Автосервис грузовой и специальной техники: как выжить в конкурентной борьбе?

Автосервис грузовой и специальной техники: как выжить в конкурентной борьбе?

В борьбе за увеличение доходов руководители предприятий автосервиса пытаются выяснить, кто их клиент, как привлечь и удержать его. Специфика перевозок накладывает определенный отпечаток на востребованность грузового автосервиса. Раз услуга востребована, правомерен вопрос: кого и как обслуживаем, кто обращается за услугой?

Клиент и доход

Анализ позволил выявить две характерные особенности.

  • При повторном обращении на сервис клиент заказывает объем работ больше, чем клиент, приехавший впервые. При первом обращении клиент заказывает "технический минимум" услуг — у него еще нет доверия к фирме.
  • При повторном обращении клиент заказывает объем работ такой же или меньше, чем при первом обращении, но частота посещений возрастает.

Поэтому в удельном доходном исчислении (оплата / км пробега) заезд постоянного клиента более выгоден, чем нового. Кроме того, фирма для общения с новым клиентом затрачивает больше времени. Это дополнительные неоплачиваемые услуги в виде разъяснений, консультаций и т.д. При привыкании клиента к фирме появляется доверие к ней, размер заказа увеличивается, а потребность в дополнительных услугах снижается. Поэтому в сфере услуг дешевле проводить программы по улучшению обслуживания клиентов для их удерживания, чем по привлечению новых.

Останется ли автосервис без работы?

Нынешний парк грузового автотранспорта в основном укомплектован "великовозрастными" автомобилями. Большая их доля у частных юридических лиц — не менее 80 процентов. Число крупных ДТП сокращается. Почти у половины автопредприятий списочный состав не превышает 9 автомобилей. Для них свою ремонтную службу не создашь, производственно-техническую базу не построишь — экономически не выгодно. Так, в Москве три четверти владельцев грузового транспорта не имеют собственных ремонтных баз. Где ремонтируют этот транспорт и, главное, доволен ли клиент качеством этого ремонта?

Заезд постоянного клиента более выгоден для СТО, чем новогоИсточник фото: stc-kran-avto.ru Заезд постоянного клиента более выгоден для СТО, чем нового

Из материалов операции "Чистый воздух" в г. Москве следует, что количество автомобилей, неисправных только по экологическим показателям и приписанных к мелким автотранспортным предприятиям, составляет 32,6 %. Действительно, кто будет сам проводить, например, ТО-2 для ЗИЛ-5301 "Бычок" за требуемые 16 часов? Хватит ли для этого квалификации водителя как основного ремонтника. Конечно, при необходимости выполнить можно любой ремонт, но за какое время? А машина должна работать на линии и приносить доход.

Большинство (70-80%) владельцев грузовых транспортных средств в Москве обслуживаются на СТО или на крупных ДТП по договору. Приоритетность заявляемых работ при этом: тормоза, двигатель (система питания], ходовая часть и т.д. Современный автосервис грузовых автомобилей в России это предприятия различных форм организации: фирменные, специализированные, универсальные. Фирменные пока заметной доли рынка не занимают. По данным на 2000 год, КамАЗ имеет 145, МАЗ — 24, УралАЗ — 16 станций.

В Москве из почти 130 предприятий сервиса грузовых автомобилей нет ни одного, где бы предлагали весь пакет технических услуг. Зачастую СТО не имеют современного диагностического оборудования, подъемников, очистных сооружений. И при этом, чтобы попасть на ремонт, владельцу очень часто приходится записываться в очередь. Исходная причина в следующем. Количество грузовиков в частном секторе Москвы — 121430 единиц. Среднее предприятие автосервиса имеет 5-7 рабочих постов. На один рабочий пост условно приходится немногим более 100 автомобилей (на легковой СТО — 180). Но трудоемкость обслуживания грузовых автомобилей выше в 2-4 раза, а годовые пробеги — в 5-6 раз.

Большинство владельцев грузовых транспортных средств в Москве обслуживаются на СТО или на крупных ДТП по договоруИсточник фото: youtube.com Большинство владельцев грузовых транспортных средств в Москве обслуживаются на СТО или на крупных ДТП по договору

И все же клиенты имеют возможность выбирать предприятия, где уровень обслуживания лучше. Как показывают наблюдения, у предприятий со слабой организационной структурой мал процент (менее 30) повторных появлений клиентов (не путать с обращениями по гарантии на выполненный ремонт). Для сравнения: у легковых СТО, причем даже не фирменной принадлежности, но у которых девизы "доход" и "клиент" объединены, количество повторных обращений клиентов достигает 70 %. Любой работник сервиса назовет, как минимум, полдесятка преимуществ работы с автомобилем постоянного клиента. Таким образом, ужесточение конкуренции в автосервисе грузовых автомобилей выдвигает требования к руководству СТО по улучшению качества обслуживания клиентов и постоянному развитию своего предприятия.

Клиент всегда прав

Выбор перечня мероприятий по улучшению обслуживания целесообразно начать с анкетирования клиентов. Как правило, этим занимаются специальные организации (службы). Но стоимость этих работ довольно высока.

В МАДИ разработана методика обзорного анкетирования клиентуры, которая позволяет при минимальных затратах выявить:

  • появление каких категорий (групп) клиентов необходимо активизировать;
  • как поступать с существующим спектром предоставляемых услуг;
  • что вызывает недовольство у клиентов.

Выбор перечня мероприятий по улучшению обслуживания целесообразно начать с анкетирования клиентовИсточник фото: bloomhuff.com Выбор перечня мероприятий по улучшению обслуживания целесообразно начать с анкетирования клиентов

В литературе подобные методики принято называть пилотными. Все начинается с накапливания массива анкет и их обработки. Анкетирование могут провести инженеры-приемщики, сервис-менеджеры или другие специалисты по работе с клиентурой при выдаче автомобиля из ремонта. Анкета подразумевает получение данных двух групп или характеристик: для оценки деятельности предприятия в целом и конкретного участка (зоны), который будет выявлен при анализе данных первой группы.

Сначала анализу подвергают данные первой группы. При этом в качестве основного критерия, оценивающего работу предприятия выступает резерв загрузки производственной мощности от улучшения обслуживания. Затем, в случае выявленной необходимости улучшения обслуживания и при наличии у предприятия финансовых, организационных и иных возможностей, подключают данные второй, резервной группы. Оценка деятельности конкретного участка (зоны) производится по нормированным показателям качества. В ходе анализа, помимо информации, получаемой от клиентов, используют данные первичной документации (заказ-наряды), производственной программы и показатели деятельности постов.

Оценка деятельности конкретного участка производится по нормированным показателям качестваИсточник фото: tehservice.by Оценка деятельности конкретного участка производится по нормированным показателям качества

На основании мнений клиентов дается заключение о степени доверия услугам предприятия и качестве работ. Например, по результатам анкетирования на одном из предприятий автосервиса выявлено, что значительная часть клиентуры (до 40 %) недовольна невнимательным отношением персонала, плохой организацией работ на посту приемки. Данные о деятельности постов позволяют оценить качество работ, которое зависит от наличия технологически необходимого инструмента и оснастки, физического износа оборудования, а также ошибок и нарушений, допускаемых персоналом при выполнении рабочих операций.

"Пилотаж" в действии

Для одного из предприятий грузового сервиса, которое имеет резервы производственной базы и так называемый географический охват клиентов, было определено, в какие районы города следует направить информацию с предложениями о предоставлении услуг. В близлежащем регионе с радиусом примерно 7 км (эта величина выбрана директивно с учетом региональной привязанности и дорожно-транспортных коммуникаций) действия по привлечению новых клиентов решено не проводить (но существующих удерживать). Углубленный анализ показал, что по насыщенности этого региона грузовыми автомобилями потенциально новых клиентов здесь немного.

На основании мнений клиентов дается заключение о степени доверия услугам предприятия и качестве работИсточник фото: agrodorservis.ru На основании мнений клиентов дается заключение о степени доверия услугам предприятия и качестве работ

Выявлено также, что основные клиенты — частные предприятия со списочным составом до 14 автомобилей. Остальные клиенты — "муниципалы", а также предприятия, парк которых насчитывает 15 и более единиц. При этом на первом месте по объему разовых заказов на услуги, а значит и размеру выручки стоит муниципальный транспорт. Это явилось основанием для дальнейшего привлечения клиентов этого сектора (хоть он и не доминирующий).

Анкетирование показало массовое "исчезновение" клиентов конкретной марки автомобилей после первого обращения. Причиной оказалась неприспособленность производственно-технической базы и, самое главное, низкий профессионализм персонала. Клиенты не могли получить грамотное разъяснение по эксплуатации топливной системы данной марки автомобиля.

Наиболее "убыточным" на производстве является участок диагностики двигателяИсточник фото: 24ri.ru Наиболее «убыточным» на производстве является участок диагностики двигателя

Проведенные исследования и анализ на предприятиях автосервиса позволили выбрать группу критериев, которые являются основой для математической модели управления производством. Модель состоит из блока входных данных, блока моделирования и блока выходных параметров. На входе в модель имеем критерии, определяющие существующее качество предоставляемых услуг, на выходе — рекомендации по улучшению обслуживания клиентов. Проведенные расчеты и моделирование применительно к конкретной СТО грузовых автомобилей показали следующее:

  • Наиболее "убыточным" на производстве является участок диагностики двигателя. Из рисунка 7 видно, что из четырех зон и участков автосервиса наибольшие потери по загрузке, а значит, и доходу, имеет участок диагностики двигателя (суммарная потеря 11 %, что примерно 100-125 н*ч/месяц).
  • Основным направлением улучшения работы участка диагностики двигателя является повышение качества оказываемых услуг. В создании дополнительного перечня услуг особой необходимости нет. Низкое качество услуг приводит к потере загрузки на 10 % (синий столбик), что значительно выше, чем убытки от отсутствия затребованных клиентом услуг (красный столбик).
  • Подключение резервной группы исходных данных позволило выявить на участке диагностики двигателя услугу, которой больше всего недоволен клиент. Это ремонт и регулировка топливных систем.

Критериями оценки качества услуг являются технология, оборудование и персонал. Результирующий график качества услуг получен обобщением данных пилотного анкетирования клиентов и данных о производственной деятельности участка . Наибольшее падение качества отмечается при регулировке и ремонте топливных систем. При этом недостатки в организации контрольно-диагностических работ по двигателю несущественны.

Критериями оценки качества услуг являются технология, оборудование и персоналИсточник фото: carnovato.ru Критериями оценки качества услуг являются технология, оборудование и персонал

Первостепенным для повышения качества работ по регулировке и ремонту топливных систем является принятие следующих мер:

  • приведение в требуемое техническое состояние основного технологического оборудования (стенды для регулировки ТНВД и форсунок, дымомер);
  • организация рабочих мест и их технологическое оснащение в соответствии с типовыми требованиями.

Рамки статьи не позволяют вместить все подробности данной методики. Важно показать то, что для успешного развития предприятия, руководитель хотя бы раз в год должен иметь достоверные сведения о том, кто его клиент и доволен ли он обслуживанием. Иначе клиент предпочтет конкурента.

Сергей Афанасьев, МАДИ (ГТУ)
Журнал "Спецтехника" №2'2003

Грузовая СТО: нюансы обслуживания большегрузов

Грузовая СТО: нюансы обслуживания большегрузов

Транспортные компании все чаще предпочитают обслуживать свой автопарк не в гаражах, а в современных грузовых СТО, однако у этого бизнеса есть множество нюансов, о которых мы расскажем в статье.

Современная грузовая техника с годами становится все сложнее, обрастая многочисленными электронными системами и разработками. Идущие в серийное производство тягачи уже могут самостоятельно держаться в пределах заданной полосы и экстренно тормозить перед возникающими препятствиями, а также вдумчиво экономить топливо в зависимости от выбранного режима движения, используя гибридные и электрические силовые установки.

Как обслуживать все это технократическое великолепие? Неудивительно, что многие транспортные компании, являющиеся собственниками большегрузов, все чаще предпочитают обслуживать свой автопарк на современных грузовых СТО. Эпоха ремонтных баз и «Кулибиных» из гаражей понемногу сходит на нет даже в грузовом сегменте автосервисов. А потому открытие такого бизнеса, как грузовая СТО, в 2020 году становится все более актуальным.

Отличия в ведении бизнеса на сервисе грузовиков и легковых машин однозначно есть, и связано это с тем, что грузовик в первую очередь остается инструментом для заработка денег. Отсюда вытекают многочисленные нюансы — как нигде больше здесь важны сроки ремонта, качество выполненных работ, местоположение и в целом возможность для заказчика сконцентрироваться на основной сфере деятельности — доставке грузов. В сегодняшнем материале рассмотрим подробнее этот непростой, но весьма прибыльный бизнес.

Регистрация бизнеса

Поскольку корпоративные клиенты будут составлять весомый процент в общем количестве заказчиков, лучше зарегистрировать ООО с возможностью оказания услуг с учетом НДС. Параллельно не лишним будет иметь в запасе ИП на «вменёнке» с налоговой ставкой в 15%.

Коды ОКВЭД для грузового СТО необходимы следующие:

45.20 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»;

45.20.1 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств»;

45.20.2 «Техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств».

Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Поскольку практически каждый грузовой сервис, особенно находящийся в удачном местоположении, держит при себе магазин с запчастями на грузовую технику, сразу можно добавить к трем указанным выше кодам еще один:

45.32 «Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями».

Как и в любой сфере услуг, не рекомендуем на старте бизнеса браться сразу за все возможные направления. Начинать лучше с самых распространенных вариантов ремонта:

снятие и замена отслуживших свое запчастей и агрегатов грузовиков (с учетом больших годовых пробегов тягачей номер один в топе востребованных услуг);

сварочные работы по навесным деталям или попросту говоря «кузовщина»;

ремонт двигателя и топливной системы ( что неудивительно с учетом большого количества заправок с дизтопливом сомнительного качества во многих регионах);

замена расходных материалов и рабочих жидкостей (опять же весьма частая ввиду постоянной жестко эксплуатации грузового транспорта);

работы по электрике (чем сложнее и современнее тягач, тем больше вероятность что водитель в пути самостоятельно не сможет провести ремонт без специализированного диагностического оборудования);

Нелишними будут наличие грузового шиномонтажа и мойки в спектре оказываемых услуг.

Выбор расположения и помещения

Огромное значение при открытии грузовой СТО имеет место ее будущего размещения. Специфика сервиса большегрузов такова, что лучше всего пойдет «раскрутка» бизнеса, расположенного в непосредственной близости от федеральных трасс и крупных транспортных артерий. Это гарантирует постоянный поток клиентов, однако и стоимость аренды или покупки земли будет весьма высокой.

Необходимо помнить, что если владелец легкового авто может при необходимости поехать в удаленный квартал города к хорошему мастеру и подождать несколько дней доставки запчастей от поставщиков, то ремонт грузовика нужен всегда здесь и сейчас.

Как правило, существует несколько вариантов открытия сервиса — либо аренда готового помещения с оборудованием, что случается не так уж часто, либо строительство собственного сервиса с нуля. Второй вариант сам по себе затратнее, но по итогу будет более выгодным. Выбранный участок земли можно приобрести либо арендовать на длительный срок.

Стоимость аренды помещения вдоль оживленной трассы может составлять 300 000 — 500 000 рублей в месяц. Второй вариант — приобрести землю и строиться, однако при таком развитии событий уйдет определенное время на возведение самого сервисного комплекса и потребуется дополнительно немалая сумма на стройку и ремонт в размере от 10 миллионов рублей и выше.

Закупка оборудования

В зависимости от выбранного направления, затраты на закупку оборудования на грузовую СТО могут сильно варьироваться. Мы же в своих подсчетах предлагаем отталкиваться от покупок must have, то есть того оборудования и инструмента, которые в любом случае пригодятся в этой сфере бизнеса.

Подъемники для грузового транспорта : 450 000 рублей (3 шт. по 150 000 рублей);

Диагностическое оборудование: 100 000 рублей;

Стенд для регулировки сход-развала: 60 000 рублей;

Окрасочно-сушильная камера для «малярки»: 100 000 рублей;

Оборудование для грузового шиномонтажа: 200 000 рублей;

Инструмент для техников: 150 000 рублей;

Расходные материалы: 300 000 рублей;

Формирование стока запчастей для магазина и быстрой замены узлов и запчастей: 1 000 000 руб.

С последним к счастью для предпринимателей в последние годы все стало немного проще. Раньше необходимо было держать при сервисе и магазине довольно большой собственный склад запчастей — «грузовой» клиент никогда не может долго ждать и при отсутствии нужной запчасти может уехать дальше. Теперь же многие поставщики запчастей существенно упростили логистику для СТО — такие компании, как «АвтоТО» и «Корона Авто» предлагают доставку для постоянных клиентов по нескольку раз в день (утром, в обед и вечером). Таким образом, если даже необходимой детали не окажется у СТО в наличии, ее привезут уже через 2-3 часа.

Помимо базового оборудования и инструмента, к затратам на комплектацию грузового сервиса всем необходимым добавится закупка оргтехники и мебели (еще порядка 300 000 рублей). Таким образом, для закупки самого необходимого на СТО потребуется минимум 2 360 000 рублей.

Продажи и маркетинг

При формировании клиентской базы грузового сервиса поможет проработка следующих сегментов бизнеса B2B:

транспортные компании и логистические провайдеры, имеющие в собственности грузовую технику. Однако необходимо понимать, что крупные игроки рынка, как правило, держат свои СТО — так выгоднее обслуживать транспорт при условии того, что у компании трудится по несколько сотен единиц техники. А потому основной упор нужно делать на владельцев грузовиков сегмента SMB (малый и средний бизнес) — тех, у кого в собственности от одной до 15-20 своих машин.

крупные сетевые компании, организующие доставку по своим магазинам (это могут быть продукты питания, стройматериалы, бытовая химия и другие форматы торговли). Представители этой ниши многим известны — это федеральные гипермаркеты, такие как «Тандер», X5 Retail Group, Selgros cash and Carry.

компании-дистрибьюторы, регулярно доставляющие реализуемую продукцию своим клиентам (например, поставщики табачных концернов Japan Tobacco International и Philipp Morris, дистрибьюторы автомобильных запчастей (Профит-Лига, Москворечье Трейдинг и другие).

салоны, занимающиеся продажей новой грузовой техники и тягачей с пробегом (для них может быть востребована услуга полной диагностики при сдаче тягачей в trade-in). Это, как правило, дилеры крупных брендов, причем не только относительно дорогих “Скания” и “Вольво”, но и массовых китайских брендов, а также продавцов отечественной техники КамАЗ и ГАЗ.

другие компании, задействующие в своей повседневной работе грузовую технику (бурение скважин, обслуживание строительных объектов, геолого-изыскательские работы и т. д.). В этой сфере могут выступать клиентами не только коммерческие, но и государственные структуры.

Для поиска клиентов необходимо прописать отделу продаж KPI с указанием необходимого количества холодных звонков и встреч с потенциальными клиентами. Как правило, для достижения высоких результатов один менеджер отдела продаж должен делать до 50 звонков в день, либо проводить 3-4 результативных выезда «в поля» на переговоры с потенциальными заказчиками. За привлеченных клиентов менеджерам по продажам оплачивается бонус в размере 3-5% от оборота.

Помимо организации работы отдела продаж, понадобится максимально эффективно продвигать компанию в сети. Для этого пригодятся стандартные инструменты интернет-рекламы, хорошо зарекомендовавшие себя и в «легковом» направлении сервисов:

контекстная реклама (Яндекс.Директ, Google Adwords);

социальные сети (продвижение групп и аккаунтов специалистами по SMM);

реклама на тематических форумах (у грузоперевозчиков популярны такие сервисы, как биржи “Автотрансинфо”, форум Logist.ru и другие).

Нелишним будет разместиться на сервисе 2ГИС, а также указать СТО в качестве исполнителя услуг на Яндекс.Картах — так вас проще будет найти водителю, которому срочно понадобился ремонт или замена детали по пути.

Самые «продвинутые» грузовые СТО ведут еще и свои блоги — например публикуют регулярно видео своих работ на каналах в Youtube. Чем сейчас занимаются в свободное время перед загрузкой или выгрузкой водители-дальнобойщики? Правильно, смотрят «видосы» — чем не способ прорекламировать свой сервис таким способом, публикуя интересный контент.

В случае с грузовыми СТО по прежнему эффективно проявляет себя оффлайн-реклама. Лучшим способом будет размещение информации о своем сервисе на щитах и баннерах вдоль трассы, прием желательно еще за несколько километров до заезда на СТО, чтобы у водителя большегруза было время принять решение и перестроиться. Хорошо привлекают внимание так называемые аэромэны — надутые воздухом конструкции в форме людей, машущих проезжающим вдоль трассы машинам.

Персонал

Мастера. «Костяк» хорошего грузового сервиса — профессиональные мастера по обслуживанию и ремонту техники. Для работы боксов на 3 тягача понадобится команда из 8-10 человек, с учетом того что график работы будет сменный и в течение смены минимум 2 человека смогут заняться обслуживанием каждой единицы техники.

В настоящее время многие ведущие производители тягачей, такие как Volvo-Renault, Scania и MAN, постоянно проводят обучение для повышения уровня подготовки специалистов грузовых сервисов. Посещение таких семинаров всегда будет на пользу, поскольку в новые грузовики постоянно внедряются какие-либо новые системы, знание которых станет преимуществом вашей СТО перед более консервативными конкурентами.

ФОТ мастеров обычно формируется из символического оклада и сдельной оплаты труда, выплачиваемой за количество отработанных нормо-часов. Средний уровень дохода в регионах составляет 40 000 — 70 000 рублей.

В среднем ФОТ по 10 сотрудникам сервиса: 500 000 рублей

Коммерческий отдел. Для дальнейшего роста бизнеса также важен сильный коммерческий отдел. Он формируется из коммерческого директора, маркетолога и специалистов по продажам. Итого порядка 5 человек. Оплата коммерческого отдела (продажи и маркетинг) формируется с привлеченных новых клиентов. Средний цифры по ФОТ этих сотрудников:

Коммерческий директор: 100 000 рублей;

Маркетолог: 40 000 рублей;

Менеджер по развитию сегмента B2B: 60 000 рублей (120 000 рублей на 2 сотрудников);

Менеджер по продажам и подбору запчастей: 40 000 рублей (80 000 рублей на двоих сотрудников);

Администратор: 25 000 рублей.

Итого ФОТ сотрудников отдела: 365 000 рублей. Общий размер ФОТ по всему проекту: 865 000 рублей.

Сопутствующий бизнес: ритейл

Если позволяет местоположение, можно параллельно открыть при сервисе небольшой магазинчик с наиболее востребованными запчастями на грузовую технику. При формировании ассортимента лучше закупать те позиции, которые легко можно поменять своими силами «в полях». Связано это с тем, что многие владельцы большегрузов предпочитают сэкономить на замене расходников и запчастей, и делают простые операции по ремонту силами водителей, чтобы не платить сервису.

Ну что ж, не получится заработать на обслуживании, можно заработать на перепродаже запчасти — не так ли? Тем более, наценка в магазинах грузовых запчастей, да еще и расположенных на трассе, всегда выше аналогичного заработка с деталей на легковые авто — она может составлять от 30 до 50% от цены закупки. Связано это с тем, что в отличие от рядового автовладельца, дальнобойщик или транспортная компания не смогут поехать за вариантом запчасти «подешевле» в другой конец города — с тяжелым прицепом «за спиной» особо не накатаешься, да и сроки доставки как всегда «горят».

Для розничных продаж запчастей понадобятся два сотрудника, которые могут работать посменно с плавающим графиком — например 2 через 2 дня. Ключевые навыки — знание устройства грузового авто и умение работать с каталогами запчастей на популярные модели отечественного и зарубежного производства.

Финансовые показатели

Итак, как мы уже описывали выше размер минимальных инвестиций в оборудование, инструмент и формирование стока запчастей составит 2 350 000 рублей (включая закупку мебели и оргтехники).

Также на старте необходимо учесть следующие затраты:

Аренда земли: 300 000 рублей;

Ремонт: 500 000 рублей;

Реклама онлайн + оффлайн (вывеска, баннеры): 200 000 рублей;

Регистрация бизнеса: 10 000 рублей.

Итого общая сумма стартовых инвестиций в бизнес с учетом аренды сервиса (без покупки земли и недвижимости): 1 010 000 рублей.

Ежемесячные затраты грузовой СТО:

ФОТ: 865 000 рублей

Коммунальные услуги: 50 000 рублей

Реклама: 50 000 рублей

Пополнение стоков запчастей и рабочих жидкостей: 300 000 руб.

Итого затраты в месяц: 1 265 000 рублей

При указанных размерах вложений и при оптимистичном сценарии развития бизнес способен приносить генерировать порядка 1 500 000 рублей в месяц. Чистая прибыль за вычетом расходов составит в первое время работы 235 000 рублей. В дальнейшем при появлении новых крупных клиентов и росте бизнеса можно говорить об увеличении доходов в 2 раза и выше.

Однако стоит учитывать тот фактор, что поначалу клиентов будет не так много и выручка будет колебаться у отметки менее 1 млн. рублей, что приведет к тому, что в первое время вы будете работать в минус.

По мнению экспертов, реальный средний период окупаемости грузового СТО — от года до полутора. Если не арендовать грузовой сервис, а покупать недвижимость и землю под строительство, затраты на начальном этапе будут существенно выше, однако не придется платить по 300 000 рублей аренды ежемесячно. Какую модель развития СТО выбрать — решать вам исходя из планов и возможностей по инвестициям на старте.

Резюме

Итак, открыть грузовую СТО в 2020 году однозначно выгодно, однако при этом стоит помнить про наиболее важные моменты и тренды в этом бизнесе:

Не стоит полагаться только на трафик, даже открываясь в хорошем месте с большим количеством проезжающего мимо грузового транспорта. Развивайтесь и на начальном этапе создавайте сильный коммерческий отдел для привлечения корпоративных заказчиков, который как локомотив потянет бизнес вперед. В противном случае велик риск в первые полгода уйти в минус и, не потянув высокие ежемесячные затраты, разориться.

А потому не начинайте этот бизнес, залезая в долги или «на последние». Сумма ежемесячных затрат довольно высока уже на начальном этапе — при отсутствии в первое время должного для окупаемости количества клиентов, можно быстро уйти в серьезный минус и «потопить бизнес», так и не увидев хорошей прибыли.

Многие крупные клиенты готовы хорошо платить за высокое качество сервиса — от этого зависит успех и их дела тоже. Помните это при формировании прайс-листа на услуги — продать дешево при большом количестве подходов сможет каждый, а вот продать услуги СТО дорого — уже искусство. Не экономьте на коммерческом отделе и на обучении технического персонала — в итоге это поможет вырваться вперед в этой высококонкурентной нише.

Грузовой автосервис: бизнес-план

Сфера обслуживания транспортных средств становится всё более привлекательной для инвесторов. Количество автомобилей за последние 10 лет возросло в 2,5 раза. Согласно маркетинговым исследованиям, высоким спросом пользуются мастерские по ремонту грузового транспорта. Открытие СТО – экономически обоснованное мероприятие. Чтобы проект приносил стабильный доход, нужно разработать бизнес-план грузового автосервиса с расчётами, после чего можно приступать к реализации идеи.

бизнес на грузовом автосервисе

Актуальность идеи

Количество автомобилей ежегодно растёт, а вместе с тем увеличивается спрос на их обслуживание. В каждом городе функционируют десятки центров по ремонту легковых автомобилей, тогда как количество грузовых автосервисов не отвечает потребностям рынка.

Третья часть от всех СТО, обслуживающих крупную технику, сосредоточена в столице. Остальные распределены по территории страны, причём бо́льшая часть из них находится в городах-миллионниках. Около 65% сегмента рынка принадлежит независимым техническим центрам, 25% – авторизованным и 10% – индивидуальным мастерским.

В небольших городах с численностью населения от 300 до 500 тыс. человек работают преимущественно независимые одиночные или сетевые автосервисы, так как цены на ремонт здесь средние, а качество обслуживания находится на приемлемом уровне. Индивидуальные мастерские не могут предложить клиентам широкий перечень услуг, они большей частью узконаправленные.

Анализ рынка позволяет сделать вывод – в России есть потребность в увеличении числа СТО для грузовых машин. Причём более востребованы мастерские, где предлагают разный ремонт – колёс, кузова, двигателя, ходовой части и выполняют сварочные, лакокрасочные работы.

Краткое резюме проекта

Цель инвестора – открыть грузовое СТО в городе с численностью населения 400 000 человек. Общий объём инвестиций – 5 млн рублей. Источник финансирования – собственные средства организатора бизнеса (3 млн) и банковский кредит (2 млн). Займ берётся на 5 лет под 10% годовых. Ежемесячные выплаты по долговым обязательствам составят 50 000 рублей.

Выбранная организационная форма – ООО, так как планируется сотрудничество как с физическими, так и с юридическими лицами, владельцами автопредприятий. Режим налогообложения – упрощённый со ставкой отчислений 15% от прибыли (доходы минус расходы).

Перечень услуг СТО

Услуги грузового СТО

Грузовое СТО оказывает услуги по диагностике и ремонту узлов и агрегатов:

  • коробки передач;
  • трансмиссии;
  • двигателя;
  • электрооборудования;
  • тормозной системы;
  • кузова;
  • балок;
  • колёс, дисков;
  • радиаторов.

Предприятие выполняет сварочные работы, занимается покраской грузовых автомобилей и их переоснащением. Возможна установка топливных баков большей ёмкости, монтаж манипулирующих устройств.

Анализ рынка, оценка конкуренции

Прежде чем приступить к реализации идеи открыть СТО, нужно проанализировать состояние рынка, спрос и предложение на услуги по ремонту грузового транспорта в городе и его окрестностях. Важно оценить уровень конкуренции. Как правило, достойных соперников в этом бизнесе немного, но всё же нужно выяснить:

  • какие станции технического обслуживания оказывают подобные услуги;
  • кто основные клиенты конкурирующих фирм;
  • какое оборудование они используют;
  • изучить их прейскурант;
  • выявить их сильные и слабые стороны.

Полученная информация поможет оценить свои силы и избежать ошибок конкурентов при организации бизнеса. Основная сложность, с которой может столкнуться начинающий предприниматель, – поиск клиентов. Грузовая техника чаще всего принадлежит владельцам автопредприятий, а не частным лицам.

Если в городе уже работает хотя бы 1 конкурент, вероятно, он уже сотрудничает с местными автопарками. Чтобы переманить клиентов, придётся предложить им более выгодные условия – доступные цены на ремонт, широкий перечень услуг, высокое качество выполнения работ. Бизнесмену нужно встретиться лично с каждым потенциальным заказчиком и постараться заключить договор.

Внимание! При оценке местного рынка предприниматель должен учесть потребности будущих клиентов, а также возможности конкурентов. Главная задача – предложить владельцам автопарков то, в чём они больше всего нуждаются.

Возможные угрозы бизнеса

На развитие проекта влияют как внутренние, так и внешние факторы. К рискам бизнеса можно отнести:

  • дестабилизацию экономической ситуации в регионе;
  • подорожание запчастей;
  • появление новых сильных конкурентов;
  • повышение арендной платы;
  • досрочное расторжение договора аренды;
  • сокращение поставок запчастей в связи с увеличением таможенных сборов;
  • потерю репутации автосервиса из-за некачественного выполнения работ;
  • поломку оборудования;
  • форс-мажорные обстоятельства.

Важно придумать способы минимизации этих рисков ещё на стадии планирования.

Этапы организации бизнеса

СТО по ремонту грузового транспорта открыть несложно. Первый шаг на пути к этой цели – поиск помещения, поскольку при регистрации ООО понадобится гарантийное письмо от его собственника. Далее предстоит закупить оборудование для мастерской, нанять персонал.

Оформление документов

Регистрация ООО проводится в ФНС. Если учредитель только один, понадобятся такие документы:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • заявление по образцу Р11001;
  • корешок квитанции об оплате госпошлины;
  • устав предприятия;
  • протокол о создании ООО;
  • гарантийное письмо от собственника помещения.

Не позднее чем через 30 дней после подачи документов нужно поставить в известность инспектора о своём желании перейти на упрощённую систему налогообложения. В заявлении указывают удобную ставку отчислений.

Коды ОКВЭД для СТО грузового транспорта выбирают из классификатора видов деятельности:

  • 45.20 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»;
  • 45.20.2 «Техническое обслуживание, ремонт прочих автотранспортных средств».

Группировка 45.20 позволяет вести деятельность, связанную с ремонтом кузова, ходовой части, электрики, тормозной системы. Также разрешается производить покраску, ремонт шин, лобового стекла, делать антикоробработку, устанавливать на ТС дополнительное оборудование.

В случае если СТО будет продавать запчасти своим клиентам, следует указать дополнительный код ОКВЭД 45.32 «Торговля розничная автомобильными деталями, узлами, принадлежностями».

Поиск подходящего помещения

Ремонт грузовых авто требует много места. Подойдёт помещение типа ангара на окраине города в промышленной зоне, где находятся заводы, предприятия, имеющие собственный автопарк. Они могут стать первыми клиентами мастерской. К будущему СТО предъявляются такие требования:

  • площадь – 300 м 2 ;
  • высота потолка – от 5 м;
  • подключение к электросети, водопроводу и системе отопления;
  • вентиляция;
  • удобные подъездные пути;
  • наличие большой площадки около ангара для удобства разворота грузовых машин.

Оборудование

Грузовой подъемник

На оснащение планируется выделить 4 300 000 рублей. На эту сумму будет приобретён минимальный набор оборудования, позволяющий проводить диагностику технического состояния автомобилей, выполнять ремонт кузова и главных узлов автомобилей:

  • грузовой подъёмник;
  • трансмиссионный канавный домкрат;
  • шиномонтажный станок;
  • балансировочный стенд;
  • тормозной стенд;
  • компрессоры;
  • сварочный полуавтомат;
  • измерительная система геометрии кузова;
  • рихтовочное оборудование;
  • стенд развал-схождение;
  • инструменты.

В перспективе планируется купить грузовую мойку и покрасочную камеру. Это позволит выгодно выделиться на фоне конкурентов.

Кроме оборудования для ремонта, понадобится мебель и техника для офисного помещения. Оно может находиться на территории СТО или где-то поблизости. Придётся купить:

  • ноутбук;
  • стол;
  • сейф;
  • шкаф для одежды;
  • кресло для руководителя;
  • 3 стула;
  • кофемашину;
  • чайник;
  • кулер.

Затраты на покупку мебели и оргтехники составят 250 000 рублей.

Персонал

К подбору кадров нужно подойти серьёзно, ведь именно мастера будут приносить доход компании. К хорошим автослесарям, сварщикам, электрикам всегда выстраивается очередь. Штат сотрудников формируется в зависимости от размеров станции и от перечня услуг. Нужно учесть, что ремонтировать грузовые автомобили могут только специалисты, имевшие опыт в этом направлении. Нельзя доверить эту работу мастеру, который раньше занимался только обслуживанием легковых машин.

На первых порах в штат будут включены:

  • старший мастер;
  • автослесари – 4;
  • электрик;
  • сварщик;
  • рихтовщик;
  • специалист по ремонту двигателей и топливной системы.

Руководящую должность займёт организатор проекта. В первое время он сам может принимать звонки, консультировать клиентов, записывать их на ремонт. В дальнейшем эти функции будет выполнять администратор. В компетенции директора лежит управление персоналом, поиск поставщиков запчастей, расходных материалов, продвижение бизнеса. Ведение бухгалтерии отдаётся на аутсорсинг.

Маркетинговая стратегия грузового автосервиса

Реклама бизнеса

При разработке маркетинговой стратегии надо учитывать потребности целевой аудитории. Клиенты грузового автосервиса – это юридические лица, владельцы нескольких единиц транспорта или целого автопарка. Чтобы привлечь их к сотрудничеству, придётся познакомиться с каждым лично, рассказать о преимуществах СТО, техническом оснащении, возможностях.

Внимание! Для таких клиентов самое главное – это качество и скорость выполнения ремонтных работ, так как вышедшая из строя техника простаивает, не приносит прибыль. Владелец грузовика должен быть уверен, что автомобиль не сломается в дороге и доставит груз вовремя.

Создание сайта – ещё один эффективный способ привлечь целевую аудиторию. На его страницах размещают информацию об услугах и ценах, фотографии рабочего процесса, отзывы. Разработку и продвижение интернет-ресурса лучше доверить веб-студии, у которой есть большой опыт в подобной работе и хорошее портфолио.

Финансовые расчёты

Оценка эффективности проекта на стадии планирования позволит задать верный курс и придерживаться его во время организации бизнеса. Расчёты вносят в финансовый раздел бизнес-плана автосервиса.

Инвестиции в проект

На открытие бизнеса будут затрачены средства в размере 5 млн рублей:

  • регистрация ООО – 4 000;
  • формирование уставного капитала – 10 000;
  • ремонт помещения – 350 000;
  • оборудование – 4 550 000;
  • закупка расходных материалов на первое время – 30 000;
  • запуск сайта – 40 000;
  • прочее – 6 000.

Большая часть инвестиций направлена на покупку оборудования для автосервиса. Незначительный объём денежных средств уйдёт на обустройство ангара – ремонт проводки, вентиляционной системы, покраску стен и т. д.

Текущие расходы

К ежемесячным тратам относятся:

  • оплата аренды – 80 000;
  • погашение кредита – 50 000;
  • заработная плата плюс отчисления – 325 000;
  • коммунальные платежи – 18 000;
  • ГСМ – 10 000;
  • покупка расходных материалов – 20 000;
  • налог.

Итого: 503 000 рублей плюс налог.

Доходы и расчёт прибыли

Средний чек за ремонт грузового автомобиля – 60–100 тыс. рублей. Для удобства проведения расчётов возьмём среднее значение – 80 тыс. Обслуживая 10 грузовиков за месяц, СТО получит выручку в размере 800 000 рублей. Чтобы рассчитать прибыль, отнимем от этой суммы налоговые сборы и текущие траты:

  • 800 000 – 503 000 = 297 000 – это разница между доходом и расходами;
  • 297 000 х 0,15 = 44 550 – налог;
  • 800 000 – 503 000 – 44 550 = 252 450 – прибыль.

Расчёты показывают – проект способен приносить хороший доход, но успех напрямую зависит от количества клиентов. Если их будет мало, расходная часть превысит доходную. Важно стремиться заключить как можно больше выгодных контрактов с владельцами автопарков, но при этом нельзя отказывать и частным лицам, в собственности которых находится 1–2 единицы транспорта.

Срок окупаемости проекта составит 3 года. Когда поток клиентов увеличится, появится возможность досрочно погасить банковский кредит. В дальнейшем стоит задуматься о расширении комплекса услуг, купить мойку и покрасочную камеру.

Автосервис для грузовых авто как бизнес привлекателен для инвесторов, имеющих стартовый капитал для покупки необходимого оборудования. Этот проект можно реализовать как в областном центре, так и в городах районного значения. Во втором случае бизнес должен быть ориентирован на целевую аудиторию нескольких близлежащих населённых пунктов. Успех зависит от умения руководителя договариваться с потенциальными клиентами, а также от профессионализма автослесарей.

Источник https://exkavator.ru/articles/user/~id=1485

Источник https://www.openbusiness.ru/biz/business/truck-service/

Источник https://xn—-8sbebdgd0blkrk1oe.xn--p1ai/biznes-plan/auto/gruzovoj-avtoservis-biznes-plan.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: