Как выбрать зимние шины

Как правильно выбрать зимнюю резину для автомобиля?

Задались вопросом, как выбрать зимнюю резину для автомобиля? Для начала нужно разобраться, зачем она вообще нужна.

При смене теплого сезона холодным необходимо обязательно менять автомобильные шины, дабы обезопасить себя от аварийной ситуации. Летние покрышки начинают терять свои эластичные свойства уже при +10 градусах и, соответственно, их сцепление с дорожным покрытием разительно уменьшается. В результате снижаются тормозные возможности авто и другие транспортные показатели.

Зимние покрышки созданы специально для эксплуатации при низких и минусовых температурах и обеспечивают максимальную безопасность во время движения. Обычно машину обувают в зимнюю резину, начиная с середины осени, до ноября, когда средненедельная температура падает до +5…+7 °С и уже не поднимается выше этой отметки.

Зимние покрышки имеют иной, в отличие от летних, рисунок протектора. Но главное отличие между ними заключается в химическом составе резины, определенным образом реагирующей на низкие и высокие температуры.

Виды автошин

Сезонные покрышки традиционно делятся на два класса:

  1. Летние.
  2. Зимние.

В свою очередь, зимние имеют две разновидности:

  1. Шипованные.
  2. Нешипованные (фрикционные).

Какие зимние шины выбрать? Шины с шипами легко справляются с движением по сухому и твердому льду в условиях суровой зимы. Металлические шипы обеспечивают высокую степень противоскольжения, отличное сцепление с дорогой, быстрое торможение. Но если асфальт сухой, они, к сожалению, стираются. В отдельных странах Европы их использование запрещено, поскольку они увеличивают степень изношенности дорожного покрытия в 5–8 раз в течение сезона.

Зачастую автомобилисты считают фрикционные покрышки внесезонными. Но это представление ошибочно, поскольку внесезонные шины – это все-таки отдельный класс, некое усредненное решение между зимней и летней резиной. Они менее надежны зимой, менее износостойки летом и совершенно не подходят для движения в снежную и морозную погоду. Скорее, подойдут для умеренной европейской зимы с редкими мокрыми осадками и для езды по качественному покрытию. В наших реалиях их можно использовать разве что в период межсезонья.

Фрикционные шины, в свою очередь, делятся на 2 вида:

  • Скандинавские.
  • Европейские.

Правильно выбрать зимнюю резину помогут некоторые знания о продукте. Скандинавские покрышки в чем-то схожи с шипованными, но – и это главное отличие! –лишены шипов. Рассчитаны они на использование при низких и отрицательных температурах в странах с долгими снежными зимами. Легко справляются с занесенными трассами, сугробами. Благодаря большому количеству ламелей на протекторе отлично сцепляются с дорогой, продавливая снег. Но ввиду мягкости не справляются с ездой по льду и сухому асфальту, на котором быстро стираются. С этими протекторами нужно аккуратно поворачивать, стараться соблюдать умеренную скорость. Им противопоказаны резкие торможения и ускорения.

Европейские покрышки в корне отличаются от скандинавских. Они подходят для местности с мягкой зимой и небольшим процентом влажных осадков. Обеспечивают стопроцентную безопасность при езде на высокой скорости по снежной кашице, а также по чистому асфальту при низкой температуре. С укатанным снегом и гололедом справляются плохо. Их удобно использовать в условиях города.

Устройство зимних шин

Подобрать зимнюю резину будет проще, если ознакомиться с устройством зимних покрышек. Они состоят из множества элементов:

  • Протектор;
  • База;
  • Стальной корд;
  • Прокладка из текстильного корда;
  • Каркас;
  • Крыльевая лента.

Основополагающим элементом, безусловно, является протектор. Он изготавливается из стойкого каучука.

База служит для соединения протектора с внутренней частью покрышки. Ее функции – смягчение толчков при езде по неровной местности и снижение сопротивления качения.

Стальной корд удерживает стабильную форму шины, повышает ее устойчивость во время движения и способствует увеличению километража пробега.

Прокладка из текстильного корда находится под стальным кордом. Ее функция заключается в сопротивлении излишнему внутреннему давлению.

Каркас защищает боковины покрышек. Он изготавливается из специальных каучуковых полос.

Крыльевая лента призвана решить амортизационные свойства шины и стабильность управления. Этот элемент впаивается близко к колесу, в крайнюю полость шины.

Далее вы сможете изучить советы по выбору зимних шин.

На сколько осей устанавливать зимние шины?

Не все автолюбители считают необходимым устанавливать зимнюю резину на все четыре колеса. Тем не менее, это объективная необходимость.

При установке только на переднюю ось рискуете получить занос авто при повороте или резком торможении, поскольку при сбросе скорости возникает угроза потери сцепления задних колес с дорожным покрытием. К слову, с возрастанием скорости повышается степень угрозы. И ручной тормоз здесь не исправит положения.

Установка зимней резины только на задние колеса тоже не оправдана, так как 75 % эффективного торможения обеспечивает именно передняя ось. Но на скользкой зимней дороге при сносе передней оси не удается повернуть даже на самой минимальной скорости.

Поскольку у шипованных и нешипованных шин разные сцепные характеристики, нельзя устанавливать на один автомобиль разные покрышки. Большое количество ДТП происходит именно при такой установке.

Подводя итог, делаем вывод, что только четыре колеса с одинаковыми зимними шинами обеспечат полную безопасность движения для водителя и пешеходов в период зимы. Эта информация должна помочь вам выбрать зимние шины.

Шипованная или нешипованная?

А теперь поговорим о достоинствах и недостатках зимней резины. Как уже было отмечено, шипованные покрышки хороши для заледенелых дорог, мокрого льда и каши. А нешипованная (фрикционная) резина предназначена для заснеженных дорог и асфальта. В первую очередь при выборе нужно исходить из климата и течения зимы в конкретной местности.

Выбор зимних шипованных шин тоже связан с климатическими особенностями. Автовладельцы должны знать: тормозной путь шипованных шин на асфальте увеличивается по сравнению с нешипованными примерно на 7 %. А на ледяной дороге он уменьшается на 20–30 % относительно показателей фрикционных шин.

Есть еще один нюанс, представляющий интерес для владельцев «шипов»: такие шины перед серьезными нагрузками необходимо обкатать на расстояние не менее 200–300 км, не делая при этом резких торможений и маневров, чтобы колеса прослужили как можно дольше (рекомендуемая скорость при обкатке – не более 80 км в час).

К преимуществам колес с шипами относятся:

  • Короткий тормозной путь на льду.
  • Отличная, безопасная езда на обледенелых и заснеженных трассах.
  • Длинный тормозной путь на голом асфальте.
  • Шумность покрышек.
  • Разрушение асфальтированного полотна.
  • Увеличение расхода топлива.

Нешипованная зимняя резина имеет на своей поверхности специальные грунтозацепы и водоотводящие каналы. Как выбрать зимние нешипованные шины? Рисунок скандинавских покрышек представляет собой систему геометрических фигур, обеспечивающих высокую степень сцепления с занесенной дорогой.

Плюсы колес без шипов:

  • Отлично справляются с мокрым снегом.
  • Позволяют ездить по сухому и мокрому асфальту.
  • Резина не «плывет» при плюсовых температурах.
  • Не портят покрытие автодорог.
  • Не шумят при езде.
  • Не предназначены для езды по обледенелым дорогам.

Шипы и «липучка»

Решая вопрос, как выбрать зимние шины для города и чему отдать предпочтение: шипам либо так называемой «липучке», нужно прежде всего понять их суть.

Продавить на заснеженной трассе влажную пленку, выступающую в роли смазки между дорогой и шиной, с успехом сможет шипованная резина. Тут всю работу по сцеплению колес и дороги берут на себя керамические либо металлические элементы.

Принцип работы протекторов без шипов, то есть «липучек», иной. Они обеспечивают максимальное сцепление на мокрой дороге и на снегу за счет уникального химического состава резины. При повышении температуры нагревается и смягчается только наружный слой шины, в то время как внутренний остается жестким и холодным. Подобные свойства помогают обеспечить высокие сцепные возможности на зимних дорогах и хорошую управляемость на асфальтном покрытии. Поэтому многие водители предпочитают выбрать зимнюю резину липучку.

Шиповать или нет?

Профессионалы категорически не советуют самостоятельно шиповать и использовать в зимних условиях не предназначенную для этого летнюю резину даже при нехватке средств на замену колес. Дело в том, что при самостоятельной шиповке велик риск испортить шины, сделав в них сквозное отверстие, поэтому все же лучше приобрести новые.

Как читать маркировку

Вопрос, как выбрать зимние шины, все еще актуален для вас? Обязательно научитесь читать маркировку, в которой производители зашифровывают особенности покрышек. Приведем ряд наиболее важных условных обозначений:

  1. Латинская буква, дающая понять, что конструкция покрышки радиальная, – R.
  2. Первая буква английского слова passenger («пассажир») обозначает типоразмер и указывает на шину для легкового автомобиля – P.
  3. Индекс скорости обозначается буквой T.
  4. Зимние или внесезонные шины, Mud + Snow, обозначаются сочетанием M+S.
  5. Индекс износа имеет обозначение Treadwear 220 (чем он выше, тем лучше).
  6. Показатель эффективности торможения обозначается буквами от A до C; наилучшим принято считать показатель А – Traction А.
  7. Устойчивость к нагреву имеет аналогичную предыдущей маркировку от A до C (наилучший показатель А) – Temperature А.
  8. Ширина профиля в миллиметрах – 215.
  9. Посадочный диаметр в дюймах – 15.
  10. Высота профиля (%) – 65.
  11. Индекс нагрузки – 95.

Есть еще множество дополнительных обозначений информационного характера, например AS (внесезонные шины), снежинка (зимняя шина) и так далее. Но самое большое внимание нужно обращать на приведенные выше значки.

Как выбрать размер зимних шин

Многие автовладельцы считают, что при выборе размера стоит обращать внимание на увеличенный диаметр либо низкий профиль колес. Но это в корне неверно. Нужно пользоваться рекомендациями производителей авто, которые экспериментальным путем просчитали наилучшие размерные варианты и указали их в руководстве по эксплуатации. Для экономии средств, профессионалы советуют приобрести дополнительный комплект дисков с меньшим посадочным диаметром для зимних шин.

Как проверить дату изготовления

Перед приобретением обязательно проверяйте дату изготовления шин. Производители дают только двухлетнюю гарантию на сохранение свойств шины в течение хранения на складе. Если резина хранилась дольше, она просто потеряет необходимые эксплуатационные свойства (не сможет обеспечивать эффективное торможение и качественное сцепление с дорожным покрытием).

Проверить дату изготовления приобретаемого комплекта колес несложно. Она указана на боку покрышки четырьмя цифрами, две первые из которых обозначают неделю, а две последующие – год выпуска.

Обзор брендов

На что обратить внимание при покупке зимних шин? Вы уже определились с типом, но все еще не знаете, какую марку выбрать. В нашем рейтинге мы назовем лучших производителей зимних покрышек на сегодняшний день.

Итак, лучшие бренды шипованной и нешипованной резины:

  1. Nokian – имеют отличные характеристики торможения и отлично контролируют движение авто в зимний период.
  2. Michelin – шины высочайшего класса. На сегодняшний день компания имеет свое производство в России, что снижает стоимость продукции для местных автолюбителей и автовладельцев стран СНГ.
  3. Goodyear – широкий ассортимент шин этой марки с разными техническими возможностями позволяет выбрать резину для своего авто всем автовладельцам. автомобиля.
  4. Vredestein – обеспечивают максимальную комфортность движения ввиду надежного сцепления с дорожным полотном.
  5. Bridgestone. Основное преимущество этих шин – возможность использования на дорожном покрытии плохого качества благодаря надежности боковых корд.
  6. Kama – известная российская марка. Шины максимально адаптированы к суровым отечественным зимам и специфическим дорогам.

Также в списке нешипованных шин можно выделить марку Continental, а среди шипованных – изделия таких производителей, как:

Как выбрать зимние шины — какие бывают

Залогом безопасного движения по скользким дорогам являются зимние шины. Со временем покрышки изнашиваются и хозяину автомобиля предстоит купить аналогичные колёса. Возможно подешевле или наоборот, что-нибудь подороже. Главное, чтобы резина выполняла свои прямые функции. То есть обеспечивала автомобилю: курсовую устойчивость на гололёде, вездеходные и динамические качества. Как выбрать зимние шины? Какие виды протектора существуют? Что такое ламели и обкатка колёс? Об этом далее.

В чем отличие зимней резины от летней

Основное отличие зимней резины от летней – это структура резиносмеси. Материал изделия более эластичный. Шина должна сохранять хорошее сцепление с обледенелой дорогой при низких температурах до — 45° С. Благодаря мягкой структуре укорачивается тормозной путь и автомобиль лучше управляется. Во время движения зимние шины прогреваются, даже при сильных морозах. Это позволяет колёсам оставаться эластичными.

Покрышки оснащаются 2 видами протектора: шипованный и нешипованный. Первый вариант эффективен в сильно заснеженных регионах. Протектор без шипов, применяется в населённых пунктах, где дороги регулярно чистят. Оба вида зимних шины имеют небольшой индекс скорости. Как правило он не превышает максимально допустимых 190 км/ч, что значительно меньше, чем у летних колёс.

Виды зимних шин

Климат на планете разный, поэтому зимы в регионах отличаются своим характером. На севере они суровые, снежные и продолжительные с температурным режимом – 20° – 40° С. В центральной европейской части зимы более умеренные, до -10° — 20° С. А, чуть южнее — дожди и слякоть.

Учитывая погодные обстоятельства, производители выпускают 3 категории зимних шин:

  • арктический тип с шипованным протектором;
  • скандинавский тип без шипов;
  • альпийский тип без шипов для мягкого климата.

Представленные категории образуют две группы покрышек: шипованные и фрикционные. Таким образом, автовладелец может подобрать эффективную резину для своего региона.

Шипованные

Шипованные шины — арктический тип резины с агрессивным глубоким протектором, усиленным шипами. Такая конструкция обеспечивает отличное сцепление на льду и укатанном снегу. Эксплуатационные характеристики сохраняются даже при t — 45° С. Применяются в холодных регионах с продолжительными зимами. Обладают отличным сцеплением на льду и укатанном снегу, наряду с превосходными вездеходными качествами. На асфальте сильно шумят. Некоторые модели продаются неошипованными, с возможностью установить в протектор различные виды «снежных когтей».

Нешипованные липучки

Фрикционные шины – разделились на 2 вида покрышек: скандинавские и альпийские. Первые обладают хорошими внедорожными качествами из-за глубокого агрессивного протектора. Он полностью аналогичен арктическому типу. Резина используется во многих странах Северной Европы с суровым зимним климатом. Глубокий протектор наделяет покрышки отличными вездеходными качествами на снегу и «каше». Скандинавские шины менее шумные на открытом асфальте, в сравнении с арктическим типом.

Альпийская резина предназначена для малоснежных и дождливых регионов с максимально низкой t — 10°C. Её протектор состоит из широких V-образных желобов для эффективного удаления воды и слякоти из пятна контакта. Если арктические и скандинавские шины мягкие и не теряют эластичность в сильные морозы, то альпийский тип сделан из более твёрдой резины. Повышенная жёсткость необходима, так как мягкие покрышки плохо реагируют на рулевое управление в плюсовые температуры.

Отличить скандинавские и альпийские шины просто. Первые оснащены ненаправленным агрессивным протектором из однообразных прямоугольных блоков. У вторых, беговая часть оснащена направленными V-образными желобами для водоотвода.

Чтобы компенсировать отсутствие шипов, компания Nokian разработала новую концепцию «Nokian Cryo Crystal» — оптимальное сцепление. В резину добавляются мельчайшие частицы, по форме напоминающие многогранные кристаллы. Они вгрызаются в дорожную поверхность, заметно улучшая сцепление на льду

Виды рисунка протектора зимних шин

Инженеры шинных фабрик продолжают совершенствовать зимнюю покрышку, наделяя её достойными характеристиками. Шины должны обеспечивать машине: проходимость, скорость, курсовую устойчивость, водоотвод, стойкость к истиранию и другое. Поэтому, наряду с популярными рисунками беговой части, появились современные типы протектора.

Потребитель может выбрать резину с одним из них:

  • симметричный ненаправленный – стандартный рисунок беговой части выполнен в виде прямоугольных блоков, равномерно распределённых по поверхности колеса. В основном применяется на арктической и скандинавской резине. Покрышки можно ставить на любую сторону машины и в любом направлении движения;
  • симметричный направленный – этот вид протектора также считается классическим и знаком автовладельцам, как «елочка». V-образные желоба предназначены для водоотвода. Рисунок эффективен в регионах, где преобладают дорожная слякоть и сырость. Поэтому, такой тип беговой части широко используется при изготовлении альпийских фрикционных шин. Устанавливаются по указателю направления «Rotation».
  • асимметричный ненаправленный – это современный комбинированный протектор. Одна часть шины оснащена блоками, другая часть состоит из желобов и осевых рёбер жёсткости. Такой тип протектора считается спортивным. Резина не нашла массового спроса среди автовладельцев, из-за высокой цены и невозможности приобрести колеса поштучно. Они реализуются комплектами. Шины необходимо устанавливать на автомобиль по маркировкам: «Outer» (внешняя сторона диска) и «Inner» (внутренняя сторона диска)
  • асимметричный направленный – ещё один современный комбинированный протектор. Одна сторона состоит из V-образных желобов, а другая часть шины содержит грунтозацепные канавки и осевые рёбра жёсткости. Устанавливаются в строгом соответствии с маркировками: «Rotation» (направление), обозначениями «Outer» (внешняя сторона диска) и «Inner» (внутренняя сторона диска)

Покрышки с современным асимметричным протектором не пользуются спросом среди автомобилистов. Тому причины: дороговизна и отсутствие поштучной продажи. При этом, у зимних шин с комбинированным протектором лучшие качества курсовой устойчивости на льду и укатанном дорожном полотне.

Ламели

Блоки протектора зимней резины усеяны микроразрезами, которые разделяют каждую шашечку на 3-4 микроблока. Эти микроразрезы называются — ламели. Благодаря им, блок «расползается» в пятне контакта и увеличивает площадь сцепления. В работу включается 3-4 микроблока, повышая проходимость. Появляется эффект «липучки». Производители наносят ламели на протекторе разных конфигураций:

  • прямая;
  • волнообразная (зигзаг) – повышает курсовую устойчивость;
  • Z-ламель – улучшает манёвренность;
  • Y-ламель – противостоит продольным и боковым усилиям;
  • 4-угольная ламель;
  • 3D ламель – обеспечивает равномерное распределение нагрузки;
  • П-образная ламель.

Кроме увеличения пятна контакта и проходимости, ламели способны осушать пятно контакта, впитывая воду. Влага удаляется при помощи центробежной силы колеса. Компания Nokian запатентовала новый тип впитывающих ламелей, назвав их ламели-насосы.

Типоразмер

Чтобы правильно выбрать зимние шины необходимо знать их типоразмер. Таким образом колёса будут соответствовать заводским характеристикам автомобиля. Найти маркировку размера несложно. Во-первых, она наносится на шину, например, 195/65 R15 75 Т. Во-вторых, типоразмер шин и дисков обязательно указан в инструкции по эксплуатации ТС. В-третьих, на кузове авто есть информационные таблички. Они расположены в перчаточном ящике (бардачке), на внутренней стороне лючка бензобака и на стойке кузова в водительском проёме.

Расшифровывается типоразмер (на нашем примере) так:

  • 195 – ширина профиля покрышки в мм (протектора);
  • 65 – высота профиля покрышки в % соотношении к ширине (195 х 65% = 126,7 мм);
  • R – радиальный тип покрышки
  • 15 –диаметр шины в дюймах (1 дюйм = 2,5 см).

Согласно опыту профессионалов и экспериментам различных автомобильных бюро, на зиму лучше приобретать шипованные покрышки с узким профилем. Резина качественней цепляется за дорогу. А, меньшая площадь пятна контакта снижает риск появления слэшпленинга (эффект скольжения по снегу, аналогичный аквапланированию).

Если к этому увеличить высоту профиля, то улучшается проходимость и плавность хода. Некоторые автовладельцы ставят на зиму диски одним размером меньше, а общую высоту колеса компенсируют увеличенным боковым профилем. Например, вместо летних 205/55 R16, зимой эксплуатируют 195/65 R15.

Индекс скорости

Выбирать зимние шины следует ещё по одному параметру — индекс скорости. Он обозначается на шине одной латинской литерой, например, «Т». Всего существует 24 индекса скорости, от минимального «В» — 50 км/ч до максимального «Y» — 300 км/ч. Они размещаются в специализированных таблицах, которые есть в шинных магазинах. В литере «Т», зашифрована максимально допустимая скорость 190 км/ч. То есть, это предельный скоростной режим, при которой покрышка сохраняет свои технические характеристики. Но, эксплуатировать зимнюю резину свыше 140 км/ч — не рекомендуется самими производителями покрышек.

Индекс нагрузки

Ещё один важный момент при выборе зимних покрышек — это индекс нагрузки. Он обозначается 2- х или 3-значными цифрами, например, «75». Это не обозначение массы, а закодированное значение максимально допустимой нагрузки на колесо. Расшифровка указывается в специальных таблицах, где представлена номенклатура обозначений от «50» до «129». Цифра 75, на нашем примере, означает 387 кг. Такая масса приемлема для автомобилей C-класса.

Правила обкатки зимних шин

Зимние шины необходимо обкатывать! Установка шипов в протектор происходит с помощью смазки. Она остаётся в посадочном месте и шип некачественно располагается в ячейке. В период обкатки, смазка выдавливается через специальные отверстия в блоках протектора. Шип прочно фиксируется в посадочном месте.

Согласно рекомендациям изготовителей шин, первые 500-600 км для новой резины считаются адаптационными. На протяжении этой дистанции, необходимо эксплуатировать машину в щадящем режиме. Не рекомендуется: буксовать, передвигаться более 90 км/ч и резко маневрировать. Идеальные условия для обкатки шипованных покрышек:

  • плюсовая температура;
  • открытый асфальт.

На снегу, дистанция обкатки увеличивается до 700-800 км. Не стоит преодолевать данный километраж маршем. Лучше дать шинам возможность нагреваться и остывать. Некоторые производители наносят на протектор индикаторы обкатки. Они выглядят, как резиновые капли. Если индикаторы исчезли, значит режим адаптации завершён.

Фрикционные шины обкатываются в схожих условиях. Но, дистанция адаптационного пробега меньше, всего 200-300 км. Этого достаточно, чтобы многослойная конструкция покрышки «срослась» и приспособилась к окружающей среде.

Срок службы зимней резины

Приблизительный срок службы зимней резины, 4-5 сезонов. Но это при условии, что покрышки эксплуатируются в спокойной манере вождения по дорогам общего пользования. При этом, резина должна храниться в достойных условиях, хотя бы близкими к рекомендациям ГОСТ 24779-81.

Касаемо пробега, то производители устанавливают индекс износа «Treadwear» в пределах 90-120 тыс. км. Но это с запасом, «до дыр». На практике шины ходят меньше: китайские 50-80 тыс. км, европейские 50-60 тыс. км, российские 20-40 тыс. км. После 3-4 сезонов, зимние покрышки начинают терять свои качества: шипы выпадают, протектор изнашивается на асфальте, резина дубеет от дорожных реагентов.

Допускается эксплуатировать зимние шины с остаточной глубиной протектора больше 4 мм в самом изношенном месте. Это правило ПДД п.5.1

Также необходимо ориентироваться на дату изготовления шин. Она наносится на боковой профиль в виде 4-значного числа. Например, 0819. Это означает, что шины выпущены на 8-й неделе 2019 года, то есть в марте.

Если продавец предлагает купить шины, произведённые 5-6 лет назад, то лучше отказаться от покупки. Такие колёса, магазин должен возвращать изготовителю на переработку. Это правила хранения шин по тому же ГОСТу 24779-81.

Как сэкономить при покупке зимних шин

Если вы хотите сэкономить на покупке зимней резины, то можно поиграть размерами. Например, приобрести стальные диски и резину меньшего типоразмера. Вместо 205/55 R16, поставить 195/65 R15. Разница в цене между моделями R16 и R15, составляет 30 %. Приобретать б/у колёса на «вторичке» — рискованно. Грыжи, порезы и деформированный корд, могут стать опасным сюрпризом после покупки.

Резюме. Подбирать зимнюю резину необходимо строго по типоразмеру, указанному в инструкции по эксплуатации. Необходимо учитывать дорожные и климатические условия. Например, для сельских поселений на севере страны, более эффективней резина с глубоким протектором. Обязательно обращайте внимание на индексы грузоподъёмности и предельной скорости. После установки шин на автомобиль, прислушайтесь к рекомендации и совершите обкатку. Бережная эксплуатация и правильное хранение зимних колёс, увеличивают службы резины до 5-6 сезонов.

Источник https://www.amd.by/pages/kak_vubrat_zimnie_shinu/

Источник https://tires-top.ru/kak-vybrat-zimnie-shiny/

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: