятствующие использованию ТС по назначению.
В подобном случае собственник начинает думать, как вернуть автомобиль в салон на законных основаниях.
Как обманывают салоны
Автодилеры идут на множество хитростей, чтобы получить выгоду. Автосалоны практикуют следующие способы мошенничества:
- подмена. Менеджер показывает клиенту одно ТС, а заключенный договор свидетельствует о покупке совершенно другой машины;
- утаивание информации при покупке ТС в кредит. Позднее оказывается, что на первый взгляд выгодные условия таят множество подводных камней, из-за которых владелец ТС обязан внести большую сумму за машину;
- автомобиль, представленный в качестве нового, на самом деле уже был в употреблении. Информация о пробеге должны быть прописана в договоре. Если сведения отсутствуют, возможно, покупатель – не первый владелец авто.
Обнаружив мошеннические действия дилера, следует немедленно обратиться в суд. Однако лучше заранее показать предлагаемый к подписанию договор автоюристу, который может выявить в документе скрытые признаки обмана.
По закону
Возможность возврата купленного товара отражена в Гражданском кодексе РФ и Законе № 2300-1 – «О правах потребителей».
Однако стоит помнить, что согласно Постановлению Правительства № 55 от 1998 года машина включена в список покупок, вернуть которые нельзя, если дефекты качества не были обнаружены. Поэтому отказаться от товара можно только в случае выявления технической неисправности.
Машина относится к категории технически сложных изделий, поэтому даже возврат неисправной модели сопряжен с некоторыми трудностями. Однако статья 18 Закона № 2300-1 и 503 ГК РФ в 3 пункте сообщают о наличии законного права на осуществление подобного действия. Согласно указанным положениям покупатель вправе рассчитывать на полное возмещение стоимости товара либо на его замену на аналогичный – об этом четко говорится в ст. 475 ГК РФ в пункте 2.
Автосалон в большинстве случаев будет пытаться выставить покупателя в качестве основного виновника возникновения технической неисправности и всячески затягивать сроки возврата или даже отказываться от осуществления последнего.
Закон, в котором указываются основные права потребителей, гарантирует гражданам защиту в случае нарушения продавцами соответствующих положений. Так, статья 13 в пункте 6 сообщает, что покупатель, получивший отказ в возврате авто, может обратиться за защитой в судебный орган. При этом размер возможной компенсации может в полтора раза превысить сумму, которую получил бы гражданин в случае решения проблемы без привлечения правоохранительных органов.
Срок обращения к дилеру или производителю также определен Законом № 2300-1. В статьях 18 и 19 установлены следующие временные рамки возврата:
- если в авто обнаруживаются дефекты, у покупателя есть 15 дней для возврата товара. Отсчет времени начинается с момента передачи ТС владельцу;
- если обнаружены существенные недостатки, а равно превышены сроки ликвидации неполадок, то возврат возможен в течение 2 лет;
- если существенный недостаток выявлен при помощи производителя, то возврат денежных средств может быть инициирован на протяжении всего срока службы машины, а если он не установлен, то в течение 10 лет.
Удовлетворить претензию продавец или производитель должны оперативно: ст. 22 Закона «О правах потребителей» дает лишь 10 дней на выдачу компенсации.
Основания для возврата
Включение авто, согласно Постановлению Правительства № 924, в перечень товаров с повышенным уровнем технической сложности создает некоторые проблемы с возвратом его в автоцентр.
Причины для возврата
Существенный недостаток. Из определения, данного в Постановлении Пленума ВС № 17 можно выяснить, что под подобным понятием подразумевается:
- неустранимость дефекта – даже если произвести надлежащий ремонт, устранить несовершенство технической конструкции не получится;
- несоразмерность расходов, необходимых для устранения недостатка, – рассчитывается для каждого индивидуального случая;
- превышение срока, необходимого для ремонта, отметки в полтора месяца;
- неисправность проявляет себя многократно и не позволяет использовать транспортное средство по назначению;
- брак проявился после проведения ремонтных работ.
В вышеперечисленных случаях покупатель вправе обратиться к продавцу с претензией и потребовать принять машину назад с полной компенсацией ее стоимости.
На основании 5 пункта 18 ст. Закона № 2300-1 продавец проводит независимую экспертизу, по результатам которой осуществляет возврат денежных средств или отказывается от выполнения подобного обязательства.
- Отказ от проведения ремонта, предусмотренного гарантией. В пределах этого срока автовладелец на законных основаниях может потребовать проведения ремонтных работ по устранению дефекта. Отказать продавец может только в одном случае: если изъян образовался из-за неправильного использования товара – об этом сообщается в 6 пункте ст. 18 ЗоПП.
- Автомобиль постоянно находится на ремонте, и его эксплуатация невозможна. Данные работы, превышающие 30 дней в календарном году, являются основанием для возврата машины и передачи уплаченных за нее средств обратно покупателю – 1 п. ст. 18 Закона № 2300-1. Причем неважно, является столь длительный ремонт результатом одной поломки или нескольких: дни ремонта суммируются.
- Нарушение продавцом или производителем сроков ремонтных работ, установленных в соглашении. При передаче авто для устранения недостатков следует особое внимание обратить на время, указанное для проведения подобных работ: продавец, как установлено в 1 пункте 20 статьи ЗоПП, не вправе удерживать ТС более 45 дней. Моментом отсчета является день передачи автомобиля. Поэтому если ТС отсутствует уже, например, полгода, следует немедленно оформлять возврат.
- Нерентабельность ремонтных работ. Ремонт повлечет за собой несоразмерные расходы, приравнивающиеся к стоимости авто или даже превышающие последнюю.
Самым доступной считается сдача машины в течение 15 дней с момента покупки при обнаружении несопоставимых с бесперебойной работой механизмов автомобиля.
Основания для отказа
Если владелец решил сдать автомобиль обратно продавцу, потому что ему не понравился цвет, габариты или форма машины, то в претензии ему будет отказано, причем на законных основаниях. Можно попробовать договориться непосредственно с дилером, политика некоторых автосалонов предусматривает удовлетворение подобных просьб клиента.
Стоит помнить, что у продавца есть возможность отказаться принимать автомобиль и удержать внесенные денежные средства у себя. Закон предусматривает следующие легальные причины отказа:
- Покупатель эксплуатировал ТС ненадлежащим образом, вследствие чего у машины появились существенные недостатки.
- Чрезвычайные происшествия техногенного или природного характера, повлекшие неисправность транспортного средства. Так как вины дилера в появлении изъяна нет, то принимать поврежденное авто салон не обязан.
- Перед оформлением возврата были проведены ремонтные работы, осуществленные сторонними организациями, не связанными партнерскими отношениями с продавцом.
- Поломка произошла по вине владельца авто.
Отказ из-за непройденного ТО
Одним из случаев отказа в проведении гарантийного обслуживания, а равно и в праве на возврат транспортного средства в автосалон, часто является отсутствие отметки о проходе ТО.
Продавец мотивирует это тем, что только регулярный осмотр автомобиля у официального дилера может гарантировать бесперебойную работу сложных механизмов. Данное утверждение логично, однако закон в подобной ситуации находится на стороне покупателя.
Обязанности проходить ТО только у непосредственного представителя фирмы-продавца законодательством не предусмотрены. У автовладельца есть право самостоятельно выбрать место проведения подобной процедуры или даже сделать ее собственноручно. Поэтому даже отсутствие отметки о ТО не является правомерной причиной отказа в принятии авто или осуществлении гарантийных ремонтных работ.
Навязывание подобной услуги является прямым нарушением законодательства: 2 пункт ст. 16 З. № 2300-1 указывает, что подобные действия продавцу производить категорически запрещено.
Необходимые для возврата документы
Возвращение транспортного средства в место покупки сопровождается обязательным предоставлением целого ряда документов.
- Паспорт покупателя: только данный документ позволит идентифицировать гражданина как владельца авто и выдать ему потраченные на покупку деньги.
- Соглашение о покупке-продаже автомобиля, подписанное обеими сторонами сделки.
- Сервисная книжка.
- Подтверждающий наличие неисправности документ. В его качестве выступает, к примеру, заказ-наряд.
- Чек. Однако отказ, обусловленный отсутствием данного документа, является незаконным, о чем говорится в 5 пункте 18 ст. ЗоПП.
Разрыв договора при предоставлении всех требуемых документов осуществляется в рекордные сроки.
Правильно возвращаем автомобиль в салон по гарантии
Процедура возврата подразумевает исполнение ряда действий, зависящих от таких нюансов, как причина сдачи автомобиля и срок инициации подобной процедуры.
Если не прошло 2 недели после покупки
Составляется претензия. Необходимо продублировать ее: первый экземпляр остается у покупателя, на нем делается соответствующая отметка – содержание зависит от того, удовлетворена ли просьба автовладельца. Второй сдается вместе с другими документами в автосалон.
Чтобы облегчить сдачу авто, рекомендуется направить претензию в 15-дневный срок: именно это время устанавливает законодательство для возврата машины даже при обнаружении несущественных дефектов в механизме устройства. В подобном случае дилер обязан в течение 10 дней рассмотреть заявку и перечислить денежные средства обратно покупателю либо произвести замену неисправной модели.
2 недели истекло
Если подача претензии осуществляется по прошествии 15 дней, дилер будет стремиться доказать, что его вины в возникновении неисправности нет и принимать обратно автомобиль не обязан. В этом случае потребуется проведение экспертизы, производящейся за счет продавца, однако присутствие покупателя на подобном мероприятии полностью законно.
Неисправная машина
При обнаружении неисправности в приобретенном транспортном средстве следует выполнить последовательность действий:
- Неисправность фиксируется. К данной процедуре следует привлечь непосредственно автодилера или его официального партнера. После экспертизы следует затребовать документальное подтверждение выявленного дефекта.
- Продавцу направляется заявление с просьбой устранить выявленную неисправность.
- Бездействие продавца или затягивание ремонта считаются достаточным основанием для расторжения сделки. Инициировать процесс нужно составлением заявления с соответствующей просьбой.
- Если в течение 10 дней деньги не были возвращены, составляется официальная претензия.
- При игнорировании претензии покупатель вправе обратиться за судебной защитой интересов.
Машина покупалась в кредит
Кредит не является достаточным основанием для отказа в возврате авто. Однако вернуть деньги возможно непосредственно через банковскую организацию.
Подобное действие производится только при наличии письменного подтверждения о разрыве договора купли-продажи: получить подобную бумагу можно в автосалоне.
На основании данного документа финансовая организация осуществляет возврат полученных денежных средств. При этом заявителю выдается бумага, указывающая на отсутствие претензий со стороны банка. Деньги за автомобиль в кредитную организацию салон возвращает самостоятельно.
По гарантии
Гарантийный срок дает автовладельцу право потребовать проведение бесплатного ремонта. При отсутствии указаний на наличие подобного периода он приравнивается к 10 годам.
Отказать автодилер не вправе: это обозначено в 6 пункте ст. 19 ЗоПП. Если в течение 20 дней автосалон игнорирует предъявленную претензию, собственник авто может вернуть машину в салон и потребовать возврата внесенных за нее денежных средств.
После гарантийного срока
Вернуть машину можно и после истечения гарантии. Обратиться напрямую к изготовителю: помощь производителя в решении данной проблемы зачастую является единственной возможностью избежать судебных разбирательств.
Продавец может отказать в представленных требованиях, даже если владелец сделает упор на законодательство. Основание будет ожидаемо: срок гарантии на товар истек.
Что делать, если в возврате отказано?
Если найти общий язык с продавцом не получается, единственным возможным выходом станет обращение в судебную инстанцию. Однако рассмотрение искового заявления осуществляется, только если имеются доказательства досудебного урегулирования вопроса.
Составление претензии
Начать следует с написания претензии к автосалону. В документе обязательно нужно отразить следующие пункты:
- сведения о дилере;
- данные составителя;
- название составляемого документа – претензия;
- описание обстоятельств совершения покупки, в том числе указываются цена, дата, реквизиты документов, подтверждающих приобретение;
- суть проблемы;
- статьи закона, регулирующие данный вопрос;
- требования составителя;
- перечень приложенных документов;
- дата написания;
- подпись составителя.
Направляется оформленный по правилам документ с приложением копий бумаг на машину заказным письмом. Можно и лично явиться в автосалон и передать претензию. Однако нужно проследить, чтобы на экземпляре, остающемся у покупателя, была проставлена специальная отметка, свидетельствующая о принятии заявления. При отсутствии ответа в течение месяца можно направлять иск в суд.
Проведение экспертизы
По истечении 15 дней после покупки возврат автомобиля становится возможен только после проведения экспертизы. Обычно процедура делается автоцентром, однако владелец авто может присутствовать при ее исполнении.
Если намерения дилера любым способом избежать процедуры возврата совершенно ясны, следует самостоятельно обратиться к независимым специалистам для проведения экспертизы. В случае инициирования судебного разбирательства оплата услуг ложится на плечи того, кто виновен в неисправности.
Возврат денег
С переводом покупателю продавец обязан справиться в течение 10 дней после принятия заявления. Если ТС приобреталось посредством кредитования, то возврат суммы, уплаченной за покупку, осуществляется через банковское учреждение на основании подтверждения о разрыве соглашения между гражданином и автосалоном.
Дополнительные выплаты
Если перед возвратом транспортное средство долго находилось на ремонте и время последнего существенно превышает указанное в соглашении, владелец вправе рассчитывать на выплату неустойки за каждые просроченные сутки.
Она составляет 1% от стоимости автомашины и начисляется ежедневно. Даже если машину впоследствии вернут в автосалон, бывший собственник имеет право на получение данной неустойки.
А что с задатком?
23 статья Закона № 2300-1 указывает, что при внесении залога продавец должен исполнить взятые на него обязательства и доставить товар точно в установленный срок. Если этого не произошло, то дальнейшее развитие ситуации зависит от лояльности покупателя: последний может продлить срок исполнения договоренности или забрать предоплату.
Шансы в суде
Судебное постановление по делам о возврате транспортных средств обратно продавцам основывается в первую очередь на независимой экспертизе.
Практика показывает, что если вина покупателя в возникновении неисправности не установлена и требования владельцев закономерны, то суд при принятии решения находится на стороне гражданина. Единственное, на что не стоит рассчитывать, – это возврат процентов, если был оформлен автокредит: данные выплаты обычно не считаются убытками.
Источник https://zakonguru.com/zpp/tovary/vozvrat-avtomobilya.html
Источник https://www.drom.ru/info/misc/78507.html
Источник https://popravu.club/transport/lichnyj/kak-pravilno-vernut-mashinu-v-avtosalon-po-zakonu.html