Содержание
Газовое оборудование на авто своими руками
Установка ГБО своими руками дело не столь сложное, как может показаться на первый взгляд. Сегодня мы поверхностно поговорим об этапах установки и попробуем выявить самые главные сложности, которые появляются при монтаже конструкции.
1. Выбор подходящего комплекта
В наши дни, производителей комплектов ГБО довольно много, поэтому приобрести сразу весь комплект не составит труда. Самые известные бренды весьма надежные и выпускают качественный товар. Примером качества может быть бренд Digitronic.
Если же хочется сэкономить, то можно покупать комплектующие в разнобой. Но при таком выборе лучше проконсультироваться со специалистом. Часто покупая элементы оборудования по отдельности владельцы сталкиваются с проблемами калибровки форсунок из-за их несовместимости с ЭБУ ГБО. Покупать же оборудование, которое уже было в употреблении, не стоит, за исключением, разве что ЭБУ. Выбирая комплект оборудования руководствуйтесь принципом безопасности.
2. Установка редуктора
После выбора комплекта оборудования появляется необходимость его правильной установки на автомобиль. Во время установки редуктора приходится делать отверстия в кузове автомобиля, поэтому их следует обработать антикором. Устанавливать редуктор лучше таким образом, чтобы к нему был свободный доступ. В дальнейшем такая установка поможет в обслуживании редуктора. Подробно о том, как установить редуктор мы описывали в этой статье.
3. Выбираем место и способ монтажа ЭБУ
Электронный блок управления должен быть надежно закреплен в подкапотном пространстве или в салоне автомобиля. Следует также учесть правильную прокладку кабеля, и выполнить ее таким образом, чтобы при эксплуатации автомобиля не появились замыкания. Диагностический разъем от ЭБУ следует вывести таким образом, чтобы к нему было удобно подключить компьютер. Сам ЭБУ не требует к себе прямого доступа, поэтому может распологаться в любом месте.
4. Фиксирование форсунок для подачи газа
Установка ГБО своими руками также подразумевает установку и крепление газовых форсунок. Чаще всего приобретают уже готовую констукцию форсунок на рампе и крепят ее. Способ крепления зависит от модели газовых инжекторов. Если Вы хотите сэкономить, то лучше всего Вам подойдут форсунки Валтек, более подробно про них читайте здесь. А о том, как устанавливть форсунки на автомобиль и врезать штуцеры в коллектор читайте здесь.
5. Установка баллона и остального оборудования
Установку газового баллона производят под днище, на место запаски или за задними сидениями в автомобиле. Это зависит как от модели автомобиля, так и от формы газового баллона. В баллон следует установить мультиклапан, как это сделать самостоятельно описано здесь. Где будет располагаться заправочный клапан каждый решает сам. Наиболее распространенным вариантом является установка:
- под днищем автомобиля;
- в бампере;
- в заправочном лючке бензобака.
Сам баллон необходимо жестко зафиксировать, чтобы избежать его перемещение при нештатных ситуациях.
6. Прокладка магистрали
О том, какие виды газовых магистралей бывают и какой из них лучше всего отдать предпочтение мы описывали здесь. Если позволяют средства, то лучшим выбором станет термопластиковая магистраль. Если бюджет ограничен можно остановитсья на медной. Саму трубку пускают рядом с тормозной магистралью и надежно закрепляют. Места соединения обмыливают и проверяют на возможную утечку.
Подробно о том, как самостоятельно установить ГБО на карбюраторный автомобиль читайте в этой статье.
Настройка оборудования
Если речь идет о настройке ГБО 4 поколения, то лучше это дело доверить профессионалам. В четвертом поколении необходимо настроить ЭБУ, откалибровать форсунки и правильно выставить топливную карту. Для получения максимальной мощности и большей экономии установить и настроить вариатор угла опережения зажигания.
Также следует помнить о регистрации ГБО в ГИБДД. Для регистрации Вам необходимо предоставить комплект документов, которых при самостоятельной установки ГБО, у Вас не будет. В случае же, когда настройку проводят сертифицированные специалисты, с ними вполне реально договриться о получении таких документов.
Выводы
Мы специально сделали статью «установка ГБО своими руками» максимально простой, чтобы каждый смог оценить свои силы. Если Вы не видите в установке ничего сложного, смело выбирайте оборудование и приступайте к монтажу. Если же какие-то моменты в статье Вам не понятны, лучше не рисковать и доверить установку ГБО профессионалам.
Установка ГБО на карбюратор
Газ, как известно дешевле бензина. Поэтому установка ГБО существенно снизит ваши расходы. Большинство автомобилей которые колесят по дорогам СНГ относятся к марке ВАЗ. Поэтому, тому у кого такая марка автомобиля будет полезна и интересна эта информация. В этой статье мы рассмотрим , как можно подключить ГБО на ваш карбюратор и какой тип лучше выбрать.
Какое ГБО лучше выбрать
Для карбюратора авто подойдет любое ГБО 1 или 2 поколения. Да, на данный момент уже есть 3 и 4 поколение , но на данный тип двигателя это будет бесполезно. Так как они отличаются от старых моделей наличием электроники, а на карбюраторном двигателе нет соответствующих датчиков, и поэтому не стоит устанавливать последние модели. Они автоматом превратятся в 1-2 поколение.
Отличий между ГБО первого поколения и второго практически нет. Газовый шланг подключается к карбюратору через проставку-смеситель или через врезку в карбюратор . Под действием разряжения во впускном коллекторе газ из редуктора через дозатор поступает в карбюратор. Единственное отличие — в дозаторе газ.
В первом поколении дозатор газа ручной, он выставляется в нужное положение один раз и практически не требует регулировки. А у второго поколения дозатор электронный, с клапаном, который взаимодействует с двигателем в зависимости от показаний датчика кислорода и положения дроссельной заслонки карбюратора.
Такая система второго поколения не совсем подходит к классическим автомобилям. Но из нее легко можно сделать ГБО 1 поколения. Для этого достаточно заменить электронный дозатор на механический. Для карбюратора будет лучшим вариантом ГБО первого поколения.
Комплектующие ГБО
- Газовый баллон
- Мультиклапан
- Заправочное устройство
- Газовая магистраль
- Газовый фильтр
- Газовый клапан
- Редуктор-испаритель
- Дозатор
- Смеситель
- Бензиновый клапан
- Переключатель топлива
Установка ГБО своими руками: инструкция
При установке ГБО своими руками, будем использовать такую последовательность:
- Установка баллона;
- Оборудование проводки газопровода;
- Установка смесителя и клапанов;
- Монтаж редуктора и дозатора, пульта управления.
Когда мы определили план и очередность работ, можно приступить к самой установке. Итак, приступим.
Установка баллона
Баллоны производятся двух типов: цилиндрические и тороидальные (в народе их знают как таблетки). Для автомобилей классической компоновки лучше всего подойдет цилиндрический баллон, так как такие автомобили имеют большую вместимость. Лучшим вариантом будет, установить баллон в багажник, где есть много свободного пространства.
У автомобилей с кузовом хэтчбэк , багажник находится в салоне. Поэтому установка цилиндрического баллона будет не самым лучшим вариантом, он займет очень много пространства. В основном у таких авто предусмотрена ниша для запасного колеса. Именно туда следует поместить баллон , только не цилиндрический , а тороидальный (таблетку).
Баллон должен быть надежно закреплен. Иначе при движении он будет кататься, и может повредить детали , которые расположены на нем. Это можно сделать с помощью специальной подставки и металлические полосы с болтовым креплением.
После того как установили баллон , необходимо вывести заправочный вентиль. В основном вентиль монтируют чуть ниже заднего бампера, закрепив его на крепежной пластине. Также можно вывести вентиль на одном из задних крыльев. Но для этого придется просверлить в необходимом вам месте отверстие с нужным диаметром.
Проводка газопровода
После того как установили баллон , занимаемся проводкой газопровода. Для этого просверливаем отверстие от мультиклапана баллона к моторному отсеку. Газопровод не должен проходит в салоне, лучше пускать его по днищу машины.
Лучше просверлить отверстие немного большего диаметра, в него вставить небольшой кусок пластиковой трубы и закрепить. Так получится дополнительная вентиляция для мультиклапана .
Обрабатываем антикоррозийной мастикой вставленные трубки. Затем нужно провести сам газопровод. Он должен быть хорошо закреплен и находиться как можно дальше от подвижных элементов автомобиля.
Установка ГБО: порядок действий
Желая сэкономить деньги, многие автомобилисты прибегают к установке газобаллонного оборудования на свои машины. Несмотря на то, что с 2016 года в России действует запрет на собственноручный монтаж ГБО, немалое количество граждан продолжают ставить аппаратуру самостоятельно. Вы один из таких? Обязательно прочитайте представленный ниже материал, который детально рассматривает порядок установки, настройки и грамотной эксплуатации ГБО.
Пара слов о ГБО
Газовое оборудование, устанавливаемое на автомобиль, представляет собой систему, которая позволяет подавать в бензиновый или дизельный двигатели сжиженный газ в качестве топлива. На сегодняшний день наиболее используемыми являются установки для двух типов газов – пропан-бутан и метан. Особых отличий между разными видами ГБО в плане питания нет, однако метановая аппаратура стоит заметно дороже. Вследствие этого многие автомобилисты отдают предпочтение установкам на пропане.
В зависимости от конфигурации и опциональной оснащённости выделяют 6 поколений ГБО. Каждый тип аппаратуры имеет свой набор составляющих, однако неизменно прослеживается усовершенствование систем от 1-ой до 6-ой относительно всех аспектов использования газового оборудования. Стоит отметить, что подавляющее большинство автомобилистов отдают предпочтение установкам 4-ого поколения, считая их наилучшими в соотношение «цена-качество». Поспорить с этим нельзя, установка и обслуживание ГБО 4 вправду наиболее оптимальные среди всей аппаратуры подобного рода.
На данный момент газобаллонная аппаратура установлена, как минимум, на трети всех машин, колесящих по дорогам РФ.
Учитывая такую востребованность ГБО, правительство нашей страны серьёзно подошло к правовой стороне его установки и эксплуатации. Так, с 2016 года официально запрещено регистрировать газовую аппаратуру, которая установлена не в профильных центрах с соответствующей аккредитацией. Помимо этого, узаконивание ГБО стало обязательным для любого автомобилиста, а также была определена обязательность его периодической проверки. К слову, диагностика ГБО в специальных центрах ТО должна проводиться каждые 2 года для аппаратуры на пропане и 5 лет для метановых установок. В любом случае, некоторые автомобилисты проводят установку ГБО своими руками, получая после этого соответствующие бумаги в спеццентрах, так скажем, по договорённости.
Порядок установки газовой аппаратуры
Допустим, вами было принято решение установить ГБО своими руками на автомобиль – что потребуется сделать? Как бы банально не звучало, просто устанавливать аппаратуру. Стоит понимать, что процедура установки заключается не только в монтаже оборудования на машину, но и в соблюдении немалого количества нюансов этой операции. Максимально детально порядок монтажа газовой аппаратуры рассмотрен ниже.
Итак, в общем виде процесс установки и подключения ГБО таков:
- Во-первых, обязательно получите разрешение на монтаж газового оборудования на ваше транспортное средство. Игнорирование этого этапа сделает проделывание следующих шагов установки бесполезным занятием, ибо для регистрации ГБО придётся снимать установленную аппаратуру, получать разрешение и повторно её монтировать;
- Затем, естественно, приобретите комплект составляющих газовой аппаратуры. Если судить по отзывам владельцев авто на газу, на сегодня лучшим ГБО являются установки 4-ого поколения от производителей Ловато и BRC;
- Разрешение получено и установка приобретена? Не медлим и приступаем к её монтажу. Пожалуй, особых сложностей на этом этапе возникнуть не должно, конечно, если вы имеете хотя бы базовые навыки авторемонта. Схема подключения любой установки детально рассмотрена в прилагаемой к ней инструкции. Подключить ГБО, соблюдая порядок, описанный в инструкции, можно без каких-либо проблем. В типовом варианте монтаж заключается в организации следующих этапов:
- подготовка места для баллона и его установка;
- монтаж редуктора-испарителя;
- установка форсунок ГБО;
- прокладывание топливных путей;
- подключение всей электроники.
- После установки ГБО, в первую очередь, важно его отрегулировать. В этом, опять же, вам поможет инструкция к установленному оборудованию. Более подробно настройка и диагностика ГБО описана в следующем пункте нашей статьи;
- Затем остаётся лишь официально зарегистрировать оборудование и начать его законно эксплуатировать.
Важно! Повторимся, установка ГБО – не столь сложная процедура, требующая лишь соблюдение некоторой инструкции. Несмотря на это, многие автомобилисты совершают типовые ошибки в монтаже газовой аппаратуры, нарушая верный алгоритм действий. Если вы не уверены, что способны организовать всё в правильном порядке, лучше доверить установку ГБО профессионалам.
Настройка ГБО
Получив в свою эксплуатацию автомобиль с газом, или же установив соответствующую аппаратуру, многие автомобилисты задаются вопросом «Как настроить ГБО?». На самом деле отрегулировать или просто подрегулировать имеющуюся газовую установку очень просто. Верная регулировка ГБО проходит в следующем порядке:
- Для начала убедитесь в том, что на вашей установке имеется специальный разъём под диагностический кабель (как правило, располагается на блоке управления аппаратуры). Если он отсутствует – установите и найдите под него кабель;
- Затем подготовьте оборудование для настройки ГБО своими руками. Этой цели достичь также не сложно, ведь достаточно найти ноутбук, установить на него диагностическую программу для вашей модели газовой аппаратуры и, опять же, найти ранее отмеченный кабель (зачастую он идёт в комплекте с газобаллонным оборудованием, но при желании его можно сделать собственноручно или приобрести);
- После этого начинается непосредственно диагностика ГБО. Осуществляется таковая посредством подключения диагностической аппаратуры к блоку управления газовым оборудованием через соответствующий разъём. В общем случае настройка ГБО 4 поколения и выше проводится по рекомендованным производителем показателям. В режиме же диагностики любому автомобилисту удастся выявить нарушения в работе тех или иных элементах оборудования.
По сути, именно описанным выше образом осуществляется управление ГБО любой формации, так как данный подход позволяет:
- провести настройку всевозможных составляющих аппаратуры при наличии такой необходимости (к примеру, при изменении конфигурации автомобиля);
- выявить поломки газобаллонного оборудования;
- отследить наличие неправильной работы тех или иных узлов газовой установки.
Зачастую особых сложностей диагностика ГБО у автомобилистов не вызывает, ибо процедура проводится в несложном порядке. Надеемся, ваш случай не станет здесь исключением.
Возможные неисправности
После установки оборудования или же в процессе его использования у автомобилистов нередко появляется необходимость провести ремонт ГБО. В большинстве случаев ремонтные работы требуются из-за проблем в работе мотора при переключении на газ или появлении ярко выраженных нарушений в работе самой газовой аппаратуры. Для того чтобы доступно показать основные неисправности ГБО нашим читателям, представляем следующий перечень поломок к рассмотрению:
- Нестабильная работа мотора на газу или его полный отказ. Тут спектр возможных проблем очень широк. В принципе, неисправен может быть совершенно любой элемент ГБО. Отметим, что если последнее установлено недавно, то для начала хватит лишь проверки правильности установки всех составляющих аппаратуры. В ином случае не поленитесь провести диагностику всего ГБО, продуть, отрегулировать и, при необходимости, провести ремонт оборудования. Возможно, потребуется приобретение ремкомплекта;
- Проблемы в работе редуктора-испарителя (автомобиль отказывается работать на газу или делает это крайне плохо, наблюдается нестабильность холостого хода). Здесь хватит правильно настроить газовую аппаратуру, проверить герметичность узла, слить с него конденсат и тщательно прочистить. Если данные операции эффекта не дали ситуацию можно исправить посредством использования ремкомплекта. Естественно, все найденные неисправности нужно устранить;
- Забились фильтры ГБО, которые нужно менять каждые 10 000-20 000 километров (симптоматика аналогичная той, что имеет место при проблемах с редуктором). Для ремонта такой неисправности ремкомплект не требуется, достаточно приобрести фильтры и заменить их;
- Появились хлопки во впускном коллекторе. Тут важна диагностика ГБО посредством специальной аппаратуры. В большинстве случаев именно она помогает выявить наличие той или иной проблемы. К слову, сущность хлопков может заключаться как в подсосах воздуха, так и в неправильной настройке ГБО;
- Утечка газа (имеется его запах в салоне). При такой поломке нужно незамедлительно провести диагностику оборудования, выявить место утечки и провести его герметизацию. Предварительно лучше запастись нескольким ремкомплектами;
- Забились или вышли из строя дозирующие форсунки (двигатель работает нестабильно на всех оборотах или вовсе отказывается функционировать). Данная проблема всегда устанавливается посредством проведения диагностики и требует либо прочистки, либо замены дозаторов, не иначе.
Помимо отмеченных выше неисправностей, ГБО нередко «грешит» поломками датчиков, незначительной разгерметизацией и неправильной настройкой. Устраняются такие проблемы в штатном порядке при помощи ремкомплектов или верной регулировкой оборудования.
Как видите, установить, ремонтировать и эксплуатировать ГБО не столь сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное в процессе данных процедур – придерживаться отмеченных выше положений и детально изучать документацию, прилагаемую к аппаратуре. Надеемся, сегодняшняя статья был для вас полезна. Удачи на дорогах!
Газовое оборудование своими руками. Как установить на автомобиль ГБО?
Постоянный рост цен на бензин заставляет многих автолюбителей подумать об использовании в качестве топлива природного газа. Газ, примерно, вдвое дешевле бензина, а газовые заправки должны стать более доступны. Недавно, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал указ, обязывающий все автозаправочные станции (АЗС) продавать газ. Установить газовое оборудование не так сложно.
Расширение сети газовых автозаправочных станций (АЗС) в 2013 году.
Теперь немного подробнее о самом топливе. Существует сжиженный и сжатый газ.
Сжатый газ — метан, сохраняющий свое газообразное состояние фактически при любой температуре и при значительном повышении давления.
Сжиженный газ (LPG) — это побочный продукт очищенной сырой нефти. Он является газом при комнатной температуре и давлении, и становиться жидкостью при давлении 2Па. Сжиженный газ пользуется большой популярностью у владельцев легковых автомобилей. Переоборудование машины для работы на сжиженном газе проще и дешевле, чем для работы на сжатом. Сжиженный газ находится в баллоне под давлением — 16 атмосфер, напротив, сжатый газ требует увеличить этот показатель, примерно, в 15 раз. Следовательно, для использования сжатого газа необходимы более тяжелые заправочные баллоны с толстыми стенками. Автомобили, работающие на сжатом газе – преимущественно, грузовики и автобусы.
Пример установки ГБО на Chevrolet Aveo
Как установить ГБО на автомобиль?
Если вы собрались устанавливать газобаллонное оборудование (ГБО) на свой автомобиль самостоятельно, то вам необходимо ознакомиться со следующей инструкцией. ГБО для легкового автомобиля состоит из нескольких элементов:
- вакуумный редуктор
- цилиндрический баллон с мультиклапаном (есть еще комплекты с баллоном, имеющим круглую форму, такой баллон помещается в нишу для запаски)
- хомуты крепления баллона
- смеситель
- заправочный вентиль
- тройник подачи газа
- газовый клапан
- бензиновый клапан
- трубопроводы для сжиженного газа, бензина и антифриза
- два тройника для подключения к системе охлаждения
- хомуты для зажима трубопроводов
- гофрированный рукав
- пластиковые фланцы для трубопроводов, идущих от мультиклапана под днище автомобиля
- пульт управления ГБО.
Инструкция по установке ГБО Lovato
Чтобы ГБО Lovato работало без проблем, к процессу его установки нужно подойти максимально серьезно.
- Редуктор нужно разместить в моторном отсеке близко от карбюратора/инжектора. Он должен стоять продольно.
- Бензиновый электроклапан монтируем с левой стороны моторного отсека. Врезается он в шланг от бензонасоса к карбюратору/инжектору.
- Газовый электроклапан располагается на моторном щите с другой стороны отсека.
- Миксер устанавливается под карбюратор/инжектор.
- Для установки ГБО Lovato лучше применять не медный трубопровод, а специальный пластиковый, так как он легко гнется .
- Для крепления баллона в полке багажника сверлятся два отверстия диаметром 10 мм. Крепеж баллона должен исключать контакт металла на полосе с металлом на баллоне.
- Заправочный вентиль можно прикрепить в любом удобном месте под задним бампером. Трубопровод к нему лучше тянуть вдоль лонжерона.
- Трубопровод от баллона к газовому клапану лучше прокладывать вместе с бензиновыми трубками, а если это невозможно – подальше от подвижных деталей ходовой (рулевого, подвески, трансмиссии). В то же время важно исключить его размещение на открытой плоскости днища.
- Блок управления ГБО Lovato можно разместить в салоне. Схема установки ГБО Lovato может меняться, в зависимости от марки и модели автомобиля.
- Установить самостоятельно ГБО Lovato или любое другое оборудование можно, для этого необходимы серьезные знания конструкции и принципы работы систем автомобиля. В противном случае, лучше обратиться в установочный центр, имеющий сертификат на установку ГБО Lovato . Копию этого сертификата необходимо предъявлять при прохождении государственного технического осмотра.
Установка газового оборудования на автомобиль – как это сделать?
В последнее время, благодаря экономической выгоде, популярность обрела установка газового оборудования на автомобиль. Газобаллонное оборудование (ГБО) является специальным приспособлением, позволяющим хранить, а также подавать в движок газообразное топливо, за счет которого и осуществляется движение.
Короткое знакомство с приспособлением
В качестве газообразного топлива выступает природный газ (метан) и нефтяной (пропанобутановая смесь). От вида выбранного топлива, а также типа двигателя автомобиля ГБО делятся на однотопливные, газодизели (в этом случае происходит одновременная подача двух видов топлива) и двухтопливные с независимой подачей в двигатель только одного топлива.
Каждая из этих систем питания имеет свои специфические особенности, однако при этом им еще присущи и общие черты. Классифицируя системы ГБО, принято употреблять термин «поколение», хотя на сегодняшний день не существует официальной международной классификации автомобильного газобаллонного оборудования. Рассмотрим принцип работы одной из последних систем четвертого поколения.
В этом случае последовательное либо параллельное впрыскивание газа обеспечивается электромагнитными форсунками. Работа же данных форсунок регулируется посредством специального газового блока управления, считывающего сигналы, поступающие на бензиновые форсунки, и, исходя из них, производящего расчет, а затем подающего соответствующие сигналы на газовые форсунки. Газ, поступающий из редуктора на форсунки, впрыскивается во впускные клапаны движка.
Установка газового оборудования на автомобиль – делаем покупку
Конечно же, установка ГБО на автомобиль позволит сэкономить до 40 % расхода топлива, а, следовательно, и деньги, но это только в том случае, когда речь идет о хорошем и качественном оборудовании. Безусловно, сегодня на автомобильном рынке можно найти такие системы самых различных производителей, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья, однако не всегда высокая ценовая политика является гарантией качества.
Так, например, турецкое оборудование стоит приблизительно столько же, сколько и итальянское, но последнее является гораздо более надежным.
Стоит иметь в виду, что фирмы, дорожащие своим именем, поставляют каждый узел или какой-либо элемент ГБО в отдельной упаковке и с наличием соответствующей документации. Не стесняйтесь попросить и сертификат, причем проверяйте в нем каждую мелочь, начиная от того, когда и кем он был выдан, и заканчивая номером партии, а также наличием приложений. А теперь стоит сказать и о подборе основных узлов газового оснащения для двигателя вашей машины.
Подбирая газобаллонное оборудование на свой автомобиль, учтите, что редуктор обязательно должен соответствовать мощности двигателя, таким образом, на автомобили, мощность которых более 300 лошадок, вполне возможно, понадобится установить 2 редуктора. На выбор рейки влияет конфигурация движка и количество цилиндров. Что же насчет контроллеров, так они должны работать синхронизированно с системой самодиагностики, поэтому, чем новее авто, тем современней должен быть и сам контроллер. Баллоны же делятся в зависимости от типа газа, объема и вида установки (внутренней и наружной).
Установка ГБО 4 поколения своими руками – инструкция
Естественно, лучше всего приобрести автомобиль с заводской установкой ГБО, в этом случае значительно сокращаются затраты на ее регистрацию, и, конечно же, владелец получает дополнительную гарантию качества. Однако довольно часто возникает желание укомплектовать данной системой уже имеющийся автомобиль, и тогда вполне возможна установка ГБО 4 поколения своими руками.
Открыв капот, в первую очередь находим наиболее подходящее место для редуктора. При этом стоит помнить, что он должен крепиться только лишь на основной раме авто, быть легкодоступным, а шланги тосола необходимо укладывать аккуратно, чтобы не было загибов. Прикрепив редуктор, необходимо через тройник параллельно к системе подключить и шланги тосола.
Теперь устанавливаем газовый баллон так, чтобы было правильное расположение трубок заправки и подачи. Далее подаем газ в коллектор, делаем соответствующие врезки и устанавливаем газовые форсунки. Ну, и в завершении, согласно прилагаемой инструкции, необходимо подключить электрическую часть. На этом работа завершена, остается запустить двигатель и проверить полученную систему в действии.
Правильный выбор лучшего газового оборудования на машину
Перевод автомобилей на газобаллонное оборудование (ГБО) приобрёл необычайные масштабы, в том числе и за рубежом. Причины этого феномена вполне понятны. В сложных экономических условиях водители стараются избрать наиболее экономный вариант эксплуатации своей машины, а газовая установка как раз даёт такую возможность. Её большую перспективность подчёркивают и не очень оптимистические прогнозы экспертов относительно стоимости автомобильного горючего уже в обозримом будущем. Они склонны считать, что его цена и впредь будет неуклонно расти, поэтому переоснащение машин на газ неизбежно будет продолжаться. Перед принятием такого важного решения, нужно разобраться, какое ГБО лучше поставить, ознакомившись с тем, какими же существенными нюансами отличается тот или иной вариант перевода.
«Плюсы» и «минусы» установки ГБО
Бытует мнение, что перевод авто на газ – это панацея от всевозможных финансовых осложнений, поскольку этот вариант отнимает минимум денег. Однако ради объективности надо признать, что не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Переоборудование машины действительно имеет свои многочисленные неоспоримые «плюсы», включая финансовый, что очень важно для многих автолюбителей, но есть определённые «минусы», которые обязательно нужно учесть. Перед тем как выбрать подходящее ГБО, необходимо перечислить все «за» и «против» по порядку.
Основные достоинства установки ГБО, если проинтегрировать мнения не только именитых специалистов, но и опытных водителей-практиков, следующие:
- Экономичность. При переводе авто на новый формат работы существенно сокращаются расходы водителя на приобретение топлива. Во многих случаях это помогает уменьшить их практически вдвое.
- Уменьшается нагрузка на двигатель, прежде всего на его коленвал, а также цилиндропоршневую группу, так как газовая смесь пропан-бутана в цилиндрах сгорает дольше, чем обычный бензин. Тогда он начинает работать более плавно, тихо.
- Двигатель внутреннего сгорания значительно увеличивает ресурс своего функционирования, поскольку уменьшаются нагрузки на клапаны, поршни, свечи, иные детали мотора. При этом специалисты убеждены, что такой двигатель может вполне осилить пробег до 200 тысяч километров;
- Переоборудованный автомобиль отличается большим, чем обычно, запасом хода, поскольку кроме газа он, как правило, способен эффективно работать и по-старому, на бензине. Если заканчивается один вид топлива, автоматика переключает двигатель на использование другого, т. е. увеличивается дистанция пробега авто без дозаправки.
- Экологическое преимущество. Газовая смесь, состоящая из бутана и пропана, чище, чем бензин, так как в ней почти отсутствуют свинец и сера, что существенно снижает объёмы выброса вредных для человека и окружающей среды веществ.
Основными недостатками такого переоборудования авто специалисты считают следующие моменты:
- Финансовый — установка ГБО обходится владельцу автомобиля недёшево, вследствие чего значительная часть автомобилистов вынуждена прибегать к банковскому или иному кредиту.
- Хозяйственный — установка ГБО в багажнике отнимает немало места.
- Временной — перевод машины на газобаллонное оборудование вынуждает водителя регулярно являться с машиной на техосмотр. Отметим, что здесь одновременно есть и положительное зерно, повышающее самодисциплину, уверенность водителя в том, что с авто все в порядке.
Виды газового оборудования: поколения
Практически установка ГБО имеет также определённую психологическую сложность. Хозяину машины придётся решать, какое именно оборудование ставить. Дело в том, что на современном рынке газовых устройств для автомобилей с годами накопились несколько принципиально разных его поколений. Они отличаются в главном — принципе работы, предусматривающей разные системы управления, разные способы подачи газовой смеси. В зависимости от того, какое из них выбирают на автомобиль, зависит методика его дальнейшей эксплуатации. Различают следующие ключевые поколения ГБО:
- Первое. Эта система предназначена для старых двигателей карбюраторного, моноинжекторного формата. Здесь расходы газовой смеси почти на 20% превышают расходы бензина. Это поколение уже устарело морально, физически и почти не используется.Заправка автомобиля с ГБО
- Второе, тоже устаревшее. Тем не менее его продолжат устанавливать на двигатели карбюраторного формата, а также двигатели, у которых бензиновая форсунка или инжекторный вариант впрыскивания горючего, которые произведены до 2000 года и обладают впускным коллектором из металла.
- Третье, также предусмотренное для карбюраторных, моноинжекторных двигателей. Эта система предполагает очистку газовой смеси в газовом клапане. При работе двигателя возникает разряд во впускном коллекторе, из-за которого газ проходит через дозатор в смеситель. Недостаток этой системы в том, что газобаллонное оборудование не использует электронику управления, что может привести к перебоям в работе двигателя.
- Четвёртое, функционирующее за счет впрыскивания газа в впускной коллектор с помощью форсунок. На данном этапе это самых популярный вариант, подобной системой оснащены примерно 90% всех автомашин.
Рейтинги производителей
В разных странах складываются разные рейтинги фирм, производящих лучшее газовое оборудование по ключевым производственным характеристикам. Они помогают четко установить, какие ГБО кто поставляет, какая именитая фирма имеет большое количество почитателей. Вместе с тем, определённая субъективность таких рейтингов даёт основания относиться к ним с некоторой дозой скептицизма, так как известны случаи, когда опросы общественного мнения готовились не без влияния той или иной хорошей фирмы, преследующей здесь, ясное дело, свои интересы.
Поэтому специалисты рекомендуют делать выбор не только на основании блестящих рекламных проспектов, отличных характеристик менеджеров, но и профессиональных отзывов тех, кто имеет достаточный опыт переоборудования автомобилей на использование газа, а с другой стороны – реальный опыт эксплуатации таких машин. Если вам придётся ездить много, часто, перевод автомобиля на газ экономически выгоден, однако доверять подбор, установку и настойку ГБО нужно исключительно ответственным профессионалам. Искренне желаем не ошибиться в этом важном деле!
Как установить газовое оборудования на автомобиль? 8 практических советов
При нынешних ценах на бензин автовладельцы все чаще задумываются о переходе на более дешевое голубое топливо. Однако рост популярности ГБО не прибавил профессионализма многим его установщикам, поэтому автомобилистам просто необходимо знать некоторые тонкости установки и эксплуатации данного оборудования.
При нынешних ценах на бензин автовладельцы все чаще задумываются о переходе на более дешевое голубое топливо. Однако рост популярности ГБО не прибавил профессионализма многим его установщикам, поэтому автомобилистам просто необходимо знать некоторые тонкости установки и эксплуатации данного оборудования.
Газобаллонное оборудование в Украине эксплуатируют не один десяток лет. Неоспоримый факт: езда на газе позволяет серьезно снизить расходы на топливо. Однако у ГБО есть не только сторонники, но и противники.
Мы попробовали выяснить причины такой полярности мнений, опросив как недовольных этим оборудованием, так и тех, кто успешно использует его уже много лет.
Оказывается, многих проблем с ГБО можно избежать, если бы сами автовладельцы не забывали о том, что их машина оснащена дополнительной системой питания, которая тоже требует обслуживания и может вносить свои коррективы в работу других систем и механизмов двигателя.
С другой стороны, число недовольных увеличивается «с легкой руки» самих установщиков этого оборудования.
Но мы говорим не о тех специалистах, которые много лет занимаются установкой и обслуживанием газовых систем питания, а о «мастерах», для которых этот вид бизнеса является временным или актуальным только в периоды скачков цен на бензин. Неумелое оснащение машины газобаллонным оборудованием – главная причина снижения его «репутации». Вот почему к выбору места установки ГБО следует подходить очень ответственно. А затем желательно проконтролировать действия специалистов. Но для этого нужно знать не только правила установки, но и эксплуатации. Об этом сегодня и пойдет речь.
Вопрос компоновки элементов ГБО очень важен, так как от правильности установки форсунок, электронного блока управления зависят эффективность и точность работы системы. Например, газовые форсунки должны располагаться максимально близко к штуцерам, врезанным во впускной коллектор (длина патрубков 3–10 см). Обусловлено это тем, что момент «впрыска» газа привязан к моменту впрыска бензина, который подается в начале фазы открытия впускных клапанов. Если форсунки установлены далеко от впускного коллектора, то впрыскиваемому газу нужно будет пройти большой путь до впускного коллектора. Поэтому к впускным клапанам он попадет с опозданием, и из-за их закрытия дозированная порция проникнет в камеру сгорания не в полном объеме. Из впускного коллектора газ, конечно, не уйдет, однако такая схема его подачи ухудшает отзывчивость мотора при необходимости резких ускорений, что, в конечном итоге, сказывается не только на динамике, но и на расходе газа.
Чтобы минимизировать проблемы из-за догорания газо-воздушной смеси в выпускном тракте, а также частично восстановить мощностные характеристики бензинового двигателя при работе на газе, практикуется несколько вариантов доработки.
Их цель – увеличить угол опережения зажигания под иные, чем у бензина, характеристики сгорания сжиженного газа (пропан-бутана) с более высоким октановым числом (105; у «массовых» бензинов – до 98-ми).
Для изменения угла опережения зажигания в инжекторных системах питания выполняют чип-тюнинг (хотя при работе на бензине ухудшаются характеристики и повышается склонность к детонации), а также устанавливают специальное электронное устройство – вариатор (300–600 грн.
) или двухпрограммный (для газа и бензина) ЭБУ семейства «Январь», который адаптируется и для некоторых иномарок (от 3000 грн. с датчиками).
При правильной установке ГБО и использовании специальных шлангов для LPG-газа запаха газа не должно быть.
Если запах появился сразу же после монтажа ГБО и его установщики не могут решить проблему, это говорит о низком уровне их квалификации или желании больше заработать, «сэкономив» на покупке специальных шлангов.
Запах газа из выхлопной трубы может свидетельствовать о неправильной регулировке газобаллонного оборудования.
При установке ГБО важно знать, что обычные двигатели рассчитаны на характеристики сгорания в цилиндрах бензо-воздушной смеси. Время сгорания пропан-бутановой газо-воздушной смеси с октановым числом 105 больше, чем у бензинов (октановое число 80, 92, 95, 98). Поэтому процесс горения в некоторых режимах продолжается даже при открытии выпускного клапана. Из-за этого выпускные клапаны, их седла, да и лямбда-зонд и катализатор перегреваются. При обычных режимах езды запаса жаропрочности этих деталей хватает, но у активных водителей, раскручивающих мотор выше 4000 об/мин, эти детали и узлы нагреваются сильнее. Особенно страдают седла клапанов. Их рабочие кромки настолько перегреваются, что при дальнейшем контакте с клапаном интенсивно изнашиваются. При этом «уходят» тепловые зазоры клапанов, и если их не регулировать в два раза чаще, могут подгореть кромки клапанов и седел, а это влечет снижение компрессии, ухудшение мощностных характеристик. Частично эту проблему решает установка допсистемы (на фото), подающей специальную жидкость во впускной коллектор. Эта жидкость в какой-то степени уменьшает скорость износа седел клапанов. Избавиться от «клапанных проблем» позволяет установка более жаропрочных седел и клапанов. Такие детали выпускают некоторые производители комплектующих для ДВС. Так, компания Kolbenschmidt делает под заказ седла клапанов из специального жаростойкого материала. Правда, стоят они на 50% дороже, чем обычные.
Как мы уже говорили, время горения газа больше, чем бензина, поэтому в определенных режимах работы (при агрессивной езде на высоких оборотах) даже после чип-тюнинга и других способов изменения угла опережения зажигания высока вероятность перегрева некоторых деталей двигателя (клапанов и их седел, поршней и их колец и др.).
Чтобы избежать этого, некоторые производители газобаллонного оборудования (например, Zenit и KING) предусматривают алгоритм работы, когда при раскручивании мотора до оборотов выше 4000 об/мин происходит автоматическое переключение для работы на бензине. Возможен также вариант постоянной работы бензиновых форсунок, когда они подают 10–15% изначального объема топлива.
Остальной объем компенсируется подачей газа.
Газовоздушная смесь отличается более высоким напряжением пробоя, чем бензовоздушная, поэтому при установке ГБО желательно установить и специальные «газовые» свечи зажигания. Такие есть в ассортименте Bosch, Brisk, NGK.
У них уменьшенный межэлектродный зазор, а также иные материалы центрального электрода или другое калильное число (большее, т. е. они более «холодные»). Два последних фактора компенсируют более высокую температуру в цилиндрах при сгорании газа.
Компания Denso для работы на газе рекомендует иридиевые свечи с 0,4-миллиметровым центральным электродом, который обеспечивает пониженное напряжение пробоя межэлектродного зазора (на фото спава).
Юрий Черниховский Директор СТО «Арника-Автотема». Стаж работы с ГБО – 12 лет |
Желающим оснастить свою машину ГБО стоит внимательно изучить вопрос о месте его расположения в вашем авто. Хотя квалификация основной массы установщиков ГБО за последний год подросла, однако говорить о полной компетентности специалистов в этой области еще рано.
Во избежание проблем проштудируйте литературу по теме ГБО для автомобилей, чтобы в ходе общения с установщиками вы смогли оценить степень их компетентности. Если вас что-то смущает, ищите других специалистов.
Помочь в этом могут и интернет-форумы, где делятся впечатлениями по монтажу данного оборудования и дают отзывы о работе мастерских.
Роман Матвеев Директор СТО «Мотор-Газ». Стаж работы с ГБО – 7 лет |
Если вы решили установить ГБО на ваш автомобиль, не поленитесь до этого посетить СТО, чтобы оценить уровень сервиса и квалификацию установщиков. Узнайте, где они обучались, есть ли у них соответствующие сертификаты. Пообщайтесь с клиентами, которые здесь обслуживаются. Почитайте отзывы в Интернете. Ведь главное, кто и как поставит ГБО, а само оборудование уже играет второстепенную роль.
При установке ГБО мастера иногда предлагают заблокировать работу отсекателя, который при заправке перекрывает подачу газа в баллон, обеспечивая тем самым наличие газообразной фракции (до 20%).
Этот объем компенсирует увеличение объема газа при перепадах температур – от низкой до высокой (например, заправились ночью в холодную погоду, а на следующий день началась жара), а также исключает разрыв баллона в случае ДТП, когда он может деформироваться при наезде сзади.
Отметим, что устранение отсекателя и подгибание поплавка в баллоне (для большей вместительности) становятся причиной поломки редукторов, которые не выдерживают повышенного давления газа. Был даже случай разрыва баллона (на фото). Так что отказываться от отсекателя и соглашаться на чрезмерное подгибание поплавка не стоит.
Баллон также следует оснащать предохранительным клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.). В месте установки баллона должно быть предусмотрено вентиляционное окно (окна), исключающее попадание газа в салон.
Юрий Дацык Фото автора и из архива редакции
Секреты от газовщиков. Газовые ошибки. ГБО: признания профессионалов
Цены на бензин уже многих просто «достали», поэтому все больше автовладельцев задумываются об установке газобаллонного оборудования. Но рост спроса на голубое топливо не добавил профессионализма многим установщикам. Поэтому желающим экономить на топливе следует знать о некоторых тонкостях установки и эксплуатации ГБО.
Газобаллонное оборудование в Украине эксплуатируют не один десяток лет. Есть у ГБО и ярые сторонники, и ярые противники. То, что эксплуатация машины на газу позволяет серьезно снизить расходы на топливо – неоспоримый факт, но откуда же взялись противники «голубого» топлива.
Мы попробовали разобраться в этом вопросе, опросив и недовольных ГБО и тех, кто устанавливает его очень много лет. И оказалось, что источник негатива исходит от одной и другой стороны. В случае с потребителями ГБО, т.е.
автовладельцами, проблемы возникают из-за того, что этот самый автовладелец забывает, что автомобиль оборудован дополнительной системой питания, которая также требует обслуживания и которая может вносить свои коррективы на работу других систем и механизмов двигателя.
Если эту систему не обслуживать, понятное дело будут проблемы. С другой стороны негатив к ГБО прижился из-за самих же установщиков этого оборудования.
Но речь идет не о тех, кто уже десятками лет занимается установкой и обслуживанием газовых систем питания, а о просто непрофессионалах своего дела, для которых этот вид бизнеса является временным, попутным или актуальным только в периоды скачка цен на бензин.
Неумение правильно установить и настроить ГБО – это главная причина снижения репутации этого допоборудования. Вот почему к выбору места установки газобаллонного оборудования следует подходить очень ответственно. А сделав свой «правильный» выбор, желательно проконтролировать действия «выбранных» специалистов. Но для этого нужно знать о подводных камнях, которые могут иметь место не только в процессе установки, но и эксплуатации. Об этом мы и расскажем.
Компоновка/сборка
Вопрос компоновки элементов ГБО очень важен, так как от правильности установки форсунок, электронного блока управления зависит эффективность и точность работы системы. Так, например, газовые форсунки должны располагаться максимально близко к месту врезки во впускной коллектор – на расстоянии 3-10 см.
Обусловлено это тем, что момент «впрыска» газа привязан к моменту впрыска бензина. Последний подается в начале фазы открытия впускных клапанов.
Если газовые форсунки поставят далеко от впускного коллектора, то впрыскиваемому газу нужно будет пройти большой путь до впускного коллектора, соответственно, к впускным клапанам он попадет с опозданием и из-за их закрытия дозированная порция будет не в полном объеме проникать в камеру сгорания.
Из впускного коллектора газ конечно ни куда не исчезнет, однако такая схема подачи газа ухудшает отзывчивость мотора при необходимости резких ускорений, что в конечном итоге сказывается не только на динамике, но и на расходе газа.
С отсекателем или без
При установке ГБО мастера иногда предлагают заблокировать работу «отсекателя», который перекрывает подачу газа в баллон при его заполнении до объема, который обеспечивает наличие в нем определенного объема газообразной фракции газа (до 20%).
Требуется она для компенсации увеличения объема газа в случае больших перепадов температур – от низкой до высокой, например, вы заправились ночью в холодную погоду, а на следующий день началась жара (35-40 град. по Цельсию), а также исключения разрыва баллона в случае ДТП, когда баллон деформируется (при наезде сзади).
Стоит отметить, что устранение отсекателя и подгибание поплавка в баллоне (для большей вместительности) прошлым летом в лучшем случае становились причиной поломки редукторов, которые не выдерживали повышенного давления газа, а в худшем – разрывом баллона. Так что отказываться от отсекателя не стоит, впрочем как и соглашаться на чрезмерное подгибание поплавка.
Также баллон должен быть оснащен предохранительным клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.). В месте установки баллона должно быть предусмотрено вентиляционное окно (окна), исключающие попадание газа в салон автомобиля.
Тепловой режим
При установке ГБО важно знать, что обычные двигатели рассчитаны под характеристики сгорания в цилиндрах бензино-воздушной смеси.
Пропан-бутановая газо-воздушная смесь с более высоким октановым числом 105-110 (у бензина – 80, 92, 95, 98) имеет дольше время горения, чем в случае с бензином, поэтому процесс сгорания продолжается даже при открытии выпускного клапана, т.е. пламя выходит за стенки камеры сгорания и цилиндров.
Из-за этого выпускные клапаны, их седла, да и лямбда-зонд и катализатор перегреваются. При обычных режимах езды запаса жаропрочности у этих деталей хватает, а вот у активных драйверов, раскручивающих мотор выше 4500 об/мин, эти детали и узлы перегреваются в большей степени, особенно от этого страдают седла клапанов.
Из-за продолжающегося процесса горения их рабочие кромки настолько перегреваются, что при дальнейшем контакте при закрытии клапана происходит интенсивный износ рабочей поверхности.
При этом «уходят» тепловые зазоры клапанов и если их чаще не регулировать (как минимум в два раза чаще), могут подгореть кромки клапанов и седел, что приведет к снижению компрессии и, соотвественно ухудшению мощностных характеристик.
В некоторой степени эту проблему решает установка допсистемы, которая подает специальную жидкость во впускной коллектор, которая в свою очередь уменьшает скорость износа седел клапанов. Избавиться от клапанных проблем позволяет модернизация головки блока цилиндров с заменой седел и клапанов на более жаропрочные. Такие специально для моторов, работающих на газу, выпускают некоторые производители комплектующих для ДВС. Например, компания Kolbenschmidt делает под заказ (по предоставленным размерам) седла клапанов из специального высокожаростойкого материала. Правда, стоят такие детали в несколько раз дороже, чем обычные.
«Чип-тюнинг»
- Вариатор опережения зажигания стоит от 300 до 600 грн.
- Двухрежимный ЭБУ Январь (5,1; 7,2), модернизированный под инжекторные моторы иномарок, обойдется от 3000 грн.
- Свечи зажигания
Газо-воздушная смесь отличается более высоким электрическим сопротивлением, нежели бензо-воздушная, поэтому при установке ГБО желательно установить и специальные «газовые» свечи зажигания.
Они имеют уменьшенный межэлектродный зазор, а также иные материалы изготовления центрального электрода или иное калильное число (большее, т.е. более «холодные»).
Два последних фактора компенсируют большую температуру в цилиндрах при сгорании газа.
Как избавиться от запаха газа?
При правильной установке ГБО и использовании специальных шлангов для LPG-газа запаха газа не должно быть.
Если запах появился сразу же после монтажа ГБО и его установщики не могут решить проблему, это может говорить о низком уровне их квалификации или желании больше заработать, сэкономив на покупке специальных шлангов.
Запах газа из выхлопной трубы может свидетельствовать о неправильной регулировке газобаллонного оборудования.
ГБО для агрессивной езды
Как мы уже говорили, время горения газа выше, чем бензина, поэтому в определенных режимах работы – при агрессивной езде на высоких оборотах – даже после «чип-тюнинга» и других способов изменения угла опережения зажигания высока вероятность перегрева некоторых деталей двигателя (клапанов и их седел, поршней и их колец и т.д.).
Чтобы избежать этого, некоторые производители газобаллонного оборудования (например, Zenit или KING) предусматривают алгоритм работы программы ЭБУ, при котором в случае раскручивания мотора до оборотов выше 4000 об/мин происходит автоматическое переключение для работы на бензине.
Также возможен вариант постоянной работы бензиновых форсунок, когда они подают 10-15% от изначального объема топлива. Остальной объем компенсируется подачей газа.
Электронный блок-управления ГБО нужно устанавливать в стороне от блоков розжига ксеноновых ламп, так как импульсы высокого напряжения при включении ламп в некоторых авто отключают ГБО.
Преимущества и недостатки ГБО
+ | Газ имеет более высокое октановое число (порядка 105 и даже выше в зависимости от соотношения пропан/бутан). Соответственно, практическое отсутствие любых детонаций и как следствие снижение линейных нагрузок на цилиндро-поршневую и кривошипно-шатунную группы двигателя. |
+ | Уменьшается износ цилиндро-поршневой группы, вследствии того, что газ в испарённом состоянии не смывает масляную плёнку со стенок цилиндров. |
+ | Благодаря лучшему смесеобразованию газа с воздухом и тому, что газо-воздушная смесь равномернее распределяется по цилиндру – улучшается ХХ двигателя, двигатель работает и тише. |
+ | Газ не разжижает моторное масло и практически не засоряет его продуктами горения, поэтому масло можно менять реже, чем при эксплуатации на бензине. |
+ | Газ в испарённом виде значительно чище чем бензин, поэтому в камере сгорания и в картере двигателя практически не образуется нагара и отложения смол. |
+ | Автомобиль оборудованный газовой системой питания становится двухтопливным, – а это большое преимущество в случае отказа одной из систем. |
– | Уменьшение максимальной мощности на 5-7% , которое можно частично скомпенсировать установкой более раннего угла опережения ,-на 5-7 град. |
– | Уменьшение полезного объёма багажного отделения из-за появления в нём ёмкости для газа. |
– | Не желательность запуска холодного двигателя на газе при t окружающего воздуха ниже 0 град. Хотя при аварийной ситуации такая возможность существует. |
Как потребителю выбирать место установки ГБО
Мнение:
Роман Матвеев Директор СТО “Мотор-Газ” Стаж работы с ГБО – 12 лет В первую очередь, за день до установки на Ваш автомобиль не поленитесь подъехать на СТО и в живую увидеть уровень сервиса и оцените квалификацию установщиков. Узнайте где они обучались, есть ли у них соответствующие сертификаты. Пообщайтесь с клиентами, которые обслуживаются на этом сто. Почитайте отзывы в интернете. Т.к. в первую очередь важно кто и как Вам поставит ГБО, а само оборудование уже играет второстепенную роль. |
Юрий Черняховский Директор СТО “Арника-Автотема”Стаж работы с ГБО – 12 лет Желающим установить газобаллонное оборудование хочу настоятельно порекомендовать тщательно подойти к вопросу места его установки. Хотя квалификация общей массы установщиков ГБО за последний год и подросла, тем не менее, говорить о полной компетентности специалистов в этой области еще рано. А значит можно очень легко себе нажить дополнительных проблем. Перед тем как ехать на какое-либо СТО хоть немного изучите тему газобаллонного оборудования для автомобилей, чтобы в ходе общения со специалистами установщиками вы смогли сделать оценку степени их компетентности. Если вас что-то смущает, ищите других установщиков. Помочь в поиске хороших специалистов может и интернет. По поиску «ГБО» и отзывы по ГБО найдите форумы, где делятся впечатлениями по монтажу данного оборудования и дают отзывы по той или иной мастерской (СТО). |
Рекомендуем к прочтению статью: Новинки на рынке ГБО.
Установка газового оборудования на авто по всем правилам
Установка газового оборудования на автомобиль позволяет в большинстве случаев существенно снизить расходы автовладельца на топливо. В отличие от бензина газ стоит значительно дешевле. Поэтому если раньше вы проезжали определенный километраж на бензине, например, за 1000 рублей, то на газовом топливе вы его проедете всего за 600-700 рублей.
Ранее мы уже детально рассказывали о газобаллонном оборудовании для автомобилей: его устройстве и принципе работы, видах, поколениях, производителях, и об основных критериях выбора ГБО (все подробности смотрите по этой ссылке).
Следующий важный шаг, как нам кажется, – это ознакомление наших читателей с технологией установки газового оборудования на авто, и процедурой его правильного оформления в органах ГИБДД.
Также обращаем Ваше внимание на то, что если пробег машины в год не превышает 10-15 тыс. км, то окупаемость установки ГБО на авто составит не менее 1-1,5 лет. Более точно рассчитать срок окупаемости газового оборудования Вы можете самостоятельно, используя наш калькулятор окупаемости ГБО.
Правила оформления ГБО при установке на автомобиль
За установку газобаллонного оборудования на легковой автомобиль, в случае отсутствия регистрации данной процедуры, предусмотрен не только штраф в размере 500 руб (КоАП, Ст. 12.5, ч. 1), но и арест машины. Эксплуатация таких транспортных средств запрещена. Впрочем, это касается и внесения других изменений в конструкцию без соответствующего разрешения.
Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, в том числе и установки газового оборудования на автомобиль, предусмотрено Разделом 4 Главы V Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
По новым правилам (приказ МВД России, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию ТС и выдаче свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности) устанавливать ГБО на авто придётся в следующем порядке:
- Необходимо написать заявление в МРЭО ГИБДД на получение разрешения для монтажа газобаллонного оборудования и пройти предварительную техническую экспертизу автомобиля. Срок рассмотрения заявления – до одного месяца.
- Получив одобрение, можно ехать в сертифицированный сервисный центр для установки газового оборудования. По завершению монтажных работ вам должны выдать копии сертификатов на установленное ГБО и Заявление-декларацию сервисного центра.
- Далее необходимо будет провести проверку безопасности и получить свидетельство о соответствии внесенных в конструкцию транспортного средства изменений требованиям безопасности.
- С полученным свидетельством нужно снова отправляться в отделение ГИБДД для внесения изменений в ПТС и переоформления свидетельства о регистрации ТС.
На всё про всё может уйти от двух дней до двух месяцев. Но помимо затрат времени, вся эта процедура потребует от автовладельца и определенных финансовых расходов – порядка 10-18 тыс. рублей без учета стоимости ГБО и его установки.
Имейте в виду, что демонтаж газового оборудования, ранее законно установленного и надлежащим образом оформленного в ГИБДД, также будет считаться внесением изменений в конструкцию. А это, в свою очередь, повлечет за собой прохождение тех же процедур и расходов, что и при установке газобаллонного оборудования на автомобиль.
Также стоит отметить, что после установки ГБО законодательством предусмотрено проведение периодических испытаний газового оборудования с оформлением свидетельства по установленной форме. Периодичность испытаний совпадает с периодичностью освидетельствования баллонов:
- Раз в 2 года для ГБО на сжиженном газе (пропан-бутане);
- Раз в 5 лет для ГБО на компримированном природном газе (метане).
Для владельцев машин с ранее установленным газовым оборудованием, и не имеющим свидетельства о соответствии внесенных в конструкцию автомобиля изменений требованиям безопасности, мы видим минимум три варианта действий:
- Обратиться в сертифицированный сервисный центр для оформления установки ГБО по новым правилам;
- Демонтировать газовое оборудование с машины и дальше ездить на бензине;
- Ничего не делать и продолжать ездить до первого “залёта”, а после действовать по ситуации.
В любом случае, установка ГБО на автомобиль становится всё менее доступной процедурой для рядового автолюбителя и, на наш взгляд, со временем станет прерогативой в основном коммерческого транспорта.
Порядок монтажа газобаллонного оборудования при его установке на автомобиль
После выбора газобаллонного оборудования можно приступать к его установке в автомобиль. Подробную видео-инструкцию по монтажу газового оборудования 4-го поколения смотрите чуть ниже.
Перед началом установки необходимо определиться с местами крепления заправочного клапана (обычно под бампером или в районе заправочной горловины бензобака) и кнопки переключения топлива (газ/бензин) в салоне машины.
На время монтажа газового оборудования аккумулятор должен в обязательном порядке отсоединяться от бортовой сети автомобиля!
Первым элементом ГБО, который устанавливают на авто, является газовый редуктор. Его задача состоит в снижении давления газа и поддержании постоянного давления на выходе из редуктора. Сам редуктор закрепляют на неподвижных и устойчивых элементах в моторном отсеке.
Затем к нему подсоединяют резиновые шланги, по которым поступает антифриз из системы охлаждения двигателя для подогрева редуктора в процессе работы. В большинстве автомобилей подключаться к системе охлаждения следует параллельно, то есть между блоком двигателя и радиатором печки (так называемый, малый круг).
Далее обычно устанавливают электромагнитный клапан, который также крепится к кузову автомобиля (желательно как можно ближе к редуктору).
После этого монтируют и подключают электронный блок управления или, как его еще называют, контроллер – он является “мозгом” газовой установки. Для выполнения такой работы необходимо владеть базовыми знаниями по устройству электрической системы автомобиля и иметь схему подключения электронного блока управления газом.
Чтобы упростить задачу, нужно отыскать место в пучке электропроводки автомобиля, в котором можно одновременно найти все сигналы:
- Сигнал от датчика кислорода (лямбда-зонда);
- Сигнал бензиновых форсунок;
- Обороты двигателя.
При наличии простого лямбда-зонда нужно подключаться к сигнальному проводу параллельно (напрямую), а если в автомобиле установлен широкополосный зонд UEGO, тогда следует подключаться последовательно, разрезав сигнальный провод (смотрите на видео ниже).
Проводку к бензиновым форсункам можно реализовать с помощью разъема, либо путем впайки в жгут проводки. Обычно к бензиновым форсункам от блока управления впрыском топлива проходят два электрических провода: питающий и сигнальный. Для впаивания в проводку следует найти сигнальные провода форсунок, разрезать их и подключиться по схеме.
Следующий сигнал, который необходим блоку управления газом – это обороты двигателя. Его можно найти в жгуте проводов катушки зажигания.
Переключатель топлива газ/бензин устанавливается в кабине водителя. К нему подключаются несколько проводов:
- “Плюс” от замка зажигания: напряжение на этой линии должно появляться при включении зажигания, и исчезать при его выключении;
- Провода от 16-ти контактного диагностического разъема OBDII, согласно схеме подключения.
Очень ответственной операцией при установке автомобильного газового оборудования является сверловка отверстий во впускном коллекторе под штуцеры (ввёртыши) от газовых форсунок. Важно чтобы отверстия были выполнены таким образом, чтобы вкрученные в них штуцеры находились под тем же углом, что и бензиновые форсунки.
В полученных во впускном коллекторе отверстиях нарезается резьба под газовые штуцеры, а перед завинчиванием самих штуцеров на их резьбу наносят специальный герметик, устойчивый к воздействию высоких температур.
После завинчивания штуцеров на них надевают газовые шланги, которые, в свою очередь, подключают к газовым форсункам. Эти шланги должны быть одинаковой длины.
Газовые форсунки предназначены для дозирования газа непосредственно во впускной коллектор двигателя.
Они, как правило, располагаются на общей рампе и крепятся в непосредственной близости от впускного коллектора двигателя.
Подключение электрических разъемов к форсункам осуществляется в той же последовательности, что и выполненное ранее на заводе подключение бензиновых форсунок. На фото ниже можно увидеть подключенный блок газовых форсунок.
Окончательную очистку газа, попадающего в форсунку, обеспечивает фильтр паровой фазы. Он устанавливается непосредственно за редуктором и подключается входом к нему, а выходом к блоку газовых форсунок.
Далее в общей части впускного коллектора сверлится отверстие под штуцер для отбора вакуума, после чего на вкрученный в него штуцер надевается шланг, который соединяется с вакуумным патрубком газового редуктора для регулировки производительности последнего.
Газовый баллон обычно подбирается, исходя из размеров ниши для запасного колеса. В нише выполняются два отверстия под болты для крепления баллона и одно большое отверстие для вентиляционного сапуна. Во избежание появления коррозии, полученные отверстия обрабатываются антикоррозийным составом.
Перед закреплением газового баллона в нише автомобиля, в него устанавливается мультиклапан. Этот узел монтируется таким образом, чтобы поплавок уровня газа двигался снизу вверх. Далее баллон помещается в нишу и закрепляется двумя болтами.
К мультиклапану подключаются:
- Газовая трубка (вход) от заправочного клапана;
- Газовая трубка (выход) к электромагнитному клапану;
- Электрические провода индикации уровня и от электромагнитного клапана.
Вентиляционный сапун предназначен для вывода возможных утечек газа наружу машины. Он вставляется в нижнюю часть газового баллона и прикручивается к нему саморезами, а со стороны днища его герметизируют таким образом, чтобы вода не попадала под баллон.
Когда основные части газового оборудования будут установлены в автомобиль, можно начинать монтаж газопроводных трубок согласно монтажной схемы. Все газовые трубки прикрепляются с помощью металлических клипс и саморезов.
Вдоль проложенной газовой магистрали укладываются электрические провода электромагнитного клапана и индикации уровня газа, которые крепятся зажимными пластиковыми стяжками.
На завершающем этапе установки ГБО на автомобиль монтируется заправочное устройство (клапан). В заранее выбранном для этого месте сверлятся три отверстия: одно для самого клапана, и два – для его крепления. После соединения с газовой трубкой клапан устанавливается на место и закрепляется.
После завершения установки газобаллонного оборудования, к блоку управления газа подключается диагностический сканер, который проверяет правильность считывания всех параметров и проводит автокалибровку оборудования. Затем, во время работы мотора на газе, все соединения проверяются на герметичность.
А для того, чтобы автомобиль в любой ситуации правильно работал на газовом топливе, обязательно необходимо провести настройку системы управления газом в движении (так называемая, настройка множителя).
Установка ГБО от профессионалов – это гарантия экономии и Вашей безопасности. Грамотно установить и настроить газовое оборудование на автомобиль могут только специалисты, прошедшие соответствующую подготовку.
На видео ниже вы можете наглядно ознакомиться с профессиональной установкой газового оборудования на автомобиль и его настройкой в сертифицированном сервисном центре.
Видео-инструкция по установке ГБО на автомобиль
Правила эксплуатации автомобилей, работающих на ГБО
Порядок запуска ГБО в работу карбюраторного автомобиля
Запуск холодного двигателя необходимо (при температурах ниже + 7-10 градусов) и желательно в принципе производить на бензине с последующим прогревом до температуры 40-50 градусов. 3атем коммутатор (переключатель в салоне) переводится в среднее положение, происходит выработка бензина из поплавковой камеры.
Как только автомобиль начнет работать с перебоями, перевести коммутатор в положение «газ». Допускается пуск прогретого двигателя на газе. При парковке на ночь автомобиль следует перевести на бензин.
Для этого увеличить обороты двигателя до 3000-3500 об/мин, коммутатор (переключатель) перевести в положение «бензин», минуя выработку, и подождать заполнения бензином поплавковой камеры.
Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система 2-го поколения)
Инжекторный автомобиль оснащается двухпозиционным автоматическим переключателем (коммутатором) газ-бензин. Когда переключатель находится в положении бензин, машина работает только на бензине (горит красная сигнальная лампа на знаке бензин). Для перевода автомобиля на газ необходимо следующее:
- Переключить коммутатор в положение газ.
- Запустить двигатель в работу и прогреть его до температуры 40-50 градусов. При этом на коммутаторе лампочка символа бензин горит красным, на символе газ мигает зеленая лампа (режим ожидания оборотов).
- Для перехода на газ необходимо нажать на педаль акселератора и набрать 2500 оборотов и резко отпустить. Машина перешла на газ (на символе газ горит зеленая лампа, красная погасла).
Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система лямбда-контроля)
Инжекторный автомобиль, оснащенный системой лямбда–контроля, переходит на питание газом следующим образом:
- Запустить двигатель (в любом случае двигатель запускается на бензине).
- На переключателе горит красный светодиод – режим работы на бензине.
- Прогреть двигатель до температуры перехода, которая устанавливается программно и должна составлять не менее 35 0C во избежание преждевременного выхода из строя редуктора.
- Нажать на панель переключателя – зеленый светодиод моргает (двигатель работает на бензине, и, готов перейти на питание газом).
- Нажать на педаль акселератора, увеличив обороты двигателя до 2000 и резко отпустить (зеленый светодиод горит постоянно) — двигатель работает на газе.
- Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система распределенного впрыска газа 4-е поколение)
- Инжекторный автомобиль, оснащенный системой распределенного впрыска газа переходит на питание газом также как автомобиль оснащенный системой лямбда – контроля, за исключением возможности автоматического возврата на питание бензином по окончании газа (датчик давления газа следит за давлением газа на форсуночной рейке, и если давление падает ниже нормы и держится определенное время, которое устанавливается программно – дает команду перейти на питание бензином, при этом система издает звуковой сигнал в салоне автомобиля, а зеленый светодиод на панели переключателя вида топлива моргает).
- Порядок запуска:
- Запустить двигатель (в любом случае двигатель запускается на бензине).
- На переключателе горит красный светодиод – режим работы на бензине.
- Прогреть двигатель до температуры перехода, которая устанавливается программно и должна составлять не менее 35 градусов Цельсия во избежание преждевременного выхода из строя редуктора и газовых форсунок.
- Нажать на панель переключателя – зеленый светодиод моргает (двигатель работает на бензине, и, готов перейти на питание газом).
- Нажать на педаль акселератора, увеличив обороты двигателя до 2000 и резко отпустить (зеленый светодиод горит постоянно) — двигатель работает на газе.
- Система запоминает последний режим переключателя и выполняет его при каждом последующем пуске (двигатель заглушен в режиме «газ», то после запуска переключатель работает в режиме «газ») до того времени, пока водитель не изменит режим работы переключателя.
Основные требования по безопасности (1-ое – 2-ое и третье поколение)
- В случае, когда не устраивает мощность, повышенный расход, проблемы с холостым ходом, запрещается самостоятельная регулировка автомобиля (неправильное регулирование может явиться причиной хлопка (только инжектор) и, как следствие, выхода из строя ДМРВ, корпуса воздушного фильтра, впускного коллектора). В этом случае следует обратиться на СТО.
- Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля до полной выработки газа из баллона (обедненная смесь может быть причиной хлопка). Рекомендуется оставлять 10%.
- Рекомендуется менять воздушный фильтр не реже каждых 5-6 тысяч км.
- Необходимо сливать конденсат (винт-пробка на корпусе редуктора) каждые 3000 км, но не позднее 3500 км (только 1-3-е поколения).
- Инжектор: если произойдет хлопок, необходимо перевести коммутатор в положение бензин (будет гореть только красная лампа) и приехать на консультацию в сервисный центр.
- Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля на газе, когда в бензобаке нет бензина. Воздушная пробка может привести к выходу из строя бензонасоса (минимальный остаток 10-15 литров).
- 4-ое поколение газовый инжектор
- Запрещается эксплуатация газового ижектора без фильтра тонкой очистки, что может привести к выходу из строя газовых форсунок.
- Запрещается устанавливать плавкий предохранитель номиналом больше 15 ампер, это может привести к выходу из строя блока управления.
- Полезные советы
- Частота оборотов холостого хода регулируется винтом, расположенным на корпусе редуктора. Расход газа регулируется винтами на тройнике-дозаторе. После первичной регулировки, проведенной мастером установочного центра, расходно-динамические характеристики можно улучшить следующим образом: винт 1 регулирует подачу газа в первую камеру карбюратора, что влияет на динамические характеристики машины при разгоне и частичных нагрузках. Разгоните машину до 80 км/ч, и, если «прием хороший», закрутите винт 1 на пол-оборота, процедуру повторяйте до тех пор, пока машина не начнет «тупить», после чего выкрутите винт 1 на четверть оборота назад. Винт 2 управляет второй камерой карбюратора, от степени наполнения которой зависит приемистость на полных нагрузках. Для регулировки второй камеры разгоните машину свыше 90 км/ч и повторите процедуру, описанную выше. Т. к. плотность газа (кг/л) меньше плотности бензина, газа расходуется на 10-15 % больше.
- Бензиновый клапан при работе автомобиля на газе находится в закрытом положении (ОFF), поэтому при выходе из строя электросистемы прерывается как подача газа, так и бензина. В этом случае надо проверить предохранитель ГБО и в случае его неисправности — заменить. Если предохранитель исправен, электросистема проверяется следующим образом: при переключении коммутатора в положение «газ» (или положение «бензин») соответствующие электроклапаны должны издать характерный щелчок. Если этого не происходит, система неисправна. В этом случае надо перевести коммутатор в среднее положение (выработка), вкрутить винт механического открытия бензоклапана и приехать в техцентр. Категорически запрещается держать клапан бензина открытым при исправной электросистеме, т. к. это ведет к одновременной подаче в двигатель газа и бензина, что недопустимо.
- Рекомендуется:
- для оптимальности состава топливовоздушной смеси рекомендуется менять воздушный фильтр не реже, чем через 7000 км пробега.
- использовать воздушный фильтр с как можно меньшим сопротивлением воздушному потоку.
- производить замену свечей каждые 10000 км (свеча, производящая менее 3-4 импульсов не воспламеняет газо-воздушную смесь в цилиндре двигателя).
- сливать конденсат из редуктора через каждые 3500 км путем откручивания винта на корпусе редуктора.
- после каждых 500 км, пройденных автомобилем на газу, проезжать 15-20 км на бензине, что способствует оседанию окиси свинца на клапанах и седлах, предотвращая их дополнительный износ, а также уменьшает износ диафрагм и засорение карбюратора.
Общие требования по безопасности
- Проводить ежедневную проверку уровня охлаждающей жидкости (тосола).
- В случае обнаружения утечек или повреждения ГБО перекрыть магистральный вентиль мультиклапана на баллоне и приехать в сервисный центр. Запрещается подтягивать гайки и соединительные трубопроводы, находящиеся под давлением газа.
- Запрещается заводить автомобиль на газе при вынутом подсосе, это сократит срок службы основной мембраны или будет причиной разрыва.
- Запрещается оставлять полностью заправленный газом автомобиль на солнце, не израсходовав перед этим несколько литров.
- Запрещается эксплуатировать ГБО при обнаружении внешних механических повреждений.
- Запрещается продолжать движение автомобиля на газе при обнаружении запаха газа в салоне.
- При монтаже и демонтаже любых узлов ГБО своими силами, а так же при консервации автомобиля на длительный срок (больше месяца), необходимо перекрыть заправочный и магистральный вентили на мультиклапане баллона.
Новые правила установки газового оборудования в авто – Колеса.ру
Получив положительное решение о возможности внесения изменений, можно приступать к установке ГБО. Организация-установщик должна выдать собственнику автомобиля заявление-декларацию об объёме и качестве выполненных работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства.
Как зарегистрировать автомобиль с ГБО?
После установки ГБО нужно пройти техническую экспертизу, по результатам которой выдаётся протокол технической экспертизы, а затем – государственный технический осмотр.
Только после этого можно обратиться в ГИБДД, где придется предоставить еще ряд документов:
- заключение предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений;
- удостоверение личности;
- техпаспорт и свидетельство о регистрации автомобиля;
- документ, который подтверждает ваше право на владение данным ТС;
- заявление с просьбой выдать свидетельство;
- свидетельства Ф №2а, а также 2б. Их выдают после установки ГБО;
- диагностическая карта;
- заверенные копии сертификатов соответствия установленного газобаллонного оборудования;
- сертификат соответствия, выданный установщику, который подтверждает его право выполнения такого рода работ, выданный аккредитованным органом сертификации;
- чек об уплате госпошлины.
Нужно также представить и само транспортное средство для осмотра.
Если не выполнить все эти предписания, в ГИБДД просто откажут в регистрации ТС, сославшись на пункты 3 и 51 «Правил регистрации автомототранспортных средств…» (Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г.
№ 1001), где в числе оснований для отказа есть такое: «представлены транспортные средства, конструкция которых или внесённые в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах».
А пункт 51 прямо указывает, что «не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учёта транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Когда не нужно проходить проверку?
Не подлежат проверке ТС, если на них:
- установлены компоненты, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
- предназначенные для этого транспортного средства и прошедшие оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
В ГИБДД поясняют, что на ранее установленное по закону ГБО новый регламент не распространяется. Тем, кто подсуетился заранее, можно сказать, крупно повезло.
Повторное освидетельствование ГБО ведется организациями, имеющими лицензию на испытание по старым правилам.
Те же транспортные средства, на которые ГБО было установлено после 27 января 2015 года, регистрацию не пройдут, если отсутствует Свидетельство о соответствии конструкции требованиям безопасности, предусмотренное новым техническим регламентом. Владельцам этих ТС придется пройти процедуру установки ГБО в соответствии с новыми требованиями.
Периодические проверки
Водитель транспортного средства должен проходить периодические проверки газового оборудования и газовых баллонов. Использовать газовые баллоны, не прошедшие периодическую проверку, запрещено. Обычно такие проверки проводятся раз в два года.
Источник http://avtoshkolak.ru/tyuning/gazovoe-oborudovanie-na-avto-svoimi-rukami.html
Источник http://drivertip.ru/tovary/kakoe-gazovoe-oborudovanie-luchshe-postavit-na-avtomobil.html
Источник http://proautomarki.ru/kak-ystanovit-gazovoe-oborydovaniia-na-avtomobil-8-prakticheskih-sovetov/