Что входит в электрооборудование автомобиля? Автомобильный портал

Содержание

Что входит в электрооборудование автомобиля?

Электрооборудование автомобиля — состав, устройство и принцип действия

К электрооборудованию автомобиля относятся устройства, вырабатывающие, передающие и потребляющие электроэнергию, и установленные на данном транспортном средстве. Электрическая система автомобиля — это совокупность приборов, устройств, схем, электропроводки, обеспечивающая правильную и надежную работу двигателя, трансмиссии, ходовой части, а также способствующая безопасности движения транспортного средства на дороге, и позволяющая автоматизировать некоторые рабочие процессы, при этом создавая комфортные условия как для пассажиров, так и для водители, и даже для других участников дорожного движения.

Бортовые потребители электроэнергии зачастую питаются постоянным напряжением. Первые электрифицированные автомобили имели бортовую сеть на 6 вольт, нынешние же легковые имеют 12 вольт на борту, а тяжелые грузовики и дизельные автобусы — еще вдвое больше, 24 вольта.

В качестве минусового провода обычно служит масса, то есть проводящие элементы кузова, что сильно упрощает организацию проводки, поскольку непосредственно к потребителю приходится подводить один только плюсовой провод.

Минусовой вывод потребителя, его отрицательная клемма, как и отрицательный вывод источника электроэнергии, просто крепится напрямую к корпусу автомобиля. Кто-то может сказать, что такое решение несколько снижает надежность в плане риска возникновения коротких замыканий, зато оно замедляет коррозию кузова.

Данные относительно напряжения в 12 вольт — это приблизительные данные, на самом же деле генератор легкового автомобиля выдает от 13,5 до 14 вольт постоянного напряжения, и у разных моделей автомобилей это напряжение немного различается, что зависит от настроек регулятора напряжения на генераторе.

Генератор в автомобиле установлен, как правило, синхронный, трехфазный, с трехфазным диодным выпрямителем. Приводится он во вращение от коленчатого вала топливного двигателя, в момент старта предвозбуждается прямо от аккумулятора. В процессе работы двигателя автомобиля, выпрямленное напряжение подается на схему регулирования напряжения, интегрированную в корпус генератора.

Электрооборудование автомобиля может работать даже когда двигатель не заведен. Системы наружного и внутреннего освещения, противоугонная сигнализация, автомагнитола, акустическая система, стоп-сигналы, а также стартер в момент пуска двигателя, — все это легко питается от автомобильного аккумулятора.

Когда двигатель заведен, аккумулятор начинает получать заряд от генератора, восполняя запас израсходованной энергии. Полностью зарядившись, аккумулятор пребывает в буферном режиме, сглаживая скачки напряжения, и в некоторой степени помогая генератору, когда к бортовой сети подключаются очень мощные потребители. Мощность генератора непосредственно составляет в среднем 1250 ватт ( 80-135 А при 12 В).

В зависимости от комплектации автомобиля, в нем могут быть или отсутствовать следующие электрические системы:

антиблокировочная система колес ABS;

система безопасности, включающая в себя электрические натяжители ремней безопасности и подушки безопасности;

электронные системы управления двигателем;

коробка-автомат с управляющей электроникой;

маршрутный компьютер и другие системы.

У автомобиля имеются внутренние и наружные световые приборы. Наружные это: фары с их дальним и ближним светом, поворотники и аварийная сигнализация, габаритные огни, фонари заднего хода, подсветка номера, противотуманки, контурные огни и прожекторы, а также прочие элементы декоративного освещения. Внутреннее освещение это: подкапотная лампа, светильники внутри салона, лампа внутри багажника, подсветка приборной панели, подсветка бардачка и т. д.

К прочим потребителям относятся: стартер, бортовой компьютер, система зажигания, электроусилитель руля, сервоприводысидений, двигатели стеклоподъемников, стеклоочистителей, вентиляторов, обогрев стекла, прикуриватель, парковочные датчики, звуковой сигнал, магнитола и другие мультимедийные системы, видеокамера заднего вида, противоугонная сигнализация, подогрев сидений, GPS-навигатор и прочие аксессуары и приборы, облегчающие работу водителю и доставляющие комфорт пассажирам.

Существует много дорожной и бытовой техники (электронасос, холодильник, ноутбук и т.д), которая легко может быть подключена прямо к прикуривателю внутри салона. Подключение осуществляется через специальный адаптер либо через встроенный или внешний блок питания с двойным преобразованием. Следует, однако, помнить, что гнездо прикуривателя не рассчитано на большой ток, и более 100 ватт нагрузки к нему лучше не подключать, иначе перегорит предохранитель или гнездо термически повредится.

Хотя, небольшой автомобильный холодильник потребляет ватт 40, что в переводе на амперы бортовой сети — не более 3,5 А. Некоторые автомобили с мощными генераторами оснащаются специально установленным инвертором с готовым выходом на 220 вольт с розеткой, чтобы сразу можно было подключить любой прибор с обычной вилкой. Напряжение на выходе встроенного инвертора может быть и другим, не обязательно 220 вольт.

Электрооборудование автомобиля

Совокупность систем и приборов, потребляющих электрический ток от его источников, составляют электрооборудование автомобиля. Все важные функции, такие как, запуск двигателя, поджег топлива, система сигнализации и освещения, и многие другие, осуществляются с помощью электроэнергии. Приборы присоединяются к источнику одним проводом (это — положительный полюс), а вторым заземляются на металлических частях корпуса авто (отрицательный полюс). Ток в приборах проходит под напряжением 12 вольт (для бензинового двигателя) и 24 вольта (для дизельного).

  • 1 Приборы электрооборудования автомобиля
  • 2 Основное электрооборудование в авто
      • 2.0.1 Электрический автостартер
      • 2.0.2 Зажигание
      • 2.0.3 Совокупность осветительных приборов
      • 2.0.4 Система сигнализации
      • 2.0.5 Измерительно – контрольные элементы

      Приборы электрооборудования автомобиля

      В автомобиле вырабатывают и генерируют электрический ток комплекс приборов электрооборудования. В него входят:

      Генератор – состоящий из трех фаз, агрегат с электрическим активатором. Он призван перерабатывать производимую мотором механическую энергию в электрический ток. При включенном двигателе, он обеспечивает направленный ток в приборы и заряжает аккумулятор. Он состоит из:

      — статора, индуктирующего на катушке ток

      — ротора. Он встроен в шарикоподшипниках, которые получают вращательный импульс от коленвала, проходящий по обмотке электрический ток создает магнитную силу, индуцирующую электриеский ток на катушке статора.

      Аппарат регулировки вольтности. Коленвал работает с непостоянной частотой. Чтобы напряжение не скакало, нужен стабилизатор. При скачках напряжения, якорь вибрирует, заставляя электрическую цепь прерываться, включая и выключая из нее добавочное звено, стабилизируя необходимое постоянство в цепи. Для предотвращения искрения применяют дроссель. Поддержание постоянного напряжения может осуществляться с помощью микроэлектронных регуляторов.

      Итак, с помощью генератора аппарата достигается независимость постоянного напряжения от переменчивости вращения коленвала.

      Батарея аккумулятора. Он питает приборы при не запущенном моторе. В ней происходит преобразование энергии химических реакций в электрическую энергию. Благодаря низкому сопротивлению, он может быстро отдавать большой силы ток в стартер, для пуска двигателя.

      Одна из основных параметров аккумулятора является его ёмкость – энергию, которую он отдает в период от полной зарядки до абсолютной разрядки. С возникновением изменений в батареи (изношенности, уменьшение количества кислоты и др.), ёмкость уменьшается.

      Корпус представляет собой пластмассовый короб, со встроенными последовательно соединенными электродами, разделенными изолирующими стенками. Каждая секция снабжена резьбовой воронкой, для проверки и доливания аккумуляторной жидкости. Как и любая другая батарея, имеет два противоположных полюса (+ и -).

      Химически активный элемент аккумулятора (кислота) требует соблюдения правила безопасности. Запрещается близко подносить источник открытого огня. Избегайте попадания электролита на кожу и в глаза.

      Основное электрооборудование в авто

      Электрический автостартер

      Обычно электростартер потребляет ток в 12 вольт, на мощных двигателях ставят второй аккумулятор, увеличивая напряжение вдвое. Сила пока в цепи соответственно падает (ведь оно обратно пропорционально напряжению), что уменьшает ненужный перегрев проводки.

      Зажигание

      Сама система состоит из:

      катушки, увеличивающей напряжение до 20 киловольт. Представляет собой, обмотанные медной проволокой, стальные пластины. Алюминиевый остов наполнен маслом, создающим защиту катушке. Снаружи присоединено сопротивление, синхронизирующее подачу тока с частотой вращения коленвала.

      распределитель, состоящий из устройства прерывания и замыкания подачи тока на цилиндры. Крайние электроды соединены со свечами, а срединный подсоединен проводами к катушке зажигания. Через центральный электрод ток поступает к ротору. Есть на каркасе распределителя конденсатор и регулятор, предназначенные для защиты от чрезмерного нагревания и увеличения показателя напряжения. Вал распределителя получает вращательные импульсы от шестерни насоса, который, в свою очередь, начинает вращаться с началом оборотов коленвала.

      датчик. По разные стороны от щели данного прибора расположены элемент и магнит, с постоянным магнитным полем, а внутри расположен замыкатель. Суть работы этой конструкции заключается в создании магнитных импульсов, которые, после подачи на коммутатор, преобразовываются в электрические.

      коммутатор. Выключает цепь при размыкании прерывателя, преобразовывает магнитные импульсы в электрические с помощью обмотки.

      свечи. Подают искру в цилиндр двигателя. Имеют маркировку. Чаще всего используют неразборную ее разновидность, отличающейся высокой степенью надежности и эксплуатационного срока.

      выключатель. Он связан с сигнализацией и препятствует случайному включению стартера при запущенном моторе.

      Совокупность осветительных приборов

      Основным призванием данных элементов автомобиля служит: освещение полосы дороги и прилегающего пространства ночью и в непогожие дни, ограничение и демонстрация очертаний транспортного средства, оповещение о своих намерениях (сигнальная функция).

      Принято использование в освещении разных цветов света: красный — для сигнализации об опасности, желтый – предупредительный и белый – в нейтральных ситуациях. Цвет света регламентируется стандартами ООН.

      Благодаря созданию технологии компьютерного контроля, разработчики имеют возможность использовать в своих моделях многообразие форм и конструкций дизайна осветительных элементов. К ним относятся: фонари и фары, приборы освещения внутри автомобиля, лампы света различных конструкций приборов, выключатели, датчики, предохранитель.

      Фара – это лампа, с направленным световым пучком. Устанавливается в переднем сегменте машины для освещения пути. Обычно имеют механизм изменения направления светового пучка, необходимого для предотвращения ослепления водителя встречного транспорта. Так называемый, дальний свет переключается на ближний (световой поток направляется вниз). С появлением особых видов фар, с компьютерной регулировкой интенсивности и направления света, отпадает необходимость ручного переключения света.

      Фонари габаритные. Только белого цвета. Очерчивает габариты авто и предупреждает о намерении начать движение.

      Противотуманники. Его расширенный световой поток усиливает освещенность полотна дороги, особенно в затуманенных условиях, обильном дождевом потоке, обильном снегопаде. Однако, днем при плохой видимости, не рекомендуется включать основные фары. Это приводит к ослеплению, отраженным от тумана, светом. А при ясной погоде ночью, не стоит использовать его наряду с дальним светом – это уменьшат дальность освещения.

      Есть еще пара видов переднего освещения – внедорожное (в быту его еще называют «люстра», устанавливают на крыше) и фара – искатель, с мощным световым потоком, запрещено использование в населенных пунктах и при встречном движении (только для ориентировки в безлюдных зонах).

      К световому освещению автомобиля относятся также:

      фонари дневного света и боковые

      — стоп – огни, фонарь обгона

      — проблесковые маячки устанавливаются на спец технике.

      Система сигнализации

      Включает в себя поворотники, стоп – сигнал торможения и обратного хода, шумовые сигналы звукомчё.

      Измерительно – контрольные элементы

      Это лампы уровня горючего в баке, температуры антифризов, давления масла, потенциала аккумулятора, тормозной жидкости. Также, к ним относятся датчики контроля заслонки, освещения, раздаточной коробки, обогрева стекол и другие. Все они выведены на панель приборов в салоне.

      Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

      Электрооборудование автомобиля: устройство и виды

      Электронные устройства автомобиля используют энергию от различных источников и затем преобразуют ее в энергию другого вида, например, свет или движение. Но все устройства не могут функционировать без постоянной подачи электроэнергии.

      Все оборудование автомобиля можно условно разделить на три группы:

      1. Основного действия;
      2. Длительного;
      3. Кратковременного.

      К первой группе принадлежат устройства, без которых функционирование автомобиля невозможно в принципе. Это система запуска двигателя, осуществления подачи топлива и другие.

      Ко второй группе относятся чуть менее важные устройства, делающие его эксплуатацию более комфортным. Это печка, кондиционер, система безопасности и другие.

      К последней группе относят устройства подачи сигнала, прикуриватель, свечи накалывания и другие.

      Виды электрооборудования автомобиля

      Аккумулятор

      Играет важную роль в устройстве транспортного средства. Благодаря АКБ все электрические устройства могут функционировать. Он осуществляет накопление электроэнергии и передает ее всем подключенным устройствам.

      Корпус аккумулятора сделан из антикислотного пластика. Внутри находится шесть секций, сделанных из пластика. Внутренние элементы между собой соединяются специальными мостами, корпус накрывается пластиковой крышкой. На ней находятся два отвода, необходимые для присоединения к ним клемм. Сам же аккумулятор находится под капотом автомобиля.

      Электрический генератор

      Он существенно отличается от электрического двигателя и по назначению, и по функциям, не стоит их путать. Генератор создает энергию путем вращения через ременную передачу. Имеет две обмотки, что помогает стабилизировать получаемое напряжение.

      Стартер

      Это тоже своеобразный электродвигатель, который совершает обороты от получаемой энергии аккумулятора. Задача стартера – начальный старт всего транспорта, для этого он создает искру, от которой воспламеняется топливо и запускается двигатель.

      Повышающая катушка

      Имеет ферромагнитный сердечник и две обмотки, на одной из них находится меньше витков, чем на другой. Это необходимо для получения электромагнитного поля, которое создается на другой стороне витков и имеет большее напряжение. Когда напряжение подается на катушку, она дает искру.

      Противоугонная сигнализация

      Некоторыми автопроизводителями устанавливается по умолчанию, но чаще автовладельцам приходится заботиться о безопасности машины самостоятельно. Может быть звуковой, световой или комплексной.

      Получает питание от аккумулятора, способна реагировать на любые методы механического воздействия:

      • Взаимодействие с замками или стеклами,
      • Попытки перемещения автомобиля,
      • Снятие колес.

      Поскольку от правильного монтажа и дальнейшей работоспособности автосигнализации зависит сохранность транспортного средства, лучше доверить ее установку специалистам http://auto-bezopasnost.ru, способным выполнить все работы на профессиональном уровне.

      Электрическая свеча

      Создает искру в самом двигателе благодаря подключенным проводам с напряжением. В цилиндре двигателя находятся электроды, которые и создают искру. Между свечой и катушкой расположен распределитель, он подает энергию на свечу, благодаря чему, она может создать искру в необходимое время.

      Система электрооборудования

      Обеспечивает требуемое количество света во время движения автомобиля при недостаточном уровне освещения. Сюда входят фары, лампочки освещения салона, багажника и другие.

      Световая сигнализация

      Отвечает за создание и передачу световых сигналов другим участникам транспортного потока о действиях водителя, о смене направления движения. Эта система включает в себя передние и задние лампочки, фонари и боковые поворотники.

      Фары предназначены для освещения дороги и передаче информации водителю о возможных препятствиях. Все автомобили имеют симметрично расположенные пары фар – спереди и сзади. Передняя пара может выполнять сразу несколько функций:

      • ближний и дальний свет,
      • габаритные огни и пр.

      По бокам авто находятся поворотные сигналы.

      Ближний свет необходим для переключения при замечании движения встречного транспорта. Он способен достаточно освещать дорогу и при этом не слепить водителей встречных автомобилей.

      Дальний свет светит намного ярче и дальше, его можно использовать если нет транспорта, движущегося навстречу. С помощью поворотных ламп водитель автотранспорта может передать информацию и своих намерениях повернуть вправо или влево, развернуться.

      Система электрооборудования автомобиля

      Система электрооборудования

      Э лектрооборудование автомобиля — предназначено для выработки и передачи электрической энергии потребителям различных систем и устройств автомобиля.

      Устройство электрооборудования автомобиля:

      • И сточники тока;
      • П отребители тока;
      • Э лементы управления;
      • Э лектрическая проводка.

      В се перечисленные элементы электрооборудования объединены в единую бортовую сеть автомобиля.

      Э лектрообоурдование автомобиля можно разделить на две части цепь низкого напряжения и цепь высокого напряжения.

      Ц епь низкого напряжения обеспечивает электричеством потребителей освещения и сигнализации, а также работу системы пуска.

      Система пуска двигателя обеспечивает первичное проворачивание коленчатого вала и работу двигателя во время его пуска. Наиболее распространен пуск двигателя электрическим стартером. В качестве стартеров применяют высокооборотные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением, конструктивно объединенные с шестеренным приводом. Для быстрого и конструктивного изучения устройства системы пуска двигателя воспользуйтесь схемой системы пуска.

      Освещение и сигнализация – служат для освещения приборами дороги и обозначения габаритов автомобиля, сигнализации выполняемых маневров.

      Контрольно-измерительные и дополнительные приборы – служат для контроля работы и управления системами автомобиля.

      Ц епь высокого напряжения служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах, за счет системы зажигания.

      Система зажигания служит для воспламенения горючей смеси и применяется на бензиновых двигателях. Воспламенение горючей смеси происходит по мере подачи искры зажигания в цилиндры, от сюда и название система искрового зажигания . Другими словами система зажигания служит для создания тока высокого напряжения, распределения его по цилиндрам двигателя и воспламенения рабочей смеси в камере сгорания в определенные моменты. На современных автомобилях используют контактно-транзисторную и бесконтактную системы зажигания. Для более подробного изучения — устройство системы зажигания автомобиля .

      В системе электрооборудования автомобиля обязательно есть источник вырабатывания тока и его потребитель. Их взаимосвязанная работа реализуется с помощью электрической проводки.

      К источниками тока можно отнести: аккумуляторную батарею (АКБ) и генератор.

      АКБ служит для питания потребителей низкой цепи электрическим током при неработающем двигателе, запуске двигателя, а также работе двигателя на малых оборотах.

      Г енератор предназначен для подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ) и питания всех приборов электричеством во время движения автомобиля. Поэтому генератор является основным источником электрического тока.

      К элементам управления относятся щитки предохранителей, блоки реле, электронные блоки управления. Их основная задача это обеспечение согласованной работы приборов электрооборудования. На современных автомобилях используются блоки управления.

      Б лок управления служит для:

      • контроль потребителей;
      • контроль напряжения;
      • регулирование нагрузки;
      • управление системой комфорта;

      П отребители энергии бывают : Основные, длительные, кратковременные.

      О сновные:

      — электроусилитель рулевого привода;

      Д ополнительные:

      — система активной безопасности;

      — система пассивной безопасности;

      К ратковременные:

      системы комфорта;

      Подкатегории

      Устройство контактной системы батарейного зажигания 1

      Контактная система батарейного зажигания

      Для создания искрового разряда между электродами свечи зажигания необходимо высокое напряжение (15000-30000 В), так как газы, находящиеся в цилиндре, не проводят ток низкого напряжения. На современных автомобильных двигателях применяют однопроводную систему соединения источников тока с потребителями. Вторым проводником электрической энергии служит масса (корпус) – все соединенные между собой металлические части автомобиля.

      При однопроводной системе включения приборов электрооборудования уменьшается число проводов, упрощается техническое обслуживание и уменьшается стоимость системы. Отрицательные выводы генератора, аккумуляторной батареи и всех потребителей электроэнергии соединены с массой, а положительные изолированы от нее. В эксплуатации необходимо внимательно следить за состоянием изоляции на проводах и за их креплением, так как нарушение изоляции может привести к возникновению короткого замыкания.

      Устройство контактной системы батарейного зажигания :

      Схема устройства контактной системы батарейного зажигания :

      а) схема ; б) положения ключа выключателя зажигания и стартера ; 1 – рычажок прерывателя ; 2 – подвижный контакт ; 3 – неподвижный контакт ; 4 — кулачок ; 5 – прерыватель низкого напряжения ; 6 — конденсатор ; 7, 14, 23 – провода ; 8 – выключатель зажигания ; 9 – добавочный резистор ; 10 – первичная обмотка ; 11 – вторичная обмотка ; 12 – катушка зажигания ; 13 — магнитопровод ; 15 – выключатель добавочного резистора ; 16 — амперметр ; 17 – аккумуляторная батарея (АКБ) ; 18 – выключатель электродом ; 19 – ротор с электродом ; 20 — распределитель ; 21, 24 – подавительные резисторы ; 25 – свеча зажигания ; 26 – ключ выключателя зажигания.

      Контактная система батарейного зажигания состоит из : аккумуляторной батареи 17, катушки зажигания 12, прерывателя 5 низкого напряжения с конденсатором 6, распределителя импульсов высокого напряжения 20, свечей зажигания 25, выключателя зажигания 8, амперметра 16. Прерыватель 5 имеет два контакта : неподвижный 3 соединенный с массой и подвижный 2, расположенный на рычажке 1 и соединенный с проводом 7 с первичной обмоткой 10 катушки зажигания. В прерывателе установлен вращающийся валик с кулачком 4, при помощи которого размыкаются контакты. В системе зажигания в качестве источника электрического тока используется генератор переменного тока.

      При замыкании контактов прерывателя ток от АКБ проходит по первичной обмотке катушки зажигания, создавая вокруг нее магнитное поле.

      Цепь низкого напряжения следующая : положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 – выключатель зажигания 8 добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 — провод 7 – подвижный контакт 2 – неподвижный контакт 3 – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ.

      При размыкании контактов прерывателя обесточивается первичная обмотка катушки зажигания и резко уменьшается магнитное поле. Магнитный поток исчезающего поля пересекает витки вторичной и первичной обмоток, при этом индуктируется электродвижущая сила (ЭДС) высокого напряжения во вторичной и ЭДС самоиндукции в первичной обмотках. Возникающие во вторичной обмотке импульсы высокого напряжения подводятся к свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Вращающийся ротор 19 своим электродом распределяет импульсы высокого напряжения по электродам крышки распределителя. Частота вращения ротора в 2 раза меньше частоты вращения коленчатого вала и, таким образом, совпадает с частотой вращения кулачка прерывателя.

      Положение пластины ротора напротив каждого из электродов крышки распределителя соответствует разомкнутому состоянию контактов прерывателя.

      Цепь высокого напряжения : вторичная обмотка 11 – провод 14 высокого напряжения – подавительный резистор 21 – электрод ротора 19 – один из электродов крышки распределителя 20 – провод 23 — подавительный резистор 24 – свеча зажигания 25 – центральный электрод свечи – боковой электрод свечи – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ 17 – положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 — выключатель зажигания 8 – добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 – вторичная обмотка катушки зажигания 12.

      В первичной обмотке ток самоиндукции возникает при замыкании контактов прерывателя. Ток самоиндукции замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке, нежелательно, так как при размыкании контактов увеличивается период искрообразования между ними, снижаются эффективность и надежность системы зажигания. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 6. В момент размыкания цепи низкого напряжения конденсатор заряжается током самоиндукции, а затем при разомкнутых контактах разряжается через первичную обмотку.

      Выключатель зажигания 8 необходим для остановки работающего двигателя размыканием первичной обмотки катушки зажигания. Он нужен и для включения зажигания перед пуском двигателя. Ключ 26 выключателя зажигания может занимать четыре положения : 0 – зажигания выключено ; 1 – зажигание включено ; 2 – включены зажигание и стартер ; 3 – подведено питание к радиоприемнику. В положении 0 ключ можно вставить и вынуть из замка зажигания. После пуска двигателя ключ выключателя зажигания переводят в положение 1.

      Выключатель 18 цепи АКБ нужен для отключения батареи от массы при выполнении электротехнических работ и для остановки автомобиля на длительное время. Выключатель 18 защищает электрооборудование от короткого замыкания или от пожара при неисправной проводке, а также позволяет отключить батарею от всех потребителей электрической энергии, непосредственно не отсоединяя провода, отходящие от нее. В этом случае остается включенным аварийное освещение – плафон кабины и розетка переносной лампы.

      Почему контактная система батарейного зажигания не используется на современных автомобилях?

      Постепенно контактную систему батарейного зажигания вытеснили другие системы, такие как контактно транзисторная или бесконтактная системы зажигания. Этому предшествовало ряд недостатков контактной системы батарейного зажигания :

      • Быстрый износ и обгорание контактов прерывателя ;
      • Увеличение зазора между контактами прерывателя, соответственно увеличение угла опережения зажигания ;
      • Уменьшение тока в цепях низкого и высокого напряжения ;
      • Частые перебои с воспламенением рабочей смеси ;
      • Затрудненный пуск двигателя ;
      • Снижение экономичности и мощности двигателя.

      Электрооборудование для авто и его назначение

      Электрооборудование в автомобиле представляет собой группу электроприборов и аппаратуры, которые обеспечивают стабильную работу автомобиля.

      Электроэнергия, которой питается автомобиль, предназначенная для запуска двигателя, возгорания горючего, сигнализации, освещения, питание приборов и т.д. Автомобиль включает в себя не только потребителей, но и источник тока. Снабжаются электроприборы постоянным током с напряжением от 12 до 24B (в зависимости от вида автомобиля). Источниками тока в автомобиле является аккумулятор и генератор. К ним так же относятся приборы для их урегулирования.

      Источники тока (генератор и аккумулятор).

      Генератор превращает механическую энергию, которую получает от двигателя в электрическую. В основном генератор питает всех потребителей тока и в это время еще и заряжает аккумулятор (только при заведенном двигателе).

      Аккумулятор превращает с химической энергии в энергию электрического тока, которая является необходимой для запуска двигателя стартером. В то время как генератор питает практически всю машину электроэнергией (только при заведенной машине), аккумулятор питает при заглушенном двигателе или работающем, но на маленьких оборотах двигателя.

      Потребители тока.

      На автомобиле потребителями считаются стартер, контрольные приборы, системы зажигания, освещения, сигнализации и дополнительной аппаратуры (аудио магнитола).

      Стартер – пусковой агрегат, который обеспечивает раскручивание коленвала с частотой, необходимый для старта двигателя. Вот рассмотрим на примере фирмы «Старт Вольт”, как выглядит стартер Opel по ссылке. Стартеры делятся на электрические, гидравлические, пневматические, бензиновые и турбо стартеры. Основные связки стартера – движок, редуктор, устройство для расцепления и сцепления вала основного двигателя, устройство запуска. Стартер прямого действия закручивает только вал основного двигателя.

      Система зажигания – воспламенитель горючей смеси в цилиндрах соответственно с порядком режима работы двигателя. В автомобилях, работающих на бензине, в зависимости от назначения и класса применяют разные системы зажигания:

      1) Контактная система – не может обеспечить надежную работу двигателя при увеличении числа цилиндров у автомобиля, степени сжатия и максимальных оборотом коленвала.

      2) Транзисторно-контактная система – в сравнении с контактной, обеспечивает более надежную работу двигателя, повышая его сроки службы, облегчает запуск, расход топлива уменьшается, износ свечей и контактов.

      3) Бесконтактная система – обеспечит очень надежную работу движка, через получение стабильной искры в свечах, более хорошее и устойчивое возгорание горючей смеси в разных режимах работы двигателя. Основной плюс этой системы это естественно ее бесконтактный датчик, который не подвергается механическим износам. Так же система не требует постоянного обслуживания при увеличении пробега или в процессе ее эксплуатации.

      Памятка! Во время обслуживания бесконтактной электронной системы, которая обладает высокой энергией, нельзя при запущенном двигателе дотрагиваться приборов системы зажигания и ни в коем случае проверять их на работоспособность и искру между наконечниками проводов свечей и массой автомобиля. Это произведет к тяжёлым травмам или же к выходу из строя приборов зажигания и самой системы.

      Контрольно-измерительные приборы – служат для контроля состояния и действия разных систем и механики вашего транспортного средства. В их содержание входят показатели уровня бензина или газа в баке, температуры антифриза и давление масла в двигателе. Помимо этого, имеются так же группы ламп для контроля: зарезервированного топлива, давление масла, заряд аккумулятора, воздушной заслонки карбюратора, освещения, указатели поворота, дальний (ближний) свет, ручника, противотуманный свет, аварийный сигнал. К ним же входит:

      1) Вольтметр — вовремя стоячего двигателя выводит напряжение аккумулятора, а при не заглушенном двигателе — напряжение генератора.

      2) Спидометр как все знают, замеряет скорость автомобиля и его пройденный путь.

      3) Тахометр наблюдает и выводит значения оборотов вала двигателя.

      Автор: Администрация

      _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

      Электрооборудование автомобиля

      Совокупность систем и приборов, потребляющих электрический ток от его источников, составляют электрооборудование автомобиля. Все важные функции, такие как, запуск двигателя, поджег топлива, система сигнализации и освещения, и многие другие, осуществляются с помощью электроэнергии. Приборы присоединяются к источнику одним проводом (это — положительный полюс), а вторым заземляются на металлических частях корпуса авто (отрицательный полюс). Ток в приборах проходит под напряжением 12 вольт (для бензинового двигателя) и 24 вольта (для дизельного).

      Система электрооборудования автомобиля

      Приборы электрооборудования автомобиля

      Приборы электрооборудования автомобиля

      В автомобиле вырабатывают и генерируют электрический ток комплекс приборов электрооборудования. В него входят:

      Генератор – состоящий из трех фаз, агрегат с электрическим активатором. Он призван перерабатывать производимую мотором механическую энергию в электрический ток. При включенном двигателе, он обеспечивает направленный ток в приборы и заряжает аккумулятор. Он состоит из:

      — статора, индуктирующего на катушке ток

      — ротора. Он встроен в шарикоподшипниках, которые получают вращательный импульс от коленвала, проходящий по обмотке электрический ток создает магнитную силу, индуцирующую электриеский ток на катушке статора.

      Как работает генератор авто?

      Аппарат регулировки вольтности. Коленвал работает с непостоянной частотой. Чтобы напряжение не скакало, нужен стабилизатор. При скачках напряжения, якорь вибрирует, заставляя электрическую цепь прерываться, включая и выключая из нее добавочное звено, стабилизируя необходимое постоянство в цепи. Для предотвращения искрения применяют дроссель. Поддержание постоянного напряжения может осуществляться с помощью микроэлектронных регуляторов.

      Итак, с помощью генератора аппарата достигается независимость постоянного напряжения от переменчивости вращения коленвала.

      Батарея аккумулятора. Он питает приборы при не запущенном моторе. В ней происходит преобразование энергии химических реакций в электрическую энергию. Благодаря низкому сопротивлению, он может быстро отдавать большой силы ток в стартер, для пуска двигателя.

      Одна из основных параметров аккумулятора является его ёмкость – энергию, которую он отдает в период от полной зарядки до абсолютной разрядки. С возникновением изменений в батареи (изношенности, уменьшение количества кислоты и др.), ёмкость уменьшается.

      Корпус представляет собой пластмассовый короб, со встроенными последовательно соединенными электродами, разделенными изолирующими стенками. Каждая секция снабжена резьбовой воронкой, для проверки и доливания аккумуляторной жидкости. Как и любая другая батарея, имеет два противоположных полюса (+ и -).

      Химически активный элемент аккумулятора (кислота) требует соблюдения правила безопасности. Запрещается близко подносить источник открытого огня. Избегайте попадания электролита на кожу и в глаза.

      Основное электрооборудование в авто

      Электрический автостартер

      Обычно электростартер потребляет ток в 12 вольт, на мощных двигателях ставят второй аккумулятор, увеличивая напряжение вдвое. Сила пока в цепи соответственно падает (ведь оно обратно пропорционально напряжению), что уменьшает ненужный перегрев проводки.

      Зажигание

      Сама система состоит из:

      катушки, увеличивающей напряжение до 20 киловольт. Представляет собой, обмотанные медной проволокой, стальные пластины. Алюминиевый остов наполнен маслом, создающим защиту катушке. Снаружи присоединено сопротивление, синхронизирующее подачу тока с частотой вращения коленвала.

      распределитель, состоящий из устройства прерывания и замыкания подачи тока на цилиндры. Крайние электроды соединены со свечами, а срединный подсоединен проводами к катушке зажигания. Через центральный электрод ток поступает к ротору. Есть на каркасе распределителя конденсатор и регулятор, предназначенные для защиты от чрезмерного нагревания и увеличения показателя напряжения. Вал распределителя получает вращательные импульсы от шестерни насоса, который, в свою очередь, начинает вращаться с началом оборотов коленвала.

      датчик. По разные стороны от щели данного прибора расположены элемент и магнит, с постоянным магнитным полем, а внутри расположен замыкатель. Суть работы этой конструкции заключается в создании магнитных импульсов, которые, после подачи на коммутатор, преобразовываются в электрические.

      коммутатор. Выключает цепь при размыкании прерывателя, преобразовывает магнитные импульсы в электрические с помощью обмотки.

      свечи. Подают искру в цилиндр двигателя. Имеют маркировку. Чаще всего используют неразборную ее разновидность, отличающейся высокой степенью надежности и эксплуатационного срока.

      выключатель. Он связан с сигнализацией и препятствует случайному включению стартера при запущенном моторе.

      Совокупность осветительных приборов

      Основным призванием данных элементов автомобиля служит: освещение полосы дороги и прилегающего пространства ночью и в непогожие дни, ограничение и демонстрация очертаний транспортного средства, оповещение о своих намерениях (сигнальная функция).

      Принято использование в освещении разных цветов света: красный — для сигнализации об опасности, желтый – предупредительный и белый – в нейтральных ситуациях. Цвет света регламентируется стандартами ООН.

      Благодаря созданию технологии компьютерного контроля, разработчики имеют возможность использовать в своих моделях многообразие форм и конструкций дизайна осветительных элементов. К ним относятся: фонари и фары, приборы освещения внутри автомобиля, лампы света различных конструкций приборов, выключатели, датчики, предохранитель.

      Фара – это лампа, с направленным световым пучком. Устанавливается в переднем сегменте машины для освещения пути. Обычно имеют механизм изменения направления светового пучка, необходимого для предотвращения ослепления водителя встречного транспорта. Так называемый, дальний свет переключается на ближний (световой поток направляется вниз). С появлением особых видов фар, с компьютерной регулировкой интенсивности и направления света, отпадает необходимость ручного переключения света.

      Фонари габаритные. Только белого цвета. Очерчивает габариты авто и предупреждает о намерении начать движение.

      Противотуманники. Его расширенный световой поток усиливает освещенность полотна дороги, особенно в затуманенных условиях, обильном дождевом потоке, обильном снегопаде. Однако, днем при плохой видимости, не рекомендуется включать основные фары. Это приводит к ослеплению, отраженным от тумана, светом. А при ясной погоде ночью, не стоит использовать его наряду с дальним светом – это уменьшат дальность освещения.

      Есть еще пара видов переднего освещения – внедорожное (в быту его еще называют «люстра», устанавливают на крыше) и фара – искатель, с мощным световым потоком, запрещено использование в населенных пунктах и при встречном движении (только для ориентировки в безлюдных зонах).

      К световому освещению автомобиля относятся также:

      фонари дневного света и боковые

      — стоп – огни, фонарь обгона

      — проблесковые маячки устанавливаются на спец технике.

      Система сигнализации

      Включает в себя поворотники, стоп – сигнал торможения и обратного хода, шумовые сигналы звукомчё.

      Измерительно – контрольные элементы

      Это лампы уровня горючего в баке, температуры антифризов, давления масла, потенциала аккумулятора, тормозной жидкости. Также, к ним относятся датчики контроля заслонки, освещения, раздаточной коробки, обогрева стекол и другие. Все они выведены на панель приборов в салоне.

      Электрооборудование авто: базовое, диагностика, схема и установка

      Электрооборудование в «жизни» любого автомобиля имеет большое значение – без него автомобиль не смог бы даже передвигаться.

      С помощью электричества происходит запуск двигателя, за счет электричества работают осветительные приборы, моторчики дворников и печки, система зажигания ДВС. На электроэнергии также работает любое дополнительное оборудование машины – магнитола, прикуриватель, охранная сигнализация, мультимедийная система.

      Схема электрооборудования

      В современных легковых автомобилях используется постоянное напряжение 12 вольт, в схемах электрооборудования грузовых автомобилей напряжение равно 24 В. Следует отметить, что в свое время легковые авто работали от напряжения 6V, но в силу ненадежности в середине XX столетия от таких электрических схем отказались.

      В стандартную схему электрооборудования входит:

      • аккумуляторная батарея, она нужна для запуска двигателя, и без нее автомобиль не заведётся;
      • замок зажигания. С замка подается напряжение на стартер, а сам запуск осуществляется поворотом ключа в крайнее правое положение (по часовой стрелке);
      • стартер, он является пусковым устройством – при повороте ключа зажигания бендикс стартера входит в зацепление с маховиком двигателя, мотор начинает вращаться;
      • генератор – является устройством, вырабатывающим электрический ток. От генератора получают питание все потребители (фонари и фары, различные приборы, моторчики, допоборудование), к тому же от него подзаряжается аккумулятор;
      • освещение автомобиля – передние фары, задние фонари, плафоны освещения салона, подкапотного пространства, багажника;
      • система зажигания двигателя, которая на современных авто состоит из блока управления и различных датчиков;
      • электропроводка, соединяющая между собой элементы электрооборудования.

      Также в электросхеме автомобиля присутствуют реле разных типов, датчики, щиток приборов, блок коммутации с предохранителями, моторчики отопителя и стеклоочистителей. В машинах с богатой комплектацией дополнительно могут устанавливаться:

      • электрические стеклоподъемники;
      • система климат-контроля;
      • мультимедиа;
      • предпусковой подогреватель;
      • электроподогрев сидений.

      Неисправности электрооборудования автомобиля

      В электрическом оборудовании автомашины могут возникать различные неисправности, причем, выйти из строя может любой элемент схемы. Говоря о неисправностях, следует начать с одного из самых важных элементов – аккумуляторной батареи (АКБ).

      Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, каждая по два вольта, со временем аккумулятор теряет емкость и перестает заряжаться.

      АКБ становится непригодной к эксплуатации в связи с осыпанием пластин в банках, неисправности в аккумуляторе возникают по нескольким причинам:

      • происходит естественное старение АКБ;
      • аккумулятор часто работает при повышенных нагрузках и поэтому постоянно «садится»;
      • в банках недостаточный уровень или не поддерживается необходимая плотность электролита;
      • в корпусе есть трещины, через которые электролит утекает.

      Проблемы с электрооборудованием нередко возникают из-за неисправного генератора, который тоже является очень важным узлом в машине. В генераторе встречаются две основные неисправности;

      • шум подшипников;
      • пропадание зарядки.

      Если зарядка пропадает или она слабая, автомобиль работает только за счет аккумулятора. Когда ресурс АКБ исчерпан, батарея разряжается, а так как она от генератора зарядку не получает, потребители остаются без необходимой им электроэнергии, в результате:

      • двигатель не запускается;
      • не работает освещение, моторчик печки, магнитола и проч.

      В значительной степени на работу авто влияет и состояние стартера – со сломанным пусковым устройством автомобиль можно завести только с буксира или толкача, что крайне неудобно.

      Еще из частых и очень неприятных проблем с оборудованием можно отметить:

      • замыкание электрических проводов на массу или между собой;
      • потеря контактов в штекерах;
      • обрыв проводов.

      Безусловно, неисправности в работе любого потребителя приносят автовладельцам массу хлопот, но какое-то время с некоторыми неисправностями еще можно ездить, например, с нерабочим кондиционером или магнитолой. В дальнейшем все равно приходится производить ремонт, и от этого никуда не деться – неисправности в электрооборудовании автомобиля необходимо устранять.

      Диагностика электрооборудования

      Прежде чем приступить к ремонту электрооборудования, необходимо выяснить причины возникновения неисправности. Находят поломку с помощью диагностики, для выяснения причины использует различные инструменты и оборудование:

      • мультиметры, вольтметры, омметры;
      • стенды для проверки генераторов или стартеров;
      • сканеры для компьютерной диагностики двигателей или автоматической трансмиссии.

      Диагностируя аккумулятор, ареометром проверяют плотность электролита в банках, с помощью нагрузочной вилки выясняют, способна ли аккумуляторная батарея работать под нагрузкой.

      Диагностика электрооборудования – дело непростое, зачастую в электрике намного сложнее найти причину неисправности, чем произвести сам ремонт.

      Именно поэтому автоэлектрики пользуются большим спросом, а за их работу берется почасовая оплата.

      Ремонт электрооборудования автомобиля

      В ремонте электрооборудования есть немало различных нюансов, поэтому во многих случаях без квалифицированных автоэлектриков не обойтись. Безусловно, многие водители могут сами отремонтировать стартер или генератор, обслужить аккумуляторную батарею, но разобраться в электропроводке с большим количеством электроники иной раз не под силу даже достаточно опытному мастеру.

      Также не просто провести диагностику двигателя. Сейчас уже практически нет таких автомобилей, у которых системой зажигания не управлял бы электронный блок.

      Для выяснения причины неисправности используются специальные автомобильные сканеры, или к бортовой системе авто подключается ноутбук. На мониторе диагностического устройства отображаются ошибки, которые есть в электрической схеме, на экран выводятся различные параметры.

      Ремонт в системе зажигания сводится к замене датчиков, восстановлению контактов в проводах или к замене самой проводки.

      Электрооборудование автомобилей ВАЗ

      У таких автомобилей как ВАЗ-классика различных моделей (ВАЗ 2101- 07) схема электрооборудования самая простая, особенно у машин с карбюраторными двигателями. Особой сложностью не отличается и электрооборудование автомобилей ВАЗ-2108-09 (карбюратор).

      На автомобилях ВАЗ 2101-07 ранних выпусков устанавливается электрооборудование с простейшей системой зажигания (СЗ), в состав которой входит:

      • свечи зажигания;
      • высоковольтные провода с наконечниками;
      • трамблер (прерыватель-распределитель);
      • катушка зажигания.

      На подобной системе СЗ в прерывателе трамблера установлена контактная группа, а чтобы контакты меньше подгорали, в схему включен конденсатор. На более поздней «Классике» стала применяться бесконтактная СЗ – в схему был дополнительно включён коммутатор, а в трамблере вместо контактной группы прерыванием стал управлять датчик Холла.

      На последних выпусках ВАЗ-классика зажиганием управляет электронный блок, в схеме СЗ есть датчики:

      • холостого хода;
      • положения дроссельной заслонки;
      • положения коленвала;
      • массового расхода воздуха.

      На карбюраторных ВАЗ 2108-09 также применялась простая СЗ, но уже с первых выпусков машин в схему был включён коммутатор и трамблер с датчиком Холла.

      В схеме электрооборудования автомобилей ВАЗ также присутствует генератор, стартер, замок зажигания, электрическая проводка, блок предохранителей и прочие элементы.

      В современных автомобилях ВАЗ, таких как Chevrolet Niva, Lada Калина, Ларгус, Приора, Гранта, Datsun Mi-Do или On-Do используется система зажигания с электронным блоком управления, но в целом схема электрооборудования в этих машинах от более старых моделей принципиально ничем не отличается.

      Типичные неисправности в электрооборудовании ВАЗ

      В каждой модели автомобиля есть характерные неисправности, которые чаще всего встречаются.

      Например, в системах зажигания с трамблером на автомобилях ВАЗ нередко выходили из строя коммутаторы напряжения, перегревалась катушки зажигания.

      На более современных переднеприводных ВАЗ нередко выходят из строя различные датчики (ДМРВ, датчик скорости, распределительного вала, положения дроссельной заслонки).

      Не отличается особой надежностью и генераторы – достаточно быстро начинает шуметь подшипники, пропадает зарядка. Причина выхода из строя подшипников – плохое качество самих деталей, особенно, если они неоригинального производства. Шуметь генератор также может по следующим причинам:

      • перетянут натяжной ремень;
      • искривился шкив генератора.

      Зарядка чаще всего пропадает при выходе из строя реле-регулятора, реже в отказе виновата статорная или роторная обмотка, также еще могут сноситься генераторные щетки.

      Наиболее часто встречающаяся причина неработоспособности стартера – вышедший из строя бендикс.

      Еще стартер отказывается работать из-за неисправного втягивающего реле, якоря (ротора), износа щеток в шуточном узле.

      Если из строя выходит сразу две или три дорогостоящие детали стартера (например, ротор и обмотка статора), иногда разумнее поменять весь узел целиком, то есть, купить новый стартер.

      На многих ВАЗ нередко возникают замыкания и обрывы электропроводки, окисляются штекера и контакты. Ремонтировать автомобили тольяттинского производства приходится чаще, чем иномарки, но у машин ВАЗ есть большой плюс – ремонт и запчасти стоят недорого, а сама работа не представляет особой сложности.

      Компьютерная диагностика автоэлектрики своими руками

      Ничто не застраховано от проблем, автомобиль — в том числе. У этой техники много болезней.
      Одни из них сразу бросаются в глаза, другие, как рак — разъедают исподволь. Живешь-живёшь, и вдруг бац — и всё. Именно так происходит с электрической системой авто.

      Ни с того, ни с сего, казалось бы, не срабатывает ключ зажигания — не запускается стартер. Погасли все контрольные лампочки. Фары потухли. Ночью. Прямо на шоссе. В потоке других машин. Список можно продолжить. Но тревожный «звонок» уже прозвенел.

      Необходим радикальный шаг — диагностика автоэлектрики.

      Что делать?

      Первое, что сразу приходит в голову — станция техобслуживания. Там всё вроде бы знают. Сдерживают два обстоятельства:

      1. Деньги (которых всегда не хватает);
      2. Отсутствие поблизости СТО.

      Вывод в критической ситуации однозначен — решать задачку придётся самому. Как именно? Можно воспользоваться «дедовским» способом.

      Диагностика и ремонт автоэлектрики потребует в данном случае самую простую оснастку:

      • обычный водительский инструмент (кусачки, отвертки, ключи, плоскогубцы);
      • изоленту;
      • щуп с лампочкой;
      • мультиметр для измерения напряжение в сети, силы тока и сопротивления;
      • паяльник и припой (в крайнем случае, можно соединить контакты на «скрутках», но это временная мера — потом всё равно придётся паять или заменять часть проводки).

      Таким образом, вам удастся проверить и, по возможности, восстановить многие важные функции:

      • заряд аккумулятора (долить электролит, поставить на подзарядку);
      • предохранители (зачистить контакты или поставить новые);
      • реле (замена);
      • датчики (замена);
      • целостность ламп в фарах, «поворотниках», стоп-сигналах, габаритах и т.п. (проверить контактные группы или установить новые лампочки);
      • работоспособность стартера и генератора (при необходимости разобрать, проверить мультиметром, заменить вышедшие из строя узлы);
      • пригодность электрооборудования к вентиляторам охлаждения двигателя и отопителя салона (если дело не в окислении контактов, а в полной непригодности, — поставить новые электродетали).

      Но это и всё. В современных автомобилях положение обычно гораздо сложней.

      Дополнительные электронные устройства

      У большинства современных машин, помимо традиционного комплекта автоэлектрики, предусмотрен и ряд автоматических приспособлений, значительно облегчающих маневренную и комфортную езду. Наиболее распространённые из них:

        ABS. Antiblockier System (здесь и далее — анг.). Конструкция: — блок управления (БУ), — датчики скорости на ступицах ведущих колёс, — перепускные клапаны тормозной жидкости в магистралях.

      Система страхует тормоза от блокировки при торможении в гололёд или резком тормозе. Принцип работы — чередование тормозных импульсов типа «нажал — отпустил».

      -угла поворота колёс и руля.

      Диагностика этих электронных систем автомобиля слишком сложна для «дедовского» щупа с лампочкой и даже мультиметра. Требуется компьютер. Он в целом упрощает диагностику, включая относительно простые узлы.

      Автодоктор

      Вам здорово повезло, если вы уже научились общаться с компьютерной техникой. И уж совсем хорошо, когда в дорогу с собой прихвачен ноутбук. Впрочем, достаточно и смартфона — там все необходимые опции.

      С чего начать
      Компьютерная диагностика автоэлектрики, начинается с «вешалки», как и театр (да и всё остальное). Нужна подготовка — соответствующий реквизит. К нему относятся:

      • разъём OBD-2 в салоне автомобиля (у всех современных моделей он есть). Стрелкой указано его расположение
      • адаптер «К-Line» с разъёмом Obd 2 для соединения в салоне с электронным блоком управления (ЭБУ);
      • кабель с разъёмами obd (к адаптеру) и usb (к ноутбуку);
      • программы для диагностики автомобильной электрики («софты»);
      • драйверы, активирующие ЭБУ и программное обеспечение компьютера («чипы»).

      Цены на адаптеры и кабель в худшем случае сопоставимы со стоимостью диагностики в автосервисе. Чаще — значительно ниже. Купить адаптер для диагностики и всё остальное проще в интернет-магазине. В обычных центрах, реализующих запчасти, такие товары случаются редко.

      Софты для диагностики

      В качестве источника получения информации на отечественных автомобилях и некоторых иномарках используются в основном модификации ЭБУ — «Январь», Bosh, Ителма. Различие — в назначении программ и в моделях контроллеров.

      Системы исследования:

      • электронное управление двигателем;
      • усилитель руля электрический;
      • автоматическая коробка передач;
      • ABS, 4WS, ACC;
      • электропакет;
      • готовность подушек безопасности;
      • климат-контроль в салоне, подогрев сидений и стёкол;
      • стелоочиститель;
      • блок включения фар и поворотов;
      • панель управления;
      • датчики и т.д. (в зависимости от комплектации модели).

      Данное приложение даёт возможность устанавливать на компьютер любую программу через адаптер elm327.

      Аккаунт «root», устанавливаемый на некоторых видах планшетов (например, Nexus), расширяет потенциал диагностики практически до всех мыслимых операций.

      Опция «recovery mode», тоже применяемая на Нэксус, восстанавливает работоспособность ЭБУ при любом сбое. К тому же, выполняет сброс ошибок и обновляет настройки.

      Популярные приборы для электродиагностики

      Наибольшим спросом у водителей пользуется сканер. В общих чертах он мало отличается от ноутбука или смартфона. Функции и возможности в основном те же самые. Разница только в оперативной памяти, которая относительно невелика.

      Так, если взять не отечественные автомобили а, например, Mersedes, BMW, Audi или Volkswagen, то прибор поддержит только диагностику самых распространённых электронных опций: АBS, 4 WG, Traction Control и т.п.

      А в современных немецких моделях их не один десяток. В таких случаях предпочтительней использовать ноутбук или ПК.

      • компактность,
      • быстрота подключения и диагностики,
      • разъём DLS для контакта с блоком управления.
      • Сканер считывает информацию только с СБУ.
      • Для каждой модели контроллера нужен свой сканер.

      Заключение

      Диагностика автоэлектрики — тонкий и сложный процесс. Его можно провести, тем не менее, даже без помощи профессионалов. Это не так хлопотно и не требует чрезмерных затрат на оснастку.

      Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»

      Эксперт рубрики «Ремонт автомобилей»

      Система электрооборудования автомобиля

      Электрооборудование автомобиля — предназначено для выработки и передачи электрической энергии потребителям различных систем и устройств автомобиля.

      Устройство электрооборудования автомобиля:

      • Источники тока;
      • Потребители тока;
      • Элементы управления;
      • Электрическая проводка.

      Все перечисленные элементы электрооборудования объединены в единую бортовую сеть автомобиля.

      Электрообоурдование автомобиля можно разделить на две части цепь низкого напряжения и цепь высокого напряжения.

      Цепь низкого напряжения обеспечивает электричеством потребителей освещения и сигнализации, а также работу системы пуска.

      Система пуска двигателя обеспечивает первичное проворачивание коленчатого вала и работу двигателя во время его пуска. Наиболее распространен пуск двигателя электрическим стартером. В качестве стартеров применяют высокооборотные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением, конструктивно объединенные с шестеренным приводом. Для быстрого и конструктивного изучения устройства системы пуска двигателя воспользуйтесь схемой системы пуска.

      Освещение и сигнализация – служат для освещения приборами дороги и обозначения габаритов автомобиля, сигнализации выполняемых маневров.

      Контрольно-измерительные и дополнительные приборы – служат для контроля работы и управления системами автомобиля.

      Цепь высокого напряжения служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах, за счет системы зажигания.

      В системе электрооборудования автомобиля обязательно есть источник вырабатывания тока и его потребитель. Их взаимосвязанная работа реализуется с помощью электрической проводки.

      К источниками тока можно отнести: аккумуляторную батарею (АКБ) и генератор.

      АКБ служит для питания потребителей низкой цепи электрическим током при неработающем двигателе, запуске двигателя, а также работе двигателя на малых оборотах.

      Генератор предназначен для подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ) и питания всех приборов электричеством во время движения автомобиля. Поэтому генератор является основным источником электрического тока.

      К элементам управления относятся щитки предохранителей, блоки реле, электронные блоки управления. Их основная задача это обеспечение согласованной работы приборов электрооборудования. На современных автомобилях используются блоки управления.

      Блок управления служит для:

      • контроль потребителей;
      • контроль напряжения;
      • регулирование нагрузки;
      • управление системой комфорта;

      Потребители энергии бывают: Основные, длительные, кратковременные.

      Основные:

      — система управления двигателем;

      — автоматическая коробка передач;

      — электроусилитель рулевого привода;

      Дополнительные:

      система охлаждения;

      — система активной безопасности;

      — система пассивной безопасности;

      Кратковременные:

      системы комфорта;

      Диагностика автомобилей | АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСХЕМЫ

      Если всё питание потребителей электроэнергии в автомобиле будет осуществляться только от аккумулятора, то из-за большого потребления тока его разрядка происходит достаточно быстро. Для поддержания аккумулятора в заряженном состоянии его заряжают от генератора, приводимого в действие, обычно ременной передачей от коленчатого вала двигателя через шкивы.

      Генератор в автомобилях установлен переменного тока. При намерении установить дополнительное электрооборудование проверьте, чтобы мощности генератора (Ватт) было достаточно для его питания. Элементами составляющими основу генератора являются статор, ротор, выпрямитель, щетки коллектора, подшипники, шкив ремня и электронный регулятор напряжения.

      Генератор, сам по себе, вырабатывает трехфазный с переменным напряжением ток, который недопустимо использовать в бортовых сетях автомобиля, а так же для зарядки аккумуляторной батареи.

      Для того в генераторе установлены диодные выпрямители, на каждую фазу (три обмотки в генераторе), которые преобразуют трехфазный переменный ток в импульсный постоянный.

      Затем напряжение корректируется встроенным электронным регулятором.

      При вращении ротора генератора электрический ток, проходящий по обмотке возбуждения, создает вокруг полюсов ротора магнитные потоки.

      При смещении ротора под каждым зубцом статора проходит то северный, то южный полюс ротора – создаётся магнитный поток, который проходя через зубцы статора, колеблется по величине и напряжению. Созданный таким образом переменный магнитный поток передаёт в обмотку статора электродвижущую силу.

      Клинообразную форму полюсных наконечников ротора подбирали таким образом, чтобы получить форму кривой, близкую к синусоидальной для электродвижущей силы.

      Поскольку вырабатываемое генератором напряжение зависит от частоты вращения, то для двигателей с различной частотой вращения коленчатого вала применяются шкивы различного диаметра. Но полностью проблемы с перенапряжением, при больших оборотах, это не решает. Для этого существует регулятор напряжения.

      При больших оборотах вращения ротора генератора, когда напряжение генератора превышает 13,6–14,6 В, регулятор напряжения запирает ток через обмотку возбуждения ротора. Напряжение генератора снижается, регулятор отпирается когда обороты падают и снова пропускает ток для обмотки возбуждения.

      Чем выше частота вращения у ротора генератора, тем больше находится в запертом состоянии регулятор, следовательно, тем сильнее снижается напряжение на выходе генератора, соответственно и нагрузка на обмотки статора.

      Процесс отпирания и запирания регулятора происходит с высокой частотой и колебания напряжения на выходе генератора практически незаметны, и его можно считать постоянным, поддерживаемым в рамках 13,6–14,6 В.

      Постоянного напряжения генератор вырабатывает около 14 В, а для электрооборудования автомобиля достаточно напряжения 12 В, поэтому разность напряжений используется для подзарядки аккумулятора. Передаточное отношение шкивов генератора и коленчатого вала подобрано таким, что уже при оборотах коленчатого вала двигателя на холостом ходу должна обеспечиваться зарядка аккумулятора.

      При диагностике генератора и при эксплуатации автомобиля вообще, необходимо соблюдать простые правила, чтобы генератор не вышел из строя:

      – не допускать отсоединения зажима аккумулятора от генератора. Без аккумулятора в электросети автомобиля создаются опасные импульсы перенапряжения при отключении какого-либо электрооборудования. Это импульсные перенапряжение может вывести из строя электронное оборудование автомобиля, в том числе диоды выпрямительного блока или регулятор напряжения генератора;

      – нельзя проверять работу генератора «на искру», даже кратковременным соединением «плюса» зажима генератора с «массой». Так как через диоды начинает протекать значительный ток, и они выходят из строя. Проконтролировать напряжение выходящее с генератора можно только вольтметром;

      – отрицательная клемма аккумулятора всегда должна быть в соединении с «массой» автомобиля, а положительная – на зажиме генератора. Переполюсовка батареи немедленно вызывает прохождение тока большой силы через диоды генератора, и они выходят из строя;

      – недопустимо проверять целостность диодов напряжением более 12 В или мегомметром, так как мегомметр имеет слишком высокое для них напряжение (более 1000 В) – при проверке произойдёт пробой (короткое замыкание). На время проверки изоляции электропроводки мегомметром обязательно отсоединять все провода подключенные к генератору;

      – так же необходимо отсоединять все провода подключенные к генератору и аккумулятору при электросварке деталей кузова;

      – работы по проверке цепей и узлов электрооборудования и устранение неисправностей необходимо проводить при неработающем двигателе и отсоединенном аккумуляторе. Возможные неисправности системы зарядки приведены в табл. 1

      Неисправности системы электроснабжения, их возможные причины и методы устранения.

      Устройство автомобилей


      

      Как правило, на автомобилях применяется однопроводная схема электрооборудования с общим соединением на «массу» (кузов) автомобиля одного из проводов цепи питания.

      Обычно «массовый» участок электрической цепи подсоединяется к отрицательной клемме аккумуляторной батареи, при этом в качестве своеобразного провода используются металлические элементы кузова автомобиля, его двигателя и агрегатов.

      По понятным причинам каждый потребитель электрической энергии, включаемый в схему электрооборудования автомобиля, должен каким-либо образом контактировать с «массой», т. е. с перечисленными выше металлическими элементами конструкции.

      Плюсовая клемма аккумуляторной батареи соединяется с потребителями посредством специальных электрических проводов, защитных и коммутационных устройств, образуя положительный участок схемы.

      Следует отметить, что некоторые потребители электроэнергии автомобиля используют двухпроводные схемы присоединения. К таким потребителям относятся, например, звуковые сигналы, стояночные фонари и некоторые другие.

      Общая схема электрооборудования объединяет в единый комплекс источники и потребители электроэнергии, аппараты защиты и коммутации электрических цепей.

      Такая схема состоит из отдельных функциональных систем – источников электроснабжения, устройств зажигания, приборов внешнего освещения, сигнализации и т. д.

      При подключении потребителей в бортовую сеть автомобиля необходимо соблюдать некоторые правила:

      • Кратковременно работающие мощные потребители (стартер, прикуриватель), а также приборы, работа которых необходима в нештатных и аварийных случаях (звуковой сигнал, аварийная сигнализация, подкапотная лампа, розетка переносной лампы и т. п.), подключаются к линии аккумулятор-генератор или аккумулятор-амперметр. Эти участки электрической цепи отличаются применением электропроводки с большим сечением жил, а также постоянным подключением к источникам электроснабжения даже при выключенном положении замка зажигания.
      • Потребители, включаемые при включенном зажигании и при работающем двигателе, подсоединяются в цепь питания через выводы выключателя зажигания. К ним относятся стеклоочиститель, отопитель кабины, контрольно-измерительные приборы, указатели поворотов, фонарь заднего хода, головные фары и некоторые другие потребители. Подключение к схеме электрооборудования через замок зажигания исключает работу этих потребителей в случае, если водитель выключил зажигание и покинул автомобиль, забыв отключить коммутирующие устройства, управляющие данными потребителями. Что касается головных фар и фонаря заднего хода, то эти приборы по требованиям правил дорожного движения не должны работать во время стоянки автомобиля, поскольку свет фар или фонаря сигнализирует участникам дорожного движения о том, что автомобиль движется. Во время стоянки на автомобиле должны быть включены габаритные огни. Впрочем, некоторые фирмы пренебрегают отдельными положениями этих требований (например, на некоторых автомобилях фары могут оставаться включенными даже при выключенном зажигании).
      • Все приборы наружного освещения (кроме головных фар) подключаются через выключатель наружного освещения, который соединяется с источниками электроэнергии по самостоятельной ветке. Собственную питающую цепь имеет и включатель аварийной сигнализации.

      Все электрические цепи кроме цепей зажигания и пуска двигателя защищены от коротких замыканий и перегрузок.

      Защита от коротких замыканий в цепях зажигания и пуска двигателя не устанавливается, чтобы не снижать их надежность и уменьшить потери энергии. Следует отметить, что современные электронные системы зажигания имеют защиту от перегрузок.

      Введение предохранителей в цепь заряда аккумуляторной батареи не является обязательным, но многие зарубежные фирмы их устанавливают.

      Возможна защита одним предохранителем нескольких электрических цепей, однако такая групповая защита не допускается для взаимозаменяемых устройств и аварийных цепей.

      Техническое обслуживание бортовой сети автомобиля

      Нарушение электропроводки на автомобиле чревато серьезными последствиями, вплоть до возникновения пожара. Поэтому при эксплуатации автомобиля следует соблюдать ряд правил, в том числе и противопожарной безопасности.

      Нельзя допускать попадания воды, смазочного материала, топлива или электролита на жгуты, соединители и отдельные провода.

      Следует периодически очищать изоляцию от грязи, проверять проводку на наличие разрушения изоляции и изолировать поврежденные места либо заменять поврежденный провод.

      Необходимо следить, чтобы провода не контактировали с нагреваемыми деталями двигателя, проверять затяжку винтовых соединений, предотвращать коррозию в штекерных и других соединениях.

      Неоднократное разъединение штекерных соединений может привести к падению напряжения в них. Все соединения проводов должны быть заключены в защитные чехлы из резины или пластиковых материалов.

      При отказе потребителя прежде всего следует убедиться, нет ли нарушения его питающей линии. Для этого следует измерить напряжение на потребителе вольтметром.

      Если напряжение в норме, причину отказа следует искать в самом потребителе, при отсутствии или недостаточной величине напряжения необходимо выявить место обрыва цепи или падения напряжения методом шунтирования.

      Для этого конец дополнительного провода соединяют с выводом потребителя, а второй конец последовательно подсоединяют к выводам разъемов питающей цепи, двигаясь по направлению к источнику тока.

      Включение потребителя фиксирует нарушение контакта или целостности провода цепи, шунтируемой дополнительным проводом. Следует проверить также соединение потребителя с «массой». Место обрыва можно определить контрольной лампой, вольтметром или измерив сопротивление тестером.

      Неполадки в электропроводке чаще всего имеют место из-за нарушения контакта в штекерных соединениях, поэтому рекомендуется периодически их проверять.

      В местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, в местах оголения наконечников и повреждения защитных чехлов возможны замыкания проводов на «массу». Место короткого замыкания можно определить, измерив сопротивление тестером.

      Проверку реле или контакторов можно произвести, подсоединив контрольную лампу через их контакты и подведя напряжение к обмотке.

      Отключение лампы у реле с нормально замкнутыми контактами свидетельствует о его исправном состоянии. При испытании реле с нормально разомкнутыми контактами лампа должна загореться.

      Подгорание контактов реле или контакторов можно устранить, зачистив их мелкой шлифовальной шкуркой и промыв бензином или спиртом.

      При перегорании плавкого предохранителя или отключении биметаллического необходимо выявить и устранить причину, и только после этого восстанавливать цепь, заменив однократный предохранитель или включив многократный предохранитель.

      В современных автомобилях иногда устанавливают систему «Стоп-старта», выполняющую функции автоматического управления остановом и пуском двигателя.

      Большинство фирм, производящих автомобили, в настоящее время работают над разработкой и усовершенствованием таких систем, поскольку они позволяют существенно повысить топливную экономичность автомобиля, особенно при движении в городских условиях.

      Данная система начинает автоматически функционировать в том случае, если первоначальный пуск двигателя был осуществлен пусковой системой с электростартером и двигатель прогреты до температуры охлаждающей жидкости 65…100 ˚С.

      Система «Стоп-старта» (рис. 1) выключает зажигание и отключает подачу топлива, останавливая двигатель, если автомобиль движется со скоростью менее 5 км/ч при нейтральном положении рычага переключения передач и выключенном сцеплении. Для продолжения движения водителю требуется нажать на педаль управления дроссельной заслонкой, при этом автоматически осуществляется пуск двигателя.

      Стартер и цепь зажигания включаются системой «Стоп-старт», если двигатель остановлен, и с момента его остановки прошло не менее 0,6 сек, педаль сцепления выжата, а также при скорости автомобиля менее 10 км/ч.

      Функционирование этой системы обеспечивается датчиками, управляющими работой двигателя: датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), датчиком скорости движения автомобиля, датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), а также специальными датчиками – положения педали сцепления и положения рычага переключения передач.

      Основным недостатком работы системы «Стоп-старта» является увеличение числа включений стартера и повышенное потребление электроэнергии от аккумуляторной батареи.

      Источник https://garobelaz.ru/prochee/chto-vhodit-v-elektrooborudovanie-avtomobilya.html

      Источник https://elm327.club/remont-i-obsluzhivanie-avto/elektrooborudovanie-avtomobilya.html

      Источник https://expertiza-rf.ru/strahovka/elektrooborudovanie-avto-bazovoe-diagnostika-shema-i-ustanovka.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: