Содержание
ГОСТ 4754-97
Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 25.11.97 N 374 межгосударственный стандарт ГОСТ 4754-97 введен непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1999 г.
4 ВЗАМЕН ГОСТ 4754-80
5 ИЗДАНИЕ (ноябрь 2003 г.) с Изменениями N 1, 2, принятыми в марте 1999 г. и августе 2001 г. (ИУС 6-99, 11-2001) и действующими на территории Российской Федерации
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на шины для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей (полной массой не более 3,5 т) и автобусов особо малой вместимости (число посадочных мест до 12), предназначенные для эксплуатации на дорогах различных категорий во всех климатических зонах при температуре от минус 45 до плюс 55 °С (зимние шины — до 10 °С) и для экспорта.
Обязательные требования к качеству шин изложены в 4.4, 4.6, 5.1.1, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.7-5.1.10, 5.1.12, 5.1.13, 5.1.15, 5.3, 7.1-7.3, 7.5-7.9, 7.11, 7.12.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины для транспортных средств категорий M1, О1, О2 и пневматические шины с индексом несущей способности
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7661-67 Глубиномеры индикаторные. Технические условия
ОСТ 37.001.429-86 Колеса для пневматических шин, ободья неразборные глубокие с формой бортовых закраин В, J, К, L. Основные размеры и технические требования
Правила N 30 ЕЭК ООН* Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3 Определения
Термины и определения — по ГОСТ 22374, ГОСТ 27.002, ГОСТ 22895, ГОСТ 16504, Правилам N 30 или 54 ЕЭК ООН. Кроме того, применены следующие термины с соответствующими определениями:
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.1 Новая шина — шина, которая не была в эксплуатации в течение гарантийного срока службы шины.
3.2 Всесезонная шина — шина дорожного типа с более расчлененными элементами, позволяющими эксплуатировать ее в летний и зимний периоды.
3.3 Гарантийный срок службы — календарная продолжительность хранения и эксплуатации шины.
4 Классификация, обозначения и основные размеры
4.1 Шины подразделяют на камерные и бескамерные.
4.2 В зависимости от конструкции шины подразделяют на радиальные и диагональные.
4.3 В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяют на дорожные, универсальные, повышенной проходимости, зимние и всесезонные. При эксплуатации шин в зимних условиях разрешается применять шины противоскольжения.
Шины рекомендуется эксплуатировать:
дорожные — на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II и III категорий);
универсальные — на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием (III, IV и IV-п категорий) и переходных (IV и V категорий);
повышенной проходимости — в условиях бездорожья и на мягких грунтах;
зимние — на обледенелых и заснеженных дорогах;
всесезонные — на дорогах, аналогичных для дорожных, универсальных и зимних шин.
Типы покрытий и категорий дорог установлены в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
4.4 Обозначения, основные размеры и нормы эксплуатационных режимов шин для легковых автомобилей и легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости должны соответствовать таблицам 1 и 2.
Таблица 1 — Шины для легковых автомобилей
Обозначение профиля обода по ОСТ 37.001429
Размеры дорожных шин, мм, на рекомендуемом ободе
Экономичная нагрузка на шину и давление в шине, соответствующее этой нагрузке
Наружный диаметр, (пред. откл.
±1%)
Ширина профиля, не более
Статический радиус (пред. откл.
±1%)
Радиус качения (справочный)
Давление, МПа (кгс/см
1 Габаритные размеры шин, приведенные в таблице 1, относятся к дорожным шинам. Допускается изменять наружный диаметр и статический радиус на 1,5% от номинала для шин с другими условиями эксплуатации.
2 В числителе указаны размеры и рекомендуемые обозначения профиля обода, в знаменателе — допускаемые.
3 Максимально допустимая скорость для зимних шин с шипами противоскольжения — 130 км/ч.
4 Ширина профиля шин приведена при измерении на рекомендуемом ободе. При монтаже на другой обод ширина профиля изменяется на 40% разности ширин двух ободьев.
5 Тип вентиля — по ГОСТ 8107, другой тип, в том числе закупленный по импорту, — по согласованию с потребителем, отвечающим за соблюдение требований автомобильной промышленности и транспорта.
6 Конкретные максимальная скорость и соответствующий ей индекс категории скорости, а также максимальная нагрузка и соответствующий ей индекс несущей способности — по конструкторской документации на конкретную шину (в соответствии с приложениями В и Е).
Таблица 2 — Шины для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости
Обозна- чение шины
Обозначение профиля обода по ОСТ 37.001429
Размеры дорожных шин, мм, на рекомендуемом ободе
Максимальная нагрузка на шину и давление в шине, соответствующее этой нагрузке
Макси- мально допустимая скорость, км/ч
Индекс категории скорости
Наружный диаметр (пред. откл. ±1%)
Ширина профиля, не более
Статический радиус (пред. откл. ±1%)
Радиус качения (справоч- ный)
1 Габаритные размеры шин, приведенные в таблице 2, относятся к дорожным шинам. Допускается изменять наружный диаметр и статический радиус на 1,5% от номинала для шин с другими условиями эксплуатации.
2 В числителе указаны размеры и рекомендуемые обозначения профиля обода, в знаменателе — допускаемые.
4 Максимально допустимая скорость для зимних шин с шипами противоскольжения — 130 км/ч.
5 Ширина профиля шин приведена при измерении на рекомендуемом ободе. При монтаже на другой обод ширина профиля изменяется на 40% разности ширин двух ободьев.
6 Тип вентиля — по ГОСТ 8107, другой тип, в том числе закупленный по импорту, — по согласованию с потребителем, отвечающим за соблюдение требований автомобильной промышленности и транспорта.
7 Допускается увеличение максимальной скорости шины за счет совершенствования конструкции с учетом дорожных условий эксплуатации.
4.5 Шины, предусмотренные настоящим стандартом, могут иметь миллиметровое, дюймовое или смешанное обозначение.
Обозначение радиальной и диагональной шины содержит номинальную ширину профиля в миллиметрах, индекс серии в процентах, указание конструкции: R — для шины радиальной конструкции, для шины диагональной конструкции букву D не указывают, обозначение диаметра обода, выраженного в дюймах. Эти требования не распространяются на шины, обозначение которых приведено в приложении 5 к Правилам N 30 или 54 ЕЭК ООН.
Наличие в обозначении индекса "С" означает, что шина предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости и подлежит сертификации в соответствии с Правилами N 54 ЕЭК ООН.
Примеры обозначения шин:
где 185, 215, 5,90 — обозначение номинальной ширины профиля, мм, дюйм;
70, 90 — серия (номинальное отношение высоты профиля к его ширине), проценты;
R — обозначение радиальной шины;
14, 15, 13 — обозначение номинального посадочного диаметра обода, дюйм;
С — индекс, означающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости и подлежит сертификации в соответствии с Правилами N 54 ЕЭК ООН.
Обозначение камер к соответствующим шинам приведено в таблице 3.
Обозначение шин, в том числе бескамерных, отнесенных к камерным
Двойная толщина стенки камеры, мм, не менее
из каучуков общего назначения
155-13/6,15-13; 175/70R13
165-13/6,45-13; 185/65R13
165/80R13, 165/70R13
185/70R13
155-13/6,15-13
165-13/6,45-13
175-13/6,95-13
6,40-13С; 5,90-13С
165/80R13, 175/80R13
175/70R13
1 Длина внутренней полуокружности и ширина плоскосложенной камеры обеспечиваются пресс-формой.
2 Допускается комплектовать шины другими камерами в соответствии с конструкторской документацией.
4.6 Разрешается увеличение ширины профиля новых шин на 3% от указанных в таблицах 1 и 2 за счет рисок, ребер, защитных поясков и применяемых материалов.
В эксплуатации разрешается увеличение ширины профиля, указанной в таблицах 1 и 2, на 4%, наружного диаметра и статического радиуса — на 2% от номинала.
4.7 Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях приведены в приложении А.
Соотношения между давлением и индексом давления "PSI" шин для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости приведены в приложении Б.
4.8 Скорости, применяемые при эксплуатации шин, и соответствующие им индексы категории скорости приведены в приложении В.
4.9 Изменение индекса несущей способности шины при изменении скорости шин для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости приведено в приложении Г.
4.10 Применение шин для автотранспортных средств допускается в соответствии с актом приемки или протоколом разрешения применения.
4.11 Шины для легковых автомобилей выбирают по экономичной нагрузке. Экономичную нагрузку выбирают из расчета полной массы автомобиля при массе пассажира (водителя) 70 кг и 10 кг груза на каждого пассажира (водителя). Шины для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости выбирают по максимальной нагрузке, при этом в зависимости от дорожных условий эксплуатации рекомендуется, по согласованию с потребителем, снижать в пределах 0-20% нагрузку, действующую на колесо, и максимальную скорость.
4.12 Требования к шине, обеспечивающие показатели устойчивости, управляемости, уровня шума, тормозного пути автомобиля, а также ремонтопригодность шины и сцепление ее со смоченной асфальтобетонной поверхностью, устанавливаются в техническом задании на разработку шины, и уровень их определяется при приемочных испытаниях. При этом коэффициенты бокового и продольного сцепления шины со смоченной поверхностью не должны быть менее 0,4 на всех скоростях движения вплоть до максимально допустимой. Коэффициент бокового сцепления определяют факультативно.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5 Технические требования
5.1 Характеристики
5.1.1 Шины должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке, и соответствовать Правилам N 30 или 54 ЕЭК ООН.
5.1.1 Шины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
Технологический регламент на производство шин для Министерства обороны должен быть согласован с представителем заказчика.
5.1.2 Нормы физико-механических показателей резин, масса и нормативы конструктивно-технологического анализа шин устанавливают в технологическом регламенте на их производство.
Твердость резины протектора шин для Министерства обороны должна быть не менее 55 условных единиц по Шору А.
Температурный предел хрупкости резин протектора покрышки и камеры шин 5.90-13С, 215/90-15С, 215/80R16C, 6.50-16С для Министерства обороны с рисунками протектора повышенной проходимости и универсальным должен быть не более минус 59 °С.
5.1.1, 5.1.2 (Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.3 Бескамерные шины, смонтированные на ободе, и камеры должны быть герметичными. Бескамерные шины, переведенные в камерные, комплектуются камерой в соответствии с таблицей 3.
5.1.4 В покрышках не допускаются следующие производственные дефекты:
— расслоение в каркасе, брекере и борте;
— отслоение протектора, боковины и бортовой ленты;
— гребень по протектору с выпрессовкой корда;
— запрессовка твердых включений на внутренней и наружной поверхности покрышки (бескамерной шины);
— механические повреждения (проколы сквозные, порезы до корда);
— отставание нитей корда по первому слою каркаса;
— складки по основанию, пятке и носку борта от запрессовки бортовой ленты;
— обнажение кромок бортовой ленты;
— отрыв и отслоение герметизирующего резинового слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах.
В камерах не допускаются:
— расхождение стыка камеры;
— пористость стенок камеры;
5.1.5 Показатели внешнего вида покрышек и камер — в соответствии с технологическим регламентом на производство шин.
5.1.6 Шины должны быть озоностойкими.
5.1.7 Статический дисбаланс шин для легковых автомобилей должен быть не менее 0,35% произведения фактической массы шин на свободный радиус, шин для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости — не более 0,5% произведения массы шин на свободный радиус.
Статический дисбаланс шин для легковых автомобилей должен быть не более 0,35% произведения массы шин на свободный радиус, шин для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости — не более 0,5% произведения массы шин на свободный радиус.
При вкладывании камеры в покрышку легкое место покрышки должно быть совмещено с вентилем камеры и отмечено на покрышке меткой в виде круга диаметром 5-10 мм, нанесенного прочной несмываемой краской так, чтобы она не закрывалась ободом колеса.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.8 Динамический дисбаланс шин в сборе с колесом должен устраняться корректирующей массой, указанной в таблице 4, с каждой стороны обода колеса.
Маркировка шин
Основная маркировка шин у большинства производителей одинакова. Маркировка шин в России осуществляется согласно ГОСТ 4754-97. Она включает информацию о размере, индексе скорости и нагрузки. Маркировка выполняется в метрической или дюймовой, американской системе .
Маркировка шин в метрической системе
Пример разбора маркировки: 205/55 R16 94H XL
205 – ширина профиля шины в миллиметрах.
55 – высота профиля шины в процентах от её ширины. В нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.
Профиль шины — относительная величина и это важно учитывать при подборе резины. Если вы вместо 205/55 R16 захотите использовать шины размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота. Это допустимо только если оба этих размера указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Низким профилем считается профиль менее 45.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовиках, где важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R – указывает на радиальную конструкцию шины, по расположению нитей корда каркаса. Это не радиус. Раньше были шины с диагональной конструкцией D, но сейчас ее практически не изготавливаются.
16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, он же внутренний размер шины или наружный у диска.
94 – индекс нагрузки, индекс допустимой грузоподъемности шины в нашем случае 670 кг. Таблица индексов нагрузки.
Это уровень предельной нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей обычно делается с запасом и не является решающим при выборе шин. Индекс нагрузки очень важен для микроавтобусов и небольших грузовиков. Для расчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес. На самом колесе можно найти надпись Max Load которая подскажет допустимую нагрузку на одну шину. Значения указываются в килограммах (kg) и фунтах (lbs), 1 фунт = 0,4536 кг.
H – индекс скорости шины, в нашем случае 210 км/ч. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке. Этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении с указанной скоростью в течении нескольких часов.
XL — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.
Американская маркировка летних шин
для примера LT33X10,50 R15 114S
33 — внешний диаметр шины в дюймах.
Х – разделитель, не несёт смысловой нагрузки.
10,5 — ширина профиля шины в дюймах.
R – указывает на радиальное строение шины.
15 – посадочный диаметр в дюймах. В прошлом на рынке были шины с американского рынка, у которых диаметр мог быть выражен дробным числом, например, 17,5.
Индексы скорости (S) и нагрузки (114) у дюймовых размеров используются те же, что и у метрических, выполненных по европейской системе.
Год выпуска
Маркировка содержит информацию о месяце и годе производства покрышки. Это четыре цифры в овале на боковой поверхности шины. Первые две цифры это порядковый номер недели в году, вторые — год. Например 0519 говорит о том, что покрышка выпущена в 2019 году, на 5-й неделе года. Не стоит пугаться, если на момент приобретения шины с даты производства прошло 2-3 года при условии правильного хранения.
Индикатор износа
Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На месте его расположения указывает стрелка, облегчающая поиск.
На шипованных покрышках указывают следующее:
- AD — алюминиевые шипы.
- SD — шипы с твердосплавным сердечником.
- DD — шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
- OD — шипы с овальным сердечником.
- MD — пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
Производим дошиповку зимних шин в Екатеринбурге. Цены.
Цветные метки на шинах
Красная точка или треугольник ставится в самом жестком месте на боковине покрышки. При установке шины на легкосплавный диск эту точку нужно совместить с отметкой L на диске. Белая точка или треугольник ставится на самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L. Желтая метка означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.
Иногда можно встретить цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.
Защита от проколов
Производители покрышек используют разные технологии по защите от порезов и проколов.
Производитель | Маркировка |
Bridgestone | RFT (Run-Flat Tyre) |
Continental | SSR (Self Supporting Run-Flat) |
Goodyear | EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat |
Kumho | RF |
Michelin | ZP (Zero Pressure) |
Pirelli | EUFORI@ или RF |
Nokian | Run Flat или RF |
Yokohama | RF |
Эти технологии позволяют автомобилю продолжать движение при потере давления от 50 до 150 километров на скорости до 80 км/ч. Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных особенностей. В частности:
- MFS (Maximum Flange Shield) — максимальная защита закраины диска.
- FR (Flange Protector), RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild) — шина с защитой обода диска.
- FB (Flat Base) — покрышка без защиты обода диска от повреждений об бордюры.
Максимально допустимое давление (Max Pressure)
Давление на шине указывается в PSI или кПа. PSI (pound-force per square inch) — фунт на квадратный дюйм, единица измерения давления в США. На покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если на покрышке указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. На шинах для спецтехники, чаще всего, можно увидеть значение «монтажного давления». Оно означает допустимое давление при монтаже шины на обод, после монтажа шину можно накачивать до эксплуатационного давления.
Устанавка, привязка и клонирование датчиков давления во всех мастерских «Подкова». Цены.
Маркировка на шинах по сезону и покрытию.
- M+S — эту маркировку используют, в основном, европейские производители. M означает Mud (грязь), а буква S — Snow, снег.
- AS (All Seasons, Any Season) — покрышка пригодна для использования в любое время года.
- AGT (All Grip Traction) — всесезонная покрышка.
- R+W (Road + Winter) — в переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
- Frost — так обозначают зимнюю резину.
- AW (Any Weather) — одходит для использования в любую погоду.
- A/T (All Terrain) — резина подходит для использования на любой местности.
- M/T (Mud Terrain) — покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
- 3PSF (3-Peak Mountain Snow Flake) — специальная маркировка 3PSF на боковине шины свидетельствует об успешных испытаниях в зимний период. В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF наносится только в случае, если шина соответствует нормативам «индекса эффективности на снегу». Коэффициент сцепления шины с заснеженным дорожным покрытием высчитывается по трем основным параметрам, полученным в результате дорожных испытаний. Испытания на надежность сцепления с покрытием проводятся при торможении на снегу и при разгоне, а также при ускорении во время прохождения поворота.
Дополнительная информация
При маркировке шин производители иногда указывают дополнительную информацию о качествах и характеристиках изделий:
Источник https://engenegr.ru/gost-4754-97
Источник https://autopodkova.ru/novosti-i-stati/markirovka-shin
Источник