Узнайте что такое ГБО в автомобиле — Газобаллонное оборудование

Содержание

Газобаллонное оборудование – что это такое

Год от года большинство владельцев автомобилей сталкиваются с подорожанием топлива. Иной раз это наблюдается не единожды в течение нескольких кварталов. Это приводит к вынужденной реализации крайних мер – установке ГБО на машину. Что характерно, цены на бензин и дизельное топливо неуклонно ползут вверх, даже несмотря на снижение стоимости нефти. А ведь тарифы на марки топлива формируются исходя из ценовой политики по отношению к природному ресурсу. Но прежде чем обратить внимание на монтаж оборудования, стоит понять, что такое ГБО в автомобиле и что это может сулить в итоге.

Уже активным ходом продвигается разработка машин, которые работают на электрической тяге, что должно свести к минимуму нанесения вреда окружающей среде. Однако лучше двигателя внутреннего сгорания (ДВС) человечество пока еще не смогло придумать. Да, есть электрокары, появились даже автомобили, потребляющие водородное топливо, но эти средства передвижения очень дорого стоят. Далеко каждый человек может позволить себе такую покупку.

Определение термина ГБО

Расшифровка термина ГБО звучит легко и просто – газобаллонное оборудование, которое является дополнением к бензиновому или дизельному агрегату, установленному еще с завода. В результате машина потребляет альтернативу в виде сжиженного газа.

что такое гбо в автомобиле

Иными словами автомобиль после установки ГБО начинает потреблять стандартное топливо и газ. Переключение с одного типа горючего на другое осуществляется в автоматическом режиме или по выбору водителя. При этом ни скорость, ни динамика машины не теряются.

Ряд мифических мнений о ГБО

С той поры, как на автомобили начали устанавливать оборудование с целью частичного перевода ДВС на газ, не всех, но многих людей стало занимать такое «нововведение». Причем настолько, что породило различные мифы о ГБО, и некоторые из них серьезно преувеличены. Это и останавливает многих владельцев от такой вынужденной экономической меры. Но нужно отличать правду от вымысла, о чем далее и пойдет речь.

Взрыв

Самый первый миф, который появился, связан с опасностью. Явные противники ГБО отмечают, что хранение пропана в автомобиле может представлять серьезную угрозу. Есть риск его воспламенения и последующего взрыва.

Практика использования ГБО доказывает обратное – в сравнении с обычными ДВС эксплуатация транспортного средства с газовым оборудованием оказывается куда безопаснее. Для возгорания газовой смеси нужна больше температура, нежели жидкого топлива.

Вдобавок для процесса горения нужен кислород, которые присутствует лишь в обычном бензобаке, тогда как внутри газового баллона его нет. К тому же газ находится в сжиженном состоянии, а предел прочности резервуара максимально завышен (баллон выдерживает давление в 16 атм). Правильная установка исключает вероятность взрыва.

Запах

Еще одно распространенное заблуждение касательно, что означает ГБО, относится к аромату альтернативного топлива в салоне. В полностью исправном автомобиле ни бензином, ни газом не пахнет. Газовая система полностью герметична, а сам газ не имеет запаха. Для обнаружения его утечка специально добавляется отдушка для придания специфического аромата. Его присутствие указывает на неисправность топливной системы и необходимо как можно скорее обратиться в сервис для диагностики и устранения проблемы.

Бензин и нельзя использовать

Это в корне неверно, поскольку ГБО выступает в качестве дополнения к имеющемуся ДВС. При опустошении баллона с газом, система в автоматическом режиме переходит на потребление жидкого топлива. В итоге запас хода удваивается.

Турбо и динамика

Первое поколение ГБО, которым изначально оборудовались карбюраторные машины, действительно невозможно было установить на турбированные агрегаты. Современное оборудование корректирует смесь автоматически и обеспечивают нужное давление впрыска. По этой причине турбированные двигатели уже не попадают в список запретов.

Рекомендуем посмотреть видео ниже о распространенных мифах.

Отчасти здесь есть правда и в силу физических свойств газ сгорает чуть медленнее, чем бензин. В итоге динамика действительно ухудшается, но в пределах 1-3%. Но на практике это вряд ли кто способен ощутить. Поэтому отчасти это миф, отчасти правдивые сведения.

Ресурс ДВС снижается

Некоторые думают, что стоит только установить ГБО на легковом автомобиле и скоро может потребоваться капительный ремонт двигателя. Это явный миф, поскольку рабочая газовая смесь обладает высоким октановым числом. Поэтому исключается вероятность детонации или она сводится к нулю. Причем вне зависимости от режимов работы силового агрегата. А так как газ горит медленнее жидкого топлива, цилиндры, поршни, коленвал подвергаются меньшей нагрузке. В результате мотор работает мягче.

Также газ лишен вредных примесей – свинца, серы, включая несгораемые вещества, что точно имеется в бензине. В связи с этим ресурс моторного масла и многих деталей двигателя увеличивается. Ко всему прочему выхлоп после сгорания газа заметно чище.

Трудности с ремонтом Это было справедливо лет 15 назад, а в существующих реалиях год от года появляются новые центры. Поэтому найти ближайших сервис для установки ГБО либо ремонта несложно.

Типы оборудования

Всего существует две разновидности ГБО, исходя из используемого газа:

  • Пропан, бутан – такое оборудование стоит недорого, а заправочных станций уже немало открыто. Именно такие установки ГБО и устанавливают на 95% авто.
  • Метан – данный вид ГБО стоит дорого, но стоимость этого газа ниже, в отличие от пропана. В то же время баллоны с метаном имеют больший вес и также дороги. Метановых заправок пока не так много.

Видео по теме видов газа. Крайне рекомендуем посмотреть видео:

В любом городе России легко найти газовую заправку, поскольку эта деятельность уже достаточно развита, а разработки не прекращаются. Также есть несколько поколений ГБО и пока их насчитывается 6 штук.

Выгодно ли ставить ГБО

Стоит ли ставить на свое авто данное оборудование и принесет ли это пользу или скорее от этого можно ожидать больше вреда? С мифами мы разобрались, и оказывается, что газ и правда не представляет особой угрозы. Важно только обратиться в специализированный центр, который может предоставить гарантию.

Стоит еще учесть, что в норме потребление газа обычно на 2 литра больше, чем бензина из расчета на 100 км пробега. Это значение не должно превышать 10-20%, а также соответствовать стандартному расходу жидкого топлива.

Помимо этого, не стоит скидывать со счетов, что есть ряд случаев, когда перевод машины на другой вид топлива не даст желаемого результата, что опять-таки зависит от самого транспортного средства, а точнее технических параметров двигателя. Всему этому будет посвящен соответствующий материал – выгодно ли ставить ГБО?

Сколько стоит установить ГБО

Как много финансовых вложений стоит отвести под установку газобаллонного оборудования, зависит от многих факторов. К сожалению, нет четкого ответа на вопрос касательно его окупаемости. Стоит учитывать прожорливость конкретного автомобиля и его пробег. Средняя стоимость установки эконом начинается от 20000 рублей

К примеру, владелец в течение года накручивает более 10 000 км, следовательно, вся система себя окупит за несколько месяцев. При умеренном расходе газа этот срок может увеличиться до двух лет. Как видно такой момент требует основательного подхода и будет рассмотрен в отдельной статье, включая и то, сколько стоит установить ГБО.

Газобаллонное оборудование на автомобиль — преимущества и недостатки

Монтирование в автомобиль любого газобаллонного оборудования является чрезвычайно сложной и ответственной технической манипуляцией. Невзирая на это обстоятельство, практика показывает, что большинство автовладельцев всё же соглашаются на установку ГБО на автомобиль. Газобаллонное оборудование на автомобиль — процедура, которую стали всё чаще использовать в последнее время. При этом автовладельцев ни в коей мере не отпугивает вероятность потери автомобилем гарантии производителя.

Схема установки ГБО

Схема установки ГБО

Весомые преимущества

Учитывая высокую ценовую тенденцию бензина и дизельного топлива, их практической альтернативой является газ. Пропан-бутан выступает в роли основной газовой смеси автомобиля. К сожалению, на территории Российской Федерации отсутствует возможность производить метан в силу слабого технологического уровня развития инфраструктуры страны. Тем не менее заправочных станций, которые предоставляют водителям сжиженный газ, достаточное количество, что, в свою очередь, открывает широкий диапазон возможностей, особенно для путешествий.

Рентабельность финансовых расходов становится той причиной, благодаря которой автомобилисты нередко переходят на газ. Временем ранее разница в стоимости между бензином и пропаном-бутаном составляла не менее чем вдвое. И сами соответствующие газобаллонные комплекты были в корне по иной цене, нежели сейчас. К сожалению, сегодня дела «газовые» обстоят в корне иначе.

Такой компактный газовый баллон можно поместить вместо запаски

Такой компактный газовый баллон можно поместить вместо запаски

Для успешной состыковки газобаллонного оборудования с современным типом двигателей автомобиля необходима специальная квалификация и специализированное оборудование. Вместе с этим были введены новые правила безопасности эксплуатации баллонных систем, что привело ещё к большему их подорожанию. Сегодня существует практическая возможность приобрести два литра пропана-бутана вместо одного литра бензина, однако подобное утверждение не распространяется уже на бензин А-92 и выше. В столице газ стоит всего лишь на 50% дешевле, нежели один литр 95-го бензина. Вместе с этим практика показывает, что новая комплектация двигателя автомобиля, как правило, увеличивает расход горючего в среднем на 15%. На фоне этого трудно сказать, что есть существенный выигрыш, и точно не вдвое по уровню расхода топлива.

Для установления достоверности информации было принято решение наглядным образом произвести расчёт реальной выгоды газобаллонной системы, о которой сегодня так много противоречивой информации. Источником предварительного расчёта стали два автомобиля нашей редакции. Удалось установить, что хорошая газовая комплектация «Ниссан Альмера» окупится приблизительно после 18 тысяч пробега, а «УАЗ Патриот» не менее чем через 12 тысяч пробега. Эти два показателя являются нижней планкой среднестатистического пробега за год. В итоге: согласно подсчётам, использование газа на треть рентабельнее бензина.

Сроки окупаемости ГБО на двух примерах

Марка автомобиля: Ниссан-Альмера — 1,6 л, АКП УАЗ-Патриот — 2,7 л, МКП
Средний расход бензина, л/100 км: 10,5 15,0
Средний расход газа, л/100 км: 12,1 17,3
Стоимость 100 км пробега на бензине, р.: 330,8 472,5
Стоимость 100 км пробега на пропане-бутане, р.: 205,7 294,1
Экономия на 100 км, р.: 125,1 178,4
Стоимость ГБО с установкой, р.: 22 500 21 500
Срок окупаемости, км: 17 985 12 050

Основные недостатки

Естественно, что пропан-бутан является не идеальным вариантом и имеет множество недостатков. Одним из главенствующих факторов является потеря автомобилем заводской гарантии. Если даже автомастерская согласится официально предоставить необходимый перечень документов, то это ещё не факт, что дилер пойдёт на сохранение гарантийного обязательства. Установка второй системы подачи топлива является чрезвычайно существенным и трудновыполнимым процессом.

После установки газобаллонной системы официальная гарантия на автомобиль прекращает своё действие. В случае преждевременного выхода из строя какого-либо из элементов автомобиля за ремонт необходимо будет платить исключительно из своего личного кармана. Подавать в суд никакого логического смысла не имеет, так как это не даст результата, а только придётся много времени и нервов потратить. В силу вышеперечисленных недостатков автовладельцы новой техники вряд ли решатся вообще связываться с газобаллонной системой.

Очень часто ГБО занимает весь багажник

Очень часто ГБО занимает весь багажник

Существуют исключения, но это в том случае, если сам автозавод выпустил автомобиль уж с готовой газобаллонной системой. Существуют официальные фирмы — представительства завода в городах, однако таких немного. Например, национальный автомобильный концерн ГАЗ занимается как производством, так и непосредственно установкой ГБО.

Высокая степень громоздкости ГБО создаёт ещё один дополнительный минус в установке газа, поскольку его расположить без ощутимого ущерба на практике просто невозможно. Придётся убрать из багажника запасное колесо или вовсе его оставить в собственном гараже. Установка дополнительного цилиндра приведёт к неизбежному уменьшению багажного отсека. Это причинит неудобство не только седану, но также кроссоверам и универсалам.

Однако если говорить о крупногабаритных автомобилях, то здесь всё зависит от конкретно заданной модели. В частности, владельцам «Логанов» и их первой производственной серии повезло весьма солидным образом, так как от установки ГБО они практически ничего не потеряли. Касательно других, аналогичных по габаритам автомобилей, их также не оставила удача, так как профессиональные фирмы-установщики предлагают множество неплохих вариантов.

Компактно установленное ГБО

Компактно установленное ГБО

Газовые заправки представляют третий минус ГБО, а точнее, их доступность, поскольку степень развития существенно ниже, чем, например, бензиновых или тех же дизельных АЗС. Невзирая на это обстоятельство, заправка пропаном-бутаном не составляет труда даже в небольшом городке. Планирование длительного пути на автомобилях с ГБО также не представляет практической сложности. В таком случае идеальным помощником станет автомобильная система навигации.

Конечно, газовые заправки не оснащены столь развитой инфраструктурой, как бензиновые. Однако эстетичный вид заправочной станции — это дело второстепенное, если это вообще можно делом назвать. Существуют, правда, прямые обвинения и нарекания на состав газовой смеси, впрочем, о бензине и дизельном топливе слышна аналогичная информация. Ходит много разговоров касательно высокой степени взрывоопасности ГБО, хотя это вымысел в чистом виде, так как стенки непосредственно самого баллона с газом в несколько раз толще стенки бензобака. Состояние двигателя, переделанного на газ, также вызывает множество опасений. Утверждают, что якобы прогорают сёдла клапанов двигателя из-за повышения температуры внутри цилиндров.

Газовая заправка

Это, конечно же, не так. Абсолютно все квалифицированные специалисты в один голос заявляют: если ГБО будет правильно и грамотно установлено, то никаких рисков наблюдаться в этом плане не будет. Кроме того, большое значение имеет и регулировка ГБО, которую обязан проводить опять же специалист. Свечи зажигания — разговор отдельный. То, что обычные свечи могут не выдержать пропана-бутана, также практикой не подтверждается. В крайнем случае можно будет заменить обычные свечи специальными, которые «заточены» под газ. Если попытаться представить преимущества и недостатки в виде списка, то выглядеть это будет вот так.

Преимущества:

  • низкая цена газа пропана по сравнению с бензином и дизелем;
  • чистое горение газа, что положительно сказывается на отложениях в цилиндрах.

Минусы:

  • невозможность проведения гарантийного ремонта;
  • слабая развитость газовых заправок, находящихся на территории России, по сравнению с бензиновыми или дизельными АЗС;
  • уменьшение объёма багажника автомобиля.

На видео раскрыты вопросы, связанные с установкой ГБО:

Заключение

Установка ГБО эффективна и актуальна в наше время. На сегодняшний день известны и популярны итальянские фирмы, но они не единственные. К примеру, неплохо зарекомендовало себя ГБО от фирмы «Диджитроник». Одним словом, фирм-производителей очень много и от обилия газового оборудования рябит в глазах. Каждый покупатель может подобрать для себя оптимальный вариант и доверить установку профессионалам.

Газобаллонное оборудование для авто

6 лучших фирм-производителей газового оборудования — Рейтинг 2019 года (Топ 6)

Подорожал бензин? Ну и ладно

Несмотря на то, что современные системы ГБО для автомобилей стали значительно сложнее и дороже, чем привычные наборы «баллон-редуктор-смеситель» для старых карбюраторных автомобилей, при больших сезонных пробегах их использование остается весьма выгодным. К тому же грамотно отрегулированная пропан-бутановая или метановая система не только не опасна для мотора (как любят утверждать мифы), но и дает серьезные плюсы в виде значительного снижения нагарообразования, замедления темпов старения моторного масла и отсутствия риска убить катализатор «паленым» топливом.

Наиболее популярны сейчас автомобильные системы ГБО 4 поколения. Здесь используется распределенный впрыск испаренного пропан-бутана (или подается сжатый метан с пониженными давлением) с помощью электронно-управляемых форсунок и собственного ЭБУ, то есть фактически на впрысковый мотор устанавливается дублирующая система питания. Возможность точного управления подачей газа дает и безопасность работы (переобедненная газовая смесь при некорректных углах зажигания не лучшим образом сказывается на ресурсе клапанов), и дополнительную экономичность. Есть, конечно, и более совершенные системы новейших поколений, которые подают в форсунки прямо сжиженный газ и фактически не дают неизбежного на газовом топливе проигрыша в мощности, но они сложнее и дороже – а для покупателя газового оборудования цена все же значит больше, чем небольшая потеря динамики.

О том, газовое оборудование какой фирмы лучше, и пойдет речь в нашем рейтинге.

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие производители полных комплектов ГБО 1 Lovato 9.8 / 10 21 800
2 BRC 9.7 / 10 30 700
3 OMVL 9.6 / 10 19 800
Лучшие комплектовщики бюджетных комплектов ГБО 1 Digitronic 9.8 / 10 16 900
2 SEC 9.2 / 10 9 800
3 LPGTech 9.1 / 10 8 000

Выбор гбо можно разделить на две группы. В однозначном топе будут ведущие производители систем ГБО (причем все, как исторически сложилось, с итальянскими корнями). Они либо полностью производят все комплектующие для установочных китов, либо используют сторонние детали по минимуму (чаще всего это электронные блоки управления). На выходе комплект получается достаточно дорогим, но надежным и качественным.

Но существует и множество фирм, производящих исключительно отдельные детали ГБО – например, от высококлассных форсунок Hana до китайского «ноунейма». Так что неудивительно появление фирм-комплектовщиков, которые просто собирают киты из разных деталей. Не нуждаясь в создании сети фирменных представительств и авторизованных сервисов, что дает ощутимую прибавку к ценам китов от брендов топового уровня, фирмы-комплектовщики дополнительно могут сэкономить и на самих деталях. Более критичные можно взять и подороже, а менее критичные – подешевле. В итоге такой кит будет заметно привлекательнее по цене. И, кстати, как и в случае с производителями систем ГБО высокого класса, здесь тоже вполне определена география: большинство комплектовщиков на российском рынке родом из Польши.

Обращаться или нет к комплектовщикам? На самом деле, при использовании качественных деталей это позволит сэкономить без потерь для ресурса. Но сразу ознакомьтесь с тем, какие детали использованы в конкретном ките: одно дело, если честно указаны марки, а вот «свой бренд» или его полное отсутствие, скорее всего, указывают на китайские комплектующие неизвестного качества.

Независимо от марки кита, правильно подберите его под свой мотор. Производительность редуктора должна соответствовать мощности двигателя, иначе на режимах пиковых нагрузок мотор начнет «захлебываться», не получая достаточно топлива. Крайне желательна возможность точной настройки топливных карт в ЭБУ газобаллонного оборудования, это позволит получить наилучшую мощность и экономичность. Если время открытия штатных бензиновых форсунок на холостом ходу менее 2 миллисекунд, «мозги» ГБО должны иметь возможность калибровки время открытия/закрытия газовых форсунок, иначе отстроить холостой ход будет трудно. Не забывайте о вариаторе зажигания: газ горит совсем не так, как бензин, и на «бензиновых» углах зажигания он будет догорать уже в выпускном коллекторе, перегревая катализатор и выпускные клапана. К тому же вариатор зажигания дает и ощутимый прирост динамики.

* обратите внимание, что достоверность сведений и результатов составления рейтингов носит субъективный характер и не является рекламой

Что такое ГБО

Что такое ГБО — это газобаллонное оборудование для автомобилей. Большинство автомобилей, выпускаемых автопроизводителями использует дизель или бензин — это наиболее распространенные виды топлива, но, вместе с тем, и наиболее дорогие.

Газ является реальной доступной, а, главное, экономичной альтернативой (рассчитать экономию использования ГБО). Использование ГБО на авто было продиктовано двумя основными моментами: экономией и экологией.

Экономия — газ дешевле бензина, это является определяющим пунктом для большинства автолюбителей, которые решили установить газовое оборудование на автомобиль. Если Вы уже решили установить ГБО – перейдите по ссылке для расчета стоимости установки ГБО и записи в установочный центр.

Экология — для таких стран как США или Германия основополагающим фактором является экология. Выхлоп газовых автомобилей значительно чище бензиновых, и уж тем более дизельных, поэтому правительства этих стран активно продвигают перевод транспорта на газовое топливо. В нашей стране основным мотивом для перехода на газ, конечно же, является экономия — газ дешевле.

История газобаллонного оборудования

Пионером в газобаллонном оборудовании является Италия. Более 50 лет назад небольшие семейные компании на севере Италии начали осваивать производство компонентов для перевода бензиновых автомобилей на газ. Италия и по сей день является основным поставщиком газового оборудования на автомобили и новых газовых технологий. История бренда Lovato.

В последнее время эту эстафету активно подхватили такие страны как Польша, особенно в области электроники, Турция, Китай и Литва. Помимо Италии, которая сегодня является страной с самым большим распространением газового оборудования на авто, много автомобилей с ГБО также появилась в Польше, России, Украине, в странах Южной Америки, Индии, Китае и Австралии. Во многих из этих стран автопроизводители непосредственно на конвейере производят либо полностью газовые, либо двухтопливные (например, бензин и газ) автомобили.

Типы систем газового оборудования для автомобилей

Газобаллонное оборудование различается на два вида, в зависимости от типа используемого газа. Наиболее распространенные в нашей стране пропановые системы ГБО, использующие смесь пропана и бутана. Преимущество этих систем основано на, относительно, недорогом оборудовании и широкой сети заправочных станций, охватывающей всю территорию нашей страны.

Газовые заправки, возможно, не выглядят такими яркими и красивыми как бензиновые, но найти ГАЗС не составит проблем в любом регионе нашей страны. Дополнительное удобство пропанового газового оборудования на автомобиль — это газовые баллоны, которые бывают двух видов: цилиндрические и тороидальные, которые возможно разместить в нишу запасного колеса.

Второй тип ГБО на авто — это метановые газовые системы. Метан — это именно тот газ, которым активно торгует наша корпорация «Газпром» по всему миру. Метановое оборудование более дорогое, но использование метана более выгодно, т.к. он дешевле пропана. Минусами метана являются: во-первых, тяжелые и дорогие метановые баллоны, а во-вторых — неразвитая сеть метановых заправок.

Принцип действия газового оборудования на авто

Системы ГБО по своему принципу действия делятся на традиционные и инжекторные.

Традиционное ГБО предназначено, в основном, для карбюраторных автомобилей и использует принцип карбюрации. Поступающий в двигатель воздух проходит через специальный смеситель и засасывает необходимое количество газа — чем сильнее водитель нажимает на педаль газа, тем больше открывается дроссельная заслонка, тем больше воздуха поступает в двигатель, тем большее количество газа засасывается вместе с этим воздухом в двигатель.

Инжекторное газовое оборудование на авто аналогично бензиновой инжекторной системе, то есть газ поступает в двигатель через газовые форсунки, которыми управляет электроника ГБО. Основной принцип действия инжекторного газового оборудования — это быть незаметным для штатной электроники автомобиля, т.е. автомобильный блок управления не подозревает, что используется альтернативное топливо вместо бензина.

Безопасность ГБО

Слово «газ» само по себе несет некую опасность, поэтому производители газовых систем уделяют огромное внимание безопасности своих систем.

Арматура газового баллона оборудована пожарным, аварийным и электромагнитными клапанами, а также клапаном, перекрывающим поток газа, в случае обрыва газовой магистрали. Под капотом автомобиля газобаллонная электроника моментально перекрывает подачу газа, в случае использования бензина или остановки двигателя машины. Подробное описание принципа работы и безопасности ГБО смотрите здесь.

Все компоненты ГБО проходят обязательную сертификацию и многочисленные испытания, подтверждающие их безопасность. Стандарты безопасности для газобаллонного оборудования на авто, устанавливаемых на вторичном рынке абсолютно идентичны стандартам газовых автомобилей, производимых автопроизводителями. Установив ГБО на авто, Вы можете быть уверены, что защищены так же, как и владелец газового автомобиля с установленным газовым оборудованием непосредственно на конвейере.

Существуют некоторые мнения об опасности использования газового оборудования на автомобиле. На самом деле – это не более, чем миф. Посмотрите опровержения самых распространённых мифов о ГБО.

Классы ГБО на авто

Газобаллонное оборудование можно разделить на несколько классов.

К первому классу относятся, так называемые, брендовые системы. Это ГБО, поставляемое и состоящее полностью из компонентов одного производителя. Конечно, это оборудование является самым лучшим и сбалансированным. Каждый компонент такой системы знает, как работает его сосед, и использование этой информации позволяет добиться наилучших характеристик: максимальной экономии и минимальной потери мощности.

  • системы, собранные из компонентов итальянских производителей, достаточно, высокого класса;
  • системы, в основном, состоящие из турецких или китайских компонентов.

Конечно, последний вариант более низкого класса.

И, наконец, к четвертому классу можно отнести сравнительно недавно появившиеся подделки под брендовое газовое оборудование на авто, сделанные в Китае. Говорить о каком-либо качестве этого ГБО вообще смысла не имеет.

Современные тенденции газобаллонного оборудования на авто

В настоящее время помимо традиционного и инжекторного газобаллонного оборудования на авто появились новые направления развития. Это дизельные газовые системы, так называемые газодизели. Иначе говоря — использование газа на дизельных автомобилях.

В таких системах ГБО газ подается в двигатель одновременно с подачей основного топлива — дизеля. Использование газодизельного оборудования позволяет существенно снизить затраты на топливо, особенно это актуально для использования на магистральных тягачах.

Вторым современным направлением является использование газа на бензиновых автомобилях с прямым впрыском бензина. На данных современных автомобилях бензиновые форсунки установлены непосредственно в камеру сгорания двигателя. ГБО под прямой впрыск, которое может быть установлено на данные машины, также использует одновременную подачу газа и бензина.

Еще одним современным направлением является углубление связей между газовыми и автомобильными системами управления. Современное газобаллонное оборудование умеет общаться со штатными автомобильными контроллерами через системы передача данных по определенным протоколам, что позволяет информировать водителя, например, через бортовой компьютер о возникших неполадках или сбоях в работе газобаллонного оборудования.

ГБО что такое в автомобиле

Несколько раз в году при поездках на автомобиле автолюбители сталкиваются с серьёзной проблемой – подорожание топлива. В России она особенно актуальна. Никакие научные разработки в области экономики не могут объяснить механизм цен в этой сфере. Бензин и дизельное топливо дорожают, когда цены на нефть растут, это происходит и тогда, когда они падают вниз. На просторах интернета даже появился весёлый мем: цены на бензин выросли из-за того, что подорожала его транспортировка из-за того, что подорожал бензин.

Подобное положение дел заставляет специалистов искать различные выходы из положения, которые в первую очередь сводятся к экономии топлива с помощью различных видов тюнинга, а также разработке новых систем питания двигателя, переходу на другие виды топлива. Каждый месяц выходит много статей, посвящённых электрокарам и авто на водородных элементам. Однако подобные автомобили крайне дороги, для них отсутствует инфраструктура, да и энергия для них, на поверку, оказывается дороже. Лучше двигателя внутреннего сгорания пока ничего не придумано. К тому же, что делать людям, у которых нет денег на владение электрокаром или водородомобилем? Здесь на помощь приходит газобаллонное оборудование.

Газ стоит дешевле бензина, тем более что заправки, где можно найти метан или пропан, очень распространены. Плюсы его – очевидны, минусы надо поискать.

ГБО – это комплект оборудования, благодаря которому автомобиль может работать не только на стандартном жидком топливе (бензин или солярка), которое предусмотрено заводом-изготовителем, но и на различных видах газа. Сейчас активно используются такие газы как метан, пропан-бутан. Принцип действия любого ГБО – переключение питания двигателя с жидкого топлива на газ без особых изменений в его работе и сохранение динамики. Газовое оборудование бывает двух видов – инжекторное (ставится на инжекторные моторы, газ подаётся под давлением) и эжекторное (ставится на карбюраторные двигатели, газ засасывается карбюратором).

Появление ГБО связано с разработками двигателя, который в качестве топлива использовал газ. Они велись ещё в девятнадцатом столетии. В 1823 году был изобретён первый такой двигатель, который работал на светильном газе, а в 1860 году был выдан патент на их серийное производство. Однако подобные двигатели на тот момент таили немало сложностей в эксплуатации. Они были связаны с добычей и поставкой газа, его хранением, безопасностью, трудоёмкостью производства. Поэтому распространения они не получили.

Однако из-за резкого подорожания нефти после череды кризисов 1970-х годов возникла проблема высокой цены топлива. К этому времени началась разработка систем дублирования жидкого и газового топлива. Этому способствовало и то, что цена газа не так подвержена колебаниям, а сам он при этом дешевле, чем нефть. К тому же, к этому моменту появилась возможность хранить газ безопасно.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Развитие газового оборудования

Плюсы и минусы, которые даёт газовое оборудование при установке на автомобиль, привели к тому, что технология постоянно развивается. В ходе устранений различных недочётов и приспосабливания системы ГБО на разные виды двигателя появилось несколько поколений систем. На сегодняшний момент их шесть.

Начальное поколение в своей работе основывалось на принципе, при котором газ подавался в двигатель благодаря механической системе регулирования. В процессе участвовал редуктор вакуумного или электронного типа. Дозировка газа, подаваемого в двигатель, была основана на механическом принципе.

Однако механическое регулирование имело в своей основе ряд недостатков, которые частично были устранены в следующем поколении систем. Теперь процесс происходил с использованием электронного редуктора и блока управления. Последний получал информацию от датчиков (количество кислорода, частота вращения коленвала и положение дроссельной заслонки). На основе этих данных происходило поддержание на необходимом уровне газовоздушной смеси. Регулирование происходило при различных режимах работы двигателя.

Дозировку газа и его подачу в двигатель в системах третьего поколения осуществлял газовый инжектор.

Добавился датчик абсолютного давления газа, а также возможность распределённого синхронного впрыска газа во впускной коллектор с помощью механических форсунок. Сами форсунки работали за счёт увеличения или снижения давления газа. Проблемой третьего поколения стало то, что корректировка объёма поступающей смеси происходила медленно. Несмотря на это, плюсы этого поколения — в надёжности оборудования.

Проблема была решена при разработке систем четвёртого поколения, которые на данный момент являются самыми распространёнными и сбалансированными. Минусы более ранних версий были решены. Системы 4 поколения обеспечивают параллельный или распределённый последовательный впрыск топлива. Дозировка газа, поступающего топлива точнее, чем в предыдущих поколениях ГБО. Блок управления системой является аналогом стандартного бензинового ЭБУ. Расчёты подачи газа производятся с учётом работы бензиновой топливной системы, так как его работа синхронизирована с ЭБУ, который отвечает за подачу стандартного топливо.

При переключении на газ ЭБУ симулирует работу бензиновых форсунок, что предотвращает возможность появления ошибок стандартного ЭБУ. Оборудование этого поколения меньше всего влияет на ресурс двигателя.

Поколение 4+ было разработано для моторов с впрыском топлива непосредственно к свечи зажигания. Механизм работы ГБО данного поколения основан на том, что два вида топлива (бензин и газ) подаются в двигатель единовременно в соотношении 1 к 4. Такой принцип был положен в основу разработок следующих поколений.

Особенностью систем следующего, пятого поколения является то, что в них газ на форсунки подаётся в жидком виде. Однако их ахиллесовой пятой стал топливный насос. Данный элемент часто выходит из строя из-за качества использующегося газа, а также конденсата. Стоит отметить, что конденсат содержится в любом газе, его добавляют для того чтобы оперативно по запаху определить утечку. Но именно из-за него приходится постоянно менять топливный насос, при этом цена элемента довольно высока. Это уменьшает конкурентные преимущества оборудования.

Шестое поколение также основано на подаче газа в жидком виде и имеет ряд недостатков пятого поколения.

Кроме того, при подаче объединённой бензино-газовой смеси в двигатель из-за особенностей управления системы газ может испариться до того момента, пока попадёт в коллектор.

Вследствие проблем, возникающих у газобаллонного оборудования последних двух поколений, наибольшей популярностью пользуется ГБО 4 поколения. Кроме того, стоит отметить, что его установка меньше всего затрагивает другие элементы авто. Поэтому, если выбирать, то лучше выбрать именно его.

Топливо

В газобаллонном оборудовании на автомобиле используется газ двух видов – метан и пропан-бутан.

Метан – это природный газ, который используется в кухонных плитах. На автомобиле он представлен в сжиженном виде. Пропан же является элементом отходов при добыче нефти. Однако, учитывая, что он является видом топлива, ему нашли применение в народном хозяйстве. К примеру, пропан используется в качестве хладагента в холодильниках, а также создаёт давление в аэрозолях. На двигателе автомобиля он используется в качестве топлива. Для улучшения характеристик в пропан добавляют газ бутан.

Метан и пропан имеют разные требования к газовому оборудованию. В первую очередь это касается газового баллона.

Причина в том, что давление, при котором хранится метан, в 20 раз больше, чем то, под которым хранится пропан. Вследствие этого стенки баллонов, в которых будет храниться метан, должны быть толще, что ведёт к утяжелению самой ёмкости. Одно из решений данной проблемы – металлопластиковые баллоны. К ГБО, для которого топливом служит метан, предъявляются более высокие требования безопасности. Поэтому большим распространением пользуется газобаллонное оборудование, у которого главный вид топлива – пропан.

Стандартный баллон при этом вмещает до 40 литров смеси, что можно соотнести с ёмкостью бензинового топливного бака. Газ расходуется всего на 10% больше, чем бензин, при этом динамика на автомобиле, как правило, та же. Это и обеспечивает экономическую целесообразность установки, и многие автомобилисты предпочитают выбрать именно пропан.

Мифы, связанные с ГБО

Существует множество мифов, связанных с установкой и эксплуатацией ГБО.

Первый из них – опасность. Противники ГБО указывают на опасность хранения газа, газ (метан или пропан) может воспламениться, существует возможность взрыва его взрыва и тому подобное.

Однако, как показывают опыт и статистика, езда на автомобиле с газовым оборудованием безопаснее, нежели с бензиновым двигателем. Причина этого в том, что температура возгорания газовых смесей, используемых в ГБО, выше, нежели у бензина.

Кроме того, для процесса горения необходим кислород. Он есть в обычном бензобаке, но отсутствует в газовом баллоне, так как газ там находится под давлением в сжиженном виде. Баллоны рассчитываются таким образом, чтобы ликвидировать возможность их повреждения из-за воздействия давления, их пределы прочности максимально завышены. Кроме того, баллоны устанавливаются в наиболее защищённые части авто, где им не грозят механические повреждения. Поэтому возможность взрыва газа в авто, если установка произведена правильно, практически сведена к нулю.

С этим мифом связан другой – при установке ГБО будет запах газа. Данный миф лишён всяких логических оснований. Во-первых, запах газа – свидетельство его утечки, если установка была произведена правильно, а баллон не имеет повреждения, она невозможна. Во-вторых, сам газовый баллон находится в специальной оболочке, которая в случае разгерметизации не позволяет газу попасть в салон. Она снабжена вентиляционными трубками, которые ведут наружу.

Запах газа может быть свидетельством нарушения связей между элементами ГБО, однако, если оборудование сертифицировано, установка выполнена специалистами, это практически невозможно. Если же такая проблема возникает, то она решается в сервисе. Стоит отметить, что ни метан, ни пропан запаха не имеют, его придают дополнительные присадки, которые специально добавляются в газ. Так или иначе, возможность появления запаха газа практически исключена. В то же бензиновая система при своей неисправности приводит к появлению запаха в салоне авто.

Другой контраргумент против ГБО – после установки автомобиль снизит динамику. Такая проблема, действительно, свойственна для авто, оборудованных газовым оборудованием. Однако если установка произведена с соблюдением всех стандартов, то потери мощности может не быть вообще, либо максимально она составит всего 3-5%. Стоит отметить, что данная проблема остро стояла для авто с системами первого и второго поколений, однако в процессе развития она снизошла на нет.

На просторах интернета ходит миф о юридических сложностях, которые могут возникнуть при регистрации авто.

Однако данная проблема преувеличена. С недавних пор регистрировать топливные системы стало необязательно. Если же проблема возникнет при регистрации в случае продажи авто, какого бы оборудования она ни касалась, она решается документами, которые предоставляются в сервисе после установки.

В качестве другой проблемы отмечается возможность прогорания клапанов двигателя, такое влияние может быть оказано из-за слишком высокой температуры, при которой сгорает газ (как отмечалось, температура воспламенения газа выше, чем у жидкого топлива). Однако, как показывает практика, у авто, которые оборудованы ГБО 4 поколения, данной проблемы нет. Возникает проблема проседания клапанов из-за проседания седла. Она вызвана высокой температуры сгорания. Для решения этой проблемы были разработаны средства охлаждения клапанов. Благодаря им ресурс клапанов будет больше

Есть и другие мифы, которые периодически встречаются в сети. Однако, как правило, они связаны с проблемами других узлов авто. Таким образом, минусы газового оборудования слишком переоценены, а его плюсы, особенно экономия средств, заставляют не обращать на них внимания.

Окупаемость и производители

Важный вопрос, который ставят автомобилисты, – окупаемость систем ГБО. На него нет однозначного ответа. Окупаемость зависит от прожорливости авто, а также от пробега. Если за год автомобиль проезжает свыше десяти тысяч километров, то система окупится за несколько месяцев. Если это обычный легковой автомобиль с умеренным расходом – установка газового оборудования окупится через пару лет. В любом случае, деньги, вложенные один раз, будут работать очень долго, принося экономию владельцу авто.

У многих автолюбителей возникает вопрос – оборудование какого производителя лучше выбрать. При выборе стоит обратить внимание на страну. По мнению экспертов, лучше всего использовать оборудование голландского производителя, так как в Голландии высокие требования к качеству и безопасности авто, снабжённых системами газового оборудования. Кроме того, они отмечают оборудование марки STAG. Оборудование данного производителя, как правило, отличается высоким качеством, его основные элементы производятся в Польше.

Все плюсы и минусы оборудования различных производителей кроются в производстве.

Если оно расположено в Европе, то цена будет выше при соответствующем качестве. Если в Китае, то ниже будет цена, но здесь уже стоит задуматься о готовности экономить на безопасности собственной жизни.

Таким образом, газобаллонное оборудование имеет в основном положительные моменты, главным из которых является экономия денег. Заплатив однажды, прибыль от этого вложения можно будет получать многие годы.

Автор: А. Копылов

Оцените статью: (5 Голосов: 5,00 из 5) Загрузка.

Авто на газу: преимущества и недостатки

Установка газового оборудования на автомобиль оценивается, прежде всего, с экономической точки зрения: разница в цене газа и бензина заставляет задумываться любого автомобилиста. Однако, нужно учесть все плюсы и минусы ГБО до того, как решение по монтажу будет окончательно принято. Также стоит знать, на какие машины ставить газовую систему выгодно, а на каких затраты будут окупаться излишне долго.

Основные преимущества ГБО

Стоимость газа на порядок ниже, в сравнении с бензином

В первую очередь стоит говорить о пропан-бутановой смеси, к тому же такое оборудование применяется гораздо чаще. Стоимость этого газа, в зависимости от региона, в среднем на 55% дешевле бензина.

Менее распространен метан, в основном из-за неудобства хранения, т.к. приходится использовать тяжёлые баллоны высокого давления и хранить газ в сжатом виде. Цена метана ниже на 65%, против бензина.

Двигатель работает мягче

В сравнении с бензином газ горит дольше и октановое число его выше (около 105). С одной стороны, это снижает ударные нагрузки при работе мотора и уровень механических шумов, с другой – вынуждает изменять углы опережения зажигания.

При штатной регулировке «под бензин» газ не успевает полностью сгореть к моменту открытия выпускных клапанов. Отсюда, собственно, и происходит разделяемая многими уверенность в том, что газовое топливо вредно для ресурса мотора. На самом деле, по мнению специалистов, при правильной настройке газовой установки, на детали двигателя негативного воздействия нет.

Возможность использования двух видов топлива

Спорно, но всё же отнесем этот пункт к достоинствам ГБО. Так заправившись двумя видами топлива, можно увеличить пробег транспортного средства. Особенно это хорошо в поездках на дальние расстояния.

Также, при работе газобаллонного оборудования штатный бензонасос и форсунки отключаются, на инжекторных моторах, их ресурс увеличивается в разы. Если для отечественных автомобилей из-за дешевизны запчастей это не имеет критичного значения, то для иномарок может дать дополнительную и заметную экономию денег.

Полезно для современного двигателя

В гонке мировых лидеров автомобилестроения становятся все популярнее высокофорсированные двигатели малого объема, с турбонаддувом, которые требуют топливо с повышенным октановым числом. Перевод авто на газ позволит избавиться от риска повреждения такого двигателя, горючим низкого качества.

Газ – экологически чистое топливо

Если же говорить об экологии, то газ гораздо перспективнее бензина и дизеля: сгорает он «чище», ввиду отсутствия в нём вредных примесей, что снижает требования к катализаторам и выхлопной системе в целом.

Минимальное нагарообразование, отсутствие эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров, способны дать серьезный прирост срока службы цилиндропоршневой группы.

А самое главное, это положительно влияет на окружающую среду, что особенно актуально для густонаселённых мегаполисов.

Недостатки ГБО

Опасность при эксплуатации авто на газе

Бесспорно, наличие в багажнике баллона высокого давления (особенно при использовании метана, который хранится под давлением около 200 атмосфер) несет определенные риски. Однако практически все эти проблемы в современном ГБО решены:

  • опытным путём специалистами доказано, что прочность автомобильных газовых баллонов достаточно велика, чтобы переживать за них при аварии. Более того, даже в случае пожара баллоны безопаснее, чем бензобак: оснащённые предохранительными клапанами они не взрываются, а только стравливают излишнее давление. Пары бензина же в баке могут привести к взрыву;
  • предохраняющие клапаны, которые обязательно нужно устанавливать в системах автогазового оборудования, рассчитываются не только на случай превышения давления в баллоне (из-за нагрева или «перезаправки»), но и на разгерметизацию, например: обрыв магистрали, идущей к редуктору испарителю. Таким образом, принцип устройства ГБО сокращает возможность утечки газа.

В целом, езда на газу стала не более опасна, чем на бензине. Однако для достижения этой безопасности приходится выполнять своевременную профилактику:

  1. замена уплотнителей;
  2. трубопроводов;
  3. переборка редуктора (замена ремкомплекта).

Известные случаи взрывов газовых баллонов – это именно следствие нарушения норм обслуживания или даже грубого вмешательства в конструкцию, а также не профессиональная установка.

Сокращение полезного объёма в багажнике и утяжеление массы авто

Серьёзной проблемой газового оборудования, становится отсутствие в автомобиле предусмотренного места для баллона. Неизбежно приходится чем-то жертвовать – местом в багажнике или запасным колесом. Неудобства с установкой газа сильнее всего затрагивают владельцев хэтчбеков и универсалов. Баллон лишает их возможности трансформировать багажное пространство, хотя именно ради этого подобные кузова и выбирают обычно. Эти недостатки ГБО нужно учитывать при подборе баллонов газовой системы.

Сокращение полезного объёма в багажнике

Мало того что сами баллоны достаточно тяжёлые, вдобавок остальные компоненты системы имеют вес, хоть и не большой.

В плане компоновки, установка газа на коммерческий транспорт практичнее. Так на грузовиках есть возможность крепления баллонов вне полезного объема кузова ( рама, за кабиной и так далее), а масса их по отношению к весу автомобиля и его грузу значительно меньше, чем у легковых машин.

ГБО на коммерческом транспорте

Потеря мощности двигателя и повышенный расход газа

Даже в самых современных системах, подающих в форсунки жидкую фазу, а не испаренный пропан, в любом случае будет потеря мощности и динамики автомобиля на 5-15%. Но этот факт, справедлив лишь для малообъёмных двигателей внутреннего сгорания. Владельцы же современных, с высокой и средней мощностью, автомобилей, как правило, не замечают потери тяги после перехода на газ. Также, для выполнения этого условия, важна правильная регулировка оборудования.

При работе ГБО на пропан-бутане как правило потребление топлива увеличивается на 10-20%, в сравнении с питанием двигателя бензином. Впрочем, этот недостаток легко нивелируется разницей в ценах на топливо. С метаном же обратная ситуация, здесь расход газа меньше на 5-10%. На это может влиять как настройка установки, так и качество газа на заправочной станции.

Дополнительные расходы на ТО

Как и любая техника, газовое оборудование имеет свой ресурс, по истечении которого потребуется замена и ремонт компонентов. Также, регулярность обслуживания ГБО и автомобиля неизбежна.

Исходя из этого, появляются дополнительные финансовые затраты.

Специальные требования по эксплуатации и хранению автомобиля на газу

По правилам эксплуатации газобаллонного оборудования, перед тем как переключиться на газ, нужно запустить и прогреть двигатель на бензине. В регионах с холодным климатом, критично падение температуры для пропан-бутановых смесей, так как при сильном морозе газ начинает сжижаться и не может нормально поступать в двигатель. Устройство ГБО предполагает испарение газа до подачи в ДВС, поэтому редуктор постоянно подогревается антифризом от системы охлаждения авто. Только после прогрева становится возможным переключение питания и устойчивая работа мотора.

Затем хранение газового автомобиля в закрытом помещении по правилам нужно осуществлять с пустым баллоном.

Редко, но бывают крытые стоянки, где владельцам запрещают парковать газовые машины.

Все эти и другие нюансы, накладывают на собственника авто с газовым оборудованием, определённые обязательства.

Малое количество газовых заправочных станций

Газовая сеть сама по себе гораздо меньше (особенно метановых АГНКС), чем сеть бензиновых заправок. В некоторых населённых пунктах, владельцу машины на газу придется столкнуться и с поиском топлива в дороге, и с необходимостью планировать обычные городские поездки с учетом расположения газовых станций.

Обязательная регистрация оборудования и освидетельствование баллона

Современные поколения газовых систем, начиная с четвертого, становятся всё эффективнее в применении: длительность впрыска газа у них гибко варьируется прошивкой блока управления, углы зажигания при переключении на газ автоматически меняются. Самому поставить такую систему уже будет проблематично, но возможно.

Самостоятельное переоборудование автомобиля на газ всё же возможно, однако юридически это уже незаконно. Технический регламент однозначно трактует установку ГБО как изменение конструкции ТС, и единственное место, где можно легально установить газ в автомобиль – это сертифицированные техцентры.

Установив ГБО своими руками, можно столкнуться с проблемами при техосмотре и постановке транспорта на учет.

К тому же, кроме регистрации, нужно ещё и соблюдать периодичность освидетельствования и проверки газовых баллонов.

Так стоит ли ставить газовое оборудование на авто?

На основании перечисленных плюсов и минусов, делать какие-либо выводы и точные расчёты окупаемости ГБО нет особого смысла. Всё очень индивидуально и будет зависеть от ряда факторов, к примеру, таких как:

  1. Стоимость (зависит от производителя и поколения);
  2. Выбор газа (метан или пропан);
  3. Модель авто (расход и вид топливной системы);
  4. Периоды эксплуатации (сезонность);
  5. Месячный пробег и даже стиль вождения.

По отзывам автовладельцев, установка газобаллонного оборудования на автомобиль, окупается за 1-3 года, в зависимости от перечисленных параметров.

Рационально ставить ГБО при больших пробегах: чем больше машина пройдет на газу, тем большую экономию это принесет владельцу. Даже с учетом расходов на установку, регистрацию и периодическое обслуживание, экономия средств, на личном транспорте будет выглядеть привлекательно, но в том случае, если пробег авто за год эксплуатации составит не менее 30 тыс.км. Если же разговор идет об автопарке коммерческого транспорта (грузовые и пассажирские перевозки), то выгода тем более очевидна.

Таким образом, если взвесить все за и против, не сложно произвести простейший расчёт для конкретного автомобиля и решить устанавливать или нет газобаллонное оборудование.

Источник http://vseogbo.ru/gazoballonnoe-oborudovanie-chto-eto-takoe/

Источник http://365cars.ru/reytingi/pljusy-minusy-gazoballonnogo-oborudovanija.html

Источник http://cial-auto.ru/stati/gazoballonnoe-oborudovanie-dlya-avto.html

Похожие записи

Оставить комментарий